| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона» для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет мировой экономики и мировой политики Школа востоковедения Программа дисциплины
Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)
для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Юркевич Александр Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент, yurkevich@hse.ru, urkevich_a@rambler.ru
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока
«___»____________ 2014 г.
Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС Школы востоковедения Ученого совета Факультета мировой экономики и мировой политики «___»________2014 г.
Председатель ____________________А.А. Маслов
Утверждена УС Факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________2014 г.
Ученый секретарь ____________________Т.Б. Коваль
Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра со специализацией «Китайский язык»
Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр»);
образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика» (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 г.;
основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 «Востоковедение, африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»»;
рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденного в 2014 г.
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)» являются:
- предоставление студентам систематических знаний об истоках, этапах и закономерностях развития религиозных систем в Китае, их связях с китайской философской традицией, основных факторов, обусловивших уникальные особенности этих связей, влиянии традиционных религиозных и религиозно-философских систем на современную духовную и интеллектуальную среду Китая.
- формирование у обучаемых целостных представлений о традиционных китайских религиозных и философско-религиозных системах, их исторической трансформации и особенностях на современном этапе, их вкладе в мировую духовную культуру и интеллектуальное наследие.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать общие принципы и закономерности развития религиозных систем в Китае, их взаимоотношений с философской традицией и общекультурной средой.
Уметь различать и оценивать внешние и внутренние факторы, обусловливавшие особенности развития религиозно-философских традиций в Китае.
Приобрести навыки (опыт) последовательного анализа исторических факторов, определяющих этнокультурную специфику китайских религиозных и религиозно-философских систем.
В результате освоения дисциплины студент овладевает следующими компетенциями:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| - способность к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
| ОНК-1
| Применяет навыки научного анализа тенденций развития локальных религиозных традиций
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном языке;
| ИК-1
| Владеет навыками обоснования результатов самостоятельно проведенного научного анализа
| Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;
| СЛК-6
| Демонстрирует способность к выявлению влияния исторически обусловленных ценностных установок на складывание традиционной ментальности, ее влияния на современную национальную культуру
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований: цивилизационные и региональные подходы; логику построения востоковедного исследования; компаративные методики развития восточных и западных обществ; основы востоковедческой регионалистики и лингвострановедения; историю развития отечественного и зарубежного востоковедения;
| ПК-1
| Демонстрирует умение применять знание востоковедных дисциплин и методов востоковедных исследований для выявления специфики развития национальной духовной культуры, в том числе религиозно-философских традиций
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; политическая, культурная, интеллектуальная история Востока;
| ПК-2
| Демонстрирует способность учитывать особенности социально-экономического, политического и культурного развития стран и народов Азии в разные исторические периоды для выявления общего и особенного в национальной духовной, в том числе религиозно-философской, традиции
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - политического развития Азии и Африки: особенности политической культуры на Востоке; генезис государства на Востоке;
| ПК-6
| Демонстрирует умение применять знания особенностей политической культуры, политического развития, политической мысли на Востоке и их влияния на религиозно-философских традиций для изучения исторического взаимодействия разных пластов национальной духовной культуры
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур
| ПК-19
| Владеет знаниями о влиянии этно-религиозных факторов на складывание традиционных систем ценностей в странах Востока
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| - способность использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира
| ПК-24
| Демонстрирует способность вскрывать связи особенностей правосознания народов Азии с их религиозными и религиозно-философскими традициями
| Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
- Введение в востоковедение
- Всеобщая история: история восточных цивилизаций
- Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона (Китай)
- История изучаемого региона (древний период, средние века, новое время) - Культурное развитие изучаемого региона
- Литературная традиция изучаемого региона
- Психология религии
- Религиозно-философские традиции Востока
- Философия
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);
обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОНК-3);
способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5);
владеть культурой научного мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);
умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);
готовностью сотрудничать с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к профессиональной деятельности (СЛК-3).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Религиозная мистика
Социология межкультурной коммуникации
Философия религии
|