Примерные вопросы к кандидатскому минимуму по дисциплине
«История и философия науки»
Предмет и круг проблем истории и философии науки
Становление и основные этапы развития философии науки.
Понятие науки: наука как вид познавательной деятельности; наука как система знаний; наука как социальный институт.
Культурно-исторические предпосылки возникновения науки. Философия и наука. Философские концепции науки.
Функции науки в социуме.
Формирование античной науки в структуре философского знания
Учение о причинности, материи и форме в античной науке (Аристотель)
Понятия бесконечности, пространства, времени и движения в античной науке и философии
Проблема противоречивости движения в «физике» досократиков. «Парадоксы бесконечности» Зенона.
Развитие представлений о человеке и природе в античной науке и философии
Наука эпохи европейского средневековья: христианский креационизм и особенности аллегорико-символического истолкования природы
Средневековая наука и «герметическая традиция» (алхимия, астрономия и др.)
Преднаука Возрождения.
Специфика новоевропейского типа рациональности
Формирование и развитие классической науки в Новое время.
Диалектика как метод систематизации естественно-научных знаний в работах Г.В.Ф. Гегеля
Наука XVIII века: обоснование и начало реализации проекта Просвещения в Европе
Особенности развития науки в XX веке: сциентизм и антисциентизм
Неклассическая и постнеклассическая наука XX века.
Проблема классификации наук.
Структура научного знания
Преемственность в развитии науки, ее количественные и качественные изменения. Научные традиции и научные революции
Процессы дифференциации и интеграции наук.
Сущность и основные направления современной научно-технологической революции.
Основные этапы научного исследования.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Формы познавательной деятельности: проблема, факт, гипотеза, теория, закон.
Специфика, структура и содержание эмпирического познания.
Специфика и структура теоретического познания.
Понятие «парадигма» и ее роль в науке.
Идеалы и нормы научного исследования.
Понятия «метод», «методика», «методология», «подход».
Понятия «новация», «инновация», «реновация»
Проблема классификации научных методов.
Методы эмпирического исследования.
Эксперимент как основной метод эмпирической науки. Виды и функции эксперимента.
Методы теоретического познания.
Проблема истины и ее критериев в современной философии и науке.
Научная картина мира и ее структура.
Научная картина мира и научное мировоззрение.
Этические проблемы современной науки.
Научно-технический прогресс и его социальные последствия.
Роль философии в формировании научных знаний об обществе.
Становление дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания.
Социально-гуманитарное знание в социальном контексте: особенности возникновения и развития в условиях Запада и России.
Объект, предмет и методы социально-гуманитарных наук.
Проблемы взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания в современном мире.
Специфика социально-гуманитарного познания.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. .
Объяснение и понимание в науках о человеке и обществе.
Возрастание роли социально-гуманитарного знания в современном обществе.
Формационный и цивилизационный подходы: познавательное значение и границы применимости
Проблема философских оснований педагогики
Философия образования: предмет, круг проблем, тенденции развития
Философия образования и тенденции модернизации высшей и средней школы
Проблема социального предвидения и прогнозирования
Рекомендуемая литература
1. Основная:
Бессонов Б.Н. История и философия науки. Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2009.
Булдаков С.К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - М.: Высшее образование, 2008.
Введение в историю и философию науки: Общая история науки; Взаимосвязь философии и науки; Структура и развитие научного знания и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.А.) Изд. 2-е, испр., доп. - М.: Академический проект, 2007.
Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов Изд. 2-е/ 3-е/ 4-е. М., Дашков и К., 2008.
История и философия науки: Учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.А.) М., Академический проспект, Gaudeamus, 2007.
История и философия науки: Учебное пособие для вузов (под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е.) . М., Инфра-М, 2007.
Канке В.А. Философия экономической науки: учебное пособие. – М., ИНФРА-М, 2007
Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки. Март. 2006. С.496
Лебедев С.А. Философия науки. М., Академический проспект, Gaudeamus, 2006
Никитич Л. А. История и философия науки: Учебное пособие. Cogito ergo sum. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Пржиленский В.И. (ред.) Классическая философия науки: хрестоматия. Март. 2007. С. 592
Рузавин Г. И. Философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов. М.,ЮНИТИ, 2008.
Смирнов В. И. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей. СПб, «Ступени», 2007
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук \ Под общ. ред. д-ра филос. наук., проф. В.В.Миронова. – М., Гардарики, 2006.
Степин В.С. Философия науки. - М., Гардарики, 2008.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.. Кнорус, 2008
Философия науки: Учебное пособие / Под ред. Лебедева С.А. - М., 2007.
Философия науки: Учебное пособие для вузов / Под ред. Липкина А.И. - М., Эксмо, 2007.
Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Под ред. Матяш Т.П. - М.: Феникс, 2007.
2. Дополнительная:
Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. №10.
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996
Бек У. Общество риска. М., 2000.
Бернал. Д Наука в истории общества. М., 1956.
Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.
Бутенко И. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.
Ворожнов В.П., Москаленко А.Т., Шубина М.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. – Новосибирск, 1990.
Выгодский Л. С. Мышление и речь. М., 1995
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1998.
Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Знание за пределами науки // Под ред. И. Касавина. - М., 1990.
Ивин А.А. Социальная философия. М., 2003.
Истина и ценности в научном познании. М., 1991.
КезинА.В. Наука в зеркале философии. М., 1990
Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998.
Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Леонтьев В. Экономическое эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.
Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1985.
Рассел Б. Мудрость Запада. М, 1998
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
Философия и методология познания. Учебник / Под ред. В.Л. Обухова.
29. Шпенглер.О. Закат Европы. В 2-х тт. М., 1993
3.Интернет-источники:
www.vehi.net
www.Philosophi.ru
www.auditorium.ru
http://philosophy.ru/library/lib2.html
http://www.philosophy.ru/pers/stepin/index.htm
|