Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
страница1/3
Дата публикации04.07.2015
Размер0.6 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПС_РПУД






РЕКОМЕНДОВАНО

научно-методологическим советом ИП

Протокол № 04

от « 16 » апреля 2013г.

Директор института

______________________ / Федоров П.Ю. /

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе МЭСИ
___________________ В.Г. МИНАШКИН

« 29 » апреля 2013 г.


рабочая программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)




ОБЩАЯ РИТОРИКА

Для направления/

профиля подготовки: 230700.62 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА







Кафедра:


Философии и гуманитарных наук







Аббревиатура

кафедры

ФиГН

Разработчики программы:

Кандидат философских наук,

доцент Сидоренко Людмила Павловна






РАССМОТРЕНО




Протокол заседания кафедры № 09




« 11 » апреля 2013 г.

Заведующий кафедрой ___________________ / Завражин А.В. /

Оглавление

6.4Темы курсовых работ/проектов (КР/КП) 26




  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В курсе «Общая риторика» представлен как теоретический, так и практический материал для усвоения важнейших правил создания и построения речи, её грамотного воспроизведения. Целью изучения данного предмета является как общее развитие человека, так и специальные навыки, которые студенты получают во время обучения. Лекционный курс представляет собой теоретические исследования в области риторического знания, которые помогают понять и освоить важнейшие закономерности речевой коммуникации. Практические задания содержат как упражнения на технику речи, так и дискуссионный материал, в котором студентам необходимо разобраться самостоятельно и предлагать свое мнение во время дискуссий на семинарах. Интенционным установочным пунктом является также получение студентами навыков по индивидуальному выступлению на ту или иную тему.

Все это способствует дальнейшему быстрейшему продвижению молодого человека, как в научном плане, так и в практике выступлений на различные темы. Общая риторика представляет интерес для студентов, которые стремятся произносить речи высокого уровня, как по содержанию, так и по форме. Поэтому цели изучения дисциплины, как преподавателя, так и студента совпадают.

Основной целью является соединение знаний по общей риторике, начиная с античности, в один комплекс правил, которые помогают человеку научиться правильно, красиво говорить, выступать публично.

Оратор — прежде всего, мыслитель. В то же время он и искусный языковед, педагог, артист, дипломат. Его задача — суметь донести свои мысли до слушателя. Это уже другая часть его работы над речью. В комплексе необходимо формирование идей, доказательства их истинности и выработка ораторского мастерства для общения с аудиторией по поводу этих мыслей. Важным является и формирование умения вести конструктивный диалог.

Наше время связано с новым этапом становления российского общества. Востребованным становится предприимчивый деловой человек. Без речевой коммуникации невозможно стать ни видным политиком, ни юристом, ни менеджером, ни управленцем.

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к дисциплинам профиля по выбору студентами гуманитарного, экономического и социального цикла дисциплин.

Курс «Общая риторика» представляет собой одну из важнейших учебных дисциплин в структуре социально-гуманитарного образования студентов.

В курсе «Общая риторика» предлагаются к рассмотрению разделы, связанные с историей возникновения научных знаний по риторике с эпохи Древнего Мира. Рассматриваются разделы, связанные с историей возникновения научных знаний по риторике в эпоху Древней Греции и Рима. Одним из важнейших разделов является: «Риторический канон как основа формирования речи». Его существенные разделы (инвенция, диспозиция, элокуция, меморио и акцио) содержат правила, необходимые оратору. Теоретический раздел связан с проблемами речевого совершенствования оратора: литературный язык, правильная речь, ошибки в речи, неточности, отклонения от нормы. Специально можно выделить речевые украшения. Полемическое мастерство связано с классическими образцами научного рассуждения, поиска истины. Рассматриваются также вербальные и невербальные средства общения.

Россия со свойственным ей патернализмом стала приобщаться к западным риторическим традициям довольно поздно. Только в XVII в. стали создаваться первые учебники по этой дисциплине. К середине XIX века Россия быстро заполняла те пробелы в риторике, которые были присущи ей в предыдущие эпохи развития. Этот довольно успешный процесс изменения практически всех разделов теории риторики был прерван в середине XIX века и в начале XX. Риторика оказалась ненужной дисциплиной. Она разделила судьбу других наук – политологии, генетики, прикладной социологии, даже кибернетики, которые в советское время в нашей стране не были востребованы. Их субститутами служили науки, обслуживающие тоталитарный режим. Вместо риторики в 70-80-е гг. XX в., например, очень ограниченно преподавалось «Советское ораторское искусство».

С конца XX века страна перешла к новому способу организации производства и к новой форме правления. В России стала поощряться свобода слова, назрела необходимость и приобщения к знаниям по риторике.

Общая риторика как дисциплина, изучающая теорию и практику красноречия, обучает студентов коммуникации и умению выступать публично. Можно представить различные точки зрения в отношении предмета исследования общей риторики. Отвлекаясь от конкретных форм существования данной науки, отметим, что общая риторика связана, прежде всего, с поиском истины, но также является и наукой, и настоящим искусством: убеждения, красиво говорить, украшения речи и др. Поэтому общая риторика, в отличие от черной риторики, не должна следовать «моде»: говорить так, чтобы было убедительно, но методы убеждения не имеют значения. Общая риторика не связана с черными технологиями конца XX века, когда истинное положение вещей в рассуждениях отсутствует.

Основными правилами общей риторики выступает канон, основы которого были заложены еще в Древней Греции. Риторический канон как общие правила коммуникации представляет собой некий оригинальный тип мировоззрения, связанный с проблемами философии, лингвистики, этики, эстетики, психологии, поэтики, кибернетики, актёрского мастерства, физиологии и др. дисциплин.

Как сказала известный лингвист Т.Г. Винокур, речевое поведение — это «визитная карточка человека в обществе». Поэтому важно изучение общих закономерностей речевого поведения, действующих в различных ситуациях общения, и путей оптимизации речевого общения, которые только начинают разрабатываться в отечественной риторике. Риторика на Западе изучается всюду: в школах, в университетах, в фирмах, в правительственных кругах, среди дипломатов и т.д. Начинается повсеместное изучение риторики и у нас в стране. Риторический канон необходим и в лекторской деятельности, и в юридической практике, и в политике, и в торговле и т.д. Это правила, основные требования, которые необходимо соблюдать, игнорирования которых может привести к осложнениям при общении с людьми.

Общая риторика – это часть духовной культуры человеческой цивилизации. Проблематика рассмотрения материалов по данной дисциплине построена таким образом, чтобы выявить самые основные законы и механизмы формирования речевой коммуникации.

Курс «Общая риторика» сопряжен со многими дисциплинами, такими как: философия, логика, методология познания, этика, теория информации и др. Эти дисциплины немыслимы без знаний языка, на котором говорит оратор. Поэтому еще более важными родственными дисциплинами являются русский язык и литература, лингвистика, семиотика, орфография, пунктуация и др. Курс «Риторики» базируется также на многих курсах гуманитарного цикла: на знаниях истории, политологии и др.

Изучение общих основ риторики помогает подготовить будущих специалистов по различным дисциплинам к изучению других специальных курсов.

Список дисциплин учебного плана, которые необходимо освоить до начала изучения данного курса.

  1. История

  2. Философия

  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • что такое общая риторика, и какова ее роль в жизнедеятельности общества. Почему без знаний по общей риторике человечество как единое целое – общество и человек как думающее и говорящее существо существовать не могут;

  • как риторика, практика речевой коммуникации, будучи особой сферой общественной жизни и бытового взаимодействия индивидов, связаны с экономикой, политикой, правом, моралью, культурой и т.д.;

  • какую роль в обществе могут играть такие субъекты-носители речевой коммуникации, как личность, группа, общество в целом;

  • что собой представляет риторика как наука. Каковы ее основные закономерности, категории, модусы.

  • что стоит за понятиями, связанными с общей риторикой как наукой: «закономерности общей риторики», «основные направления общей риторики», «парадигмы общей риторики как науки», «этапы формирования общей риторики»;

  • что представляет собой софистика и современный субститут древнего обмана – черная риторика;

  • где возникает риторика как наука, кто из великих философов прошлого явился разработчиком основ теории ораторского искусства;

  • что такое «риторический канон», его основные разделы и как ими пользоваться;

  • в чем суть основных ошибок, которые допускают молодые ораторы, и как возможно преодолеть эти речевые и невербального типа ошибки во время выступления;

  • что собой представляет диалог в виде спора (дискуссии, дебатов, полемики) и как его вести, чтобы прийти к истине;

  • что собой представляет научный доклад; как его подготовить, используя научные методы, и успешно выступить перед аудиторией;

  • каковы вербальные и невербальные методы общения оратора с аудиторией;

  • что представляет собой соотношение «оратор-аудитория»: основные компоненты и их взаимодействие между собой;

  • какую роль в соотношении «оратор-аудитория» представляет собой умение отвечать на вопросы аудитории и как себя вести в конфликтных ситуациях;

  • какова этика оратора;

  • в чем заключается суть и специфика современной риторики как науки, и в частности в России и др.


уметь:

  • усвоить теоретические знания и использовать их на практике, в особенности риторический канон, все его разделы;

  • находить истину и в соответствии с этим сформулировать тот или иной тезис для выступления, искать доказательства этого тезиса;

  • различать такие понятия, как «истина» и «ложь» во время выступления какого-либо оратора и проделать соответствующий анализ;

  • использовать все вербальные и невербальные методы общения оратора с аудиторией;

  • подготовить выступление по заданной теме или по собственному выбору с опорой на теоретические исследования по тому или иному вопросу;

  • вести диалог и побеждать во время дискуссии, используя самый высокий вид спора: «во имя истины»;

  • используя примерную схему оценки выступления, дать оценку тому или иному оратору и самому себе, используя рефлексию и др.


владеть:

  • работой с научной литературой по общей риторике, использования ее на практике;

  • анализом и пониманием различных методов общения оратора с аудиторией;

  • собой, преодолевать «ораторскую лихорадку» при помощи различных методов борьбы с этим основным «недугом» оратора;

  • аудиторией, выступать перед аудиторией любого масштаба, используя Power Point и другие наглядные материалы;

  • навыками самостоятельного выступления, диалога, дискуссии;

  • своей речью: избегать речевых и невербальных ошибок во время выступления перед аудиторией;

  • индивидуальным почерком выступления, вырабатывать свою индивидуальную манеру выступления на студенческих конференциях, на семинарах, в быту;

  • ситуацией: избегать конфликтов, не меняя в угоду аудитории свое мнение и др.;

  • правилами этики: использовать корректным, этически выверенным поведением во время выступления перед аудиторией и во время выступлений других ораторов и оппонентов.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК- 9, ОК-12, ОК-16, ПК-1, ПК-3, ПК-6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

4.1 Содержание учебной дисциплины



п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Содержание раздела/темы

1.

Тема 1. Общая риторика как дисциплина. Предмет и категории науки.

Предмет и объект изучения общей риторики. Статус риторики как важнейшей научной дисциплины, возникшей еще в античности. Различные подходы к определению объекта и предмета исследования риторики. Наиболее распространенные точки зрения в понимании сути такой науки как риторика. Риторика как наука как средство поиска истины (условно платоновский подход к риторике). Риторика как искусство убеждения (условно аристотелевский подход). Риторика как искусство говорить хорошо (условно римская). Риторика как искусство украшения речи (условно эллинистическая эпоха и начальный период Возрождения).

Модальность науки: основные категории «этос», «логос» и «пафос».

Основные закономерности данной дисциплины. Речь как открытие истины. Закон проблематичности речи (или закон гармонизирующего диалога). Закон продвижения и ориентации адресата. Закон эмоциональности речи. Речь как способ доставлять удовольствие (радость) слушателю.

Двойственная природа этих закономерностей.

Риторика в широком смысле слова как методология гуманитарного знания и важнейшая часть духовной культуры человеческой цивилизации. В узком смысле слова риторика как теория и искусство красноречия.

Основное содержание понятий: «риторика», «ораторское искусство», «оратор», «ораторская речь». Особенности данной дисциплины.

2.

Тема 2. Основные направления общей риторики как дисциплины. Парадигмы общей риторики как науки.

Парадигмы общей риторики как логические модели постановки и решения тех или иных проблем.

Связь общей риторики с более общими законами развития мира. М. Вебер о «картинах мира» как о важнейшей направленности сознания людей.

Первая форма осмысления риторики - ее религиозно-мифологическая трактовка. Философско-этическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая парадигмы общей риторики.

Будущее парадигм общей риторики. Сложности гуманитарного знания в конце ХХ и начале XXI века. Последствия дальнейшего развития техники и снижение уровня развития самого человека. Некоторые неблагоприятные тенденции, связанные с развитием личности, ее культуры, умением выступать.

Вопрос о создании новой парадигмы гуманитарного знания, и в частности общей риторики. Возможности и необходимость использования нормативно-ценностного подхода, социальной парадигмы с преобладающим началом этического направления.

3.

Тема 3. Возникновение риторики как науки в Древней Греции.


Софистика как «мнимая» мудрость. Зарождение первых научных знаний по риторике на Сицилии.

Первое поколение софистов: Протагор, Горгий. Второе поколение софистов: Критий, Пол и др.

Критика софистики Аристотелем и Платоном.

«Золотой век» Афин. Рождение риторики в Древней Греции в V – IV вв. до Р.Х. Симпосии древних греков, выступления на собраниях. Агора как политический, культурный и религиозный центр эллинов. Ритор, логограф – важные специальности в Афинах.

Крупнейшие теоретики Древней Греции: Аристотель, Платон.

Знаменитые ораторы: Протагор, Горгий, Перикл, Аспазия, Исей, Демосфен, Эсхин.

Сократ как мастер диалога, родоначальник диалектики как метода поиска истины с помощью постановки наводящих вопросов.

Формирование риторики в работах Платона и Аристотеля.

Диалоги Платона. Его диалектика как искусство собеседования, как искусство задавать вопросы и отвечать на них, как умение возводить все единичное и частное к общей идее (и наоборот). Искусство убеждения как умение внушить, что справедливо, а что несправедливо, доказывая это. Риторика как воплощение высшей справедливости. Оратор - мудрец, а не софист.

Аристотель и его работы: «Риторика», "О поэтике", "Топика", «О софистических опровержениях», "Никомахова этика". Аристотель как основатель системы правил для подготовки оратора к выступлению. Создание античного риторического канона. Великий оратор, философ и логик как мастер утверждения, что искусство убеждения – это доказательство, что риторика - искусство, соответствующее диалектике. Энтимема как короткий путь доказательства. Формула общения оратора с аудиторией, по Аристотелю. Психология как основа этики Аристотеля. Проблемы этики оратора в работах Аристотеля.

4.

Тема 4. Упадок риторики как науки в эпоху Эллинизма. Возрождение риторических традиций в Древнем Риме.


Завоевание Александром Македонским Древней Греции. Распространение риторических знаний на Восток.

Красивая форма речи в эпоху эллинизма (не в меру ритмичные, причудливые и пустые, хотя и произносились с высочайшим пафосом). Упадок в ораторском искусстве в эпоху эллинизма.

Взаимосвязь риторики и философии в эпоху эллинизма. Эллинистические школы. Три рода риторических речей (красноречия). Три источника красноречия. Риторические школы и их значение. Азианство и аттицизм. Гегесий как важнейший представитель азианства, вычурного стиля речи.

Особенности риторики Древнего Рима. Идеал оратора Древнего Рима. Латинские риторы. Запрет на латинские риторические школы. Изучение греческую риторики. Попытки создания новой риторической философии (Филон Ларисский). Политическая борьба на форуме.

Философская риторика Цицерона. Цицерон как философ. Критика Цицероном школьной риторики с точки зрения теории (от имени греческой философии) и с точки зрения практики (от имени римской политики). Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.), написавший три значительных трактата по риторике: ”Об ораторе”, “Брут”, “Оратор”. Первае речь Цицерона во время правления Суллы. Побег Цицерона и возвращение в Рим. Блестящий процесс над наместником Сицилии Верресом. Славу первого римского оратора. Политическая деятельность Цицерона (претор и консул). Почетный титул “Отца отечества”. Народный трибун - второй основатель Рима. Новая риторическая мода – аттицизм (подражание Лисию, Платону, Демосфену). Утонченность и интеллектуальная образность в речах как привилегия ораторского искусства для узкого круга лиц. Одиночество Цицерона. «Филиппики» Цицерона. Казнь.

Три задачи, стоящие перед оратором, по Цицерону. Форма философского диалога работ Цицерона. Идеальный оратор, по мнению Цицерона. Суть двух главных аспектов красноречия: “общий вопрос” для логического аспекта речи и “уместность” для эмоционального. Идеальное сочетание ораторского дарования с философской образованностью как главные свойства оратора. Полемика Цицерона с представителями модного течения («азианства»). Критика «азианства» как духа учености, умственного аристократизма, труднодоступного искусства речей древних греков. Юмор и его значение в красноречии.

Обширный риторический курс Квинтилиана для молодого оратора. Марк Фабий Квинтилиан (30 - ок. 100 гг.), римский оратор и теоретик ораторского искусства. Трактат “Об образовании оратора” - сочинение в 12 книгах (“Риторические наставления”). Проблемы педагогики, этики, теории и практики римского красноречия. Теоретический анализ различных школ, стилей речи. Оратор как добрый и честный человек. Неоклассицизм Квинтилиана (реставрация классического стиля “золотого века”, выступающего против “театрализованного” стиля в красноречии). Идеальное воспитание молодого оратора.

Сравнительная характеристика теоретического наследия Цицерона и Квинтилиана.

5.

Тема 5. Риторика и неориторика в России. Сложности создания науки.


Основные особенности риторики в Древней Руси. Народное собрание в древней и средневековой Руси. Новгородское вече в политически самостоятельном государстве на севере Руси в XII -XV веках со столицей в Великом Новгороде как народное собрание для решения общих дел в период распада Древнерусского государства. Решение вопросов войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещением посадников, тысяцких, архиепископа, заключение договоров с соседними землями и княжествами, принятием законов. Вече как инструмент воздействия народа на политическую жизнь.

Риторика в России до XVII в. Существование риторики преимущественно в форме гомилетики. Многие православные священники и монахи как мастера слова.

«Домострой» XVI в. — свод житейских правил и наставлений. Практические советы о том, как следует себя вести, как говорить, какие соблюдать условности.

Первые учебники по риторике в XVII в. в России. Труд митрополита Макария (1617 г.), в котором слову отведена особая роль. Педагоги и исследователи в области общей риторики: М. Усачев, Феофан Прокопович и др..

Реформы в России Петра I в XVIII в., которые затронули теорию и практику красноречия. Открытие многих учебных заведений в России, Академии наук, способствующее развитию риторики.

М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.).

Риторические правила, требования, предъявляемые оратору.

Развитие академической, педагогической, деловой речей.

Демократические реформы XIX в. и судебное красноречие. Судебные ораторы: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) и др.

Упадок в развитии риторики с середины XIX в.

Политические речи начала XX века. Ленин, Лев Троцкий, Сталин, Хрущёв, Брежнев — ораторы авторитарного типа при тоталитарном режиме. Существование риторики марксистского толка в СССР в виде ораторского искусства лектора. Фактическое забвение риторики в советское время. Возрождение общей риторики и риторический бум в конце XX и в XXI в. Неблагоприятные тенденции развития общества, сложности создания и развития отечественной общей риторики.

6.

Тема 6. Риторический канон. Основы формирования речи.


Основы риторического канона. Риторический канон как свод правил, возникший еще в классическую эпоху Греции, опирающийся на «Риторику» Аристотеля. Основные разделы канона: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио и акцио.

1. Инвенция (нахождение материала). Необходимые идеи для будущего выступления. Разделение материала будущей речи на две составляющих: конкретные дела и общие вопросы. Спорный вопрос (контроверза). Различные виды правового положения, состояния - статуса (status): установления, определения, законности и др. Доводы (аргументы, доказательства): внешние и внутренние. Источники логических доказательств - места - топы (по-гречески, topos - место): места, относящиеся к обстоятельствам и места, относящиеся к общему вопросу. Общие места - смысловые модели: о добродетели, долге, справедливости, о почете, позоре, наградах или наказаниях, о явлениях природы, о необходимости чтить богов, законы, государство, заветы предков.. Этика оратора.

2. Диспозиция (расположение материала). Особенности Вступления, Изложения, Определения темы, Доказательств, Опровержение доказательств противника, Отступление, Заключение.

3. Элокуция как словесное выражение речи («козырная карта» оратора). Основные требования: Ясность речи (употребление общепонятных слов в точных значениях и правильных сочетаниях). Правильность речи (точное соблюдение грамматических и лексических норм языка). Уместность (употребление соответствующего стиля, избегающего употреблять низкие выражения при рассуждениях о высоких предметах и высокие - при низких). Пышность (умеренные украшения в языке оратора).

Три части элокуции: учение об отборе слов, учение о сочетании слов и учение о фигурах речи. Учение о стилях речи - синтез и вершина трех разделов элокуции как искусства словесного выражения

4. Меморио. Особая система - Мнемоника (гр. mnemonikon - искусство запоминания)(или мнемотехника) - совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание возможно большего числа цифр, сведений, фактов путем искусственных ассоциаций. “Память для вещей” и “память для слов”.

5. Акцио. Теофраст о богатом опыте актерского мастерства, созданного и развитого классическим театром. Владение голосом и владение телом - два основных раздела акцио. Интонация (лат. intonare - громко произносить) - ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. Осанка оратора. Жесты оратора.

7.

Тема 7. Критика черной риторики и манипуляторных техник.

Черная риторика, нейролингвистическое программирование (технологии НЛП), черный гипноз (искусство скрытого воздействия на человека) и др. современные «науки».

Черная риторика как «искусство» вводить в заблуждение. Основы манипуляции, существовавшей со времен тоталитарного режима в СССР. Успех манипуляции сознанием народов СССР, и прежде всего русского народа, в советский период.

Сложная система «человек», связанная с разумом, способностями к абстрактному мышлению, сложной психикой, важной частью которой является воображение. Человек, обладающий речью, языком. Язык и мышление как большие сложные системы, на которые можно воздействовать с целью программирования поведения человека. Возможности манипуляции сознанием человека.

Суть манипуляции людьми при использовании черной риторики как ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Манипуляция как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» и скрытое управление. Манипуляции в ее современном смысле как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно владельцу средствами манипуляции.

«Мастерство» манипуляторов. Расчет на некритическое отношение аудитории к сообщениям ораторов-манипуляторов. Манипуляция как соблазн, но не насилие. Технологии, которые используют различные профессиональные работники для манипуляции сознанием.

Возможности противостоять черной риторике, манипуляции сознанием. Инструменты и приемы для создания своих «индивидуальных средств защиты». Поиск скрытого смысла той или иной речи. Обнаружение нарушения законов общей риторики при манипуляции оратором аудиторией. Алогичность при использовании манипуляции людьми. Использование герменевтики как науки «вживаться» в текст так, чтобы «понять его смысл лучше, чем сам его автор», как науки о толковании текстов для способности противостоять черной риторике. Проблемы нравственности в отношении использования черной риторики.

Некоторые неблагоприятные тенденции в развитии риторического знания в мире в связи с возникновением черной риторики. Трудности создания отечественной науки.

8.

Тема 8. Некоторые аспекты искусства спора.

Понятия “диалектика”, “софистика” и “эристика”. Определение спора.

Понятие “полемика” (гр. polemikos - воинственный, враждебный). Спор как процесс обмена противоположными взглядами.

Виды спора, по С.И. Поварнину (спор ради истины, спор для убеждения, спор во имя победы, спор-спорт, спор-игра).

Обоснование позиции в споре. Основа правильного спора. Тезис доказательства, или предмет спора как основная мысль, которую нужно доказать и которой посвящается все доказательство, чтобы обосновать ее истинность (ложность). Работа над тезисом (чтобы тезис стал ясным). Определение всех основных понятий тезиса. Выяснение “количественной” и «качественной» характеристики тезиса. Степень вероятности тезиса (различия в степени его модальности).

Основания доказательства (доводы) и связь между ними и тезисом доказательства. Рассмотрение всех доводов (доказательства), как и самого тезиса.

Нечестные приемы, используемые во время спора. Логические ошибки в доказательствах: подмена тезиса (ignoratio elenchi), недоказанное основание доказательства (petitio principii), круг в доказательстве (circulus in demonstrando), тавтология в доказательстве (idem per idem) и др.

Ошибки в индуктивном умозаключении: поспешное обобщение на основе недостаточного наблюдения, поспешное обобщение на базе «простого» перечисления, заключение: «после этого, значит, по причине этого». Различия между паралогизмами и софизмами.

Три основные ошибки в доказательстве: неверны тезис, довод или связь между ними. Тезис и антитезис.

Спор о доказательстве тезиса, спор об истинности тезиса.

Нечестные приемы: ошибка многих вопросов, ответ вопросом на вопрос, ответ, который обещают дать позже, ирония над поставленным вопросом. Эмоциональная сторона дискуссий.

Выводы по теории спора.

9.

Тема 9. Научные выступления. Основные методологические требования к научному докладу.

Понятие научной работы и научного доклада. Два этапа работы над научным докладом. Соответствие речи общепринятым языковым нормам. Правильность речи как основа культуры речи. Отличие научного доклада от ненаучного. Четыре основных этапа научного доклада, по Аристотелю. Понятие методологических требований к научному докладу.

Требования к структуре научного доклада. Понятия структуры, заглавия, результатов научного исследования, цели, содержания, актуальности, новизны, предпосылок или посылок, введения и заключения. Основные ошибки при построении научного доклада. Требования к введению понятий (категорий). Общие методологические требования, предъявляемые к понятиям научного сообщения.

Требования к обоснованию суждений (результатов, положений).

Некоторые методические требования к научному докладу.

10.

Тема 10. Культура речи. Оформление речи как важнейший раздел элокуции.

Понятие культуры речи. Современные проблемы культуры речи. Качества речи, определяющие ее культуру: богатство речи, ее разнообразие, выразительность, точность и правильность, чистота, ясность и доступность.

Необходимость чтения классической литературы. Использование словарей. Понятие этимологии слов.

Учение о стилях речи. Устно-разговорные и книжно-письменные стили. Особенности ораторского стиля речи. Индивидуальный стиль речи.

Риторические или стилистические фигуры. Фигуры речи как любые обороты речи, отступающие от естественной формы. Отличие тропов от фигур речи. Различные подходы к классификации фигур и тропов.

Некоторые наиболее употребляемые фигуры речи: риторические обращения, вопросы, восклицания, градация (лат. gradatio постепенное повышение), период (гр. periodos обход, круговращение), параллелизм (гр. parallelismos), анафора (гр. anaphora – вынесение вверх), эпифора. (epi после + phoros несущий), антитеза (гр. antithesis противоположение), оксюморон (гр. oxymoron остроумно-глупое), эллипсис (гр.elleipsis замкнутая кривая), инверсия (лат. inversio переворачивание). и др.

Тропы как средства выражения мыслей, связанные с большим разнообразием и усилением выразительности речи оратора. Определение тропов.

Некоторые наиболее известные и употребляемые тропы: перифраза (гр. periphrasis окольная речь), эвфемизм (euphemismos< eu хорошо + phemi говорю), дисфемизм (гр. dys затруднение, нарушение, расстройство + phemi говорю), антифраза (гр. anti противоположность), аллюзия (лат. alludere подшучивать, намекать), гипербола (< hyperballo прохожу через что-либо), литота (< litotes простота, худоба), метафора (< metaphora перенос), эпитет (гр. epitheton букв. приложение) аллегория (гр. allegoria) – (иносказание), олицетворение или просопопея (гр.prosopopoiia, от prosopon –лицо + poieo – делаю), идиома (фразеологизм) (< гр.idioma своеобразное выражение) и др.

11.

Тема 11. Общение оратора с аудиторией как процесс.

Субъект и объект процесса общения оратора с аудиторией. Понятия «великий», «харизматический», «идеальный» оратор. Понятие «идеального типа», по М. Веберу. Качественная характеристика оратора. Основные черты сильного типа личности: влияние на окружающих (доминирование), нравственная зрелость (сила «Я»), целостность характера (сила «Сверх-Я»), проницательность, сила воли, социальная смелость, независимость от вредных влечений, отсутствие излишних переживаний и др.

Черты лидера: интеллект, стремление к знаниям, активность, социальное участие, ответственность, надежность, высокий социальный статус, др.

Самые важные свойства, необходимые оратору для встречи со слушателями: глубокое знание предмета речи, основательная подготовка текста речи, подготовка всех невербальных средств оратора для выступления, мастерство исполнения. Индивидуальные особенности оратора.

Оратор и его свойства. Соотношение: ОРАТОР – АУДИТОРИЯ. Обратная связь в системе: оратор – аудитория: линейная – нелинейная, внешняя – внутренняя. Особенности (специфика) ораторской речи. Модель ораторской речи

Аудитория, ее свойства. Методы общения с ней. Некоторые особенности аудитории. Внимание и память как психофизиологические явления, обеспечивающие наибольший контакт в двустороннем процессе взаимодействия оратора и аудитории.

12.

Тема 12. Некоторые сведения, необходимые для публичных выступлений. Наиболее типичные ошибки начинающих ораторов.

Оратор как мудрец, и филолог, и дипломат, и психолог, и лидер, и актер, и маг, и гипнотизер. Понятия «ораторской лихорадки», «ораторского волнения» и «ораторского безразличия». Причины возникновения страха перед аудиторией. Понятие психологической подготовки оратора перед выступлением.

Некоторые рекомендации, необходимые оратору для подготовки к выступлению: объем приготовленной речи, время проведения доклада, «магическое число 7 + 2», повторение материала, предоставление информации по пунктам: 1, 2, 3.

Наиболее типичные ошибки молодых ораторов: употребление слов-паразитов, отсутствие внимания к своему поведению на трибуне, неправильная концовка речи. Многословие как стилистическая неграмотность. Плеоназм как речевое излишество. Контаминация как ошибочное совмещение в одном выражении слов или словосочетаний из разных словосочетаний. Неразличение паронимов как близких по звучанию, но разных по значению однокоренных слов.

Невербальные методы общения оратора с аудиторией. Этика оратора.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использованием по
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Компетенция студента, формируемые в результате освоения учебной диссиплины (модуля)/ ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск