Скачать 90.93 Kb.
|
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» 9–10–11 классы, 3 сентября, суббота Начало в 9–00 Окончание в 15–00 Описание интенсива: обычно, мы не подозреваем, что садясь за письменный стол и беря ручку, чтобы написать нечто (да, или прикасаясь пальцами к клавиатуре) мы становимся авторами. Осознавать это нелегко, потому что мы не задаемся вопросами: кто есть – автор?, всегда ли мы авторы, когда пишем очередное эссе или «заметку» (сравнительно новое жанрообразование благодаря вконтакту)? На интенсиве мы попытаемся понять, что делает нас автором, а что бесконечно удаляет нас от него. «Читательское Я» более или менее нам известно–понятно, ибо мы – кажется – много читаем. Как удерживать во время письма образ «читающего мой – автора – текст»? Кто он мой читатель? Что я хочу и могу ему сказать так, чтобы он меня понял? Вот вопросы, на которых мы остановимся подробнее. У меня есть гипотеза, что автора и читателя эссе связывает мысль. Порождение «мысли на тему» – это то, чему мы попробуем начать учиться и потратим на это всю оставшуюся жизнь. Оргплан интенсива: Место – три кабинета, один для общей и индивидуальных тактов работы, нужен «круглый стол» и доска, кабинеты – для групповой работы и индивидуальной работы, если кому-то нужно уединение. Группы: 6 –7 групп по три человека, либо 4 группы по 5–6 человек (обсуждаемо) Ход работы: 9–00 – 9–15 Установка. Цель интенсива: удержать фокус внимания на позиции «Я–автор», имея в виду свой коммуникативный замысел и фигуру читателя, то есть человека, воспринимающего этот замысел через призму собственных представлений о мире. Коммуникативный замысел – это нечто, что в пределе содержит мысль и форму (средства) ее выражения. 9–15 – 10–00 Работа в группах. Анализируем предложенный текст. Задание: охарактеризовать фигуру автора, его коммуникативный замысел с точки зрения своей читательской компетентности. Что, как и зачем говорит автор, и как мы про это узнаем? 10–00 – 11–30 Общее обсуждение. Доклады от групп и «сборка» понятий. 11–30 – 12–00 Перерыв на чай. 12–00 – 15–00 Индивидуальная работа. 1 такт: писательский 12–00 – 13–00 Напишите текст на заданную тему, удерживая фокус внимания «на себе – авторе, пишущем для читателя». Объем 150 – 200 слов. (13–00 – 13–15 отдых) 2 такт: читательский 13–15 – 14–00 Найдите себе читателя из числа своих со-ратников по интенсиву. Он напишет условную «рецензию» на ваш текст. Его задача – ответить на знакомые нам вопросы: что, как и зачем говорит мне автор, и как я про это узнаю? Обменяйтесь рецензиями и молча попробуйте воспринять информацию, с которой вы столкнулись. 3 такт: рефлексивный Поставьте себе задачу на полгода (месяц, четверть, неделю) в выращивании в себе «автора, знающего о читателе». Какой она будет? 4 такт: оценочный Оцените свою работу по 3-бальной шкале (суммируя свой вклад в работу интенсива).
Домашняя работа:
http://krotov.info/spravki/persons/21person/1968_filozov.htm
График сдачи оных: 13 сентября, 20 сентября, 27 сентября. Ваш рейтинг – в ваших руках! Система рейтинговой оценки успешности по русскому языку:
2 интенсива 6 баллов 7 письменных работ 7 баллов 1 практикум 2 балла Итого: 15 баллов в месяц
Подобный расчет касается и тестовых работ по грамматике. Ведомость рейтинговых баллов будет лежать на сайте «Умки» по каждому предмету и обновляться по мере сдачи ваших работ. Отчет: Что происходило в реальности. В интенсиве участвовало 13 человек. На установке ребята получили отрывок из манифеста партии «Правого дела». Конъюнктурность текста намеренная: публицистичность, злободневность и отсутствие временнОй дистанции по отношению к старшеклассникам (что не исключает иную дстанцированность) должны были актуализировать собственную позицию ребят в работе, а где позиция, там и начало деятельности. Три группы читали текст, отвечая на вопросы: каким я вижу автора текста, каким я вижу читателя текста (адресата), как я об этом узнаю. Примечательно, что на плакатах «схемы» очень тяготели к «комиксам». Есть у мня ощущение, что дети не далеки от той истины, что политические манифесты иначе как комиксами сопровождать нельзя – жанр такой. В процессе доклада первой группы (Лиана, Настя, Вера и Даша) различили Автора' (человек с биографией) – Автора" (человек, который сообщается с читателем). Их нужно различать, чтобы адекватно воспринимать посылы текста. (противоречие заложенное в манифесте выглядело так: Прохоров = Обществу (целевой аудитории, термин введенный Женей Морозовым), происходило это за счет местоимения МЫ и присоединения «миллионера к пенсионерам»). В процессе доклада второй группы (Аня, Яна, Лера, Рита) стало понятно, что читатель и целевая аудитория не должны отождествляться. Читателя его «читательская позиция» спасает от разного рода подвохов со стороны конъюнктурного автора. Более того, между двумя Авторами (' и ") у девочек появилась еще одна позиция «Пиарщик-испонитель заказа Автора'». Чем аккуратнее работает эта позиция, тем сложнее Читателю увидеть разницу между замыслом Автора' и появившимся Автором ", а значит - зазор между Читателем и Замыслом Автора " (замыслом - мыслью!) становится качественно иным – умным что ли. В процессе выступления третьей группы (Влад, Женя, Паша, Алина, Гриша) попонимали механизмы создания Автора", в зависимости от «цели высказывания». Автор" оказался этаким ряженым, которому, чтобы попасть в свою аудиторию, нужно быть то бедным, то богатым, то пенсионером, то «пионером», и так далее. Благодаря Яне удалось различить двух Читателей. Читателя Эмоционального и Читателя Думающего. Это различение помогает выдвигать требования к самому тексту (напоминаем, что речь идет только о публицистике!). После перерыва ребята подучили задание на практике попытаться стать «идеальным Автором": различить себя с биографией с собой Автором и попытаться удержать образ своего Читателя. Темы, которые были предложены ребятам были намеренно сложны по коммуникативным возможностям. (Я бы отказалась писать на подобные темы, если бы оказалась в таком интенсиве). Итак, «Манифест моей жизни» и «За какую партию я бы проголосовал». В логике интенсива индивидуальная писательская работа и читательская (рецензионная) занимала значительное место и особый пафос, но внешне никак не обсуждалась. Были написаны и сданы работы, которые остались у меня и по уговору с участниками интенсива они не публикуются. Самооценка и рефлексия ребят дали следующую картинку:
Качественную самооценку труда ребят можно свести к двум тезисам: отвык писать, очень трудно думать о себе как об авторе и каком-то читателе; различение качества фигуры автора и читателя полезно и требует дальнейшего осмысления. |
Сжатое изложение "Старый пень" 5 класс Уметь: формулировать основную мысль текста,выделять в тексте главную и второстепенную информацию,сокращать текст, сохраняя основную... | Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство... В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль... | ||
Основная мысль текста. Микротема текста Аннотация к рабочим программам учебных предметов на ступени основного общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать основные признаки текста. Уметь отличать текст от предложений, определять тему и основную мысль текста | ||
Урока. Организационный момент Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование умений проанализировать содержание текста по готовому плану, выделять главную мысль текста, словесно рисовать картины... | ||
Пояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена... Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов... | Основная мысль текста. Микротема текста Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог... | ||
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... Олимпиада включает четыре конкурса: понимание устного текста, лексико-грамматический тест, понимание письменных текстов, продуцирование... | Организация уроков домашнего чтения К некоторым текстам в учебниках даны подготовительные и послетекстовые задания, но их не всегда бывает достаточно, чтобы качественно... | ||
Программа вступительного экзамена по специальности 10. 01. 10 журналистика... Ответ на экзаменационные вопросы предполагает понимание основных проблем журналистики в качестве социального института, места журналистики... | Рецензия на реферат. Критерии оценки реферата Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора... | ||
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ка: дать понятие о прямом и переносном значении слов; учить различать прямое и переносное значение слов; раскрывать перед учащимися... | ||
Орфография (задания 1-7) Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в... | Студенческие научные конференции Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в... |