Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры





Скачать 287.06 Kb.
НазваниеТеоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры
страница1/3
Дата публикации21.05.2015
Размер287.06 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

РОДИНА Эмма Николаевна


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.С. ЛИХАЧЕВА
В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ


СУЩНОСТИ И ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

09.00.13 – религиоведение, философская антропология
и философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук

Ростов-на-Дону – 2007

Диссертация выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук

Северо-Кавказского научного центра высшей школы

Южного федерального университета
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Митина Ирина Викторовна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Мирская Людмила Анатольевна
кандидат философских наук, доцент

Орехова Лариса Георгиевна
Ведущая организация: Краснодарский государственный

аграрный университет

Защита диссертации состоится 12 сентября 2007 года в 15 час. на заседании диссертационного совета Д. 212.208.13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 12 августа 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования творческого наследия Дмитрия Сергеевича Лихачева обусловлена возросшей потребностью в духовно-нравственных идеях в настоящее время, ознаменованное продолжением и обострением культурного кризиса. Его идеи могут способствовать возрождению нации и спасению человечества от надвигающихся на него проблем. Рассмотрение его деятельности как культурфилософской позволит по-новому расставить акценты на уже известных науке понятиях, расширит сумму знаний по философии культуры и внесет новые ориентиры в духовную жизнь своего народа. Обострившийся в последние годы интерес к его идейному наследию, связан с ознаменованием 2006 года как «Года образования, культуры и гуманитарной науки – годом академика Лихачева».

После этого многообразные мировоззренческие представления ученого стали рассматривать под разными углами зрения – это и культурология, и педагогика, и экономика, и политика, и управление. Но ни на одном из лихачевских чтений не исследовали творчество академика в рамках философии культуры, поэтому представляется целесообразным восполнить этот пробел. Тем более что глубокий разбор идей ученого путем аксиологического, сравнительного методов анализа различных философских учений в рамках специальной компаративистики позволит нам показать «перекличку» идей в пределах отечественной философской культуры.

Обширные научные интересы Лихачева по филологии, философии, культурологии, ставшие всемирной классикой, до сих пор не вписаны в определенные рамки культурфилософской мысли. Многообразные и содержательно емкие идеи ученого, разрозненные и разбросанные по книгам, статьям содержат множество наблюдений, категорий, специальная экспликация которых, будет способствовать развитию и обогащению знания по философии культуры. Через обращение к этапам развития прошлых культур, их искусству мы сможем лучше понять себя, свой культурный процесс, реально повлиять на изменение современной ситуации, ведь сегодня философия культуры не замкнута на своих узкоспециальных вопросах.

Обращение к отечественной культуре и искусству в сегодняшних условиях, когда видимое поле культуры занято, в большей степени, бытовой и массовой культурой, необходимо именно потому, чтобы показать наше культурное богатство. Понять все богатство художественной культуры, нравственных идеалов, ценностных установок прошлого поможет нам постижение научного потенциала мыслей и идей Лихачева.

Таким образом, актуальность определяется необходимостью рассмотреть творчество Лихачева в контексте философии культуры. Задача современной науки заключается в изучении его творчества, в выработке рекомендаций по использованию научных идей академика в духовной и материальной сфере.

Степень научной разработанности темы. В наш век гуманизма и антропоцентризма особенно необходимы исследования творчества людей, «отмеченных Провидением», к которым мы относим и Дмитрия Сергеевича Лихачева, идеи которого становятся важными для всего человечества. Большинство людей знает Д.С. Лихачева как литературоведа, филолога, текстолога, общественного деятеля, об этом говорят небольшие статьи в журналах, книгах, но мало что известно о нем как о философе культуры, искусствоведе, внесшего новые понятия и раскрывшего по-иному уже известные термины культурфилософии. Практически не анализировались его глубокие убеждения о тесной взаимосвязи культуры, нравственности, экологии, которые сегодня являются актуальными исследовательскими новациями, не уделялось внимания его представлениям о русской художественной культуре. Именно поэтому, мы решили посвятить свое исследование анализу, обобщению его наследия в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры.

К первому периоду, отразившему интерес к его творчеству, мы относим написание рецензий на научные и научно-популярные издания Лихачева, выходившие при его жизни. В частности, на книгу «Культура Руси эпохи образования Русского национального государства» (Л., 1946) вышли рецензии двух авторов – Н.Н. Воронина и М.Н. Тихомирова. «История культуры Древней Руси» (Т. 1–2. Л., 1951) вызвала интерес у
В.П. Андриановой-Перетц, В.А. Александрова, А. Монгайта, А.П. Смирнова, Г. Федорова, М.Н. Тихомирова. На книгу «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» написал рецензию Ю. Кашкаров. «Письма о добром и прекрасном» рецензировал И.Н. Баженов; «Земля родная» – Б. Казанков, А.П. Любимов; «Заметки о русском» – Г. Карпушин, А. Пистунова, «Прошлое – будущему» – В. Акимов, Н. Тюльпинов. Книги, так или иначе связанные с культурой, вызывали меньший резонанс, чем издания литературного плана. Особо следует выделить имя Д. Молдавского, написавшего очерк о творчестве Лихачева и ряд отзывов на его книги по развитию русской литературы. К этому же периоду мы отнесли и журнальные публикации, посвященные юбилеям Дмитрия Сергеевича. В них отмечалось профессиональное мастерство ученого, талант организатора такими авторами как Л.А. Дмитриев, Я.С. Лурье, А.С. Демин, О.А. Державина, А.Н. Робинсон, А.М. Панченко, А.С. Елеонская,
К. Канева, О.А. Князевская, Н.И. Толстой, В.А. Мануйлов. Краткое освещение трудов Лихачева без анализа его представлений было предпринято Е. Дорошом в 70-е годы.

Ко второму периоду мы относим воспоминания о Лихачеве как о человеке высокой души, «совести нации», чья фигура способствовала национально-культурному самоопределению страны. Ученики Лихачева – Г.М. Прохоров, Л.Д. Опульская, И.А. Лобакова, Р.П. Дмитриева,
М.А. Салмина написали воспоминания о личных качествах их учителя, его воспитанности, интеллигентности и об открытиях, сделанных в филологии, текстологии, средневековой литературе. Такие авторы, как
О.В. Панченко, Д. Гранин, А. Рубашкин, Е.Г. Водолазкин, С.С. Аверинцев, Д.Н. Альшиц, Л.Д. Лихачева, М.П. Сотникова, О.В. Творогов,
К.Х. Смит, Р. Милнер-Гулланд, опубликовали свои воспоминания в журналах о личных качествах Лихачева-интеллигента, ученого с большой буквы. В 2002 году вышла книга «Дмитрий Лихачев и его эпоха»: Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии (сост. Е. Водолазкин. – СПб., 2002. – 420 с., ил.). В ней представлены воспоминания М. Горбачева,
Д. Гранина, А. Кушнера, М. Шемякина об академике, собрано много фотографий и материалов из семейного архива.

Третий этап освоения культурного наследия Лихачева был направлен на постижение его идей во время Лихачевских чтений. Первые Лихачевские чтения «Христианство и древнерусская литература» (название было в свое время предложено Лихачевым) прошли с 29 сентября по 3 октября 2000 г. В них были представлены различные аспекты анализа древнерусской литературы: сравнение древнерусских образов, смеховая культура, развитие текстологической школы Лихачева. С докладами выступили А.М. Панченко, М.В. Рождественская, И.З. Серман, С.О. Шмидт, Ацуо Накадзави (восприятие японцами книг Лихачева), В.П. Бударагин,
А.А. Алексеев и другие, продолжавшие развивать идеи Лихачева. Вторые Лихачевские чтения состоялись 23–24 мая 2002 года. На них был озвучен Указ президента РФ «Об увековечении памяти Д.С. Лихачева», было представлено пять секций, названных по проблемам, которыми занимался Лихачев – правовые основы сохранения культуры, судьба книг, российский интеллигент, древнерусская литература, искусство и современность. На этих чтениях впервые была предпринята попытка не только развития идей ученого, но и установления основных научных положений его теории. К таким авторам относятся Т.Е. Шехтер, О.Ф. Петрова,
Г.М. Бирженюк, А.Н. Кельчевский, В.В. Окрепилов, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Д.Н. Аль, А.П. Марков, Н.Б. Иванова, А.С. Кушнер,
Ю.В. Зобнин, Б.Д. Парыгин, Н.А. Сивова, И.А. Савкин, Т.Д. Дягилева, Г.А. Сащенков, М.Г. Бялик. Кратким обзором творчество Лихачева упоминалось в статьях Н.Е. Выжлецовой, относившей представления ученого об образовании культуры к социокультурному типу. И.А. Бокачев, проводя обзор категории духовности в социальной философии, включил имя Лихачева.

Таким образом, представленная литература во многом фрагментарна и не завершена. На сегодняшний день не раскрыты полностью ценностные идеи, взгляды Д.С. Лихачева в рамках философии культуры. Актуальность, сложность и недостаточная научная разработанность творческого наследия Д.С. Лихачева определили выбор темы, объекта, предмета, цели и задачи исследования.

Объект диссертационного исследования – научно-публицистиче­ское наследие Д.С. Лихачева в культурфилософском осмыслении.

Предмет исследования – сущностные и ценностные представления Д.С. Лихачева об отечественной культуре.

Целью настоящего диссертационного исследования является анализ и оценка взглядов Д.С. Лихачева на отечественную культуру в контексте понимания ее сущности и ценности. Цель исследования реализуется посредством постановки и решения следующих основных задач:

  1. Эксплицировать понимание Лихачевым содержания понятий «культура», «память», «история», «традиция» и показать их взаимосвязь.

  2. Рассмотреть в контексте культурно-исторических представлений идею Лихачева о становлении русской культуры.

  3. Выделить и сравнить взгляды философов и Лихачева на сущностные составляющие русского национального характера.

  4. Показать особенности понимания Лихачевым древнерусской «смеховой культуры», способствующие постижению национального характера.

  5. Проанализировать положение и значение языка в русской культуре.

  6. Исследовать взгляды Лихачева о художественно-духовном наследии Руси-России через искусство и его виды.

  7. Вычленить характерные особенности стилей монументального историзма, Предвозрождения, барокко из литературоведческих работ Лихачева.

Теоретическая и методологическая основа исследования. По своему характеру, по способу анализа определенных текстов, по привлекаемым дополнительно материалам данная работа является культурологической и историко-философской одновременно. Используемые нами общенаучные методы сравнения, аналогии, системного подхода позволили нам объяснить представления Лихачева о культуре, искусстве. Оперирование такими методами историко-культурологического исследования, как анализ первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение, сравнительная характеристика историко-культурных взглядов ученых и Лихачева, дополнила ранее существовавшие взгляды о судьбе и культуре России. В диссертации также применялись диалектические принципы исследования для уяснения особенностей русской художественной культуры.

Научная новизна диссертационного исследования:

– представлен системный и структурный анализ понятий культура, память, история, традиция в творчестве Лихачева;

– проанализированы взгляды Лихачева о происхождении русской культуры в культурно-историческом контексте развития;

– выявлены в работах Лихачева сущностные свойства русского национального характера, необходимые для возрождения национальной самобытности;

– раскрыты основные формы смехового поведения на основе представлений Лихачева о смеховой культуре;

– исследованы суждения Лихачева о развитии языка как многоуровневого образования;

– обобщено содержательно-смысловое значение русской художественной культуры в творчестве Лихачева;

– систематизированы структурные характеристики стилей монументального историзма, Предвозрождения, барокко в трудах Лихачева.

Положения, выносимые на защиту.

1. Многогранное понятие «культура» осмысливается Лихачевым как целостное явление, в котором взаимосвязаны культура, природа, человек. Рассматривая в единстве природно-культурный комплекс, Лихачев ввел в научный тезаурус понятие «экология культуры» и новую дисциплину – культурная экология. Сущностное и ценностное понимание Лихачевым природного и культурного комплекса заключено в идее Дома как микро- и макрокосмоса нашего существования. Культура и человек взаимопроникают друг в друга, образуя духовно-душевную целостность. Лихачев признавал материальную и духовную стороны культуры, но приоритет отдавал духовности, которая должна строиться на добре, отзывчивости, взаимопомощи. Соотношение культуры, природы, человека ученый обозначил как гомосферу, связанную с гуманистической сущностью человека. Философски осмысленное понятие «культура» стремится к безграничности и универсальности.

У Д.С. Лихачева понятия памяти, истории, традиции выступают как самостоятельные дефиниции философии культуры. Ученый определял память как культурное наследие человечества, способное творить, действовать и противостоять времени. Исследование соотношения памяти и культуры позволяет выделить новые понятия: память культуры – культурно-историче­ское наследие и культура памяти – механизмы сохранения культуры. Рефлексия над лихачевским пониманием памяти позволяет показать связь памяти с важнейшими вопросами философии – единство личности, ее сознание и самосознание, ее природа и бытие. Совместное развитие памяти с историей сохраняют для нас культуры прошлых времен, способствуют пониманию современности. Сущностные представления истории раскрыты через временные императивы. Основой познания прошлого должна стать традиция, требующая своего сохранения, предопределенного наследования, обогащения научного знания.

2. Культурно-историческое становление и развитие русской культуры, по представлениям Лихачева, происходило под влиянием Юга (Византии) и Севера (Скандинавии). Введенное ученым определение «трансплантация», или «культурный перенос», показало, что Русь функционально перерабатывала византийский опыт и восприняла скандинавское военное мастерство. Анализ норманнской, евразийской теорий, славянофильских и западнических представлений о становлении русской культуры и сравнение их с взглядами Лихачева показало принадлежность России к европейским корням развития с собственной богатой внутренней силой. Ученый придерживался идеи примирения традиций славянофильства и западничества. По духовным основаниям Лихачев относил Россию к европейскому цивилизационному типу с присущими ему качествами универсализма, восприимчивости культур, терпимости, свободой. Сущностное и ценностное представление ученого относительно дальнейшего развития русской культуры заключается в объединении культур различных народов при сохранении их своеобразия.

3. В национальном характере русских Лихачев отмечал сосуществование милосердия, любви, терпимости и одновременно агрессивности, легковерия, стремления к крайностям, которые он предлагал направлять в русло добрых начинаний. Лихачев обосновал представление о том, что сложный и противоречивый национальный характер русских отразился в языке (на уровне лексики, грамматики, синтаксиса). Академик Лихачев предлагал создавать национальный идеал из лучших черт народного характера для возрождения нравственности, а значит, для улучшения культурно-исторической обстановки. Ценностное представление ученого заключается в отрицании национализма и в желании восстановить свой нравственный авторитет среди других народов за счет развития культуры и науки.

4. Д.С. Лихачев, анализируя смеховой мир древнерусской культуры, пришел к выводу, что средневековый смех не был противопоставлен миру официальной культуры и был направлен на личность самого смеющегося. Лихачев, опираясь на литературные источники, показал, что особенность смеха в Древней Руси заключалась в его разделении на «мир» и «антимир», где «кромешный мир» становился созданной реальностью. Выделение и обрисовка сущностных составляющих форм смеха из работ Лихачева способствует пониманию проблем русской ментальности.

5. Лихачев считал язык составной частью культуры, с помощью которого мы перенимаем ее, формируем культурные коды для сохранения памятников искусства. Исследование языка как многоуровневого образования в работах Лихачева способствует решению социальных конфликтов, ведущих к коммуникативному недопониманию; устраняет недоверие, содействует участникам вербально-коммуникативного общения. Взаимосвязь культуры и языка отражается в концептах, включающих в себя слова со всеми его значениями и функциями, а концептосфера русского языка образует некий концентрат культуры, а значит, способна возродить духовную преемственность. Научно-публицистическое осмысление концепта и концептосферы Лихачевым послужило основой для создания новых дисциплин – лингвокультурология и этнолингвистика.

6. Содержательно-смысловой анализ русской художественной культуры в работах Лихачева отразил своеобразие нашего искусства, объяснил основные его свойства. Акцент, сделанный ученым на древнерусских видах искусства с такими чертами как ансамблевость, «абстрактный психологизм», «хоровое начало», показал нам становление основ русской художественной культуры. Лихачев, исследуя древнерусскую художественную культуру, показал ее как «свою античность» с большими общекультурными возможностями.

7. Характеристика стилей монументального историзма, Предвозрождения, барокко, предложенная Лихачевым, показывает целостное художественное развитие культуры России. Отличительной особенностью стиля монументального историзма являются такие признаки стиля, как динамичность, «дистантность», вечность. В своих трудах Лихачев делал акцент на развитии древнерусской художественной культуры в общеевропейских рамках, о чем свидетельствует схожесть эстетического сознания, архитектура зданий, использование народных сюжетов. Основными свойствами Предвозрождения в России является обращение к античности через Византийское посредничество; ощущение своей генетической древности; историчность сознания. Лихачев показал, что барокко сыграло большую культурно-историческую роль в России и по своей важности и значению приравнивалось к Возрождению.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции с международным...
«Наследие А. Е. Кулаковского в контексте духовной культуры России: современные аспекты исследования», посвященный 100-летию создания...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconЛичность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века
В 2014 году Россия будет отмечать 200-летие со дня рождения своего великого сына – М. Ю. Лермонтова. Это не только знаменательная...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История культуры древнего мира»
Наряду с общими философскими культурологическими аспектами студентам предлагается экскурс в культурное наследие первобытных народов,...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconРодительское собрание в 7 классе по теме
Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д. С. Лихачева
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconВоенно-историческое наследие в школьном краеведении
Военно-историческое наследие один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconНазвание: “Влияние музыки Битлз на мировую культуру
Обоснование – Показать что, истинные культурные ценности не являются преходящими, каждое поколение может увидеть наследие культуры,...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconМетодические указания к написанию реферата по истории и философии науки
В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconМетодические указания к написанию реферата по истории и философии науки
В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconВыполнила учитель
Развивающая – развитие представления о сущности материнства, его социальной и воспитательной ценности
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconУрок самопознания в 11 классе Тема: Ценности и цена
«ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconКафедра российской истории
Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Ценности Православия – детям и молодежи: духовное наследие подвижников Глинской пустыни в современной педагогике»
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconКорпоративная культура организации реферат
Понятие корпоративной культуры в контексте организационной культуры
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconРеферативные работы
Х региональной конференции «Наследие» исследовательских и реферативных эколого-краеведческих работ обучающихся, посвященная 200 летию...
Теоретическое наследие д. С. Лихачева в контексте понимания сущности и ценности отечественной культуры iconРеферативные работы
Х региональной конференции «Наследие» исследовательских и реферативных эколого-краеведческих работ обучающихся, посвященная 200 летию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск