Скачать 74.72 Kb.
|
Организация уроков домашнего чтения Уроки домашнего чтения мало разработаны в методической литературе, хотя как показывает практика, подготовка к таким урокам бывает сложной и для учителя и для обучающихся. Зачастую уроки домашнего чтения сводятся к чтению и переводу текстов или передаче их содержания, что является неверным с точки зрения методики работы над учебно-аутентичными текстами, какими в основном и являются тексты из книги для домашнего чтения. К некоторым текстам в учебниках даны подготовительные и послетекстовые задания, но их не всегда бывает достаточно, чтобы качественно подготовить обучающихся к восприятию текста, а затем проверить понимание текста и в то же время сделать урок домашнего чтения увлекательным и интересным. В соответствии с программой по иностранным языкам к результатам социокультурной компетенции предъявляются следующие требования: - знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения; - распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики, принятых в немецкоязычных странах); - знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространенных образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы); - знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы; - представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран; - представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран (И.Л. Бим, Л.В. Садомова «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим, 5 - 9 классы», Москва, «Просвещение», 2011 ) Работа над текстами из книг для домашнего чтения во многом способствует реализации данных требований, поэтому и подготовке этих уроков следует уделять должное внимание. Ниже приводятся подготовительные и послетекстовые упражнения к некоторым текстам из книг для домашнего чтения к учебникам 7 – 8 классов. Die Sonne, der Wind und der Regen (nach Johann Gottlieb Herder) I. 1) Одним из подготовительных упражнений к этому тексту может быть беседа о погоде, так как в тексте содержится подобная лексика: Wie ist das Wetter heute? Scheint die Sonne? Schneit es? Regnet es? Ist es windig? Ist der Wind stark? 2) Вспомнить ключевые слова поможет такое упражнение – найдите слова, которые не подходят к данному смысловому ряду:
3) В сказке много прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степенях, их тоже необходимо повторить – найдите прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени:
4) Чтобы обучающиеся лучше запомнили слова, данные в сносках, проводим упражнение – найдите антонимы в ряду слов: vorbeikommen, ausziehen, zuknöpfen, versuchen, ablegen, anziehen, aufknöpfen II. Послетекстовые упражнения 1) Sagt bitte, wer ist also der Stärkste? 2) Какая из пословиц выражает основную мысль этой сказки: а) Ohne Fleiß kein Preis. b) Gute erreicht mehr, als Strenge. c) Erst die Arbeit, dann das Spiel (Для перевода пословиц используются имеющиеся в кабинете немецко-русские словари пословиц и поговорок). Das Mӓrchen von Schlaraffenland ( nach Ludwig Bechstein) Наряду с другими признаками аутентичности данный текс обладает культурологической аутентичностью: слова das Schlaraffenland, die Bratwurst, der Schlaraffe объясняются в комментарии, на него надо обратить внимание обучающихся. в тексте есть несколько предложений с отрицанием, на их примере можно объяснить разницу в употреблении отрицания в немецком и русских языках: а) место отрицания в немецком и русском языке б) наличие только одного отрицания в немецком языке в отличии от русского Dieses Land kann man auf keiner Karte finden. – Эту страну нельзя найи ни на одной карте.. Niemand wеiß, wo dieses Land liegt. – Никто не знает, где находится эта страна. Wer gern arbeitet, darf nicht in einem Schlaraffenland leben. – Кто любит работать, не может жить в этой стране. Aber wer nichts kann, nur schlafen, trinken, tanzen und spielen, der wird Minister. – Но кто ничего не умеет, только спать, пить, танцевать и играть, тот становится министром. Снять лексические трудности помогают упражнения: 1) Какое слово в ряду лишнее?
2) Найдите слово, перевод которого дан в начале ряда: каша: der Baum, das Haus, der Brei, das Kleid, der Mund нож: das Land, das Brot, der Regen, die Milch, das Messer мед: Honig, Fasane, der Vogel, die Hand, das Wasser, der König К этому тексту в учебнике дано достаточно заданий, чтобы проверить понимание содержания прочитанного. Для выполнения второго задания можно использовать линейные перфокарты - + + + - + Можно добавить такие задания: Lest die Sätze, die euch besonders gefallen haben! Wollt ihr auch in einem Schlaraffenland leben? Warum? Malt Bilder zum Text! Задание сделать иллюстрации к тексту даю часто. Накапливая эти рисунки из года в год, я использую их для следующей работы: расположите рисунки в последовательности, соответствующей событиям в тексте, или: найдите в тексте предложения, которые могут служить подписями к данным рисункам. Der Riese und sein Garten IПодготовительные упражнения.
die Mauer, der Riese, der Bauer, der Ast, Recht haben, fortjagen
Er liebte die Kinder nicht. Niemand konnte jetzt in den Garten hinein. Nur ein großer Apfelbaum hatte noch keine Blätter. II. Упражнения для контроля понимания текста. 1. Выпишите ключевые слова по темам:
2. Дополните предложения в соответствии с содержанием текста:
Задания к текстам из книги для чтения к учебнику 8 класса. Der Rattenfänger von Hammeln I. Подготовительные упражнения.
wunderlich, befreien, die Pfeife, ertrinken, folgen, zornig, verschwinden, die Höhle, begehen
verschwinden zornig langsam
am 6. Mai 1941, am 11. April 1486, am 26. Juni 1284 4. Назовите Infinitiv подчеркнутых глаголов, переведите глаголы: a) helfen, befreien, sammeln, kommen, zog, hören b)verschwinden, nennen, pfeifen, begehen, trat c) zahlen halten, gehen, trug, wissen 5. Найдите в тексте и переведите следующие предложения: Der Rattenfänger zog eine Pfeife heraus. Die Ratten und die Mӓuse sammelten sich um den Mann herum. Der Rattenfänger ging langsam aus der Stadt hinaus. Die Kinder kamen nie zurück. II. Упражнения для контроля понимания текста. 1.Выберите предложения, соответствующие содержанию прочитанного текста: Der Rattenfänger versprach die Stadt von Mӓusen und Ratten zu befreien. Die Bürger versprachen ihm kein Geld. Der Rattenfänger führte die Tiere zum Fluss. Die Ratten und die Mӓuse ertranken im Wasser. Die Bürger zahlten dem Rattenfänger das Geld. Zufrieden verließ der Mann die Stadt. 2.Выберите из предложенных пословиц ту, которая отражает основную мысль прочитанного текста, подберите ее эквивалент в немецком языке а) Скупой платит дважды. б) Скупость не глупость. в) Жадность всякому горю начало. Lorelei В книге для чтения к учебнику 8 класса есть стихотворение Г.Гейне «Не знаю, что стало со мною…» и легенда о Лорелее. С помощью приведенной ниже таблицы обучающиеся смогут сделать вывод о том, что общего между сказкой и легендой и в чем их различие. Mӓrchen oder Sage?
После знакомства со стихотворением с использованием сносок проводится работа по обучению выразительному чтению. Затем обучающиеся выполняют упражнения: 1. Lest das Gedicht, sucht den Namen des Madchens. Was bedeuten diese Ausdrücke? Ordnet zu:
In welchen Zeilen findet ihr diese Aussagen? Der Schiffer passt nicht auf die Gefahren des Flusses auf. Das Boot versinkt im Fluss. der Dichter kann eine alte Sage nicht vergessen. Das Lied des Mädchens gefällt dem Schiffer sehr. Das Singen des Mädchens bringt dem Schiffer den Tod. После прочтения самой легенды выполняются упражнения по контролю понимания прочитанного. Was seht ihr auf dem Bild? (einen Felsen) Mit welchem Namen ist dieser Felsen verbunden? Ist das ein Murchen oder eine Sage? Beweise deine Meinung. Benutze dabei die Tabelle. Sagt, was hier stimmt?
Wie ist richtig?
Практика показывает, что использование подобных упражнений помогает существенно облегчить понимание обучающимися содержания прочитанного, а следовательно и повысить интерес и мотивацию к чтению. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего... | Учебник по литературе и особенности работы с ним. Проверка пра-вильности,... Плановых классных сочинений 3, домашних сочинений 5, практическая работа 1, уроков внеклассного чтения 4, уроков проверки техники... | ||
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Плановых контрольных уроков 2, уроков развития речи 8, уроков внеклассного чтения – 4 | ||
Пояснительная записка Статус документа Планирование составлено на... Плановых контрольных уроков – 2; уроков развития речи – 8; уроков внеклассного чтения – 8 | Книга для учителя и сборник упражнений для курса домашнего чтения... А дисциплинированность, организованность и другие положительные качества личности, естественным образом развивающиеся в процессе... | ||
Урока. Фронтальная проверка домашнего чтения Тема: «Н. Носов. «Фантазёры». Часть (Акцентное вычитывание эпического текста)» | Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Уроки и переменки Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге... | Сведения о методическом пособии Хохотания», «Страна мудрых уроков», «Страна Поэзии», «Страна Почемучка» и соответствует программе. Кроме того, подобран материал... | ||
|Книга сказок для домашнего чтения|ооо"Издательство Премьера"|2002|310 с.| Новый иллюстрированный энциклопедический словарь|Большая Российская энциклопедия|2003|912 с.: ил.| | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, 2009 г.). Количество учебных часов в год – 68 ч. (в неделю – 2 часа). Из них: уроков развития... | ||
Г. Алексеевка Белгородская область моу сош с уиоп №3 Использование... Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык», развивает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О выполнении домашнего задания докладывают ассистенты, назначенные для проверки домашнего задания | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена... Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса... | Уроков по фгос примерная структура каждого типа урока по фгос Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний |