Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века





Скачать 125.58 Kb.
НазваниеЛичность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века
Дата публикации28.06.2015
Размер125.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века

Инюшкин Николай Михайлович,

доктор философских наук,

профессор, зав. кафедрой

изобразительного искусства

и культурологии

Пензенского государственного

университета
Инюшкина Юлия Вячеславовна,

кандидат культурологии,

сотрудник Пензенской областной

библиотеки им. М. Ю. Лермонтова
В 2014 году Россия будет отмечать 200-летие со дня рождения своего великого сына – М. Ю. Лермонтова. Это не только знаменательная дата для отечественной и мировой культуры, но и повод поразмыслить, насколько значимо для россиян XXIвека творческое наследие и личность поэта.

Бытие Лермонтова в контексте нового века – тема многогранная. Наше обращение к ней есть лишь попытка коснуться диалектической сложности восприятия классического наследия в «большом времени», возможности духовной переклички через толщу лет с учетом трансформации нравственно-мировоззренческих и эстетических ценностей, информационного пространства нового столетия, даже стиля суждений.

Методологически важной видится констатация взаимосвязи эмпирически наблюдаемых реалий в разных сферах и формах выражения современного самосознания с общими характеристиками нынешнего общественного бытия.

Именно такой подход может позволить при несомненном нарастании соблазнов глобального информационного общества, доминирующем предпочтении им многоликого «масскульта» все-таки увидеть неистребленную и, хочется верить, неистребимую тягу к поэтическому слову, способному образно выразить суть происходящего в человеческих душах.

Это отправная точка, вернее обозначение направления анализа функционирования некоторых информационно-просветительских каналов, которые, в чем-то продолжая накопленные традиции, в чем-то обновляясь, определяют некоторые характеристики бытия Лермонтова в XXI веке.

Начнем с доступа к творческому наследию Лермонтова, равно как и к фактам его биографии, которого за последнее времяменьше никак не стало. К по-хорошему зачитанным книжным изданиям и переизданиям произведений Лермонтова на полках магазинов, общественных и личных библиотек, школьно урезанных и даже обретших в XXI веке форму печатных вульгарных пересказов-шпаргалок добавилось гигантское информационное поле, кое-где тоже засеянное гением великого деятеля русской литературы и суждениями о нем.

Лермонтов в Интернете – это несомненно тема для отдельного исследования с возможностью разных аналитических аспектов – информационного, социологического, психологического, эстетического и т.д. Но уже первое знакомство с предметно-тематическим перечнем информации в Интернете, связанной с творчеством человека, родившегося почти двести лет назад, несет в себе подтверждение потенциальных возможностей, минуя архаические формы книгочтения, хождения по библиотекам, прикоснуться, говоря современнее, «скачать» то, что связано с биографией или творчеством Лермонтова.

Поисковая система Google в ответ на запрос «Лермонтов стихи» за семь сотых секунды выдает 1.610.000 результатов. «Лермонтов биография» – 430.000 за одиннадцать сотых. Более того – существует специализированный сайт lermontov.niv.ru – по сути дела электронная энциклопедия о поэте, детально структурированная и снабженная иллюстрациями, содержащая множество дополнительных гиперссылок и, разумеется, тексты всех произведений. Если учесть, что современные школьники имеют возможность выходить во Всемирную паутину прямо с мобильного телефона, то нетрудно представить, сколько перспектив перед ними открывается.

Далее: запрос «Лермонтов аудиокниги» дает нам 557.000 ссылок – и становится ясно, что в этом популярном в современном мире формате Михаил Юрьевич представлен вполне достойно. Да, не все любят слушать литературу. Не проблема. Желаете читать? Запрос «Лермонтов книги скачать» – 1.190.000 результатов.

Это прикосновение к электронно воплощенному слову Лермонтова и фактам его жизни, конечно, не исключает возможности почерпнуть и разнообразную лермонтоведческую информацию научного и методического плана, сведения о многочисленных конференциях, симпозиумах, других мероприятиях, связанных с изучением и пропагандой востребованного в новом веке наследия поэта.

Однако привлечем внимание к тому аспекту современного лермонтовского информационного пространства, который в традиционной полиграфической форме просто не мог существовать и являет собой культурный феномен, рожденный именно временем Сети. Так, уже довольно давно существует сайт «Lovehate.ru» – то есть, в буквальном переводе, «Люблюненавижу». Там посетителям предлагается аргументировать свою любовь или ненависть к тому или иному объекту, явлению или событию. Никоим образом не преувеличивая массовости воздействия этого ресурса, на его примере можно увидеть принципиальную, прежде неведомую возможность для пользователей Интернета, живущих вне аудивизуального живого общения, высказать свои собственные, никем не корректированные; потому порой не очень грамотные, иногда нарочито пижонские, но свои собственные, по собственной личной воле написанные и опубликованные суждения – в том числе и о Лермонтове. Сообщения о Михаиле Юрьевиче, согласно законам этого сайта, разнесены по двум колонкам: «Я тоже люблю Лермонтова», «Я тоже ненавижу Лермонтова».

Наверное, «ненавижу» употреблено слишком жестко и неточно – такого чувства никто не высказывал. Нам интереснее моменты неприятия, связанные именно с изменившимися для наших современностей ценностями.

BrianBoru: Полностью признаю его заслуги перед Россией-матушкой, равно как и вклад в ее (и мировую тоже) культуру. Но вот не нравится мне его основная тема – эти вечные призывы к свободе, свободе, свободе… Да нафиг она вообще нужна? Мы с ним живем в разные временные периоды, может быть, в его время свободы было слишком мало, но в мое время – ее слишком много, и сейчас его стихи слегка не в струю.

В этот же день такое суждение услышано Черной гвоздикой, которая вступает в спор.

Черная гвоздика: BrianBoru, ну не смешите… Лермонтов – это герой своего времени, тогда о свободе многие помышлять не смели. Кстати, он пострадал за свои призывы – был сослан на Кавказ, в «горячую точку», так сказать. Тем более, что понятия о свободе тогда и теперь очень разные. Сейчас понятие свободы у большинства ассоциируется с понятием вседозволенности, близкой к беспределу. Такой свободы не нужно никому, действительно. Но Лермонтов говорил не о такой свободе. К сожалению, не всем это понятно.

В, так сказать, комплиментарном разделе рассматриваемого сайта высказываний больше. Не останавливаясь на несомненном наличии общих хвалебных слов, снова привлеку внимание к тем мостикам через время, которые субъективно ощущаются и осмысливаются не специалистами, а теми самыми простыми читателями, ради которых и творит поэт.

MichaelAdeBudyon:Он во всех своих произведениях оставался предельно честным, чего стоят его гениальнейшие строки «прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ». Как будто про сегодняшний день написано! Но написано 170 лет назад. Жаль, что этот колоссальный гений прожил всего 27 лет и нашел смерть от пули весьма темной личности.

Аксиома: Гениальный поэт. А еще он писал предельно честно. Я очень люблю стихотворение «Предсказание», потому что Лермонтов действительно предсказал… И, кстати, он легко читается и учится, хотя возьми, попробуй написать, как он… А когда я узнала, что стих «Наполеон» он написал в 15 лет, то вообще офигела.

По стилистике некоторых приводимых суждений ясно, что авторы их далеки от профессионального литературоведческого лексикона. Но это и видится в данном фрагменте нашего размышления в Лермонтове в XXI веке важным. Ведь есть другое. Вот строки из высказываний разных участников общения:

Felina: Я вообще очень люблю поэзию, а Лермонтова особенно. Есть в его стихах что-то родное и близкое…

Trauerweidе: Великий поэт. Наше достояние. Как его не любить? Но особенно меня в его творчестве привлекает тема одиночества. Самая обширная, на мой взгляд, самая интересная. И еще у Лермонтова всегда можно найти стихотворение, полностью характеризующее мои чувства на данный момент.

Смеющаяся в темноте: Поэмы и романы Лермонтова завораживающие, мистические, иногда прямо-таки психологические триллеры, мрачные баллады, старые легенды. И все это писал человек, живший 2 века назад. И мне, современной девушке, его творчество невероятно близко.

Lapochka_fon_Krausberg: Его стихи просто за душу берут. Читая их, узнаешь свои собственные мысли и переживания. Восхитительно.

Freya: Папа подарил мне двухтомник Лермонтова, когда мне было лет 10. С тех пор Лермонтов стал моим любимым поэтом и не перестал им быть до сих пор. Те книги до сих пор лежат у меня на полке, и я их периодически перечитываю. Они уже потрепанные такие…

На этом суждении о том, что подаренный в детстве папой двухтомник Лермонтова стал для участницы Интернет-диалога важным элементом духовного бытия, специально делаем паузу-переход. Представляется, что именно в XXI веке, в котором для юного поколения по жизни первыми становятся аудивизуальные формы информации, книга в семье не абсолютная, но в большой мере прививка против более легко воспринимаемого агрессивного дурновкусия. Книга, прочитанная, обсужденная в доме с умными родными людьми, подтвердит важность понятия импринтинга, первозапечатления, имеющего не только психофизиологический, но и культурологический аспект.

Однако ясно, что эффективность импринтинга может быть двоякой. Применительно к теме нашего рассуждения это находит не всегда радующие подтверждения в сфере СМИ, конкретнее телевидения в новом столетии. Для юного, да и не только юного россиянина, не перечитывающего подобно упоминавшейся выше Freye подаренный папой лермонтовский томик, благополучно забывшего скучные школьные уроки про Бородино и Печорина, встреча даже с именем, а не произведением поэта на голубом экране проблемна.

На последней теме остановимся чуть подробнее. Шестисерийный фильм А. Котта «Герой нашего времени», увиденный миллионами зрителей Первого канала, вышел еще в 2006 году. Уже первые отзывы в прессе были справедливо жесткими. «Независимая газета» дала жесткую, но, увы, справедливую оценку этой работы. Вот несколько строк из рецензии Е. Барабаш: «Сначала сломали всю структуру лермонтовского произведения. Глядишь – кривая вывезет. Но кривая никуда не вывела. Фильм зацепился за авторские амбиции, не подкрепленные делом. Все дозволено. Нам нужен Лермонтов такой, какой нам нужен в прайм-тайм для рекламы. Берется роман, наспех пишется его облегченное переложение для экрана, собираются непритязательные актеры, одеваются в соответствующие одежды и принимаются блеять лермонтовский текст. Было бы похоже на случайную сходку ряженых, но эти ряженые даже костюмы носить не умеют… Я раньше думала: если кто-то не читает книг, то пусть хоть по экранизациям с литературой знакомится. Теперь думаю иначе: пусть лучше человек до гробовой доски не услышит о Лермонтове, чем один раз увидит вот такой кастрированный, истерзанный до крови, глумливый вариант его выстраданного романа. Вместо «Княжны Мери» – какая-то «Кровавая Мери», мутная, холодная, вызывающая мысли злобные».

Жестко сказано! Но очевидно справедливо, потому что на форуме в Интернете, где сериал этот обсуждался и до сих пор обсуждается, был один девичий голос, утверждавший, что, когда читала Лермонтова – никакого впечатления не произвело, а тут так красиво, ярко, столько действия! Хочется думать, что, может быть, это такая «прикольная» шутка, да ведь нет.

Однако вернемся в Интернет, чтобы убедиться в том, что эхо скандальных экранизаций звучит в нем как актуальное. В первую очередь, это фильм чеченской публицистки и филолога Марьям Вахидовой. На сайте youtube.com он анонсируется как «Полная версия фильма «Тайна рождения поэта», исследование жизни и творчества Лермонтова, в корне меняющее представление о происхождении поэта. Сын ТаймиеваБейбулата, который так и остался непризнанным Юрием Петровичем Лермонтовым, мужем его матери, свою личную трагедию высказал в своем творчестве, но услышать его никто не захотел... Фильм дает возможность услышать поэта, а не то, что вокруг поэта создали его многочисленные биографы и исследователи». В сети фильм появился в июле 2007 года, но споры о нем до сих пор на страницах интернета, причем в полемику с пользователями вступает сама М. Вахидова.

VITRUVIUSCHANNEL: ГЕНИЙ-ВЕЛИК. Но это – Русский Гений, – о чём он, впрочем, всегда говорил в своём творчестве.

Марьям Вахидова: Господа, кто вам внушил, что быть чеченцем для Лермонтова оскорбление? И почему быть русским почетнее? …Ваши эмоции – это ваши проблемы, попробуйте словами Л. опровергнуть мою версию. С удовольствием бы послушала и почитала...

nreader76: Многоуважаемая Марьям Вахидова, принадлежность к ЛЮБОЙ национальности не может быть ни оскорблением, ни почетом. Вам это не понятно? Оскорблением Михаила Юрьевича есть оскорбление его родителей, его семьи. Ваша «версия» не выдерживает вообще никакой критики и просто шита белыми нитками. Тому, кто хоть что-то читал о Лермонтове, подобные «размышлизмы» очень трудящегося мозга просто смешны. Я много раз уже возражала Вам - именно словами Лермонтова. Но Вы не слушали)))…Самое неприятное здесь то, что эдакие «открытия» сегодня легко глотаются публикой. Публика жаждет сенсаций, значит, Вахидова и иже с ней выдвинут еще немало «смелых гипотез». Нет, ей не стыдно, увы…Сегодня у общества, увы, нет иммунитета к таким вещам. Так что судебного процесса не будет. «Но есть и Божий суд, наперсники разврата!».

В Интернет-спор подключился и Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». В сообщениях блога от 10 и 19 июня 2013 года читаем: «По поводу новой «родословной» М.Ю. Лермонтова. Желание народов, больших и малых, быть представленными в мировой культуре именами гениев, великих и выдающихся людей, вполне объяснимо. Важно, чтобы оно не осуществлялось за счет подтасовки фактов, измышлений, сплетен и т.п. Иногда дело доходит до прямого оскорбления памяти поэта и его родителей, до искусственно придуманных «версий». По моральным основаниям музей не может просто отмолчаться. Таков случай с М.А. Вахидовой и её изысканиями. Мы вынуждены просто сказать, что они лишены обоснованности, доказательности и не опровергают известных документов и фактов… Это не первое опровержение, которое мы публикуем, на данном блоге есть и другие статьи в которых мы развенчиваем мифы вокруг личности великого поэта. Но первый случай агрессивной защиты своих интересов и убеждений со стороны автора публикации. p.s. особую озабоченность по поводу публикаций М.Вахидовой выразили студенты, будущие филологи, из Волгограда, фрагмент письма от Светланы Кирилловой: «Особенно обидно такое слышать в 2013 - за год до двухсотлетия со дня рождения Михаила Юрьевича. Неужели нет никаких способов просветить наше население? Печалит наличие в Интернете различных «сенсаций» вроде «Лермонтов - наполовину чеченец» или «Великий поэт не умер бездетным, как считалось раньше!». Честно говоря, начинающих лермонтоведов это приводит в тихий ужас - иногда до такой степени правдоподобно рассказывают, что не знаешь уж, чему верить. Поэтому огромная к Вам просьба от нашего филфака и, думаю, всех филологов - можно проводить побольше различных познавательных мероприятий, чтобы люди не забывали поэта?».

Действительно, все, кто имеет какое-то отношение к тому, чтобы как-то помочь приобщению людей XXI века именно к Лермонтову – биографии, стихам, прозе, письмам, местам, дорогим его уму и сердцу, должны пытаться это сделать, учитывая специфику времени.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», чье культуротворческое пространство в XXI веке обретает новые возможности по многогранности и широте совершаемого, отражают парадоксальный урок на будущее. Музей лучше служит памяти великого человека, когда не боится по-новому оберегать старое. Музей живет и развивается, когда хранимое и оберегаемое прошлое усилиями тех, кто ему служит, не выпадает из меняющегося времени, а соответствует лучшему и разумному в нем.

Велика ответственность тех, кто готовит будущих учителей и гуманитарного, и других профилей. Причем, думается, вузовским педагогам социологическая информация о близости или отчужденности к Лермонтову студентов полезна в разных ракурсах.

В ходе подготовки к культурологическому Конгрессу мы обратились с нарочито неожиданной просьбой к будущим учителям русского языка и литературы (4 курс), биологам и географам (4 курс), психологам (3 курс), юристам (2 курс) ПГУ. По собственному желанию каждый студент должен был написать в течение 5 минут, не указывая своей фамилии, любимую им или просто известную ему строчку из стихотворения Лермонтова. В случае отсутствия такого знания предлагалось сдать просто чистый листик бумаги. Не преувеличивая значимости такого блиц-опроса, можно и должно поразмыслить над его результатами.

Всего на просьбу педагогов откликнулись 165 студентов, из которых десять человек не сумели вспомнить ни строки из написанного их великим земляком. При этом немало участников опроса занесли на свой листок строки сразу из нескольких стихотворений, в том числе не входящих в хрестоматийный или программный для школы перечень.

После подсчета выявилась достаточно ясная диаграмма предпочтений участников эксперимента. На первом месте – «Белеет парус одинокий» – 91, на втором – «Скажи-ка, дядя, ведь недаром» (54), на третьем – «Погиб поэт! – невольник чести» (16). Избранность или известность других лермонтовских строк много меньше: «Ночевала тучка золотая» – 9, «Выхожу один я на дорогу» – 7, «Сижу за решеткой в темнице сырой» – 4. «И скучно и грустно! – и некому руку подать», «Горные вершины спят во тьме ночной», «Я к вам пишу: случайно! право», «Я верю: под одной звездою / Мы с вами были рождены», – по три упоминания. Дважды приведены строки «И вижу я себя ребенком», «У врат обители святой».

Однако вернемся еще раз в Интернет. На сайте «Стихи о любви» (stihiolubvi.ru) стихотворений Лермонтова не слишком много, однако два десятка все же представлены на суд посетителей. Те в свою очередь оставляют комментарии, обмен которыми иной раз перерастает в достаточно эмоциональные дискуссии.

Здесь отметим, разумеется, что так называемые «комменты» в Интернете – явление спорное, их слишком часто размещают те, кому, в сущности, и сказать-то нечего. Но они по-своему показательны, и есть смысл в том, чтобы попробовать сделать некоторые выводы.

Среди кратких (по большей части) отзывов присутствуют, кстати, и весьма негативные – впрочем, без сколько-нибудь существенных обоснований, из которых самое логичное – «ненавижу Пушкина, Лермонтова и вообще классиков». Но их, признаемся честно и с облегчением, абсолютное меньшинство.

Есть умиляющие ограниченностью словарного запаса: например, «классно, очень прикольно» по поводу стихотворения «К*» («Оставь напрасные заботы…») или «очень клёвый стих» - относительно «Они любили друг друга так долго и нежно…» или просто «вау!» с большим количеством сердечек, призванных заменить вербальное выражение чувств. Но главное в совсем других комментариях: «мне понравилось, прямо как мне посвятил», «в этом стихотворении я нахожу себя»(Мне грустно потому, что я тебя люблю); «Стихотворение написано более века назад, а я и сейчас готов под ним подписаться», «есть в этом стихотворении что-то знакомое до боли...»(Не ты, но судьба виновата была); «стих полностью описывает мою ситуацию!», «читаешь и понимаешь, что человеческое сердце воистину может много перенести», «я нашел стих который полностью описывает мои последние четыре года»(Я не унижусь пред тобой).

И очень много в том же духе, с почти непременной отсылкой к собственному жизненному опыту.

Да, безусловно, мы имеем право попенять авторам такого рода комментариев за несколько упрощенное понимании поэзии. Однако следует помнить и о том, что стихи обычно все же адресованы не одним лишь литературоведам и критикам. И нет лучшей проверки для лирики, чем живой отклик многих других людей на то, что происходило в сердце поэта.

Сегодня есть люди, которых трогают строчки Лермонтова. И они – пусть порой безыскусно, наивно, неуклюже – стремятся выразить свой восторг. В завершение позволю себе процитировать еще один отзыв: «Нет слов, только тихое молчание в душе после прочтения и восхищение таким стихом». Можно ли после этого говорить о том, что личность Лермонтова, его поэзия, не востребованы в современном мире?

Поэт жив до тех пор, пока живы и нужны людям его стихи. Россия XXIвека не забывает Лермонтова, что бы ни говорили о новых и сверхновых временах.

«Мой гений веки пролетит…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconМ. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией
Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconЛичность и искусственный интеллект: тенденции 21 века
Доклад, представленный на международном конгрессе: «Личность общество: перспективы 21 века» /Брага, Португалия,17-19 ноября 2005...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconРеферат «Творчество М. Ю. Лермонтова и живопись М. А. Врубеля»
Иллюстрации М. А. Врубеля к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, мы продолжаем изучать творчество М. Ю. Лермонтова. Что вы знаете о Лермонтове? Какие произведения Лермонтова мы изучили?
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века icon“Управление проектами в рекламе: система и личность, наука и творчество” Екатерины Ивович
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconПоложение о проведении открытого окружного конкурса в жанре «Техническое...
«Техническое творчество» «Творчество юных XXI веку» (в рамках XI городского Фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconРабочая программа учебного курса «Новейшая история XX -начала XXI века»
Рабочая программа составлена на основе программы «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» О. С. Сороко-Цюпа. – М.:...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconПоложение о студенческой научно-практической конференции «Молодежь...
Гбоу спо «Оренбургский государственный колледж» проводит конференцию «Молодежь XXI века: проблемы, перспективы» учащихся и студентов...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconЛекции Конфликтная личность
Оборудование: тексты стихов Блока и Лермонтова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconЗагладина Н. В. и др., История России XX начала XXI века
Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. (М. «Русское слово»,2009 г ) «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconРабочая программа по математике составлена на основе Федерального...
В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Модель лексико-семантического поля fashion (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск