Скачать 113.68 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Р.02 ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ 1. Цели и задачи дисциплины Целью данного курса является освоение духовного наследия отечественной культуры и искусства в контексте подготовки будущего педагога-музыканта. Задачи курса: - раскрыть духовные истоки в истории формирования духовно-певческой традиции на Руси; - проследить становление и развитие церковной певческой культуры в русском духовном искусстве и культуре X-XVII вв. - выявить основные особенности духовно-смыслового склада и выразительного языка православного церковного пения; - ознакомление с традициями певческого искусства Руси, с искусством колокольного звона, а также с шедеврами духовной музыки русских композиторов, по-разному претворявшими эти традиции; - показать, как традиции русской духовной музыки претворялись в творчестве отечественных композиторов-классиков, как происходило приобщение профессиональной музыки XVIII-XX вв. к подлинным корням национальной музыкальной культуры, уходящим к глубинам православной духовности; - освоить большой пласт отечественной музыкальной литературы – от древних песнопений до классических сочинений, базирующихся на обращении к духовной русской музыкальной традиции; - раскрыть пути и средства освоения традиционного русского музыкального искусства в современном школьном образовании. 2. Требования к уровню освоения содержанию дисциплины Студент должен иметь профессиональное представление о русской духовной хоровой музыке X – XVII вв., понимать и уметь аргументированно объяснить наличие широких культурно-смысловых связей традиционного музыкального искусства с контекстом исторических условий ее формирования, уметь выделять основные особенности стилистики русской традиционной духовной хоровой музыки и прослеживать их претворение в профессиональном искусстве XVIII-XX вв., знать творчество русских композиторов, обращавшихся к истокам русской духовной художественной традиции, иметь представление о путях и методах освоения русской духовной музыкальной традиции в современном школьном образовании. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины4.1. Тематический план дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Православная культура в России. Духовная музыка как фундамент музыкальной культуры Православное христианство и его истоки. Начало христианского богослужебного пения. Православная культура Византии и Древняя Русь. Духовная музыка и ее место в системе храмового действа и христианского миропонимания. Русская духовная музыка как источник формирования национальной музыкальной культуры. 2. Музыка Древней Руси: ее истоки, развитие, кризис и возрождение Художественный канон певческого искусства и его формирование (IV-X вв.). Византийское осьмогласие (октоих). Русская духовная музыка: заимствование и оригинальность. Традиции церковного пения и русская народная песенность. Жанровое многообразие церковного певческого и искусства. Особенности знаменного и партесного пения. Распевы и нотация в древнерусской музыкальной культуре. Церковная музыка на пороге Нового времени. Развитие многоголосной музыки. Партесный концерт. 3. Искусство колокольного звона на Руси История использования колоколов в православной церкви. Храм, звонница, колокольня и колокола. Технология изготовления колоколов и исполнения на них. Знаменитые колокола и звонницы Руси. Особенности русского колокольного звона. Колокольные звоны монастырей: Псково-печерская лавра, Киево-печерская лавра, Почаевская лавра. Мотивы колокольного звона в русской классической музыке. 4. Богослужебный круг песнопений церкви: песнопения всенощной и литургии Истоки христианского богослужебного действа и богослужебных текстов. Тайная вечеря - смысл христианской литургии. Литургия, вечернее и утреннее богослужение. Структура всенощного бдения и литургии. Разновидности песнопений: тропари, стихиры, кондаки, ектении и их место в богослужении. Песнопения Великого Поста и Пасхи. Песнопения двунадесятых праздников. 5. Отражение мотивов духовной музыки в творчестве русских композиторов-классиков и в современном музыкальном творчестве Духовное хоровое искусство России в XVIII-XIX веке. Придворная певческая хоровая капелла и ее деятельность. Дж. Сарти, Ведель, Бортнянский, Львов, Орлов, Архангельский. Ориентации на западные образцы хорового искусства и тенденция к воссозданию национальной традиции в профессиональном искусств: Турчанинов, Ломакин, Чайковский, Чесноков, Рахманинов, Гречанинов и др. Возрождение традиций церковного хорового искусства в России конца ХХ века. Жанр духовной песни. Развитие жанра в настоящее время. Традиционное русское духовное искусство в современной концертной практике. 6. Традиции русской духовной музыки в современном искусствоведении и образовании Проблема неадекватной представленности русской духовной музыкальной традиции в отечественном образовании 20-80 гг. XX века и ее историко-культурные и идеологические причины. Значение традиционной духовной музыки в художественном образовании. Искусствоведческие и философско-эстетические сложности при освоении традиционной духовной музыки в формах современного образования. Отечественные искусствоведы о роли духовных певческих истоков в формировании интонационного строя классической музыки (В.В. Медушевский). Место духовной музыки в современных школьных программах, интегрированных и факультативных курсах. Русская духовная хоровая традиция в современной школе: проблемы и особенности ее освоения детьми и методики преподавания. 5. Лабораторный практикум — не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки, телефильмов. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, аудио- и видео-записей, музыкального инструмента. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Русская духовная музыка является величайшим художественным достижением народа. Проблемы художественной педагогики на сегодняшний день не могут быть решены без истинного открытия подрастающему поколению красоты и благочестия высокого церковного искусства, дающего возвышенную чистоту и окрыление души. Музыкальное образование на современном этапе претерпевает последствия антидуховной направленности идеологии и педагогики прежних десятилетий прошлого века, отрицания церковной музыки как основополагающего фундамента музыкальной культуры. Между тем как сами критерии классической музыки: серьезность, чистота, красота, возвышенность, а также интонационные средства выразительности производны от церковного искусства. Сегодня общество обращается к духовным истокам своей древней культуры. В этом обращении к традиционным ценностям видится выход из кризиса современной цивилизации, ставящей перед человечеством множество нравственных проблем. Для русской культуры таким истоком выступает православное христианство - целостная система духовно-нравственных ориентиров и ценностей отражающаяся в соответствующем языке художественно-эстетической выразительности - в языке церковного искусства. К этим истокам движется само профессиональное искусство. К этим истокам должно обратиться и художественное образование как в вузе, так и в современной школе в ее движении по линии гуманитаризации и актуализации нравственно-воспитательного потенциала. Важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний, умений, навыков, сочетание индивидуальных (практические занятия и консультации) и коллективных (мастер-классы) форм обучения, воспитание самостоятельности студентов, их творческой инициативы. Поставленные цель и задачи учебной дисциплины «Традиции русской духовной музыки» предусматривают адекватные методы и средства обучения, а также способы учебной деятельности, которые обусловлены учебным планом и рабочей программой курса. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерные вопросы к зачету
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование». |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цель курса — помочь студентам овладеть основными музыковедческими понятиями, необходимыми в обучении и для практической деятельности... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |