Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока»





НазваниеПрограмма дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока»
страница1/16
Дата публикации15.04.2015
Размер1.57 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» для направления подготовки бакалавра 032100.62 Востоковедение, африканистика






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение востоковедения
Программа дисциплины

Религиозно-философские традиции Востока


для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра

Авторы программы:

Доцент кафедры цивилизационного развития Востока, кандидат философских наук Муртазин Марат Фахрисламович mmurtazin@hse.ru; mmurtazin@mail.ru

А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru

Демина Мария Олеговна E-mail: mdemina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Маслов А.А.

Рекомендована секцией УМС «___»__________ 2012 г

Председатель Маслов А.А._______________________________ (подпись)
Утверждена УС факультета ______________________ «___»_________2012 г.

Ученый секретарь Макеева Л.Б.___________________(подпись)]
Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Раздел №1. Арабский Восток. Ислам.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра со специализацией «Арабский язык»

Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:

  • федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр»);

  • образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 года;

  • основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра, утвержденного в 2012 г.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Религиозно-философские традиции Востока. Арабский Восток. Ислам» являются:

- знание студентами истории формирования ислама и его основных религиозных течений и философских школ;

- ознакомление студентов с содержанием, структурой, особенностями вероучения и религиозной практики ислама;

- формирование у учащихся систематических представлений о религиозно-философских школах в исламе;

- развитие навыков исследовательской работы с использованием источников на языке оригинала;

- чтение, перевод, анализ, комментирование оригинальных текстов на арабском языке;

- способность находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе на языке оригинала

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Изучить историю формирования ислама и его богословских и философских школ.

Знать основные положения вероучения и религиозной практики ислама.

Сформировать систематические представления о религиозно-философских школах ислама.

Усовершенствовать навыки исследовательской работы с использованием источников на языке оригинала;

Уметь читать, переводить, анализировать, комментировать оригинальные тексты на арабском языке.

Находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе на языке оригинала.


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности

базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных

дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии;

ОНК-2

Овладел материалом лекций и основных учебников и учебных пособий по дисциплине

Прослушивание лекций, участие в семинарах, чтение научной литературы на русском, арабском и европейских языках, самостоятельное изучение источников.

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно

и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном,

западном и восточном языках;

ИК-1

Пишет эссе, доклады, тезисы и доклады на русском языке. Сообщения на арабском и английском языке о прочитанной литературе и источниках.

Углубленное изучение научной литературы, анализ текстов на арабском языке, перевод на русский язык.

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

СЛК-2

Участвует в работе студенческих научных обществ, готовит черновики публикаций для студенческих сборников статей, готовит курсовые работы, связанные с материалом дисциплины

Написание научных сообщений и докладов, тезисов и статей.

способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого

подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной

деятельности;

СЛК-5

Знает основные положения вероучения и религиозной практики ислама

Анализ религиозных положений ислама с учетом особенностей развивающегося многоконфессионального и многонационального общества.

способность использовать знание и понимание проблем человека в современном

мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного

диалога;

СЛК-6

Анализирует и интерпретирует события в политической и социальной жизни современного мира через призму народов, проживающих на Арабском Востоке

Интерпретация событий в регионе с учетом особенностей религиозных взглядов его народов.


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Введение в востоковедение

  • История религий

  • Социально-культурные традиции изучаемого региона

  • История изучаемого региона

  • Культурное развитие изучаемого региона

  • Религиозные и философские традиции Востока

  • Этнология и этнопсихология стран Востока

  • Основы арабской филологии


Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать средневековую историю Арабского Востока

Иметь общие представления об основных религиях Арабского Востока (ислам, христианство, иудаизм, зороастризм и др.)

Иметь представление о религиозных и философских традициях народов Востока

Знать этические, эстетические и этнопсихологические особенности народов Арабского Востока

Владеть базовым курсом арабского языка

Иметь компетенции грамматического, лексикологического, текстологического анализа арабских текстов.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Региональные особенности религиозно-философской культуры изучаемого региона

  • Институциональная и экономическая история изучаемого региона

  • Революции и национализм на Востоке

  • Конфликты и взаимодействия на Востоке

  • Этнология и этнопсихология стран Востока

  • Источниковедение и историография изучаемого региона

  • Актуальные проблемы востоковедения

  • История изучаемого региона

  • Социально-экономическое развитие стран Азии

  • Социально-политическая культура стран Азии

  • Методология исторического исследования изучаемого региона

  • Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона

  • Психология религии

  • Социология религии

  • Культура и религия


Тематический план учебной дисциплины - семинаров

[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Вводное занятие. Общая характеристика доисламской Аравии.

10

4

2




4



Жизнь и деятельность основателя ислама Мухаммада.

18

4

2




12



Ниспослание, собирание и структура Корана.

14

2

2




10



Сунна и хадисоведение.

14

4

2




8



Основы вероучения.

16

4

2




10



Культ ислама.

12

2

2




8



Основные течения и богословские правовые школы в исламе-мазхабы.

22

6

4




12



Основные мировоззренческие и философские школы в исламе.

26

8

4




14



Современная мусульманская мысль

20

4

4




12



Заключительное занятие. Подведение итогов.

10

2







8




ИТОГО ЧАСОВ

162

40

24




98


Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа































Эссе-доклад




*







4 тыс. знаков

Реферат
















Коллоквиум
















Сообщение




*







2 тыс. знаков

Промежу­точный

Эссе




*







Письменная работа – 8-10 тыс.зн.

Оценка текущей работы на семинарах
















Итоговый

Экзамен










*

Письменная работа – 4 тыс.зн.

Устный экз.- ответы на вопросы по билетам.


Критерии оценки знаний, навыков

В ходе прохождения дисциплины преподаватель дает задание для подготовки к семинарам, которое заключается в том, чтобы студенты написали доклады и сообщения по теме семинара, предварительно ознакомившись с материалом учебников, основной и дополнительной литературы. Преподаватель выставляет оценки за письменные варианты докладов и сообщений, а также за активную работу в ходе семинара. В конце 2 модуля выставляется средняя арифметическая (К1) за отчетный период.

В конце 2 модуля студенты пишут эссе объемом 8-10 тысяч знаков, в котором дают письменное изложение усвоенных материалов семинаров. Результаты эссе оцениваются следующим образом:

  • Соблюдение нормы объема. Сокращение объема менее чем на 20% от установленного норматива означает минус 2 балла. Сокращение объема более чем на 20% от установленного норматива, означает невыполнение работы с выставлением неудовлетворительной оценки.

  • Полнота изложения материала, в соответствии с установленной темой. Неполное изложение темы – минус 2 балла

  • Отсутствие фактологических ошибок. Каждая ошибка - минус 1 балл.

  • Несоблюдение грамматических и орфоэпических норм русского языка - минус 1 балл.

  • Соблюдение правил написания терминов на языке оригинала (арабском) – минус 1 балл.

  • За новизну и полноту материала преподаватель может выставить повышающий коэффициент плюс 2 балла.


Общая оценка за эссе (К2) выводится из максимальной оценки 10 баллов с учетом понижающих/повышающих коэффициентов, но не более 10.
Общая оценка за модуль выводится как среднеарифметическая оценок (К1+К2):2=Ит1.

В конце 3 модуля проводится итоговый экзамен, во время которого студенты проходят тестирование своих знаний по пройденным материалам.

Экзамен состоит из 2 разделов:

  1. Написание письменной работы в рукописной форме в аудитории в течение 2 аудиторных часов (80 мин.) объемом 4 тысячи знаков по заданной теме. (Э1).

  2. Устный ответ на вопросы по билету. (Э2).


Итоговая оценка за экзамен выставляется после проверки письменных работ как среднеарифметическая (Э1+Э2):2=ИЭ.

Содержание дисциплины

Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.


  1. Вводное занятие. Общая характеристика доисламской Аравии.

  2. Жизнь и деятельность Мухаммада.

  3. Ниспослание, собирание и структура Корана.

  4. Сунна и хадисоведение.

  5. Основы вероучения ислама.

  6. Культ ислама.

  7. Основные течения и богословские правовые школы в исламе-мазхабы. (4)

  8. Основные мировоззренческие и философские школы в исламе. (4)

  9. Современная мусульманская мысль

  10. Заключительное занятие. Подведение итогов.


Лекция-Семинар 1. Вводное занятие. Общая характеристика доисламской Аравии.

4 часа.

№1. Цели и задачи дисциплины. Общий географический и социокультурный обзор Аравии в конце 6-нач. 7 века. – 2 часа.

№2. Соседи арабов в начале 1 тысячелетия н.э. Южная Аравия и ее цивилизация. Религии и верования на Аравийском полуострове. – 2 часа.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Аравийский полуостров: климат, фауна, флора.

  2. Аравия и ее соседи в 3-7 веках: Египет, Византия, Иран, Эфиопия.

  3. Верования арабов и их соседей.

  4. Социокультурный очерк арабов до ислама.

  5. Южная Аравия и ее государства.


Лекция-Семинар 2. Жизнь и деятельность Мухаммада. 4 часа.

Мекканский период жизни и пророческой деятельности Мухаммада. Мединский период пророческой и общественной деятельности Мухаммада. Политическая деятельность и основание мусульманского государства в Медине.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Детство и отрочество Мухаммада. Женитьба на Хадидже.

  2. Подготовка к пророчеству. Начало откровения.

  3. Первый период пророческой деятельности. Отношения внутри рода бану хашим и с другими курайшитами.

  4. Хиджра и ее значение.

  5. Мединский договор.

  6. Формирование первого мусульманского государства.

  7. Смерть Мухаммада и праведные халифы.



Лекция-Семинар 3. Ниспослание, собирание и структура Корана – 2 часа.

Терминология Корана: кур'ан, сура, аят, асбаб ан-нузуль. Место Корана в исламе. Понятие откровения в исламе. История ниспослания Корана. Собирание и канонизация текста Корана. Коран как главный источник и святыня ислама.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Определение понятий кур'ан, сура, аят.

  2. Коран как слово Аллаха и священное писание мусульман.

  3. Ниспослание и собирание Корана. Канонизация текста Корана в период правления халифа `Усмана.

  4. Структура Корана.

  5. Причины ниспослания асбаб ан-нузуль.

  6. Мекканские и мединские суры.

  7. Коранические истории.

  8. Толкования и переводы Корана.


Лекция-Семинар 4. Сунна и хадисоведение – 4 часа.

Терминология Сунны – сунна, хадис, сахих, да`иф. Место Сунны в исламе. Профетология ислама. История сохранения и фиксации хадисов. Основные сборники хадисов. Сунна как второй источник ислама.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Определение понятий сунна, хадис, сахих, да`иф.

  2. Сунна как часть небесного откровения.

  3. История сохранения Сунны и хадисов при жизни Мухаммада и праведных халифах.

  4. Развитие хадисоведения на последующих этапах.

  5. Структура хадисов.

  6. Виды хадисов.


Лекция-Семинар 5. Основы вероучения ислама - 4 часа.

Терминология вероучения ислама: иман, ислам, акыда. Место вероучения в общей системе ислама. Наиболее известные сочинения по акыде. Разделы вероучения ислама: Аллах, ангелы, писания, посланники, судный день и жизнь вечная, предопределение.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Определений понятий иман, ислам, акыда.

  2. Вероучение ислама в сравнительно-сопоставительном освещении.

  3. Сочинение Аль-Фикх аль-акбар Абу Ханифы.

  4. Сочинение Аль-Акыда Абу Джа`фара ат-Тахави.

  5. Представления о Боге и ангелах в исламе в сравнительно-сопоставительном освещении.

  6. Представления о писаниях и посланниках в исламе в сравнительно-сопоставительном освещении.

  7. Представления о судном день и жизни вечной, аде и рае в исламе в сравнительно-сопоставительном освещении.

  8. Представления о судном день и жизни вечной, аде и рае в исламе в сравнительно-сопоставительном освещении.



Лекция-Семинар 6. Культ ислама– 2 часа.

Терминология вероучения ислама: рукн, шахада, салят-намаз, саум, закят, хадж. Место культа в общей системе ислама. Разделы культа ислама: исповедание ислама, молитва, пост, пожертвования, паломничество.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа :

  1. Определений понятий рукн, шахада, салят-намаз, саум, закят, хадж.

  2. Понятия аль-фикх и аш-шари`а.

  3. Особенности культа в исламе в сравнительно-сопоставительном освещении. Шахада – инициация в исламе.

  4. Молитва-салят. Виды и особенности молитвы в исламе.

  5. Пост-саум. Виды поста.

  6. Закят и его виды.

  7. Хадж и его обряды.


Лекция-Семинар 7. Основные течения и богословские правовые школы в исламе-мазхабы – 6 часов.

Занятие 1. Суннизм, шиизм и хариджизм. История разделения. Формирование политических и богословских различий. Мазхабы и школы в шиизме. Суфизм– 2 часа.

Терминология: сунна, джама`а, ши`а. Проблема власти после смерти пророка Мухаммада. Конфликты и их влияние на формирование идейно-богословских различий. Хариджиты и особенности их взглядов. Наследники хариджитов в средневековье и новое время. Основные богословские постулаты шиизма. Мазхабы и школы в шиизме. Формирование и развитие суфизма.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Определений понятий сунна, джама`а, ши`а.

  2. Смерть пророка Мухаммада и проблема передачи власти. Партии власти.

  3. Хариджиты и особенности их взглядов.

  4. Сохранение хариджизма в жизни мусульманской уммы.

  5. Формирование шизма и его основные богословские постулаты.

  6. Мазхабы и школы в шиизме.

  7. Суфизм в исламе. Основные понятия суфизма.


Занятие 2. Сунниты. Формирование основных богословских правовых школ суннизма. Богословские вероучительные школы– 4 часа.

Терминология: сунна, фикх, шари`а, мазхаб, акыда. Становление фикха и шариата. Возникновение и формирование мазхабов. Основатели мазхабов: Абу Ханифа, Мухаммад Аш-Шафии, Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль. Сфера распространения мазхабов. Основные различия мазхабов в культе.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Определений понятий сунна, фикх, шари`а, мазхаб, акыда.

  2. Становление фикха и шариата.

  3. Возникновение и формирование мазхабов.

  4. Жизнь и богословские произведения Абу Ханифы.

  5. Жизнь и богословские произведения Мухаммад Аш-Шафии.

  6. Жизнь и богословские произведения Малика ибн Анаса.

  7. Жизнь и богословские произведения Ахмада ибн Ханбаля.

  8. Основные различия мазхабов в культе.

  9. Географические границы распространения мазхабов.



Лекция-Семинар 8. Основные мировоззренческие и философские школы в исламе– 8 часов.

Занятие 1. Богословие во времена пророка Мухаммада и праведных халифов. Мутазилиты – 4часа.

Терминология: салаф, ривая, дирая, хадис, рай, му`тазиля. Традиционалисты и сторонники спекулятивного богословия. Мутазилиты.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Определений понятий: салаф, ривая, дирая, хадис, рай, му`тазиля.

  2. Особенности взглядов традиционалистов асхаб аль-хадис (ар-ривая).

  3. Особенности взглядов сторонников спекулятивного богословия – асхаб ар-ра'й.

  4. Появление му`тазилитов.

  5. Особенности взглядов му`тазилитов.


Занятие 2. Мусульманское богословие и мусульманская философия – 4 часа.

Терминология: фальсафа, калям, аш`ария, матуридия. Формирование традиционного богословия и богословских ересей (кадариты, джахмиты, мушаббихиты и др.) Традиционная акыда и наиболее известные богословы и их сочинения: Абу Ханифа, Абу Джаафар Ат-Тахави, Ан-Насафи. Формирование каляма: Абу аль-Хасан аль-Аш`ари, Абу Мансур аль-Матуриди. Мусульманская фальсафа и ее основные представители: Абу Юсуф Аль-Кинди, Абу Наср аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, Абу Хамид аль-Газали, Абу Бакр ибн Баджжа, Абу аль-Валид Ибн Рушд.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа :

  1. Определений понятий фальсафа, калям, аш`ария, матуридия.

  2. Понятие калям и его содержание.

  3. Жизнь и произведения Абу аль-Хасан аль-Аш`ари.

  4. Жизнь и произведения Абу Мансур аль-Матуриди.

  5. Краткий обзор мусульманской фальсафы.



Лекция-Семинар 9. Современная мусульманская мысль – 4 часа.

Застой мусульманской мысли и ее возрождение в конце 19- начале 20 в. Предпосылки ан-нахды и ее проявления в литературе и общественно-политической и религиозной мысли. Наиболее известные религиозные мыслители арабского мира: Мухаммад Абдо, Джамаль ад-Дин аль-Афгани, Сеййид аль-Кутб. Салафизм и его корни.
Темы докладов и сообщений для контрольного семинара 2 часа:

  1. Причины застоя в мусульманской мысли до 19 века.

  2. Понятие ан-нахды и ее формирование.

  3. Жизнь и произведения Мухаммада Абдо.

  4. Жизнь и произведения Джамаль ад-Дина аль-Афгани.

  5. Жизнь и произведения Сеййида аль-Кутба.

  6. Салафизм и его корни.



Лекция-Семинар 10. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Краткий обзор пройденных тем. Перечень тем письменных работ для экзамена. Подготовка к экзамену.
Итоговый семинар по пройденным темам:

Общая характеристика доисламской Аравии.

Жизнь и деятельность основателя ислама Мухаммада.

Ниспослание, собирание и структура Корана.

Сунна и хадисоведение.

Основы вероучения.

Культ ислама.

Суннизм, шиизм, суфизм

Мазхабы в исламе.

Традиционализм и умозрительные школы.

Ашаризм и матуридизм.

Философские школы в исламе.

Современная мусульманская мысль Арабского Востока.

Образовательные технологии

В ходе проведения семинаров для студентов 3 курса предусматриваются различные активные формы проведения занятий. Прежде всего, все студенты задействованы в подготовке докладов и сообщений. Кроме использования традиционных источников (учебная и научная литература, источники), используются интернет-ресурсы, аудио- и видеозаписи. Возможно использование видеолекций.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
В билете для экзамена предполагается 4 вопроса:

  1. Подготовьте письменный материал объемом не менее 4 тысяч знаков по след. теме…..

  2. Ответьте на вопрос:

Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, Основной задачей студентов является знание содержания основных учебников и дитературы по теме. На каждом семинарском занятии студенты готовят доклады и сообщения, принимают учатсиен в обсуждении тем.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: после прохождения каждого раздела программы студенты выполняют самостоятельную письменную работу в форме структурно-текстологического анализа. В оценку включается:

  1. Полнота объема работы, напр., не менее 2 тыс. знаков, или 500 слов.

  2. Полнота содержания, отсутствие пропущенных аятов.

  3. Правильность использования арабских терминов.

  4. Поощряется использование арабской графики.

  5. Грамотность изложения на русском языке.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники:

Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин, Мухаметшин Р.М.

Исламоведение. Пособие для преподавателя. М.: «Издательство Моск. исламского ун-та», 2008. – 416 с. (Введение, гл.1-5,10, Заключение).
Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин.

Корановедение. Учебное пособие. М.: «Столица», 2011. – 528 с. (Гл. 1).
Т.К.Ибрахим, Ф.М.Султанов, А.Н.Юзеев.

Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. - Казань, Татр. Кн. Изд-во. 2002. – 239 с. (Раздел 1).

Фролова Е. А.

История арабо-мусульманской философии: Средние века и современность. Учебное пособие. М.: ИФРАН, 2006.

Основная литература

Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Белл Р., Уотт У. М. Коранистика: Введение. / Пер. с англ. СПб.: Диля, 2005.

Бертон Д. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. / Пер. с англ. СПб.: Диля, 2005.

Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература. Ислам. Историографические очерки. / Под ред. С.М. Прозорова. – М., 1991.

М.Т. Степанянц. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 1997. – 503 с. (Мусульманская философия).

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М.:Политиздат, 1986. – 576 с. (Гл. 24 Ислам).

Дополнительная литература
Энциклопедии:

Новая философская энциклопедия. ТТ.1-4. М., 2000-2001. Цикл статей по арабо-мусульманской философии (см. указатель в 4 т., электронный вариант: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/enc_sps.htm)

Энциклопедия «Кругосвет». Статьи по классической арабской философии: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/mvn/ind.htm.

Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. Статьи по мусульманской этике <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/eth_sps.htm>

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
Словари терминов и категорий:

А.В.Смирнов. Словарь средневековой арабской философской лексики // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.379-520 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/slov_vv.htm>

А.В.Смирнов. Словарь категорий: арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.346-382 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/slc_i.htm>

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Используется компьютер, аудио- и видеопроигрыватель МР3 для демонстрации лекций.

Раздел №2. Китай.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет философии

Отделение востоковедения
Программа дисциплины
Религиозно-философские традиции Востока

(Китай)
для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра

Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru


Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока

«___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 2012 г.

Председатель [Введите И.О. Фамилия]

Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2012 г.

Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись]
Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2012 г.

Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись]
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПрограмма дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока. Арабский Восток. Ислам»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПрограмма дисциплины-семинары Религиозно-философские традиции Востока...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconРелигиозно-философские традиции Востока
История государства и права зарубежных стран: методические указания для написания контрольных работ [Текст] / сост. С. А. Бердникова....
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПрограмма дисциплины Религиозно-философские традиции Востока (Китай)...
Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПрограмма дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/специальности...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» icon1 пояснительная записка целью спецкурса «Религиозно-философские системы Востока»
Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconКультурология. Темы рефератОВ
Религиозно-философские искания русских символистов: В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый и др
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПримерные вопросы для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по социальной философии
Социально-философские проблемы русской религиозно-идеалистической философии конца Х1Х первой половины ХХ в в. (В. Соловьев, Н. Бердяев,...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПрограмма учебной дисциплины «Новая и новейшая история стран Востока»
Страны Востока к началу нового времени: географическая, этническая, конфессиональная и политическая карты
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconПрограмма дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconРабочая программа учебной дисциплины 03300062 Культурология Владивосток...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Программа дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск