Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения»





Скачать 208.13 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения»
Дата публикации01.03.2015
Размер208.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический

университет»





УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

_______________ А.Л. Гудков

«___»_______________2012 г.


Рабочая программа дисциплины



ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Направление подготовки

260200.68 «Продукты питания животного происхождения»


Общенаучный цикл, базовая часть

Квалификация (степень) выпускника

магистр
Форма обучения - очная

Факультет: механико-технологический

Кафедра-разработчик: кафедра философии и культурологии


Калининград 2012
1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических проблемах естествознания в системе культуры.

В курсе рассматриваются место и значение проблем естествознания в истории развития общества, взаимовлияние техники и науки, техники и философии, анализируются концепции науки и техники в трудах отечественных и зарубежных философов.

Целью курса является овладение знанием философских аспектов развития отдельных разделов естествознания и технических наук, связанных с формированием форм и структур питания человечества, а также умением применять и использовать накопленный человечеством опыт научных исследований.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» относится к базовой части общенаучного цикла. Курс находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с философией, объединяет в себе общие вопросы философских наук с философией естественных наук, входящих в состав современного научного знания, наряду с естественными и социально-гуманитарными науками. Именно развитию философской рефлексии научной техники у магистров предназначен данный курс
3. Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения
дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Задачей курса является достижение общекультурных компетенций (ОК) по ФГОС ВПО:

* способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и

общекультурный уровень (ОК-1), а также профессиональных компетенций (ПК) по ФГОС ВПО:

*способность собирать, обрабатывать с использованием современных

информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, естественным, научным и этическим проблемам (ПК-6).

В результате освоения содержания дисциплины магистр должен:

Знать:

  • предмет и структуру философских проблем науки и техники;

  • место и роль науки и техники в развитии техногенной цивилизации;

  • соотношение естественных, социально-гуманитарных и технических наук;

  • научные традиции и научные революции; типы рациональности;

  • особенности современного этапа развития науки и техники;

  • эпистемологическое содержание компьютерной революции;

  • особенности неоклассических научно-технических дисциплин;

  • специфику философского осмысления техники и технических наук;

  • роль инженера на новом этапе НТР - проблемы и решения;

  • социальную оценку техники как прикладной философии техники.

Уметь:

  • применять диалектику и современные общенаучные подходы к решению научных, мировоззренческих и практических задач;

  • использовать методологические средства философии при обосновании своей позиции, в процессе критики учений и концепций;

  • руководствоваться принципами гуманизма в общении, поведении и деятельности;

  • работать с первоисточниками различной степени сложности.

Владеть:

  • навыками научно-исследовательской деятельности;

  • приемами отбора и обработки информации философского содержания;

  • методами и приемами ведения дискуссии и диалога.

Магистры изучают учебный курс «Философские проблемы

науки и техники» в течение одного (9 семестра). В процессе обучения осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки магистров. Итогом изучения курса является «зачет», который проставляется по результатам тестирования. Положительным считается результат, при котором магистр ответил правильно более чем на 65 % вопросов. Оценка «незачет» предполагает, что магистр не знает основных понятий, категорий и терминов; не выполнял задания к семинарам и не справлялся с контрольными заданиями.
4. Структура содержания дисциплины «Философские проблемы науки
и техники»

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72часа. Аудиторные занятия – 30 часов, самостоятельная работа – 42 часа. Дисциплина изучается в 9 семестре.

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы. Включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации

Объём АЗ, ч.

Объём

СР,ч

Всего

часов

Лекции

ПЗ

1.

Предмет и структура философских проблем науки и техники

9


1-я

2

---

---

2

Тестир.

2.

Современная научно-техническая революция, её возможные последствия и альтернативы

2 -я

2

---

---

2

Проверка Д.З.

3.

Спор о технике и его значение для культуры на рубеже XX-XXI вв.

3 -я

---

2

2

4

Дискус.

4.

Технические науки: формирование и специфика

4 -я

2

---

---

2

Тестир.

5.

Техника как предмет исследования естествознания

5 -я

---

2

2

4

Проверка Д.З.

6.

Структура научного знания.

6 -я

2

---

---

2

Проверка Д.З.

7.

Закономерности развития технических наук

7 -я

---

2

2

4

КР-1

8.

Информационная эпистемология

8 -я

2

---

---

2

Тестир.

9.

Путь к информационному обществу: проблемы, реальность и перспективы

9 -я

---

2

2

4

Проверка Д.З.

10.

Технические науки и проблема экологии. Концепция ноосферы.

10-я

2

---

----

2

Проверка Д.З.

11.

Человек и техника. Технический оптимизм и технический пессимизм.

11-я

---

2

2

4

Тестир.

12.

Инженер на новом этапе НТР: проблемы и решения

12-я

---

2

4

6

Проверка Д.З.

13.

Современный этап развития инженерной деятельности и проектирование

13-я

2

---

---

2

Дискус.

14.

Социальная оценка техники как прикладная философия техники

14-15

---

4

2

6

КР-2

15.

Индивидуальная работа, в т.ч.

16-17



















  • Написание реферата

20

20




  • Подготовка к зачету

6

6

зачет




Итого:







14

16

42

72




30

4.2. Теоретические занятия (лекции)

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов



Предмет и структура философских проблем науки и техники

    1. Три аспекта науки. Предмет философии науки. Эволюция подходов к анализу науки.

    2. Проблема смысла и сущности техники. Основные направления философии техники.

    3. Техника и наука: эволюция взаимоотношений.

2



Современная научно-техническая революция, ее возможные последствия и альтернативы

2.1 Сущность, основные особенности и направления научно-технической революции.

2.2 Компьютерная революция и социальный контекст

2.3 Перспективы информационного общества

2



Технические науки: формирование и специфика

3.1 Специфика технических наук.

3.2 Строение теоретических технических знаний

3.3 Технические науки и инженерное сообщество в системе наук.

2



Структура научного знания.

4.1 Многообразие типов научного знания.

4.2 Основание науки: нормы и идеалы науки. Научная картина мира.

4.3 Методы научного познания.

2



Информационная эпистемология

5.1 Философские вопросы теории информатизации

5.2 Проблема создания “искусственного интеллекта”

5.3 Компьютеризация общественной жизни. Современные технические средства массовой информации и проблемы массовой культуры

2



Технические науки и проблема экологии. Концепция Ноосферы

6.1 Анализ экологической теории “потребительского общества”, “мягкой технологии”, самоподдерживающегося развития.

6.2 Концепция постиндустриального общества.

6.3 Ноосфера: утопия или реальность.

2



Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

7.1 Классическая инженерная деятельность

7.2 Системотехническая деятельность

7.3 Социотехническое проектирование

2



ИТОГО




14

4.3 Практические занятия (семинары)

п/п

темы

Темы практических занятий

Кол-во часов



Тема 1

Спор о технике и его значение для культуры на рубеже XX-XXI вв.

2



Тема 2

Техника как предмет исследования естествознания

2



Тема 3

Закономерности развития технических наук

2



Тема 4

Путь к информационному обществу: проблемы, реальности и перспективы

2



Тема 5

Человек и техника. Технический оптимизм и технический пессимизм.

2



Тема 6

Инженер на новом этапе НТР: проблемы и решения

3



Тема 7

Социальная оценка техники как прикладная философия техники

3



ИТОГО




16

4.4 Лабораторный практикум не предусмотрен.

4.5 Самостоятельная работа - 42 часа.

Самостоятельная работа магистров включает 36 часов на изучение соответствующих вопросов программы по рекомендованным преподавателем учебным и учебно-методическим пособиям, конспектам лекций, подготовку к практическим занятиям. Подготовка к промежуточному и итоговому тестированию – 6 часов.

5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы при формировании компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций), а также встречи с представителями государственных и общественных организаций.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Магистры изучают учебный курс «Философские проблемы науки и техники» в течение одного учебного семестра. В процессе обучения осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки магистров.

Для закрепления полученных теоретических и практических навыков магистр должен самостоятельно выполнить индивидуальное задание (реферат) и защитить его преподавателю перед зачетом, во время семинарских занятий или на научно-практической конференции. Объём индивидуального задания – 20 часа.

Основной целью выполнения индивидуальной работы по курсу «Философские проблемы науки и техники» является закрепление знаний магистров, полученных ими при изучении курса.

Реферат выполняется магистром по индивидуальному плану и должен включать постановку проблемы, цели исследования, обоснование ее актуальности. Содержание работы должно обеспечить полное, глубокое и всестороннее раскрытие темы. В работе должны использоваться научные монографии и статьи, причем прямое цитирование допускается только при наличии ссылок на источник. Работа должна быть представлена в печатном виде. Объем: 20-25 печатных листов. Преподаватель вправе корректировать предложенные темы рефератов, предлагать свои темы рефератов.

Итогом изучения курса является зачет.

Критерии оценки знаний магистров по завершению изучения учебного курса

Оценка "зачет" предполагает, что магистр:

  • владеет основным объемом знаний в рамках программы курса;

  • прочно усвоил основные понятия и категории;

  • может дать, в основном, правильные суждения;

  • в самостоятельной работе проявил элементы творчества;

  • способен достаточно свободно и грамотно ориентироваться в литературе по логистике.

  • активно работал на семинарах.

Оценка "незачет" предполагает, что магистр:

  • не знает основных понятий, категории и терминов;

  • не вышел за пределы отдельных представлений;

  • не выполнял задания к семинарам и не справлялся с контрольными заданиями

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

  1. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова и др. Москва. «Академический проспект». – 2009. – 688 с.

  2. Каракозова Э.В. Философия науки: учебно-метод. пособие по изучению дисц. Для магистров. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. - 18 с.

б) Дополнительная литература:

1. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Я.Кнорус, 2008, -

  1. с.

2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук: учебник – М.:

Высшее образование, 2007. – 335 с.

3. История философии науки. Современные философские проблемы

естественных, технических и социально-гуманитарных наук/ под. ред.

Миронова В.В. – М.: 2006. – 639 с.

4.Степин В.С. Философия науки и техники: Учебное пособие. – М.: Высшее

образование, 1996.

5. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996, - 183 с.
Карта обеспеченности магистров учебной, учебно-методической литературой по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»направления 260200.68 – Продукты питания животного происхождения»



Автор, название, год, издательство, кол-во стр.

Наличие в печатных фондах

НТБ

(кол-во)

Наличие в электронной

библиотеке

1







Основная литература






















  1. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова и др. Москва. «Академический проспект». – 2009. 688 с.

10

-

  1. Каракозова Э.В. Философия науки: уч.метод. пособие по изуч. дис.для магистров очной формы обучения. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. – 18 с. 2008 – 432 с.

10

-
















Дополнительная литература

1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук: учебник. - М.: Высшее образование, 2007.- 335с.

УМО по философии

3

-

2.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Под ред. В.В.Миронова. М.:Гардарики. Размышления о технике. – М., 2006. – 243 с.

3. Степин В.С. Философия науки и техники: учебное пособие. М., Высшее образование, 1996.

4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М.: Кнорус, 2008. – 584 с.

5. Ленк Х. Размышление о современной технике. – М.: Высшее образование, 1996. – 183 с.

10

5

2
1


-



Директор НТБ _____________ М.В.Вареницина _________

(подпись) (И.О.Фамилия) (дата)

8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

должен проводиться в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации магистров в университете. Поэтому следует привести основные выдержки из Положения, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины.

Лист согласования рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 260200.68 «Продукты питания животного происхождения» (утвержден «___»________ 20___г., номер государственной регистрации – № ____________) и учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета «___»________ 20___г.

Автор программы – Архангельский Олег Игоревич, к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (рецензент – к.филос.н., доцент Темнюк Н.А. протокол № 8 от 19 апреля 2012 г.)

к.ф.н., доцент кафедры

философии и культурологии _____________ / Н.А./Темнюк

Учебная (рабочая) программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета гуманитарной подготовки (протокол №9 от 26 апреля 2012 г.)

Председатель методической комиссии

Декан ФГП

к.ф.н., доцент ______________ О.И.Архангельский

Учебная (рабочая) программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии механико-технологического факультета (протокол №____ от «___» ____________ 2012 г.)

Председатель методической комиссии

Декан МТФ

д.т.н., проф. ______________ В. Н. Эрлихман

Согласовано

Зам.начальник учебного

управления ______________ В.Е.Огнев


  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

  1. Место и роль техники и технических наук в системе производительных сил общества

  2. Социальные функции техники и технических дисциплин

  3. Становление и развитие технических наук в ходе общественной практики

  4. Система «человек-машина» и социальные аспекты проектирования новой техники

  5. НТР и технические науки

  6. Техника и будущее человечества

  7. Техника и техническая деятельность как особый культурно-исторический феномен

  8. Проблемы технической эстетики

  9. Проблема интеграции различных технических наук

  10. Проблемы планирования и прогнозирования НТП

  11. Технические науки и проблемы экологии

  12. Мировоззренческая функция научно-технического знания

  13. Социальная ответственность разработчиков технического знания и новой техники

  14. Этика инженера

  15. Технократизм – Сциентизм – Рационализм

  16. Иррационализм и «технологический пессимизм»

  17. Современные проблемы инженерно-технических работников как особой социальной группы

  18. Актуальные проблемы современного технического образования. Методологический аспект.

  19. Объективная основа взаимосвязи технических наук с общественными и естественными науками.

  20. Проблемы моделирования систем живой природы в технических устройствах.

7.2. Программное обеспечения и интернет - ресурсы

В качестве информационной базы рекомендуется использовать библиотечные поисковые системы, Интернет. Основу материально-технического обеспечения составляют ПК с подключением их в систему Интернет, использование наглядных пособий (слайдов, раздаточных материалов, тестов по соответствующим темам). Компьютерный тренажёр для проведения текущего и итогового тестирования.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1 Наличие лекционных аудиторий, оборудованных видеопроектным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющим доступ в сеть Интернет.

8.2 Учебно-лабораторное оборудование не предусмотрено.
ОТЗЫВ

На рабочую (учебную) программу

дисциплины «Философские проблемы науки и техники» основной образовательной программы для подготовки магистров по направлению 260100.68 «Технология продуктов питания», разработанную к.ф.н. доцентом кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «КГТУ»

АРХАНГЕЛЬСКИЙ О.И.
Учебная (рабочая) программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для подготовки магистров направления 260100.68 «Технология продуктов питания», утвержден зам. министра образования РФ В.Д. Шадриковым 23 марта 2000г., номер государственной регистрации – 187 тех/маг.

  • Учебный план подготовки - магистров техники и технологий по направлению 260100.68 «Технология продуктов питания», утвержден ученым советом университета 21 мая 2002г.


В первом и втором разделах учебной (рабочей) программы указаны цели и задачи изучения данной дисциплины, а также требования к знаниям и умениям магистров в результате изучения дисциплины.

В третьем разделе представлена тематика курса, а также перечень основных вопросов, раскрывающих каждую тему.

Учебная (рабочая) программа включает в себя перечень и содержание практических занятий, а также средства учебно-методического обеспечения дисциплины.

В целом, учебная (рабочая) программа дисциплины «Философские проблемы науки и техники» заслуживает положительной оценки.

Рецензент:

к.ф.н., доцент

кафедры философии и культурологии /Темнюк Н.А./

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 19....
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины Аналитическая химия (наименование дисциплины...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
В. од. 1 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
В. дв. 3 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Дисциплина «История и методология науки о пище» включена в состав дисциплин по выбору компонента в. Дв. 1 общенаучного цикла основной...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г
Спо 260201 «Технология молока и молочных продуктов» входящей в состав укрупненной группы специальностей 26000 Технология продовольственных...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 260200. 62 «Продукты питания животного...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Составители: Родина Наталья Дмитриевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры технологии производства и переработки молока
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
«Технохимический контроль» включена в состав вариативной части м 3 дисциплины по выбору студента профессионального (специального)...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки 260200. 68 «Продукты питания животного происхождения» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск