Скачать 0.52 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра философии С.А. Симонов ФИЛОСОФИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.62 «Сервис», очная и заочная форма обучения (профиль подготовки: социально-культурный сервис). Тюменский государственный университет 2011 Симонов С.А.. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.62 «Сервис», очная и заочная форма обучения (профиль подготовки: социально-культурный сервис), Тюмень, 2011, 24 стр. © Тюменский государственный университет, 2011. © Симонов С.А. 2011. Пояснительная записка
Цели дисциплины:
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 4 Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 90 часов.
Модуль 1. Генезис современного философского мышления Тема 1. Философия, ее предмет и функции Мировоззрение и его виды. Обыденное и систематизированное мировоззрение, их специфика. Виды систематизированного мировоззрения. Особенности мифологического мировоззрения и причины его разложения. Становление научного, религиозного и философского мировоззрений: их специфика и единство. Единая картина мира и место в ней религиозного, научного, мифологического и философского. Миф и философия как альтернативные основания целостного мировоззрения. Место философии в процессе развития науки. Функции философии в обществе. Экзистенциальное назначение философии. Философия и искусство: практика их взаимодействия и взаимовлияния. Структура философского знания. Основные разделы философии и их взаимосвязь. Тема 2. Философия Древнего Востока Социокультурный контекст формирования философии Древнего Китая. Базовые категории китайского менталитета: Дао, инь и ян, дэ, жэнь. Представление о "правильном" мировом и общественном устройстве, о месте и роли человечества в космосе. Происхождение китайской философии в эпоху "Борющихся царств". Конфуцианство и даосизм: версии ответа на насущные проблемы китайского общественного сознания. Этническая специфика рождения индийской цивилизации: противостояние ариев и дравидов. Кастовое общество Древней Индии и его религиозная идеология: концепция кармы и колеса Сансары. Уровни космогонических представлений и противоречие между ними. Классические (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и неклассические школы (джайнизм, буддизм) индийской философии. Методы психосоматической регуляции в индийской философии. Тема 3. Античная философия Основные черты античной философии и ее периоды. Философия ранней классики: дискурс о первоначалах и развитии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистов (Левкипп, Демокрит). Философия зрелой классики: дискурс о человеке и рождение концептуальных философских парадигм античности. Сократ и софисты, Платон, Аристотель. Философия эллинизма: дискурс о смысле жизни и предназначении человека. Скептицизм, эпикурейство, стоицизм. Неоплатонизм и гностицизм как закат античной философии. Тема 4. Средневековая философия Основные черты средневековой философии и ее периоды. Понимание природы человека и основного вопроса человеческого существования: взаимоотношения человека и бога (грехопадение и спасение). Основные проблемы средневековой философии: природа зла, свобода воли, существование универсалий, природа тварного мира и его познание. Понимание власти, насилия и богатства в христианской традиции. Философия патристики. Формирование христианского канона. Концепции Аврелия Августина, Оригена, Боэция. Философия схоластики. Особенности схоластического дискурса. Учения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра. Концепция мира Франциска Ассизского и кризис средневековой философии. Тема 5. Философия Возрождения Особенности философии модерна и ее основные периоды. Основные характерные черты философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурализм, пантеизм. Изменение представлений о боге и его отношении к человеку. Концепция Н. Кузанского и ее роль в формировании стиля мышления Возрождения. Итальянские гуманисты (М. Фичино, Л. Бруни, Д. Пико делла Мирандола, Л. Валла), их понимание природы человека и его места в мире. Учение о политике Н. Макиавелли. Становление науки и научного метода (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Формирование классического европейского мировоззрения. Культ науки и рациональности. Два основных течения философии этого периода: рационализм и эмпиризм - их сходство и принципиальные различия. Спор о научном методе (Ф. Бэкон и Р. Декарт). Тема 6. Философия Нового времени Великие системы рационализма. Б. Спиноза: концепция субстанции, атрибутов и модусов; обоснование абсолютного рационализма и понимание свободы; учение об аффектах. Г. Лейбниц: монадология и учение о предустановленной гармонии. Великие системы эмпиризма. Т. Гоббс: учение о государстве и обществе. Д. Локк: теория первичных и вторичных качеств; теория "чистой доски", концепция разделения властей. Спор о путях познания и границах познания. Дж. Беркли и Д. Юм как ниспровергатели нововременной философской традиции, закат наивного рационализма. Особенности и характерные черты философии Просвещения. Социально-политическая тематика (Вольтер, Ш. Монтескье). Просвещенческий утопизм и мечты о массовом распространении знания во имя исправления всех общественных недостатков (Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д´Аламбер, Э. де Кондильяк, Ж. Ламетри, П. Гольбах). Концепция Ж. - Ж. Руссо и ее значение в развитии мировой философской мысли. Модуль 2. Современное философское мышление и его основные разделы Тема 7. Немецкая классическая философия Предпосылки возникновения немецкой классической философии. Докритический и критический периоды в философском творчестве И. Канта, "коперниканский переворот" в философии и рождение учения о границах познавательных возможностей человека. Этика Канта и ее место в мировой этической мысли. Учение о "способности суждения". Наукоучение И. Фихте. Его подход к определению бытия и места философского знания в системе наук. "Феноменологическое" представление о человеке и "его" мире. Учения Й. Шеллинга и Г. Гегеля. Абсолютный дух и абсолютная идея в качестве источника развития – сущность альтернативы. Философская эволюция Й. Шеллинга от натурфилософии к философии откровения. Диалектика Г. Гегеля и его учение о мире. Тема 8. Русская философия Проблема определения начала русской философии и специфика отечественной философской мысли. Слитность раннего философского дискурса с религиозной традицией. Основной вопрос русской философии – проблема судьбы России, ее места в мире и пути ее исторического развития. Славянофильство и западничество, их преломление в последующей отечественной философии. Поляризация общественной мысли в конце XIX – начале XX века. Народничество и православный консерватизм. Почвенничество. Философия В. Соловьева: учение о Софии. Религиозно-философский ренессанс и философия Серебряного века. Концепция Н. А. Бердяева о свободе и творчестве. Тема 9. Европейская философия XIX века Возникновение философского учения марксизма и его общественные и философские предпосылки. Предшественники марксизма: левые гегельянцы и Л. Фейербах, английские политэкономы (А. Смит и Д. Рикардо), французские социалисты-утописты (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Социальная антропология К. Маркса и его учение о истории. Метод диалектического материализма. Формационная концепции общественного развития. Судьба капитализма и социалистическая революция. Основные черты современной философии и их связь с историческим развитием европейского общества в конце XIX века. Отрицание гегелевской философской концепции и всего классического философского подхода в учениях Л. Фейербаха, К. Маркса, С. Кьеркегора и А. Шопенгауэра. Философия Ф. Ницше. Позитивизм и эмпириокритицизм как проявления крайнего сциентизма и показатели глубочайшего кризиса классической философской традиции. Неокантианская попытка синтеза метафизики и науки. Прагматизм как "американская" философия. Тема 10. Европейская философия XX века Основные черты современной философии и их связь с историческим развитием европейского общества в конце в XX веке. Философия А. Бергсона. Аналитическая философия как главное выражение сциентизма в ХХ веке (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, "Венский кружок"). Постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд). Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и ее значение для современной философской антропологии. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Мерло-Понти), экзистенциализм (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. - П. Сартр, К. Ясперс), герменевтика (Г. - Г. Гадамер, П. Рикер), структурализм (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс), синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен) и место соответствующих методологий в современном философском познании. Постмодернизм как выражение крайней свободы философского дискурса (Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез), его генетическая связь с темой Абсурда А. Камю и "бытия как ничто" Ж. - П. Сартра. Тема 11. Основы онтологии Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные концептуальные подходы к трактовке бытия: виды онтологий и вопрос о первичности. Категория материи и ее становление. Материя как субстрат и субстанция. Пространство и время. Движение и развитие. Понятие об идеальном бытии и его становление. Феномен человеческого сознания. Психика и мышление. Проблема существования души и ее значение. Универсалии: их онтологический и гносеологический статус. Тема 12. Основы гносеологии Предмет теории познания. Понятие познания. Гносеологическая проблематика. Развитие представлений о познании в истории философии. Классическая концепция истины и теория отражения. Агностицизм и скептицизм. Познание как взаимоотношение субъекта и объекта. Причинная и деятельностная концепция познания. Источники познания и их сравнительная роль. Понятие о сogito Р. Декарта. Трансцендентальный субъект и его гносеологическое значение. Интенциональность сознания. Учение И. Канта об априорных формах чистого разума как основа современной теории познания. Относительность противопоставления субъекта и объекта познания. Факт и интерпретации. Герменевтика и феноменология о природе познания и границах познавательных возможностей. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность и восприятие действительности. Представление, понимание и объяснение. Проблема истины. Современные концепции истины: классическая, прагматическая и когерентная. Относительная и абсолютная истина. Модуль 3. Прикладная философия Тема 13. Философия науки Научное и вненаучное знание. Специфика научного знания и виды рациональности. Роль и место науки в обществе. Рост научного знания. Истина и заблуждение в развитии науки. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Критерии научности. Принципы верификации и фальсификации – их достоинства и недостатки. Значение практики как критерия истины и научности. Структура научного познания, его методы и формы. Уровни организации реальности и классификация наук. Инструментальные и предметные науки. Математика и логика. Естественные и гуманитарные науки: сходство и различие. Философские методы в науке. Диалектика. Общенаучные и частнонаучные методы. Научные картины мира и проблема их синтеза. Тема 14. Философская антропология Проблема человека: ее становление и понимание. Человек как особый род сущего. Различные понимания природы человека. Открытость и незавершенность человека как эволюционирующего существа. Сущность человека. Концепции антропогенеза. Социальное, биологическое и духовное в человеке. Человек как микрокосм и часть макрокосма. Человек как экзистенциальное существо. Уникальность и неповторимость человеческого бытия. Человеческая субъективность: разум, воля и эмоции как компоненты субъективности. Конечность человеческого бытия: проблема смерти и бессмертия. Смысл человеческой жизни. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия. Интуиция, свобода и творчество. Феномены веры, любви и страха. Страдание как переживание несовершенства собственного бытия и бытия мира. Феномен пола: мужское и женское начала в человеке. Проблема телесности. Соотношение души и тела. Человеческое "Я": проблема самопознания и самоидентификации в системе социума. "Я" и "Другой": экзистенциальный диалог или экзистенциальный конфликт. Проблема идентичности: конформизм и нонконформизм. |
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | Рабочая программа по дисциплине : Криминальная виктимология Пояснительная записка ( цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины гос) | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3 | 1. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,... | ||
Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | ||
Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»... ... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования |