Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов





НазваниеСавкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов
Дата публикации03.09.2013
Размер88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Савкина О.Н.,

проректор по учебно-методической работе

Гомельского областного института развития образования
Этапы организации самообразования педагогов
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др.

5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

В опыте работы не предлагается подборка материалов по планированию самообразовательной деятельности, так как руководители и педагоги учреждений образования широко используют в работе методические рекомендации «Профессиональное самообразование учителей начальных классов: методические рекомендации / сост. Л. Н.Зеленковская, В. В.Минина - Гомель: УО «ГГОИПК», 2005».

В районе проведена определенная работа по выработке единых требований к методическому дню. Разработано примерное Положение о методическом дне.

Сложилась определенная система работы с молодыми педагогами. Основное направление - это использование эффективного опыта работы высококвалифицированных специалистов (наставничество, Недели педагогического мастерства, районный конкурс «Открытый урок педагога- творца» и т.д.). В рамках рассматриваемой темы акцентируем внимание на рефлексивной деятельности учителей-стажеров, которая помогает определиться с темой по самообразованию на следующий учебный год. Самообразование взрослого рассматривается как процесс обретения им собственного образа, отличного от других, учебный процесс должен строиться как процесс, где новое знание не воспроизводится, а «проживается» и «строится». Такая деятельность может рассматриваться как самообразовательная, если она ведет к новообразованию, новым смыслам и пониманию. Именно такой процесс может «запустить» механизмы самостоятельной работы, самообучения, саморазвития, самовоспитания. Основным условием здесь выступают процессы рефлексии и понимания.

В рамках районной комплексно-целевой программы «Аттестация», с целью объективной оценки деятельности аттестуемых для учителей-предметников введена анкета по самооценке своей деятельности в ходе аттестации на первую и высшую квалификационную категории.

Участниками административного контроля за самообразованием являются: директор школы, заместители директора, руководители МО, руководители Школ молодого учителя, методисты РУМК, педколлектив школы и конечно, самое главное лицо, сам учитель. Педколлектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педколлектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премии и др. способов поощрения творческих учителей.

Образ ученика - результат совместной деятельности всего коллектива. Он должен соответствовать преемственности, чтобы педагогический коллектив мог формировать и предъявлять к учащимся единые требования по достижению оптимального уровня.

Образ родителя необходим скорее не как результат совместной деятельности школы и семьи, а как ориентир, который будет учитываться при организации и осуществлении коллективом школы своих целей и задач.

Эти образы формируются в процессе совместной деятельности администрации школы и методических формирований. Основой для успешной работы служит самостоятельность в деятельности учителя, стремление к саморазвитию и самовыражению. Учитель, который самостоятельно изучает приемы диагностирования учащихся, различные способы рефлексии собственной деятельности и использует их на практике, легко усваивает информацию, предлагаемую на семинарах, педсоветах, методических объединениях и т.д.

При наличии деловых отношений в коллективе, обладающем едиными ценностями, целями и задачами, самостоятельность учителя развивается быстрее.

Содействовать обновлению профессиональной культуры педагога признаны школьные методические формирования.

Если в школе методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения.

Эффективность урока определяется по результатам наблюдения за уровнем владения дидактическими основами урока. Еще одним способом оценивания качества преподавания является самоанализ или самоэкспертиза учителем своих профессиональных компетенций. Это позволяет учителю установить причинно-следственные связи своих достижений и недостатков на пути решения поставленных педагогических задач. Учитель имеет возможность наблюдать за изменениями уровня своей аналитической грамотности. Результаты самоэкспертизы сравниваются с результатами наблюдения администрацией. При сравнении достаточно часто обнаруживаются расхождения, что свидетельствует о завышенной (заниженной) самооценке. В процессе дальнейшей совместной работы (директор -зам.директора - учитель) осуществляется коррекция. Для коррекции своей деятельности важно и то, насколько грамотно учитель может сделать анализ урока коллеги.

Важным является участие администрации как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинге результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований - далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу.

Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации школы:

  1. Вынесение на педагогические советы, заседания методических объединений вопросы, связанные с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом.

  2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.

  3. Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности урока.

  4. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.

  5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

  6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

  7. Систематическое подведение итогов самообразовательной деятельности учителя (собеседование, отчеты на педсоветах, заседаниях МО, обобщение опыта, презентация перед педагогическим коллективом и т.д.), определение задач и содержания на новый учебный год.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственные отношения к своему профессиональному росту и самообразованию. Это важно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителей на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Задача руководителей – создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования учителя, а также способствовали формированию мотивации достижения успеха. Одним из таких средств является карта профессионального роста, обязательная для ведения всеми педагогами общеобразовательных учреждений в районе. Благодаря заполнению карты профессионального роста администрация школы, методисты РУМК, педагоги могут проследить зависимость качества знаний по предмету от участия в методической работе.

Если все проводимые мероприятия не приносят должного результата, то методические службы советуют руководителям оказывать «Адресную помощь» педагогам с низким уровнем профессиональной компетенции.

Для подведения результатов методической работы за учебный год с 2008/2009 учебного года в районе введена технология рейтинговой оценки работы методических служб. Она проводится с целью совершенствования содержания и технологий образования (это предполагает качественное выполнение государственных стандартов, переход к 11-ти летнему обучению, внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса) и повышения эффективности управления в системе образования района (проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы).

Введение данной технологии позволит:

Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изменения в деятельности методических служб.

Во-вторых, проводить измерение и, соответственно, оценку текущего состояния деятельности, как на школьном, так и на районном уровне.

В-третьих, проводить не только нормативный, но и динамический анализ, позволяющий отслеживать динамику изменения показателя во времени.

Для этого разработана форма отчетности и инструкция по заполнению.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога

Самообразование педагогов будет продуктивным если:

  • в процессе реализуется потребность педагога к собственному развития и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений;

  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получение теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой-самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

прямая со стрелкой 1



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconРоль методической службы в организации самообразования педагогов Савкина О. Н
На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться,...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconПроект базовой концепции развития научно-исследовательского института «Новая экономика и бизнес»
«Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconСамообразования может быть представлен в форме: доклада; реферата;...
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить педагогов с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов доу, дать...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУрок №1 Создание лимона
Рецензент: проектор по научно- методической работе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 7, Дпп. Ф. 07, Дс. 2 «детская психология»
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рецензент: проектор по научно- методической работе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУважаемые коллеги!
«Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconСоздание системы развития кадрового потенциала учительского корпуса,...
Успешное внедрение фгос ООО и ноо на прямую связано с умением педагогов грамотно применять современные образовательные и воспитательные...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУтверждаю” Проректор по учебно-методической работе Огородников В. Н
Перечень дисциплин, изучаемых в 3 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика»
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУтверждаю” Проректор по учебно-методической работе В. Н. Огородников
Перечень дисциплин, изучаемых в 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика»
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУтверждаю” Проректор по учебно-методической работе Фадеев Г. П
Перечень дисциплин, изучаемых во 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика»
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУтверждаю” Проректор по учебно-методической работе Огородников В. Н
Перечень дисциплин, изучаемых в 1 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика»
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconУтверждаю” Проректор по учебно-методической работе В. Н. Огородников
Перечень дисциплин, изучаемых во 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика»
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconОтчет о работе библиотеки гоу №195 за 2009-2010 учебный год
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Савкина О. Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Этапы организации самообразования педагогов iconМеждународный туристский бизнес
«Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск