| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа учебной дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» для направления/специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
|
|
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет философии
Отделение востоковедения
Основная
Программа дисциплины Литературная традиция изучаемого региона
для направления/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика
подготовки бакалавра
Автор программы:
доцент Соловьева Е.Н. ,кандидат филологических наук, esolovyeva@hse.ru Автор программы (Японская литература):
Штейнер Е.С., доктор искусствоведения, esteiner@hse.ru (сс. 17-31)
Одобрена на заседании кафедры Восточной филологии «___» ________ 2013 г
Зав. кафедрой Аникина В.В. _______________________________(подпись)
Рекомендована секцией УМС «___»__________ 2013 г
Председатель __________________Маслов А.А.___________________ (подпись) Утверждена УС факультета _________________________ «___»___________ 2013 г.
Ученый секретарь ______________Макарова И.В.___________________ [подпись]
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Литературная традиция изучаемого региона»(арабские страны). Дисциплина изучается в течение 4 модуля. Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр»);
образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"по направлению подготовки 032100.62 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 года;
основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра, утвержденного в 2012 г.;
Положения об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от « 21 » декабря 2012 г. № 42.
2. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона»(арабские страны) в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда:
- выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных востоковедных исследований в области изучения литературной традиции арабских стран (Арабский Восток); умение применять общемировой и региональный (национальный) подходы в интерпретации литературного развития изучаемого региона;
- сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития и этапов становления арабской литературы включая ее современный период; синхронного и диахронного процессов в контексте общемирового литературного процесса;
- сформировать знания о национальной самобытности арабской литературной традиции и культуре, ее выдающихся представителей; сформировать представления об основных особенностях этапах развития литературы арабских стран с древности до наших дней;
- выработать умение использовать знания о роли и значении ускоренного литературного развития арабских стран в новое время, литературных стилях -традиционных и современных; положения о формировании и развитии общеарабской и национальных литератур изучаемого региона;
- развить у студентов навыки системного подхода к анализу художественных произведений, знать ключевые фигуры и имена арабских литераторов , их творчество с древности до современного периода;
- сформировать и развить навыки проведения научных исследований 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать основные сведения о культурно-исторических, социокультурных, этно-культурных, географических, особенностях и характеристиках развития литературной традиции изучаемого региона (арабские страны) ; своеобразие литературы арабских стран в общемировом литературном процессе;
- уметь понимать, излагать необходимые сведения по истории развития литературного процесса в арабских странах, реферировать и рецензировать образцы художественных произведений арабских писателей , использовать знания и навыки по художественному переводу на русский язык произведений арабских авторов ;
- иметь навыки (приобрести опыт) квалифицированного использования для понимания текстов по истории литературного развития изучаемого региона; корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения арабской культурной традиции и при анализе историко-литературных артефактов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований в области изучения литератур арабского Востока; цивилизационные и региональные подходы; логика построения востоковедного литературоведческого исследования; применять компаративные методы в изучении типологии развития восточных и западных литературных традиций арабских стран Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; знать развитие художественной культуры; жанровое разнообразие литературного творчества арабов, ее своеобразие вплоть до новейшего времени
|
ПК-1
ОНК-2
ПК-д-26
ПК-д27
| Овладел материалом лекций и основных учебников и учебных пособий по дисциплине.
Ознакомился с наиболее репрезентативными произведениями арабской словесности.
Воспроизводит основные теоретические идеи отечественных и зарубежных специалистов в области изучения литературной традиции региона – арабские страны. Использует при изучении истории арабской литературы методы научного исследования, разработанные в отечественной и зарубежной арабистической науке.
| Прослушивание лекций, участие в семинарах, чтение художественной и научной литературы на русском, арабском и европейских языках, самостоятельное изучение источников;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар). Объяснительно-иллюстративный метод (лекция)с использованием видео и аудио контента на русском, арабском или английских языках,
исследовательский (семинар, самостоятельная работа)
| Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном,
западном и восточном языках;
| ИК-1
| Излагает основное содержание программных произведений, основных этапов развития литературного процесса , а также направлений изучения арабской литературы, ее истории в современной арабистике
| Написание эссе и контрольных заданий: чтение на арабском языке. художественные переводы оригинальных произведений (частично) арабских авторов на русский язык
| Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства;
| СЛК-2
| Способен находить и усваивать необходимую научную информацию в специальной, справочной и энциклопедической литературе.
| Подготовка и представление докладов к семинарам
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку . Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Базовый курс арабского языка :продвинутый этап 2
Основы арабской филологии
Социально-культурные традиции изучаемого региона
Страноведение на арабском языке
Культурное развитие изучаемого региона
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
способностью научно анализировать исторически и культурно- процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);
способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5). умение пользоваться базами данных (ИК-2);
владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);
способностью к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Религиозные и философские традиции Востока
Источниковедение и историография изучаемого региона
Актуальные проблемы востоковедения
История изучаемого региона
Методология исторического исследования изучаемого региона
|