Скачать 223.69 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии, отделение востоковедения Программа дисциплины-семинары Религиозно-философские традиции Востока (Арабский Восток. Ислам). для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра Автор программы: Доцент кафедры цивилизационного развития Востока, кандидат философских наук Муртазин Марат Фахрисламович mmurtazin@mail.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Маслов А.А. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра со специализацией «Арабский язык» Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Религиозно-философские традиции Востока. Арабский Восток. Ислам» являются: - знание студентами истории формирования ислама и его основных религиозных течений и философских школ; - ознакомление студентов с содержанием, структурой, особенностями вероучения и религиозной практики ислама; - формирование у учащихся систематических представлений о религиозно-философских школах в исламе; - развитие навыков исследовательской работы с использованием источников на языке оригинала; - чтение, перевод, анализ, комментирование оригинальных текстов на арабском языке; - способность находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе на языке оригинала 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины - семинаров[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковВ ходе прохождения дисциплины преподаватель дает задание для подготовки к семинарам, которое заключается в том, чтобы студенты написали доклады и сообщения по теме семинара, предварительно ознакомившись с материалом учебников, основной и дополнительной литературы. Преподаватель выставляет оценки за письменные варианты докладов и сообщений, а также за активную работу в ходе семинара. В конце 2 модуля выставляется средняя арифметическая (К1) за отчетный период. В конце 2 модуля студенты пишут эссе объемом 8-10 тысяч знаков, в котором дают письменное изложение усвоенных материалов семинаров. Результаты эссе оцениваются следующим образом:
Общая оценка за эссе (К2) выводится из максимальной оценки 10 баллов с учетом понижающих/повышающих коэффициентов, но не более 10. Общая оценка за модуль выводится как среднеарифметическая оценок (К1+К2):2=Ит1. В конце 3 модуля проводится итоговый экзамен, во время которого студенты проходят тестирование своих знаний по пройденным материалам. Экзамен состоит из 2 разделов:
Итоговая оценка за экзамен выставляется после проверки письменных работ как среднеарифметическая (Э1+Э2):2=ИЭ. 7Содержание дисциплиныРаздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.
Семинар 1. Вводное занятие. Общая характеристика доисламской Аравии. – 2 часа. Цели и задачи дисциплины. Общий географический, социокультурный и политический обзор Аравии в конце 6-нач. 7 века. Темы докладов и сообщений:
Семинар 2. Жизнь и деятельность Мухаммада. Мекканский период жизни и пророческой деятельности Мухаммада. Мединский период пророческой и общественной деятельности Мухаммада. Политическая деятельность и основание мусульманского государства в Медине. Темы докладов и сообщений:
Семинар 3. Ниспослание, собирание и структура Корана. Терминология Корана: кур'ан, сура, аят, асбаб ан-нузуль. Место Корана в исламе. Понятие откровения в исламе. История ниспослания Корана. Собирание и канонизация текста Корана. Коран как главный источник и святыня ислама. Темы докладов и сообщений:
Семинар 4. Сунна и хадисоведение. Терминология Сунны – сунна, хадис, сахих, да`иф. Место Сунны в исламе. Профетология ислама. История сохранения и фиксации хадисов. Основные сборники хадисов. Сунна как второй источник ислама. Темы докладов и сообщений:
Семинар 5. Основы вероучения ислама. Терминология вероучения ислама: иман, ислам, акыда. Место вероучения в общей системе ислама. Наиболее известные сочинения по акыде. Разделы вероучения ислама: Аллах, ангелы, писания, посланники, судный день и жизнь вечная, предопределение. Темы докладов и сообщений:
Семинар 6. Культ ислама. Терминология вероучения ислама: рукн, шахада, салят-намаз, саум, закят, хадж. Место культа в общей системе ислама. Разделы культа ислама: исповедание ислама, молитва, пост, пожертвования, паломничество. Темы докладов и сообщений:
Семинар 7. Основные течения и богословские правовые школы в исламе-мазхабы. Занятие 1. Суннизм, шиизм и хариджизм. История разделения. Формирование политических и богословских различий. Мазхабы и школы в шиизме. Суфизм. Терминология: сунна, джама`а, ши`а. Проблема власти после смерти пророка Мухаммада. Конфликты и их влияние на формирование идейно-богословских различий. Хариджиты и особенности их взглядов. Наследники хариджитов в средневековье и новое время. Основные богословские постулаты шиизма. Мазхабы и школы в шиизме. Формирование и развитие суфизма. Темы докладов и сообщений:
Занятие 2. Сунниты. Формирование основных богословских правовых школ суннизма. Богословские вероучительные школы. Терминология: сунна, фикх, шари`а, мазхаб, акыда. Становление фикха и шариата. Возникновение и формирование мазхабов. Основатели мазхабов: Абу Ханифа, Мухаммад Аш-Шафии, Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль. Сфера распространения мазхабов. Основные различия мазхабов в культе. Темы докладов и сообщений:
Семинар 8. Основные мировоззренческие и философские школы в исламе. Занятие 1. Богословие во времена пророка Мухаммада и праведных халифов. Мутазилиты. Терминология: салаф, ривая, дирая, хадис, рай, му`тазиля. Традиционалисты и сторонники спекулятивного богословия. Мутазилиты. Темы докладов и сообщений:
Занятие 2. Мусульманское богословие и мусульманская философия. Терминология: фальсафа, калям, аш`ария, матуридия. Формирование традиционного богословия и богословских ересей (кадариты, джахмиты, мушаббихиты и др.) Традиционная акыда и наиболее известные богословы и их сочинения: Абу Ханифа, Абу Джаафар Ат-Тахави, Ан-Насафи. Формирование каляма: Абу аль-Хасан аль-Аш`ари, Абу Мансур аль-Матуриди. Мусульманская фальсафа и ее основные представители: Абу Юсуф Аль-Кинди, Абу Наср аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, Абу Хамид аль-Газали, Абу Бакр ибн Баджжа, Абу аль-Валид Ибн Рушд. Темы докладов и сообщений:
Семинар 9. Современная мусульманская мысль. Застой мусульманской мысли и ее возрождение в конце 19- начале 20 в. Предпосылки ан-нахды и ее проявления в литературе и общественно-политической и религиозной мысли. Наиболее известные религиозные мыслители арабского мира: Мухаммад Абдо, Джамаль ад-Дин аль-Афгани, Сеййид аль-Кутб. Салафизм и его корни. Темы докладов и сообщений:
Семинар 9. Заключительное занятие. Подведение итогов. Краткий обзор пройденных тем. Перечень тем письменных работ для экзамена. Подготовка к экзамену. Темы докладов и сообщений для семинаров. 8Образовательные технологииВ ходе проведения семинаров для студентов 3 курса предусматриваются различные активные формы проведения занятий. Прежде всего, все студенты задействованы в подготовке докладов и сообщений. Кроме использования традиционных источников (учебная и научная литература, источники), используются интернет-ресурсы, аудио- и видеозаписи. Возможно использование видеолекций. 8.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов. В билете для зачета предполагается 4 вопроса:
9Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, Основной задачей студентов является знание содержания основных учебников и дитературы по теме. На каждом семинарском занятии студенты готовят доклады и сообщения, принимают учатсиен в обсуждении тем. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: после прохождения каждого раздела программы студенты выполняют самостоятельную письменную работу в форме структурно-текстологического анализа. В оценку включается:
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовые учебники:Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин, Мухаметшин Р.М. Исламоведение. Пособие для преподавателя. М.: «Издательство Моск. исламского ун-та», 2008. – 416 с. (Введение, гл.1-5,10, Заключение). Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин. Корановедение. Учебное пособие. М.: «Столица», 2011. – 528 с. (Гл. 1). Т.К.Ибрахим, Ф.М.Султанов, А.Н.Юзеев. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. - Казань, Татр. Кн. Изд-во. 2002. – 239 с. (Раздел 1). Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии: Средние века и современность. Учебное пособие. М.: ИФРАН, 2006. 10.2Основная литератураБартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992. Белл Р., Уотт У. М. Коранистика: Введение. / Пер. с англ. СПб.: Диля, 2005. Бертон Д. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. / Пер. с англ. СПб.: Диля, 2005. Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература. Ислам. Историографические очерки. / Под ред. С.М. Прозорова. – М., 1991. М.Т. Степанянц. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 1997. – 503 с. (Мусульманская философия). Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М.:Политиздат, 1986. – 576 с. (Гл. 24 Ислам). 10.3Дополнительная литератураЭнциклопедии: Новая философская энциклопедия. ТТ.1-4. М., 2000-2001. Цикл статей по арабо-мусульманской философии (см. указатель в 4 т., электронный вариант: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/enc_sps.htm) Энциклопедия «Кругосвет». Статьи по классической арабской философии: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/mvn/ind.htm. Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. Статьи по мусульманской этике <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/eth_sps.htm> Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. Словари терминов и категорий: А.В.Смирнов. Словарь средневековой арабской философской лексики // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.379-520 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/slov_vv.htm> А.В.Смирнов. Словарь категорий: арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.346-382 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/slc_i.htm> Материально-техническое обеспечение дисциплины Используется компьютер, аудио- и видеопроигрыватель МР3 для демонстрации лекций. |
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины-семинары Религиозно-философские традиции Востока... Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Религиозно-философские традиции Востока История государства и права зарубежных стран: методические указания для написания контрольных работ [Текст] / сост. С. А. Бердникова.... | Программа дисциплины Религиозно-философские традиции Востока (Китай)... Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным... | ||
Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/специальности... | 1 пояснительная записка целью спецкурса «Религиозно-философские системы Востока» Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации | ||
Программа дисциплины История международных отношений: Арабский Восток... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего... | ||
Культурология. Темы рефератОВ Религиозно-философские искания русских символистов: В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый и др | Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ Работа выполнена на кафедре философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | ||
Программа дисциплины История изучаемого региона (Арабский Восток)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | Программа дисциплины История изучаемого региона (Арабский Восток)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | ||
Велнес-клуб восток Арабский танец возвращает женщину к её природе, помогает выработать и развить изначально свойственные ей женские качества, духовно... | Сибирский федеральный университет Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,... | ||
Примерные вопросы для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по социальной философии Социально-философские проблемы русской религиозно-идеалистической философии конца Х1Х первой половины ХХ в в. (В. Соловьев, Н. Бердяев,... | Программа дисциплины "Ислам во внешней политике и международных отношениях" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Юриспруденция»... |