Скачать 290.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР « » 2012 г Рабочая программа дисциплины Аналитическая химия (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 260200 « Продукты питания животного происхождения» (указывается наименование направления подготовки) Профили подготовки «Технология молока и молочных продуктов». «Технология мяса и мясных продуктов» (указывается наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) бакалавр, специалист, магистр бакалавр Форма обучения очная (очная, очно-заочная ,заочная и др.) Орел 2012 г. Составители Маркина В.М., к.х.н., доцент (ФИО, ученая степень, ученое звание) Рецензент Александрова Н.Е., к.х.н., доцент (ФИО, ученая степень, ученое звание) « » 2012 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО от 21.12.2009 приказ Минобрнауки России №741 по направлению подготовки « Продукты питания животного происхождения» и примерной основной образовательной программы ВПО приказ Минобрнауки России от 17 09. 2009г.№337 Программа обсуждена на заседании кафедры химии Зав. кафедрой д.б.н., профессор Ярован Н.И. (ФИО, ученая степень, ученое звание)« » 2012 г. Проверено: Начальник отдела менеджмента качества УМУ Лист согласования рабочей программы Декан факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины д.б.н., профессор Масалов В.Н. ФИО, ученая степень, ученое звание ()« » 20 12 г. Программа принята учебно-методической комиссии по направлению Подготовки «Продукты питания животного происхождения» протокол № от (направление) Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки Горькова И. В., к.б.н., доцент (ФИО, ученая степень, ученое звание)«» 2012 г. Заведующий выпускающей кафедры « Производства и переработки молока» д.б.н., профессор Мамаев А.В. Зав. выпускающей кафедрой «Технология мяса и мясных продуктов» к.б.н., доцент Зубарева К.Ю. (ФИО, ученая степень, ученое звание) « » 2012 г. Директор ЦНБ Орел ГАУ Ишханова Е. В. (ФИО) « » 20 12 г. Оглавление Введение………………………………………………………………………………...1 1.Цели освоения дисциплины………………………………………………………2 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, специалитета, магистратуры………………………………………………………………………3 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………………… 4-5 4. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6 5.Содержание дисциплины…………………………………………………………...7 5.1.Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………….7-10 5.1.Разделы дисциплин и виды занятий………………………………………….11 5.2.Лабораторный практикум………………………………………………….12-13 5.3.Самостоятельная работа студентов……………………………………… 14-15 6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………...16-17 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)..........................................................................................................................18 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . 19 Введение. Рабочая программа по дисциплине « Аналитическая химия», по направлению подготовки 260200 « Продукты питания животного происхождения», квалификация» бакалавр», по профилю подготовки «Технология молока и молочных продуктов», « Технология мяса и мясных продуктов» составлена в соответствии с ФГО стандартом ВПО от 21.12.2009г № 741. Согласно примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009г. №1136) дисциплина « Аналитическая химия» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2). Знание материала по дисциплине « Аналитическая химия» позволяет будущему специалисту в области профессиональных и специальных дисциплин по профилям « Технология молока и молочных продуктов», «Технология мяса и мясным продуктам» освоить классические и современные перспективные методы химического анализа для исследования пищевых продуктов, пищевых растворов, растительных и водных вытяжек на наличие токсичных веществ; изучить химико-аналитическую часть лабораторной клинической диагностики в различных объектах сельского хозяйства. В рабочую программу по дисциплине «Аналитическая химия» включены 3 раздела по модульной программе: качественный анализ, количественный анализ и физико-химические методы. Модульная технология обучения студентов по 2 профилям подготовки « Технология молока и молочных продуктов», «Технология мяса и мясным продуктам» включает контроль знаний студентов по рейтинговой системе. Эта система способствует постоянной и активной учебе студентов в течение всего учебного процесса; позволяет им набрать определенное количество баллов, что освобождает их от сдачи зачета. Решающую роль при рейтенговой оценке знаний студентов должны играть баллы, набранные ими при сдачемодулей, тестирований и защите рефератов по темам самостоятельных работ. При оценке знаний студентов по модульно- рейтинговой системе необходимо учитывать посещаемость ими занятий, их оценки при сдаче контрольных работ (тестовый метод контроля с применением компьютерной техники). Количество баллов, планируемых за посещаемость студентами занятий (лекционных, лабораторных) не должно превышать 40% от максимального числа необходимых баллов. Рейтинговая система оценки знаний студентов. Оценка:1,2,3,4,5. Баллы: 1.Посещение лекционных занятий-10 2.Посещение лабораторных занятьий-10 3.Ведение конспекта -10 4.Подготовка к лабораторным занятиям-5 5.Защита отчета по лабораторным занятиям-10 6.Выполнение индивидуальных заданий-5 7.Выполнение домашнего задания-5 8.Контрольная работа-10 9.Модули-20 10.Самостоятельная работа (рефераты, презентации)-10 Отлично -85-100 Хорошо-75-85 Удовлетворительно-5—70 Неудовлетворительно-20-45 1.Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Аналитическая химия « бакалавром» по направлению подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» являются: Умение грамотно применять методы контроля качества выпускаемой продукции на производстве Вести контроль за соблюдением экологической безопасности производства Поставить и выполнить эксперименты по заданной методике и анализу результатов Проводить измерения и выполнять эксперименты по заданной методике и анализу результатов Выполнять мероприятия по обеспечению качества продукции Выполнять работы в области научно-технической деятельности 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Согласно ФГОС ВПО (от 21 декабря 2009. № 741)по направлению подготовки 260200 продукты питания животного происхождения (квалификация «БАКАЛАВР» ) разработана основная образовательная программа, которая предусматривает изучение циклов, которые имеют базовую (обязательную ), устанавливаемую Вузом. Вариативная часть, в которую входит дисциплина « Аналитическая химия « дает возможность расширения углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных дисциплин), позволяет студентам получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре. Дисциплина «Аналитическая химия» включена в блок математического и естественнонаучного цикла (вариативная часть). Дисциплина «Аналитическая химия» тесно взаимосвязана с предшествующими дисциплинами: 1.Дисциплинами средней школы (неорганическая химия, органическая химия, физика). 2.С последующими дисциплинами (неорганическая химия, органическая химия, математика, биохимия, ветсанэкспертиза, микробиология, методы исследования молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции). Темы: « Классы неорганических соединений», «Периодическая система Д.И.Менделеева», « Основные закономерности химических превращений», «Комплексные соединения», «Органические соединения», «Окислительно-восстановительные процессы» являются основой изучения разделов качественного и количественного анализов в дисциплине аналитическая химия. Основные методы и методики, которые изучаются в аналитической химии, затем, применяют в изучении ряда последующих дисциплин: биохимии, ветсанэкспертизы, методы исследования молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, микробиологии и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины «Аналитическая химия» у обучающихся формируется компетенции : ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6 ;ПК-9; ПК-17, ПК-18, ПК-19; ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: стремиться к саморазвитию, повышению классификации Знать: как использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа теоретического экспериментального исследования (ОК-10); сущность и знание информации в развитии современного информационного общества (ОК-11); элементарные меры безопасности при возникновении экстренных ситуаций на тепло энергооборудовании (ПК-2); метрологические принципы инструментальных измерений (ПК-4); как анализировать результаты эксперимента (ПК-18); аналитические методы оптимизации процессов, методы кристаллизации, хроматографии, экстракции. Уметь: осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-8); Организовывать входной контроль качеств сырья и вспомогательных материалов, контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов (ПК-5); Анализировать полученные данные и использовать их в управлении качеством продукции (ПК-6); Осуществлять контроль за соблюдением экологической и биологической безопасности сырья и готовой продукции (ПК-9); Проводить эксперименты по заданной методике (ПК-18); Измерять, наблюдать и составлять описание проводимых исследований; обобщить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-19) Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13). Владеть: основными методами, способами и средствами получения и хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); Научно-исследовательскими компетенциями: Использовать математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-17). 4.Объем дисциплины и виды учебных работ. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины. 5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины. Семестр III (количество модулей 3) Модуль-1 Качественный анализ Цель: изучить принципы и приемы качественного анализа В результате усвоения данного модуля формируют компетенции: ОК-6, ОК-11, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-9.
Модуль-2 Количественный анализ Цель: изучить и освоить методы количественного анализа; методики, оборудование, основные правила и законы В результате усвоения данного модуля формируют компетенции: ОК-2, ОК-10, ОК-12, ПК-5, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19.
Модуль-3 Физико-химические методы анализа (инструментальные) Цель: изучить классификацию физико-химических методов анализа, сущность, основные измеряемые показатели, законы, приборы, определения: В результате усвоения данного модуля формируют компетенции: ОК- 6, ОК-8, ОК-11, ОК-12, ПК-5, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19.
5.2 Разделы дисциплин и виды занятий.
5.3. Лабораторный практикум
5.4. Самостоятельная работа студентов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Темы рефератов.
Аналитическая химия. Вопросы к зачету III семестра. I.Качественный анализ. 1. Что называется качественной реакцией? Привести пример. 2. Какие условия и признаки необходимы для проведения качественных условий? 3. Что представляет собой кислотно-щелочная классификация катионов? 4. На какие группы делятся анионы по окислительно-восстановительным свойствам? 5. Что называется общим и частным реактивом? II. Количественный анализ. 1. Что называется гравиметрическим методом анализом? Какие операции гравиметрического анализа Вы знаете? 2. Что называется фактором пересчета? Привести примеры. 3. Что называется титриметрическим анализом? Какие основные понятия в титриметрическом анализе Вы знаете? 4. Что называется стандартным и стандартизированным раствором? Привести примеры. 5. Как определить момент окончания реакции при титровании? Как формулируется закон эквивалентов? III. Физико-химические методы анализа. 1. Как классифицируют спектральные методы анализа? 2. Как формулируется основной закон светопоглощения? 3. Что характеризует молярный коэффициент светопоглощения, в чем его физический и графический смысл? 4. Каковы условия построения градуированного графика и выполнение количественных определений? 5. На чем основаны потенциометрические методы анализа? 6. В чем сущность прямой потенциометрии и потенциометрического титрования? 7. Как классифицируют электроды по их назначению? 8. Какое уравнение описывает взаимосвязь между потенциалом и концентраций компонента в растворе? 9. Какие виды хроматографического анализа Вы знаете? 10. Что называется коэффициентом распределения? Вопросы для самостоятельной работы.
Литература:
Для самоконтроля по аналитической химии и физико-химическим методом анализа ( Авторы: Маркина В.М., Коношина С.Н., Воронкова М.В.). Орел.2008, 77с.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Аналитическая химия. а) Основная литература: 1. Основы аналитической химии. Кн.1,2/Ю.А. Золотов, Дорохова Е.Н. Фадеева В.И. Под ред. Ю.А. Золотова. - М.: Высшая школа, 2011, 494с. 2. Цитович И.К. Курс аналитической химии: учебник для вузов Изд.9-е/10е. Лань 2011-496с 3. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии.М.: Альянс,2007 4. Маркина В.М. Тарловская К.З. Методы химического анализа неорганических соединений и их применение в сельском хозяйстве. Учебное пособие Изд-во Орел ГАУ-2009, с.155 5.Маркина В.М., Коношина С.Н., Воронкова М.В. Тестовые задания и вопросы для самоконтроля по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. Учебное пособие. Орел ГАУ.2008 с.76. б) дополнительная литература 1. Смарыгин С.Н.,Дайдакова И.В. Аналитическая химия. Учебное пособие. М.:изд. РГАУ-МСХА,2008. 2. Коренман Л.И. Практикум по аналитической химии: Анализ пищевых продуктов: В 4 кн: хроматографические методы анализа. Учебное пособие для вузов, Колос 2005.296 3.Коренман Л.И., Лисицкая Р.П.Практикум по аналитической химии. Воронеж: 2002. 403 с. 4. Коренман Л.И., Суканов П.Т., Калинкина С.П. Задачник по аналитической химии. Титриметрические методы анализа. Учебное пособие для бакалавров и магистров. Изд-во Воронежский гос.технол.академия. 2007. 340 с. 5. Коренман Л.И. Практиткум по аналитической химии: Анализ пищевых продуктов: В 4кн: хроматологические методы аналитическое учебное пособие для вузов. Колос 2005.296 с. в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. http://www.hemi.wallst.ru/index.html http://www.academy.edu.by/sites/pcwork/ssilki/himia.htm 12.09.2012 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Оборудование и посуда: штативы, пипетки 1-10 мл, бюретки-50 мл, химические стаканчики 50-100 мл, цилиндры, колбы конические. Приборы: аналитические весы, КФК-2; КФК-3, микроколориметры, иономеры И-160, нитратометр, рефрактометр Видеофильмы, презентации. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПРООП ВПО по направлению подготовки. |
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г Спо 260201 «Технология молока и молочных продуктов» входящей в состав укрупненной группы специальностей 26000 Технология продовольственных... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 19.... Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры В. дв. 3 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры В. од. 1 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники... Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических... | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 260200. 62 «Продукты питания животного... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Дисциплина «История и методология науки о пище» включена в состав дисциплин по выбору компонента в. Дв. 1 общенаучного цикла основной... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры «Технохимический контроль» включена в состав вариативной части м 3 дисциплины по выбору студента профессионального (специального)... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | ||
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Дисциплина «Деловой иностранный язык» включена в состав вариативной части в общенаучного цикла М1 основной образовательной программы... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Дисциплина «Стартовые культуры в технологии ферментированных продуктов» включена в состав вариативной части профессионального цикла... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры «Управление качеством продукции» включена в состав базового (общепрофессионального) компонента м профессионального (специального)... |