Скачать 388.94 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииИвановский государственный химико-технологический университетГуманитарный факультетКафедра философии«УТВЕРЖДАЮ»проректор по учебной работе ______________Рыбкин В.В. «____»_____________ 2010 г. Рабочая программаПо дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки Финансы и кредит Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Иваново 20101. Цели освоения дисциплины Целью изучения философии является формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование самостоятельного, проблемного, творческого, критического мышления, стимулирование потребности к философским оценкам событий и фактов действительности. Задачи курса: - создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, - формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения, - развитие способности самостоятельного анализа фундаментальных философских проблем, - развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение профессиональных и мировоззренческих проблем, - выработка у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина относится к базовым дисциплинам общегуманитарного цикла, базируется на результатах освоения дисциплин естественно-научного (в том числе математики, физики, химических дисциплин, информатики), и социально-гуманитарного циклов. Для успешного освоения дисциплины студент должен: знать: - основы обществознания, основные сферы жизни общества, - закономерности и движущие силы исторического процесса, - основные нормы современного литературного языка, - основные законы природы. уметь: - проводить элементарный анализ ситуации и проблемы, - грамотно выражать свои мысли в виде устного и письменного сообщения, - отличать и понимать ценностные установки и нормы общественной жизни, - различать материальную и духовную сферы. владеть: - современными информационно-коммуникационными технологиями, - базовой научной терминологией по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам в объеме средней школы, - способами поиска и анализа информации, - методами систематизации данных, - навыками коммуникации, принятыми в данном сообществе. Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении всех последующих дисциплин социально-гуманитарного цикла и в качестве методологии научного познания и основы мировоззрения – дисциплин естественно-научного и профессионального цикла. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен демонстрировать следующие компетенции: А. Общекультурные (ОК): - владеет культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и современном мире (ОК-3); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - способен критически осмысливать критические достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-12); Б. Профессиональные: Аналитическая, научно-исследовательская деятельность: - способен на основе описания процессов и явлений строить теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); Организационно-управленческая деятельность: - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом возможных социально-экономических последствий (ПК-13); Педагогическая деятельность: - способен преподавать экономические дисц3иплины в образовательных учреждениях различного уровня (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - предмет и специфику философии как формы мировоззрения, - основные разделы и направления философии, - методы и приёмы философского анализа проблем; - фундаментальные проблемы философской теории бытия и познания, - специфику философского анализа общества, сфер общественной жизни и сознания, - основные ценностные установки современной науки и культуры. уметь: - анализировать и оценивать социальную информацию, - планировать и осуществлять свою деятельность с учетом социально-значимых критериев; - проводить системный всесторонний анализ проблем с позиций научно-философской методологии, - теоретически и логически грамотно выражать свои мысли в виде устного и письменного сообщения, в ходе - отличать и понимать ценностные установки и нормы общественной жизни, - совершенствовать и развивать свой научный и интеллектуальный потенциал, - применять полученные философские знания для анализа конкретно-научных и профессиональных проблем. владеть: - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; - навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения - навыками критического восприятия информации, - установками и ценностями рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. 4. Структура дисциплины «Философия» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины 1. Модуль 1. Философия как форма мировоззрения. Закономерности исторического развития философии. 6 ч. Тема 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре. Мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия как самосознание культуры. Теоретическая глубина и принципиальная ориентация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Современные дискуссии о важнейших философских учениях прошлого. Поиски новой модели рациональности. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталитаризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские вопросы. Тема 2. Основные исторические этапы развития философии. Основные школы и направления философии Древней Индии и Китая. Особенности античного философствования. Философская мысль средневековья и Возрождения. Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ключевые идеи: рационализм, свободомыслие, скептицизм философии Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, универсальность и всеобщность форм нравственности. Неклассическая философия 19 века. Особенности философствования 20 века. Аналитическое движение в современной западной философии, тематика исследований и дискуссий. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии. Обращение к проблемам человеческого существования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Онтологизм, идеал цельного познания, этическая направленность русской философии. Понятие соборности. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру. 2. Модуль 2. Основы онтологии и гносеологии. 5 ч. Тема 1. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Диалектическое миропонимание. Мифологические, религиозные, научные, философские картины мира. Бытие и небытие. Существование и сущность. Поиск первоосновы сущего, структурных единиц бытия. Основные предметные области философского исследования: природа — общество — человек. Многообразие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бытия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Вещи, свойства и отношения. Трудности постижения связей и взаимодействия явлений, целостности предметов, их движения, изменения, развития. Часть и целое. Форма и содержание. Элементы и структура. Понятие системы. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Законы, их типы. Противоречие как философская проблема. Логические противоречия. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыслия. Постижение «единства» противоположностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. Тема 2. Познание. Основные проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально научное изучение методов и границ познания (логика, психология, история науки). Сознание и познание. Смысл понятий: субъект и объект. Познавательные способности человека. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) подходы к познанию. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Дилемма догматизм — скептицизм. Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укорененности истины в бьггийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм. Философия чувственного познания. Диалектика относительного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выражение утилитарного, теоретического, художественного и др. форм освоения мира. Познание и творчество. 3. Модуль 3. Социальная философия. Ценности. 6 ч. Тема 1. Философское осмысление человека и общества. Человек как предмет философии. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Человек в русской философской традиции. Многомерность человека. Биологическое и социальное в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Сознание и самосознание. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Человек и общество Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Индивидуализм и конформизм. Нормы, обычаи, мнение других как регулятивы индивидуального поведения. Философские ориентиры в поиске решений. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалектика. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Эволюция философского понимания общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества. Потребности и интересы. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Философские концепции государства. Тема 2. Философское осмысление науки и техники. Наука как вид духовного производства. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция Критерии научности. Важнейшие концепции научного познания и техники в философии науки XIX—XX вв. Познавательные функции науки и философии, их родство и различия. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки. Этапы и уровни научного познания. Диалектика эмпирического и теоретического знаний. Язык науки. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Роль техники в жизни людей и преобразовании природы. Основные проблемы философии техники. Культ научно-технического прогресса в XX веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и техники. НТП и глобальные проблемы: возникновение, сущность. Природная и социально-культурная среда обитания человека: проблемы гармонии. Разнообразие подходов к решению глобальных экологических проблем. «Сценарии» будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы, информационное общество, коэволюция человека и природы. Концепция устойчивого развития мирового сообщества. |
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |