Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 349.75 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/2
Дата публикации08.03.2016
Размер349.75 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ.В.2.1 Ф И Л О С О Ф И Я ХХ века

Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности

040201 «СОЦИОЛОГИЯ»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ В.Н.Самородов


Структура учебно-методического комплекса дисциплины

«Философия ХХ века»
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы : Шачин Святослав Вячеславович, к.филос.н., доцент кафедры философии и социологии.
1.2.Рецензенты: Киселева Т.А., к. историч. н., доцент

Голигузов Д.В., к. филос.н., доцент
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Предлагаемый курс призван ознакомить студентов социологического отделения с основными идеями, высказанными мыслителями ХХ века на Западе. Это позволит им уяснить интеллектуальную традицию, в русле которой становилась и развивалась социология. Кроме этого, знакомство с философией позволит студентам заложить основы мыслительной культуры, постигнуть логику систематического мышления, углубить понимание природы научного познания и его методов, которое сформировалось у них благодаря курсу философии.

Основные задачи, которые преследует преподаватель: ознакомить студентов с главными идеями наиболее известных мыслителей ХХ века, сформировать у них знания о ключевых направлениях в философии, которые сложились благодаря творчеству выдающихся мыслителей, ознакомить их со спецификой понимания социальной реальности исходя из методологических установок соответствующих направлений, способствовать уяснению основных понятий, которыми оперирует современная философия.

Студенты должны знать: идеи главных мыслителей ХХ века, логику развития философских школ и направлений, основное содержание ключевых произведений, обсуждение которых будет вынесено на семинарские занятия. Самые продвинутые студенты должны уметь идентифицировать себя с определённой философской школой или мыслительной культурой. Остальные студенты должны научиться конспектировать главные произведения мыслителей ХХ века, выносимые на семинарские занятия, делать реферативные обзоры как по конкретным произведениям, так и по творчеству мыслителей, уяснить общую логику развития интеллектуальной традиции в ХХ веке и место конкретных направлений на «интеллектуальной карте» Запада в ХХ веке. Таким образом, данный курс можно рассматривать как основательную методологическую и мировоззренческую подготовку к специальным предметам социального познания, изучаемым на социологическом отделении.

1.4. ГОСВПО по данной дисциплине не предусмотрен.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:




п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового

контроля

(форма

отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. работа

1

040201

Социология

1

2

90

46

30

16

-

44

Зачет


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий.

Примерное распределение учебного времени:



№ п/п


Название темы

Количество часов

Всего

аудит.

ЛК

ПР

Сам

раб

1.

Место философии ХХ века в истории идей (введение в курс)

2

2




4

2.

Традиция немецкого классического рационализма (неогегельянство, неокантианство)

4


2


2

4

3.

Экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр)

4

2

2

4

4.



Феноменология (Э. Гуссерль и его ученики). Выход в проблематику социологии.

6


4


2

4

5.



Американский прагматизм. Выход в проблематику символического интеракционизма как направления социологии.

6



4


2

4

6.

Структурализм и постструктурализм.

Выход в проблематику «генеалогии власти» (М. Фуко), «габитуса» (П. Бурдье) и др.

6



4



2

4

7.

Социальная философия Франкфуртской школы. Коммуникативная теория разума.

6


4


2

4

8.

Психоанализ.

4

2

2

4

9.

Философия языка. Теория «языковых игр». Аналитическая философия.

2

2




4

10.

Философия науки. Постпозитивизм.

4

2

2

4

11.

Проблемы духовных ориентиров человечества в XXI веке.

2

2




4




Всего:

46

30

16

44


Форма отчета - зачет

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Место философии ХХ века в истории идей.

Исторический контекст философии: становление системы государственно-монополистического капитализма на Западе. Кризис духовных ориентиров Нового времени, восходящих к традиции Просвещения, попытка их переосмысления. Преобразования в научной картине мира, становление постклассической науки. Зарождение, рост и гибель крупнейших идеологий (коммунизм, фашизм); эволюция либеральных и социал-демократических идей. Специализация философии, раздробление её на отрасли. Противоположная тенденция: сохранение традиций классического философствования, с их тяготением к тотальности. Диалог как ключевая проблема философии конца ХХ – начала XXI века.
2. Традиция немецкого классического рационализма (неокантианство, неогегельянство).

Основные идеи Кантовской философии. Учение о познании и о нравственности. Гегель как феноменолог духа. Проект гегелевской «Науки логики». Учение В. Дильтея об историчности разума. Теория общественной рационализации Макса Вебера. Метод философской герменевтики Ганса-Георга Гадамера и попытка его применения к проблемам диалога российской и немецкой культур по проблемам частной собственности. Опыт экзистенциалистского прочтения Гегеля во Франции в ХХ веке.
3. Экзистенциализм.

Ключевой тезис экзистенциализма о примате существования над сущностью: человек есть то существо, каким он себя делает через выбор в ситуации жизни. Опыт осмысления единства мировой истории К. Ясперсом. Учение о «подлинных личностях» и о «философской вере». М. Хайдеггер: идея о повседневности как ключевой характеристике человеческого существования в условиях «неподлинного бытия» («Бытие и время»). Человек как «пастух бытия», язык как «дом бытия». Учение о всемирно-исторической роли техники (техника как «постав»), о субъективности как мировоззренческом основании новоевропейской цивилизации. Идея Ж.-П. Сартра о свободе выбора субъективного проекта как фундаментальной характеристике человека. Опыт «критики диалектического разума», осмысление социальной борьбы как устремления личностей к «тотальности бытия» и парадоксальности «окостеневания» общественной реальности.
4. Феноменология.

Программа Э. Гуссерля выведения человеческого опыта из структур самосознания. «Феноменологическая редукция» как способ опустошения сознания ради постижения компонентов, из которых складывается предметность. «Ноэмо»-«ноэтическая» структура феноменов сознания. Учение об интерсубъективности, понятие жизненного мира. Идея о повседневности как о конститутивном элементе, формирующем социальную реальность в человеческом сознании. Понятие социальной типизации. Этнометодология. Уровни жизненного мира в социальной философии Ю. Хабермаса.
5. Американский прагматизм.

Разум как орган, позволяющий нам найти мировоззренческие ориентиры, в системе Пирса. «Проблемная ситуация» и её разрешение как главный стимул развития личности в системе Дж. Дьюи. Разум как орган творческой спонтанности при разрешении «проблемных ситуаций». «Воля к вере» У. Джеймса. Учение о социальной реальности как продукте осмысленного употребления символов индивидами в творчестве Дж.Г. Мида. Диалектическая структура индивидуальности (I и Me), представление об обществе как о гибкой структуре, которая может стимулировать индивидуализацию. Учение И. Гоффмана о самопредставлении как процессе, порождающем из индивида социального существа.
6. Структурализм и постструктурализм.

Исследование мышления так называемых «примитивных народов». Инварианты мышления всех народов и эпох (принцип дуальных оппозиций). Исследование логики мифа – установление последовательности преобразований общего ядра, что позволит связать человеческое мышление с глубинными законами природы. Изучение тотемизма на основе систем родства. Учение Р. Барта о «социологике». Структуралистский психоанализ Ж. Лакана. Эпистемология М. Фуко, идея «археологии» познания. Взаимоотношение знания и власти, построение микросоциологии власти. Социальный порядок как порождение самодисциплинирования субъекта. Постмодерн: учение о распаде субъекта на несвязанные друг с другом дискурсивные практики. «Машины желаний» Ж. Делёза. Критика логоцентризма Ж. Дерриды.
7. Социальная философия Франкфуртской школы.

Институт Социальных исследований во Франкфурте-на-Майне: краткий очерк истории. Судьба «Экономическо-философских рукописей 1844 года» К. Маркса. «Диалектика Просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Метод «Негативной диалектики» Т. Адорно. Учение молодого Ю. Хабермаса о «коммуникативной общественности». Концепция «познавательных интересов» и её критика. Лингвистический поворот в творчестве Ю. Хабермаса. Теория коммуникативного действия. Этика дискурса и попытка построения логики морального развития личности. Учение о демократическом правовом государстве. Идея «борьбы личностей за взаимное признание» А. Хоннета.
8. Психоанализ.

Учение о бессознательном. Представление о трёхуровневом строении человеческой личности. Истолкование сновидений и оговорок. Культура как продукт «сублимации». Учение Юнга о коллективном бессознательном. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

9. «Философия языка».

Идея «языковых игр» Л. Виттгенштейна. Конструирование мира в процессе операции со смыслами слов. Опыт формализации языка и построения универсального логического описания мира на принципах математической логики и его неудача. Обращение к повседневной речи. Коммуникативные роли говорящего, слушателя и нейтрального наблюдателя. Перформативная установка участника и пропозициональное содержание речи. Структура притязаний на значимость как основа коммуникативного взаимопонимания.
10. Философия науки. Постпозитивизм.

Кризис естествознания рубежа веков. «Логический позитивизм» Венского кружка. Программа верификации. Учение Карла Поппера о фальсификации. Идея «научно-исследовательских программ» Имре Лакатоса. Представления Томаса Куна о «научных революциях». Учение о фундаментальных структурах человеческого понимания Стивена Тулмина. Основы современной научной картины мира.
11. Проблема духовных ориентиров человечества в XXI веке.

Главные идеи «духа современности» (der Moderne), восходящие к традиции Просвещения. Критика Просвещения с позиции постмодерна. Социокультурные преобразования в направлении «постиндустриального общества» и их специфика. Формирование экологического сознания. «Новое религиозное сознание» и диалог религий. Социокультурные ценности различных цивилизаций: возможно ли избежать столкновения. Сценарии развития человечества в XXI веке и возможная роль российской цивилизации. Диалог как ключевая проблема формирующейся философии XXI века.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения





п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Место философии ХХ века в истории идей (введение в курс)

4

Защита рефератов

2.

Традиция немецкого классического рационализма (неогегельянство, неокантианство)

4

Защита рефератов

3.

Экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр)

4

Защита рефератов

4.



Феноменология (Э. Гуссерль и его ученики). Выход в проблематику социологии.

4

Защита рефератов

5.



Американский прагматизм. Выход в проблематику символического интеракционизма как направления социологии.

4

Защита рефератов

6.

Структурализм и постструктурализм.

Выход в проблематику «генеалогии власти» (М. Фуко), «габитуса» (П. Бурдье) и др.

4

Защита рефератов

7.

Социальная философия Франкфуртской школы. Коммуникативная теория разума.

4

Защита рефератов

8.

Психоанализ.

4

Защита рефератов

9.

Философия языка. Теория «языковых игр». Аналитическая философия.

4

Защита рефератов

10.

Философия науки. Постпозитивизм.

4

Защита рефератов

11.

Проблемы духовных ориентиров человечества в XXI веке.

4

Защита рефератов







44






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Семинар 1.

Тема: «Традиция немецкого классического рационализма (неокантианство, неогегельянство)».

План:

1. Основные идеи Кантовской философии.

2. Гегель как феноменолог духа.

3. Теория общественной рационализации Макса Вебера.

4. Метод философской герменевтики Ганса-Георга Гадамера.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как на базе философии права И. Канта можно обосновать учение о демократии и правовом государстве?

2. В чём состоит смысл саморазвёртывания разума в истории, согласно Г.-В. Гегелю?

3. Почему произошли «потеря смысла» и «потеря свободы» в результате общественной рационализации, согласно М. Веберу?

4. Как можно применить метод философской герменевтики Г.-Г. Гадамера к сравнению представлений о частной собственности в России и Германии?
Семинар 2.

Тема: «Экзистенциализм».

План:

1. Ключевой тезис экзистенциализма о примате существования над сущностью.

2. Учение К. Ясперса о «подлинных личностях» и о «философской вере».

3. Человек как «пастух бытия», язык как «дом бытия» в философии М. Хайдеггера.

4. Идея Ж.-П. Сартра о свободе выбора субъективного проекта как фундаментальной характеристике человека. Вопросы для коллективного обсуждения:

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Почему, согласно экзистенциализму, существование обладает безусловным приматом над сущностью?

2. Каков духовный базис мировой истории, согласно К. Ясперсу? Кто такие «подлинные личности» и что такое «осевое время»?

3. В чём состоит смысл идеи субъективности как мировоззренческом основании новоевропейской цивилизации?

4. Почему, согласно Ж.-П. Сартру, социальная борьба есть устремление личностей к «тотальности бытия»?

Семинар 3.

Тема: «Феноменология».

План:

1. Программа Э. Гуссерля выведения человеческого опыта из структур самосознания.

2. Учение Э. Гуссерля об интерсубъективности, понятие жизненного мира.

3. Основные представители и идеи феноменологической социологии.

4. Синтез феноменологической социологии и системной теории общества в социальной философии Ю. Хабермаса.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что такое «феноменологическая редукция» и как она работает?

2. Почему наше самосознание интерсубъективно? Как из интерсубъективности выводится социальность?

3. Каким образом идея повседневности становится конститутивным элементом, формирующим социальную реальность в человеческом сознании?

4. Как из синтеза феноменологической и системной парадигм постижения общества вырастает «критическая теория современности» Ю. Хабермаса?
Семинар 4.

Тема: «Американский прагматизм».

План:

1. Смысл понятия «прагматизм» в системе Ч. Пирса.

2. Разум как орган творческой спонтанности в системе Д. Дьюи.

3. Учение о социальной реальности в творчестве Дж.Г. Мида.

4. Учение И. Гоффмана о самопредставлении.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как разум помогает нам найти мировоззренческие ориентиры, согласно Ч. Пирсу?

2. В чём творческое значение «проблемных ситуаций» в системе Д. Дьюи?

3. Как гибкая общественная структура может стимулировать процесс индивидуализации в социальной философии Дж.Г. Мида?

4. Как работает механизм самопредставления, формирующий из индивида сознательное социальное существо, согласно И. Гоффману?
Семинар 5.

Тема: «Структурализм и постструктурализм».

План:

1. Исследование логики мифа в творчестве К. Леви-Стросса.

2. Учение Р. Барта о «социологике» и её связь с логикой мифотворчества, вскрытой Леви-Строссом.

3. Эпистемология М. Фуко, идея «археологии» познания.

4. Основные положения и базисные категории философов постмодерна.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие инварианты мышления всех народов и эпох вскрывает К. Леви-Стросс?

2. Какова основная логика мифа, согласно Леви-Строссу?

3. Как из логики мифотворчества вырастает логика социального порядка, согласно Р. Барту?

4. Как на основе изучения взаимоотношений между знанием и властью можно построить микросоциологию власти, согласно М. Фуко?

5. Почему, согласно постмодерну, субъект распадается на несвязанные друг с другом дискурсивные практики?
Семинар 6.

Тема: «Социальная философия Франкфуртской школы».

План:

1. «Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркса.

2. «Диалектика Просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера.

3. Метод «Негативной диалектики» Т. Адорно.

4. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

5. Философия «борьбы личностей за взаимное признание» А. Хоннета.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы основные вехи истории Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне?

2. Каким было восприятие «Экономическо-философских рукописей 1844 года» К. Маркса западной левой интеллигенцией в ХХ веке?

3. В чём самодеструктивный характер диалектики Просвещения, по работе «Диалектика Просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера?

4. Почему теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса стала фундаментом мировой социал-демократической мысли?

5. Каковы основные формы несправедливости и основные этапы борьбы за признание, согласно А. Хоннету?
Семинар 7.

Тема: «Психоанализ».

План:

1. Основные положения учения З. Фрейда об индивидуальном бессознательном.

2. Философия культуры З. Фрейда. Иллюзии и сублимации.

3. Основные положения учения К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. 4. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Творчество себе как смысл жизни.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что такое бессознательное, какие феномены жизни на него указывают?

2. Какие уровни в строении человеческой личности выделяет классический психоанализ?

3. Какие основные модификации были внесены в схему личности учениками З. Фрейда?

4. Как существует и как «работает» коллективное бессознательное, согласно К.-Г.Юнгу? Что такое символы и архетипы? Какие базисные архетипы присутствуют в нашем сознании?

4. Каковы основные положения гуманистического психоанализа Э. Фромма?

Почему самореализация выступает как смысл человеческого существования?
Семинар 8.

Тема: «Философия науки. Постпозитивизм».

План:

1. Кризис естествознания рубежа XIX – XX веков.

2. Основные положения «логического позитивизма» Венского кружка.

3. Теория «научных революций» Томаса Куна.

4. Учение Стивена Тулмина о фундаментальных структурах человеческого понимания.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие положения классической науки, кажущиеся незыблемыми, переосмыслила неклассическая наука?

2. В чём состоит смысл идеи верификации Венского кружка?

3. В чём состоит смысл учения Карла Поппера о фальсификации?

4. Как нормальная наука переходит в «экстраординарную», согласно теории «научных революций» Томаса Куна?

5. Как осуществляется человеческое понимание, согласно Стивену Тулмину?

6. В чём состоят основы современной научной картины мира?

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная:

1. Аналитическая философия: Избранные тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. – Ч. 1, 2. – М.: Гнозис, 1994.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988.

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука, 1998.

5. Делёз Ж. Фуко. – М., 1998.

6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995.

7. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Республика, 2001.

8. Рассел Б. История западной философии. – Т. 1, 2. – М.: Миф, 1993.

9. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. – СПб.: Алетейя, 2000.

10. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. Ун-та, 1997.

11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000.

12. Фуко М. Слова и вещи. – СПб.: Алетейя. 2000.

13. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2000.

14. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
Дополнительная:

1. Васюков В.Л. Формальная феноменология. – М.: Наука, 1999.

2. Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. – М.: Юристъ, 1995.

3. Виндельбандт В. О свободе воли. – Минск: Харвест, 2000.

4. Гильдебрандт Д. Метафизика коммуникации. – СПб.: Алетейя, 2000.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. – М.: ДИК, 1999.

6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Сагуна, 1994.

7. Джеймс У. Воля к вере. – М.: Республика, 1997.

8. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001.

9. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990.

10. Левинас Э.Л. Время и другой. Гуманизм другого человека. – СПб.: ВРФШ, 1998.

11. Марков Б.В. Знаки бытия. – СПб.: Наука, 2001.

12. Мерло-Пони М. В защиту философии. – М., 1996.

13. Рассел Б. Введение в математическую философию. – М.: Гнозис, 1996.

14. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. – СПб.: Наука, 1997.

15. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997.

16. Остин Дж. Избранное. – М.: ДИК, 1999.

17. Патнем Х. Философия сознания. – М.: ДИК, 1999.

18. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. – М.: медиум, 1995.

19. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. – М.: Медиум, 1995.

20. Сартр Ж.-П. Философские пьесы. – М.: Канон, 1996.

21. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. – СПб.: Наука, 2001.

22. Уайтхед А.М. Избранные работы по философии. – М.: Прогресс, 1990.

Философия культуры: Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998.

23. Философия, логика, язык. – М.: Прогресс, 1987.

24. Фуко М. Слова и вещи. – СПб.: Алетейя. 2000.

25. Хабермас Ю. Вовлечение другого. – СПб.: Наука, 2000.

26. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь мир, 2003.

27. Хайдеггер М. Положение об основании. – СПб.: Алетейя, 2000.

28. Хюбнер К. Истина мифа. – М.: республика, 1996.

29. Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.

30. Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994.

31. Ясперс К. Всемирная история философии. – СПб.: Наука, 2000.

32. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.
1.10. Тестовых заданий по дисциплине не предусмотрено
1.11. Примерный перечень вопросов к зачёту:
1. Основные направления в философии ХХ века.

2. Социокультурная и историческая ситуация на Западе в ХХ веке.

3. Основные идеи Кантовской и Гегелевской философии.

4. Теория общественной рационализации М. Вебера.

5. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера.

6. Общая характеристика экзистенциализма.

7. Идея единства мировой истории и единства философского процесса К. Ясперса.

8. Главные идеи философии М. Хайдеггера.

9. Главные идеи философии Ж.-П. Сартра.

10. Метод феноменологии Э. Гуссерля. Учение об интерсубъективности, понятие жизненного мира.

11. Методологические основания феноменологической социологии.

12. Главные идеи американского прагматизма.

13. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

14. Учение И. Гоффмана о самопредставлении.

15. Метод структурализма К. Леви-Стросса.

16. Эпистемология М. Фуко, идея социокультурной обусловленности познания.

17. Социальный порядок как порождение самодисциплинирования субъекта в творчестве М. Фуко.

18. Главные идеи постмодерна.

19. Главные идеи основателей Франкфуртской школы – Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Диалектика Просвещения и Негативная диалектика.

20. Основные идеи Ю. Хабермаса. Коммуникативная теория разума.

21. Категория бессознательного в психоанализе.

22. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

23. Учение К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. Психология толпы, феномены надличностной коллективной психической жизни.

24. Философия языковых игр Л. Виттгенштейна и выход в проблематику познания общества.

25. Основные категории аналитической философии. Язык как «резервуар взаимопонимания» (Ю. Хабермас).

26. Методологические основания философии науки. Понятия верификации и фальсификации.

27. Понятия парадигмы и научно-исследовательской программы в философии науки.

28. Постпозитивизм. Основы современной научной картины мира.

29. Проблема поисков духовных ориентиров современной цивилизации.

30. Диалог как одна из главных проблем в философии XXI века.

1.12. Экзаменационных билетов не предусмотрено. Зачет проводится по вопросам.

1.13. Написание рефератов по темам для самостоятельного изучения.

1.14. Курсовых работ не предусмотрено.

1.15. Дипломных работ не предусмотрено.

1.16. Методики исследования НЕТ.
1.17. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Для определения рейтинга студента, посредством присвоения баллов предлагается следующая система оценки: за каждое выступление на семинарском занятии с реферативным материалом по проблеме изучаемой на занятии студент получает 1 баллу. Положительное выполнение студентом конечного среза знаний в виде контрольной работы позволяет студенту получить 6 баллов.

Студент также может предоставить преподавателю корректно выполненные конспекты научной литературы, аннотации трудов по проблематике работы, указанной в списки литературы, получив по 1 баллу за конспект монографии объемом не менее 100 страниц.
РАЗДЕЛ 2. Заочной формы обучения по данной специальности НЕТ.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск