«философия»





Скачать 388.94 Kb.
Название«философия»
страница1/4
Дата публикации30.06.2015
Размер388.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ивановский государственный химико-технологический университет


Гуманитарный факультет




Кафедра философии

«УТВЕРЖДАЮ»


проректор по учебной работе

______________Рыбкин В.В.

«____»_____________ 2010 г.

Рабочая программа

По дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»


Направление подготовки 080100 Экономика
Профиль подготовки Финансы и кредит

Квалификация (степень) Бакалавр

Форма обучения очная

Иваново 2010






1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения философии является формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование самостоятельного, проблемного, творческого, критического мышления, стимулирование потребности к философским оценкам событий и фактов действительности.
Задачи курса:

- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем,

- формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения,

- развитие способности самостоятельного анализа фундаментальных философских проблем,

- развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение профессиональных и мировоззренческих проблем,

- выработка у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к базовым дисциплинам общегуманитарного цикла, базируется на результатах освоения дисциплин естественно-научного (в том числе математики, физики, химических дисциплин, информатики), и социально-гуманитарного циклов.

Для успешного освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основы обществознания, основные сферы жизни общества,

- закономерности и движущие силы исторического процесса,

- основные нормы современного литературного языка,

- основные законы природы.

уметь:

- проводить элементарный анализ ситуации и проблемы,

- грамотно выражать свои мысли в виде устного и письменного сообщения,

- отличать и понимать ценностные установки и нормы общественной жизни,

- различать материальную и духовную сферы.

владеть:

- современными информационно-коммуникационными технологиями,

- базовой научной терминологией по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам в объеме средней школы,

- способами поиска и анализа информации,

- методами систематизации данных,

- навыками коммуникации, принятыми в данном сообществе.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении всех последующих дисциплин социально-гуманитарного цикла и в качестве методологии научного познания и основы мировоззрения – дисциплин естественно-научного и профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен демонстрировать следующие компетенции:

А. Общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически осмысливать критические достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-12);
Б. Профессиональные:

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способен на основе описания процессов и явлений строить теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

Организационно-управленческая деятельность:

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

Педагогическая деятельность:

- способен преподавать экономические дисц3иплины в образовательных учреждениях различного уровня (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- предмет и специфику философии как формы мировоззрения,

- основные разделы и направления философии,

- методы и приёмы философского анализа проблем;

- фундаментальные проблемы философской теории бытия и познания,

- специфику философского анализа общества, сфер общественной жизни и сознания,

- основные ценностные установки современной науки и культуры.

уметь:

- анализировать и оценивать социальную информацию,

- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом социально-значимых критериев;

- проводить системный всесторонний анализ проблем с позиций научно-философской методологии,

- теоретически и логически грамотно выражать свои мысли в виде устного и письменного сообщения, в ходе

- отличать и понимать ценностные установки и нормы общественной жизни,

- совершенствовать и развивать свой научный и интеллектуальный потенциал,

- применять полученные философские знания для анализа конкретно-научных и профессиональных проблем.

владеть:

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения

- навыками критического восприятия информации,

- установками и ценностями рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.
4. Структура дисциплины «Философия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



Вид учебной работы


Всего часов


1 семестр


2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

51




51

В том числе:










Лекции

17




17

Практические занятия (ПЗ)

34




34

Самостоятельная работа (всего)

57




57

В том числе:










Рефераты, доклады

7




7

Подготовка к текущим занятиям

40




40

Подготовка к экзамену

10




10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)










Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

3




108

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

1. Модуль 1. Философия как форма мировоззрения. Закономерности исторического развития философии. 6 ч.
Тема 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре.

Мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Практическое, по­знавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия как самосознание культуры. Теоретическая глубина и принципиальная ориен­тация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Со­временные дискуссии о важнейших философских учени­ях прошлого. Поиски новой модели рациональности. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталита­ризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские воп­росы.

Тема 2. Основные исторические этапы развития философии.

Основные школы и направления философии Древней Индии и Китая. Особенности античного философствования. Философская мысль средневековья и Возрождения. Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ключевые идеи: рационализм, свободомыслие, скептицизм философии Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, универсальность и всеобщность форм нравственности.

Неклассическая философия 19 века. Особенности философствования 20 века. Аналитическое движение в современной запад­ной философии, тематика исследований и дискуссий. Теоретические предпо­сылки, задача и метод феноменологии. Обращение к проблемам человеческого существования.

Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Онтологизм, идеал цельного познания, этическая направленность русской философии. Понятие соборности. Вклад русской мысли в мировую фило­софскую культуру.
2. Модуль 2. Основы онтологии и гносеологии. 5 ч.
Тема 1. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Диалектическое миропонимание.

Мифологические, ре­лигиозные, научные, философские картины мира. Бытие и небытие. Существование и сущность. Поиск первоосновы сущего, структурных единиц бытия. Основные предметные области фило­софского исследования: природа — общество — человек. Много­образие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бы­тия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания.

Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Вещи, свойства и отношения. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Часть и целое. Форма и содержание. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы.

Противоречие как философская пробле­ма. Логические противоречия. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыс­лия. Постижение «единства» противопо­ложностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики.
Тема 2. Познание. Основные проблемы гносеологии.

Познание как предмет философского анализа. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально научное изучение методов и границ познания (логика, психо­логия, история науки). Сознание и познание. Смысл понятий: субъект и объект. Познавательные способности человека. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) под­ходы к познанию. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Дилемма догматизм — скептицизм.

Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укоре­ненности истины в бьггийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм. Философия чувственного познания. Диалектика относите­льного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выра­жение утилитарного, теоретического, художественного и др. форм освоения мира. Познание и творчество.
3. Модуль 3. Социальная философия. Ценности. 6 ч.
Тема 1. Философское осмысление человека и общества.

Человек как предмет философии. Новая постановка проблемы чело­века в философии XX века. Человек в русской философской традиции. Многомерность человека. Биологическое и социальное в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Сознание и самосознание. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Человек и общество Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Индивидуализм и конформизм. Нормы, обычаи, мнение других как регулятивы индивидуального поведения. Фи­лософские ориентиры в поиске решений. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалек­тика.

Общество как совместная жизнедея­тельность людей. Эволюция философского понимания общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества. Потребности и интересы. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, нравственное, религиозное, эстетиче­ское. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Философские концеп­ции государства.
Тема 2. Философское осмысление науки и техники.

Наука как вид духовного производства. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция Критерии научности. Важнейшие концепции научного познания и тех­ники в философии науки XIX—XX вв. Познавательные функции нау­ки и философии, их родство и различия. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки. Этапы и уровни научного познания. Диалектика эмпирического и теоре­тического знаний. Язык науки.

Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Роль техники в жизни людей и преоб­разовании природы. Основные пробле­мы философии техники. Культ научно-технического про­гресса в XX веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Индустриальное, постин­дустриальное и информационное общество. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и тех­ники.

НТП и глобальные проблемы: возникновение, сущность. Природная и социа­льно-культурная среда обитания человека: проблемы гар­монии. Разнообразие подходов к решению глобальных экологических проблем. «Сценарии» буду­щего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосфе­ры, информационное общество, коэволюция человека и природы. Концепция устойчивого развития мирового сообщества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«философия» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
«философия» iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
«философия» iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
«философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«философия» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
«философия» iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
«философия» iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
«философия» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
«философия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
«философия» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
«философия» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
«философия» iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
«философия» iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск