Учитель начальных классов
Е.В.Кузина.
Предмет: Русский язык (обучение чтению)
Класс: 1 УМК «Школа России»
Конспект урока.
Тема: Согласные звуки [т], [т']. Буква Т, т
Цель урока: на основе наблюдения выявить особенности звуков [т], [т'] и познакомить с буквой, которая их обозначает, развитие речи
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с буквой Т, и звуками, которая она обозначает;
научить ребят различать звуки [т], [т'];
читать слоги и слова с данной буквой.
Развивающие:
развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные задачи:
прививать любовь к чтению, к книге;
формировать познавательный интерес;
воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
учить работать в парах, группами, сообща;
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Оборудование:
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука: Учебник для общеобразовательных учреждений для 1 класса. М.: «Просвещение» - 2011.
Электронное приложение к учебнику «Азбука»
Компьютер, проектор, экран;
Пластмассовые буквы на магнитах;
Пластилин, доска для работы с пластилином;
Цветные карандаши;
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
Формирование УУД
| 1.Организация начала урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- помочь принять правильную позу;
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные 2.Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
«узнавать» изученные буквы и характеризовать звуки, которые они обозначают, составлять слова.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, развивать умение выделять существенные признаки, фонематический слух, подготовить артикуляционный аппарат.
Методы стимулирования: похвала. 3.Постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для принятия учащимися учебной задачи.
4.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
находить новые звуки в словах, выполнять слого - звуковой анализ слов, владеть навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст и картинку.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать работу для выделения, характеристики, сравнения звуков, способствовать формированию умения аргументировать высказывания, моделирования.
Методы: учебный диалог, моделирование.
1) Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков [т] и [т']; (учебник, с. 53)
2)Дидактическая игра « Твёрдый – мягкий»
3) Знакомство с буквой Т.
Физкультминутка.
4)Чтение с доски слогов-слияний и слов.
5)Работа с иллюстрацией (учебник, с.52)
6)Выразительное чтение отрывка поэмы.
5.Закрепление знаний и способов действий. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь читать и понимать смысл прочитанного, определять лексическое значение слов, подбирать слова, противоположные по значению
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка вдумчивого чтения, чтению с интонацией и паузами.
Методы: репродуктивные 1) Работа с текстом (учебник, с.53)
Физкультминутка
2)Чтение слов по слогам, работа со словами – антонимами (учебник, с.54)
6.Рефлексивно-оце-ночный.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, сделать вывод, давать оценку своей деятельности.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
| Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
-Проверьте, пожалуйста, правильность посадки, удобное расположение школьных принадлежностей на парте.
-С какими буквами и звуками познакомились на прошлом уроке?
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат пластмассовые буквы с магнитами. Дети на ощупь угадывают букву и достают её из мешка. Характеризуют звук, который обозначает буква (гласный/согласный; твёрдый/мягкий). Из букв составляют слова. Среди знакомых букв попадается неизвестная. Учитель составляет слова: «тик», «так».
-Какой звук слышим в начале этих слов?
-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Тема урока “Буква Т и звуки, которая она обозначает”)
Цели урока: Ознакомиться с согласными звуками [т] и [т'], научиться узнавать букву Т
- учиться читать.
-Да, мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает. Определим « место жительства» новой буквы на ленте букв. Поучимся читать слоги и слова с новой буквой.
Слого-звуковой анализ слов « танк» и «тигр». Составление схемы. ( Используется электронное приложение к учебнику)
Вывод: Согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.
-Я буду называть слова, если вы слышите в слове твёрдый согласный [т], поднимите синий карандаш; если слышите мягкий звук [т']- зелёный.
-тигр, ручка, кот, стекло, пятница, дверь, книга, стихи, дом, тут.
-Звуки [т] и [т'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).
-На что похожа буква Т?
( используется электронное приложение к учебнику)
-Вылепите букву Т из пластилина. (Использовать специальную доску при работе с пластилином.)
-А можно ли из пластилина вылепить звуки?
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания-руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
(Потягивания - руки в стороны.)
Мы закончили разминку-
Отдохнули ножки, спинки.
(Сесть за парту.)
-Прочитайте слоги. (С разной интонацией, пропевая) (используется электронное приложение к учебнику)
-Прочитайте слова.
-Составьте предложение с этими словами. -Что вы видите на рисунке? Какое время года изображено? Опишите сказочное дерево.
Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.
-Кто автор этого произведения? Из какого произведения?
-Как автор называет кота?
-Что делает кот?
Работа по группам.
1 группа:
На иллюстрации назовите предметы, в названиях которых есть буква Т.
2 группа:
Найти в стихотворении слова с буквой Т.
-Прочитайте текст.
-Что знаем о правописании предложения?
-Подчеркните и объясните знаки в конце предложения.
-Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?
Повторное чтение текста, соблюдая интонацию.
(Самостоятельное жужжащее чтение)
Громко тикают часы
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу нам пора идти
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
Мы учебники собрали
(наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу дружно зашагали
(ходьба на месте),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы).
-Прочитайте слова.
-Назовите сходства и различия в парах слов.
-Прочитайте предложения.
-Чем отличаются нитки от каната?
-Слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами.
-Назовите слова-антонимы.
-Что нового узнали на уроке?
- Достигли мы поставленной цели?
-Что из нового материала запомнили легко?
-Что вызвало затруднение?
-Возьмите тот цветной карандаш, который поможет вам передать настроение после урока, и нарисуйте кружок.
-Спасибо за урок.
| Личностные: создание мотивационной основы учебной деятельности
Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника. Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
-находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [т] и [т']
На доске написаны слова.
(нота, тот, так, тук, Ната, Никита, Нина, Инна, стон, сто, стан, стык)
КоммуникативныеУУД.
Строить понятные для партнёра высказывания, работать в паре Познавательные УУД.
Смысловое чтение.
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
| |