Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа»





Скачать 142.24 Kb.
НазваниеРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа»
Дата публикации29.02.2016
Размер142.24 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Санкт-Петербург - один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий и огромную эстетическую значимость. Он почти в момент основания получил символический смысл, был причтен к священным городам.

Город назван в честь святого апостола Петра, небесного покровителя Петра I . Это связывало Санкт-Петербург с первым Римом, находящимся под покровительством святого Петра. Посвященный райскому ключнику, Санкт-Петербург сам становится для России вратами в рай, в новую прекрасную реальность.

Символическое значение города имеет одну исключительную особенность, которую важно показать в учебном процессе. Все символы, о которых шла речь, - это стабильные вехи культуры, ее прочнейшие опоры, ее фундамент. Символически явленная абсолютная реальность, согласно традиционной логике, есть универсальный принцип бытия, его неизменная основа. История только раскрывает основное содержание символа, но не вносит принципиальной новизны в его суть. А Санкт-Петербург на протяжении долгого времени был символом динамическим, в котором абсолютное осуществлялось в процессе изменений, движения и роста. Однако в своей динамике новый символ постепенно обретал внеплановые, неучтенные смыслы, становился все более сложным и противоречивым. Мало-помалу терялась четкая и прямая связь символа с высшей реальностью.

Санкт-Петербург является предметом одических восторгов, любования и восхищения. Он воспринимается гармоническим образом рая и величается «Парадизом». Параллельно, однако, в культуре возникает и альтернативная концепция проклятого города, устроенного Антихристом. Символ становится амбивалентным, обрастает мифической плотью в разных направлениях. Город, прекрасным видением восставший над хтоническими, адскими безднами, сконцентрирует в своем мифе полярные смыслы. Существует святой Петербург, символически являющий высшие планы бытия, с ним связаны сакральные реликвии и воспоминания, ему посвящаются стихи и книги. Но на том же месте присутствует и мирской град, Вавилон и Содом, наполненный миражами. Город-сон, город-дым, город-бред воспринимался как воплощенная мнимость.

Цель исследования. В соответствии с темой данного реферата, целью теоретического исследования является теоретический анализ г. Санкт-Петербурга как символа новой культуры, великого явления творчества русского народа.

Объект исследования. Объектом теоретического исследования в данном реферате является г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа.

Задачи исследования. В соответствии с целью данного реферата был сформулирован ряд задач:

  1. Изучить специализированную литературу по дисциплине «Культурология», на тему реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа»

  2. Теоретически обосновать точки зрения ученых-деятелей культуры относительно г. Санкт-Петербурга как явления русской культуры.

  3. Провести теоретический анализ культурно-исторических памятников г. Санкт-Петербурга.

  4. Подвести итог результатов выполненной работы.

Структура работы. Данный реферат содержит введение, два теоретических параграфа, заключение и список использованной литературы. Общий объем работы составляет 17 страниц.


§1. Точки зрения ученых-деятелей культуры относительно г. Санкт-Петербурга как явления русской культуры
Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский формулируют «Подлинность Петербурга как нового Рима», анализируя миф, - состоит в том, что святость в нем не главенствует, а подчинена государственности. Государственная служба превращается в служение Отечеству и одновременно ведущее к спасению души поклонение Богу (...) Святость Петербурга - в его государственности»1.

Петербургский период русской истории дал в итоге и революцию. Можно усматривать зерно российского «диссидентства» в деятельности князя Курбского или заговоре «верховников», но факт остается фактом: разделение единой России на интеллигентский ум и народную душу началось именно при Петре. В голове самого Петра  «французское» нередко мешалось с «нижегородским», так что расчерченные по линейке петербургские першпективы поразительно сочетались у него чуть ли не с ордынскими приемами вестернизации подданных. Был, однако, еще третий, незримый участник строительства новой столицы — святой благоверный князь Александр Невский, мощи которого по повелению императора были доставлены в Петербург из Владимира. Быть может, именно его небесное покровительство привело к тому, что град Петров не провалился в финское болото и не ушел в песок, как предрекали ему многие,  но породил единственное в своем роде явление трагического империализма и трагической красоты, если воспользоваться терминами Н. П. Анциферова2.

В творчестве А. С. Пушкина  Петербург перестал быть только «сколком» Европы в России, и стал русским вселенским городом в мире. Можно сказать, что в лице Пушкина православная Россия духовно победила Запад его же оружием и усыновила себе Петербург – признала его своим детищем.

Ф. М. Достоевский показал всему миру таинственный, фантастический Петербург –  город белых ночей и уходящих вдаль мостов и каналов. Федору Михайловичу принадлежит формула Санкт-Петербурга как «самого отвлеченного и  умышленного города» на свете. Не следует забывать, однако, что это слова не самого Достоевского, а  одного из его «подпольных» персонажей.  Путь Федора Достоевского— это «генеральная линия» петербургской судьбы. Увлечение смолоду Западом, утопический социализм, знакомство с Белинским, кружок Петрашевского, смертный приговор, Семеновский плац, сибирская каторга — таково было начало этого пути.

В лице Достоевского петербургская культура еще раз доказала, что она «русская душою», и вместе с тем способна понять и душу французскую, и английскую3.

Образы Петербурга - в изобразительном искусстве – это творчество И. Глазунова и «Это живописный Петербург» А. Бенуа,4. Еще совсем недавно наша культура, наша музыка находились под защитой музыкального гения XX века, творчески выросшего в Санкт- Петербурге - Георгия Свиридова.

Обоснуем свою точку зрения по отношению к культурным ценностям Санкт-Петербурга. Литературные достижения сегодняшнего города неоспоримы. Сегодня Санкт-Петербург является не только второй столицей России, но и ее культурным центром.

В следующем параграфе реферата мы проведем анализ культурно-исторических памятников Санкт-Петербурга.


§2. Анализ культурно-исторических памятников г. Санкт-Петербурга
Первым анализируемым памятником будет «Домик Петра I» (рис. 1.).



Рис. 1. Культурно-исторический памятник Санкт-Петербурга «Домик Петра I»
Домик Петра I на Петровской набережной – это единственная деревянная постройка, сохранившаяся с петровских времен. После закладки Петропавловской крепости, Петр I повелел построить неподалеку от нее дом. Место для строительства было выбрано на Березовом острове (позднее был назван Городским). Петровский (с 1887 года – Иоанновский) наплавной мост через Кронверкский пролив соединял Заячий остров с Березовым.

Строили Домик Петра солдаты Семеновского полка. Одноэтажный домик, срубленный из сосновых бревен, состоял из двух светлиц, разделенных сенями. Дом был построен всего за три дня – с 24 по 26 мая 1703 года. У домика не было каменного фундамента, он стоял прямо на земле. Его площадь составила всего шестьдесят квадратных метра. высота конька – пять метров семьдесят сантиметров. Руководил строительством Александр Меншиков. Через два дня Петр I торжественно, под пушечные залпы, въехал в дом. Архитектурный стиль домика напоминал голландские постройки. Когда царь был в Голландии, ему очень понравились аккуратные домики из кирпича и камня, с черепичной крышей и широкими окнами с частыми переплетами. Петр велел раскрасить домик «под кирпич», а крышу – «под черепицу» ( из-за этого домик называли - «красные хоромы»).

Окна были сделаны со ставнями и мелко остекленными свинцовыми переплетами. Несмотря на высокий рост Петра, входная дверь и потолки были низкие (1 метр 82 сантиметра и 2 метра 5 сантиметров соответственно). Первые годы детства царя прошли в горнице-светлице его матери Натальи Кирилловны, возможно, поэтому он всю жизнь любил маленькие и даже тесные комнатки. Резными деревянными украшениями – пушечка-мортира и раскрашенные деревянные ядра – украсили конек нового домика. Эти украшения напоминали о том, что владелец дома имеет звание капитан-бомбардир. Во время пребывания Петра, рядом с домом, на высоком флагштоке развевался царский штандарт с двуглавым орлом. Петр жил в домике только летом, поэтому в нем не было ни печей, ни дымоходов. Внутренние стены и потолок были затянуты выбеленным парусным холстом. Двери, окна и косяки дома расписали букетами цветов. В светлицах был устроен кабинет царя и столовая, а за ней – спальня.

Примечательно, что еще при жизни Петра его дом был признан памятником Петербурга и взят под охрану. В 1731 году, когда решили сохранить этот домик для потомков, над ним под руководством архитектора Д.Трезини возвели специальный футляр. В 1844 году его заменили на каменный футляр из шестнадцати кирпичных столбов с арками, без штукатурки (архитектор Р.И. Кузьмин). В середине XVIII века в одной из комнат устроили часовню.  Кроме того, домик окружили чугунной оградой, перед ним разбили садик, в котором установили бронзовый бюст Петра I работы скульпторов Н.Ф. Жиле и П.П. Забелло. В 1930 году в Домике открылся мемориальный музей. Посетители могут увидеть личные вещи Петра I, оттиск его руки, предметы быта петровской эпохи и многое другое.

Следующий анализируемый памятник – Памятник Петру I у Инженерного замка (рис. 2).


Рис. 2. Памятник Петру I у Инженерного замка
Модель памятника, который является первой конной статуей в России, была выполнена еще при жизни Петра скульптором К. Б. Растрелли. Он трудился над памятником в 1716 – 1724 годах, а затем работы приостановились. Отливка монумента  произошла только в 1745 – 1747 годах под руководством итальянского мастера А. Мартелли. Первоначально, место для памятника было определено на площади перед зданием Двенадцати коллегий. Сын скульптора, зодчий Б. Ф. Растрелли, работая над Зимним дворцом, хотел установить памятник Петру I на площади перед дворцом. Однако памятник не понравился дочери Петра, императрице Елизавете, поэтому он был убран в амбар Литейного двора на Васильевском острове, где простоял несколько десятилетий.

Затем уже Екатерина II заказала новый памятник французскому скульптору Э. М. Фальконе. Конная статуй Петра оказалась у Г. А. Потемкина. На этом, кстати, приключения этого памятника не закончились, и только Павел I решил установить забытую всеми статую на площади перед Михайловским (Инженерным) замком. Он велел начертать надпись на постаменте: «Прадеду Правнук.1800». Торжественное открытие бронзового конного монумента состоялось в 1800 году. Петр I изображен в одежде римского цезаря: на голове – лавровый венок, в правой руке – жезл маршала, на плечах – роскошная мантия с двуглавыми орлами. На поясе полководца-победителя – тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, а на ногах – римские сандалии. Мощный конь выглядит торжественно, как будто гордясь царственным седоком. Пышный хвост коня тянется до самой земли. Все детали памятника очень подробно проработаны, прочеканены,  что характерно для работы мастеров начала XVIII века.

Массивный четырехгранный постамент из светлого мрамора украшают два бронзовых барельефа: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорическая композиция с трофеями работы скульпторов И.И. Теребенева, В.И. Демута-Малиновского и И. Моисеева. Авторами архитектурного решения стали выдающиеся зодчие Ф. И. Волков и А.А. Михайлов. Первый памятник Петру I превосходно увязано с образом здания и размерами площади. Статуя создана в традициях европейской монументальной пластики и, безусловно, напоминает образы римских императоров. Петр I представлен здесь как правитель могучей державы, наследницы Рима, что полностью оправдывает некоторую тяжеловесность памятника.

Следующий анализируемый памятник – «Невские ворота» (рис. 3).


Рис. 3. Памятник «Невские ворота»
Нарвские ворота (или Нарвская триумфальная арка) воздвигнуты в честь победы  в Отечественной войне 1812 года, после сокрушительного разгрома считавшейся непобедимой французской армии.

Санкт-Петербург готовился встречать возвращавшихся с победой героев, Нарвские ворота появились на старой Петергофской дороге на южной границе города. Выполнены они были по проекту Дж. Кваренги (последняя работа зодчего) в 1814 году в виде  однопролетной деревянной арки, украшены скульптурными рельефами и колесницей Славы наверху (скульптор И. И. Теребенев). Сооружена триумфальная арка была из дерева и алебастра всего за один месяц.

 К 1827 году деревянные ворота обветшали, и было решено воздвигнуть новые каменные как дань героическому прошлому русского народа. Проект был разработан В. П. Стасовым, который постарался сохранить основную композицию Кваренги, лишь увеличив размеры арки. Торжественная закладка Нарвских ворот произошла в годовщину Бородинского сражения в присутствии ветеранов Отечественной войны. Всего собралось более девяти тысяч человек. Собравшиеся положили в углубление фундамента георгиевские кресты и медали.

Сооружались ворота основательно - более одной тысячи восьмиметровых свай было забито в основание. Сверху под всю площадь ворот положили слой из гранитных плит. Ворота были изготовлены из кирпича и облицованы листами красной меди (9 тонн).

Триумфальная арка декорирована двенадцатью колоннами коринфского ордера. Высота каждой колонны - 10 метров, диаметр - около метра. В нишах расположены статуи четырех воинов в древнерусской одежде с лавровыми венками в руках (С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). На карнизе ворот стоят фигуры гениев Славы и Мира. Золочеными накладными буквами на фасадах перечислены названия отличившихся в войне 1812 года гвардейских полков, названия мест сражений. Шестерка коней колесницы выполнена П.К. Клодтом.

Высота Нарвских ворот - 23 метра (30 метров со скульптурой Победы). Ширина прохода арки - 15 метров. В каждом пилоне ворот находятся внутренние помещения - три этажа и подвал, связанные винтовой лестницей. Здесь расположен музей истории создания Нарвских триумфальных ворот.

Рассмотрим памятник Петру I – «Медный всадник» (рис. 4).


Рис. 5. Памятник Петру I «Медный всадник»
Памятник Петру I «Медный всадник» воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 году по модели скульптора Э. Фальконе. Скульптора рекомендовал Дени Дидро. Скульптор приехал в Санкт-Петербург в 1766 году в сопровождении своей талантливой ученицы Мари-Анн Колло. Именно она выполнила голову Петра для этого памятника, отразив все своеобразие и сложность характера императора. Фальконе постоянно подчеркивал равноправное участие своей ученицы в работе.

К сожалению, Фальконе не дождался окончания работ и открытия памятника и из-за придворных интриг был вынужден покинуть город.

Предельная простота и строгость в сочетании с необыкновенной выразительностью и динамичностью делают этот монумент таким запоминающимся.

Статуя была отлита из бронзы (176 тонн бронзы и 4 тонны железа) и установлена на огромном гранитном монолите весом 1600 тонн, которому была придана форма волны, что символизировало стремления Петра I возвысить Россию как морскую державу, вывести ее из пучины невежества. Вздыбленный конь, которым, тем не менее, твердо управляет царь, отражал характер и непокорность народа. А змея под копытами олицетворяла врагов петровских реформ (кроме того, это искусно выполненная третья точка опоры памятника).

Это был первый памятник, установленный на городской площади Санкт-Петербурга. Имелся еще один готовый памятник Петру I, выполненный Растрелли, который хранился скрытый от глаз до 1800 года.

Изначально в 1762 году на Сенатской площади предложили возвести памятник Екатерине II, но императрица решила поставить монумент основателю города - Петру I - к 100-летию его восшествия на престол.

Лаконичная надпись на памятнике «Петру I Екатерина II», согласно преданиям, была предложена самой императрицей. Таким образом она, идейная и духовная последовательница Петра Великого подчеркивала, что «вторая» она не после безродной Екатерины Первой, а «вторая» после великого реформатора Петра I.

В день открытия памятника (7 августа 1782 года) императрица Екатерина II была неимоверно щедра и одних осыпала милостями и наградами, другим простила их провинности... Одним из прощенных императрицей в тот день был несостоятельный должник археограф И.И. Голиков. Согласно преданию, получив свободу он пришел к памятнику Петру Великому, упал перед ним на колени и в благодарность за свое помилование дал клятву посвятить остаток своей жизни изучению и написанию истории «деяний Петра». Он прожил до 1801 года и успел написать и опубликовать 30 томов «Деяний Петра Великого».

Следующий анализируемый памятник – Александровская колонна (рис. 6).


Рис. 6. Памятник «Александровская колонна»
Александровска колонна - памятник победы русского народа в войне 1812 года. Она получила свое название в честь императора Александра I, правившего в 1801-1825 годы в период войн с Наполеоном и была установлена на главной площади Санкт-Петербурга.

Это самая высокая в мире  свободностоящая триумфальная колонна (стоит только под действием силы тяжести). Проект был разработан выдающимся архитектором – Огюстом Монферраном. Общая высота памятника – 47,5 м, высота самой гранитной колонны – 25,5 м, ее вес – 704 тонны. Работы начались в 1830 году, а окончились лишь в 1834 году. Гранит был  добыт и обработан на каменоломне под Выборгом (120 км от Санкт-Петербурга), доставлен в город на специальном плоскодонном судне и выгружен на Дворцовой площади 30 августа 1832 года. К этому времени на Дворцовой площади уже был готов фундамент: 1250 просмоленных шестиметровых сосновых бревен были вбиты в землю, а сверху на них уложили гранитные плиты. С помощью специальных блоков монолит был поднят и установлен вертикально менее, чем за 2 часа. После этого продолжились отделочные работы

По типу Александровская колонна восходит к триумфальным сооружениям античности. Ее создание в Санкт-Петербурге было «ответом» на установку Вандомской колонны в Париже в честь побед наполеоновской армии. В Российской столице француз Монферран прославил важнейшее событие - полный разгром Наполеона. Эта тема раскрыта в бронзовых барельефах  с аллегорическими фигурами и воинскими доспехами, в образе попирающего змею ангела с крестом, лику которого придано портретное сходство с императором.. Главное отличие Александровской колонны от Парижской и от их общего прототипа - колонны Траяна в Риме - в том, что она вырублена из огромного гранитного монолита, поверхность  которого оставлена гладкой, выявляя красоту и мощь природного камня

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный реферат посвящен рассмотрению г. Санкт-Петербурга как символа русской культуры, великого явления творчества русского народа.

Санкт-Петербург является неисчерпаемым символом, сокровищницей культуры, примером беззаветной стойкости. Петербург возник не просто как город, а именно как идея, великая идея всей России, а не только деятельного Петра I. Петербург связан с глубинными вопросами и смыслами российской истории и культуры, национального самосознания, играет особую роль в их становлении.

С г. Санкт-Петербургом связаны имена русских ученых-писателей, таких как А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский и др. Санкт Петербург как символ русской культуры рассматривался многими известными учеными – деятелями культуры. Каждый из этих ученых по-своему высказывался о городе как о культурном наследии. Единственное, что объединяет этих ученых – это то, что они предавали городу образ прекрасного и восхитительного.

В реферате мы показали и проанализировали восемь культурно-исторических памятников, расположенных в г. Санкт-Петербурге. Отметим, что каждый памятник отражает какое-либо важное событие, произошедшее в истории города, либо фигуру человека, внесшего большой вклад в историю города. Каждый памятник по-своему красив и привлекателен, с точки зрения культуры.

Из всего этого можно сказать, что Санкт-Петербург является культурным центром России, великим явлением творчества русского народа.

Выполнив данный реферат, мы достигли поставленной цели, решив исходящие из нее задачи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – М.: Культура 1976.

  2. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. – М. 1883.

  3. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва - Третий Рим» в идеологии Петра Первого // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. – М.: Культура, 2007.

  4. Янсон К.В. Основы истории искусств. – СПб.: АОЗТ «Икар», 2003, с. 69




1 Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва - Третий Рим» в идеологии Петра Первого // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. – М.: Культура, 2007, с. 66.

2 Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – М.: Культура 1976, с. 38.

3 Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. – М. 1883, с. 182..

4 Янсон К.В. Основы истории искусств. – СПб.: АОЗТ «Икар», 2003, с. 69..





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПрограмма элективного курса «Основы культуры речи и стилистики»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПротокол №1 от
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconХарактеристика учебного
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПояснительная записка. Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconРабочая программа По русской литературе 8класс
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconАнализ работы школьного музея «История культуры земли московской» за 2013-2014 учебный год
«История культуры земли Московской» является знакомство учащихся с историей быта древней Москвы, с Москвой как культурным, научным,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconТема урока. Кол часов
Русский язык – развивающее явление, национальный язык русского народа. Лингвистика как наука о языке и речи
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconОсмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной...
Целью настоящего реферата является исследование того, как на страницах произведений Твардовского и Симонова воплощается великий подвиг...
Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое явление творчества русского народа» iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск