Скачать 306.84 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.В.1.1 ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020801 Экология (Экологическая экспертиза) (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А. 1.2 Рецензенты: - кандидат ветеринарных наук, доцент, зав. кафедрой географии и экологии Николаев А.В.; - кандидат педагогических наук, доцент, декан экономического факультета филиала БИЭПП г. Мурманска Возница В.М. 1.3. Пояснительная записка Вопросы получения и использования энергии тесно связаны с состоянием природной среды, экономическими и социальными аспектами. В настоящее время во всем мире происходит обострение экологического кризиса, во многом обусловленного увеличением энергопотребления, истощением невозобновимых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств. Экологическое образование в этой области может существенно изменить менталитет людей и помочь улучшить ситуацию. Особенно важно показать возможность личных действий каждого человека, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на нашу среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений. Цель программы - ознакомить студентов ЕЭФ с основами Государственной политики в области энергосбережения, привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Важно не только дать студентам знания об энергии и ее взаимосвязи с окружающей средой, но и создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, воспитать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечь их в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, научить методике преподавания элективного курса «Энергосбережение» в школе, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения. Задачи:
Место курса в общей системе подготовки специалиста – региональный компонент профессионального высшего образования – для углубления знаний по проблематике эффективного энергосбережения предприятий, учреждений и в быту. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.4. Извлечение из ГОС ВПО Не предусмотрено. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).
Тема 1. Роль энергетики в мировой экономике. История развития энергетики как отрасли мирового хозяйства. Мощность энергии. История энергопотребления. Структура производства и потребления энергии. Территориальная неравномерность потребления энергии. Энергетические кризисы Тема 2. Возобновимые и невозобновимые источники энергии. Экологические последствия энергопотребления Виды электростанций, особенности их работы и размещения. Альтернативная энергетика. Экологические последствия энергопотребления. Тема 3. Нормативно-законодательная база по энергосбережению. Комплексная программа энергосбережения Минобразования России на 1995 – 2005 годы. Состав и структура действующей нормативно-правовой базы энергосбережения. Характеристики осоноволагающих целевых и нормативных актов в области энергосбережения. Тема 4. Проведение энергетических обследований. Виды энергоаудитов, основные этапы энергоаудита. Методика сбора информации по обследуемым помещениям, зданиям и в целом по организации. Приборы, необходимые для проведения аудита. Методика составления энергетических паспортов. Тема 5. Элективный курс «Энергосбережение». Методика преподавания курса. Значение курса, его место в системе школьного образования. Содержание и структура курса. Учебно-методический комплекс «Энергосбережение» (8 класс). Формирование новых понятий курса. Методика выполнения лабораторных и практических работ. Межпредметные связи курса, возможности их реализации Тема 7. Учебно-исследовательская работа по энергосбережению. Методика ведения учебно-исследовательской работы в рамках дисциплины. Выполнение зачетной работы «Энергоэффективный дом»
032400 «Биология со специализацией экологическое воспитание», 050103 «География, технология и предпринимательство».
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практическая работа №1. Тема: Роль энергетики в мировой экономике. План:
|