Глоссарий по философии
7.1. Восточная философия Абхава – в философской школе вайшешика (Индия) обозначает небытие.
Авадхи – в философии джайнизма (Индия) обозначает восприятие объектов в ясновидении.
Атман – в философии Древней Индии представляет душу, сознание.
Ану – в философии джайнизма (Индия) выражает атомы.
Ахимса – в философии Индии означает ненанесение вреда, ненасилие.
Брахман – в Ведах олицетворяет безличный Абсолют, единое духовное начало.
Дао (от кит. Бог, путь) – в философии Лао-цзы означает всеединое, правильный путь.
Дхамма – в философии буддизма выражает причинную связь.
Дэ – в философии Лао-цзы выступает как-то, что создает необходимые условия для реализации дао.
Дхарма – в индийской философии закон, учение, истина; в философском течении джайнизм – условие движения.
Жень – в китайской философии человеколюбие.
Инь – в китайской философии символизирует землю, а также женское, темное, влажное, холодное, пассивное начало.
Мокша – в ведийских философских воззрениях освобождение души за счет благочестивого поведения от ее дальнейших переселений.
Рита – в древнеиндийских Ведах означает первооснову мира.
Самсара – в ведийском мировоззрении переселение душ из одного тела в другое.
Тяньчжи – в философии Мо-цзы обозначает принцип желания неба.
Ци – в китайской философии означает материальные частицы.
Чжун юн – в китайской философии золотая середина.
Шантун – в философии Мо-цзы означает принцип почитания единства.
Шан сянь – в философии Мо-цзы выражает принцип почитания мудрости
Шу – взаимность.
Ян – в китайской философии символизирует небо, а также мужское, сухое, горячее, активное начало. 7.2. Античная философия Апейрон – однородное и бескачественное единое как основа всего сущего в воззрениях Анаксимандра.
Аподейтика (от греч. убедительный) – то, что доказуемо непререкаемым образом, абсолютно.
Апория (от греч. безвыходное положение) – трудноразрешимая проблема.
Атом – неделимая и невидимая первочастица всего сущего в воззрениях у Левкиппа.
Архэ – первоэлемент, первовещество.
Атараксия – невозмутимость духа.
Гомеомерии (от греч. подобочастное) – качественно однородная частица, содержащая в себе бесконечность подобных более мелких частиц в философии Анаксогора.
Катарсис – очищение.
Логос – слово, учение, разум, закон.
Мимесис – подражание.
Нус (от греч. ум, мысль, разум) – дух, разум, мировая душа в философии Анаксогора.
Органон – орудие, инструмент (наименование труда по логике у Аристотеля).
Перипатетики (от греч. крытая галерея, служащая лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля.
Полис – город-государство в Древней Греции.
Полития – наиболее приемлимая форма устройства государства у Аристотеля, в котором главная роль должна принадлежать наиболее дееспособному среднему слою общества.
Психея – душа.
Риторика (греч.) – ораторское искусство.
Теогония (от греч. Бог и рождение) – рождение богов (Теогония Гесиода).
Эллинизм (от греч. грек) – греко-римская философия в период от Александра Македонского до закрытия греческих философских школ в VI веке римским императором Юстинианом.
Эманация – истечение из единого от высшего к низшему (к примеру, «мир идей» у Платона).
Эйдос – идея, образ, понятие.
Энтелехия (от греч. завершение, осуществленность) – по Аристотелю, форма (энергия), которая осуществляется в веществе; активное начало превращающая возможность в действительность. 7.3. Современная философия
Аналогия – выявление сходства в нетождественных объектах.
Антропоморфизм – проекция свойств человека на внешние силы природы.
Алогизм – отрицание логического мышления.
Аморализм – отрицание всякой морали.
Андрогинный – сочетание мужского и женского начала.
Апостериори (от лат. из последующего) – знание полученное из опыта.
Априори – изначально, до опыта существующее знание.
Апперцепция (от лат. восприятие) – зависимость нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и его психического состояния в момент восприятия.
Аскетизм (от греч. упражняюсь) – умеренный образ жизни.
Апория – затруднение, безвыходное положение.
Альтруизм – бескорыстная забота о благе других.
Андеграунд (от англ. подполье) – течение в искусстве, идущее вразрез с устоявшимися традициями и выражающее протест против них.
Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения научных теорий.
Антиномия (от греч. противоречие в законе) – наличие в рассуждениях двух противоречащих и одинаково обоснованных суждений.
Антиципация (от лат. предвосхищение) – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо.
Аутентичный – соответствующий подлинному (т.е. первоисточнику).
Биосфера – область распространения жизни на земле.
Бифуркация (от лат.) – двузубый, раздвоенный.
Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, на основе которых выдвигаются гипотезы и осуществляется их проверка путем вывода из них.
Гипостазирование ( от греч. сущность) – придание статуса субстанции каким-либо свойствам.
Гомогенный – однородный.
Гетерогенный – разнородный.
Гомеостазис – тип динамического равновесия, характерный для саморегулирующихся систем и поддерживающий существование важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.
Генезис – происхождение, процесс образования чего либо.
Генерализация (от лат. общий, главный) – обобщение, аналог индукции, метод математики и естествознания.
Гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога.
Деградация (от фр.) – ухудшение, вырождение, упадок.
Дегенерация – вырождение.
Дедукция (от лат. выведение) – способ рассуждения (метод) от общих положений к частным выводам.
Деонтология – этическое учение о долге.
Дескрипция (от лат.) – описание, изображение с помощью языка содержания переживания.
Дефиниция – определение.
Деформация (от лат. искажение) – существенное изменение формы чего-либо под воздействием внешних сил.
Дизъюнкция (от лат. разделять) – логическая операция, объединяющая два высказывания посредством союза «или».
Диллема – в логике сочетание противоположных суждений, исключающих возможность третьего суждения.
Дискурсивный – рассудочный.
Диалектика – в философии Древней Греции искусство вести беседу; метод познания и преобразования действительности; философское учение о всеобщих связях и развитии.
Дихотомия – деление надвое.
Идентификация – уподобление.
Идентичность (от лат. тот же самый) – полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.
Изоморфизм (от греч. равный, однозначный) – понятие, выражающее тождественность форм.
Имманентный (лат) – пребывающий внутри.
Импликация (от лат. спутанность) – логическое отношение, при котором одна вещь включает в себя другую.
Инверсия (от. лат) – перестановка.
Индетерминизм (от лат. определять) – отрицание причинности.
Инставрация – процесс, позволяющий реализовать то, что в прошлом реализовать было невозможно.
Интеллигибельный (лат) – постигаемый, мыслимый.
Интенция (лат) – намерение, тенденция, стремление.
Интровертивный (лат) – обращенный внутрь.
Каузальность (от лат. причина) – причинность, действенность, закономерная связь причины и действия.
Категория (от греч. высказывание) – общее понятие.
Квантификация (от лат. количество и делать) – сведение качеств к количествам.
Квиетизм (от лат. покой) – полная отрешенность, пассивное поведение.
Квинтэссенция (от лат. пятая сущность) – пятый элемент у Аристотеля (эфир), сущность.
Когерентность (от лат. быть связанным) – взаимосвязь.
Контрарный (от лат.) – понятия противоположные друг другу по содержанию.
Контроверза (лат.) – спорный случай, разногласие.
Концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания.
Культуртрегер – культурный человек, читающий тексты на языке оригинала.
Корреляция (лат.) – соотношение понятий.
Медиация (лат.) – посредничество.
Ментальность (лат.) – образ мышления, духовный настрой.
Метаморфоза (греч) – превращение форм, изменение, преобразование.
Метафизический – надэмпирический, трансцендентный.
Модальность (лат.) – вид и способ бытия или события.
Нарциссизм - любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я.
Номинализм (течение в средневековой философии) – имена (общие понятия) образуются на основе единичных вещей и явлений.
Номотетический метод (от греч. законодательное искусство) – в учении Канта способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания; введен Виндельбандом в противоположность идеографическому методу истории.
Ноумен (греч.) – объект мысли, разума, интеллигибельный предмет.
Онтогенез – индивидуальное развитие.
Ортодоксия (греч.) – правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью.
Панлогизм (от греч. все и разум) – учение о том, что все есть разум.
Пантеизм (от греч. все и Бог) – учение о том, что все есть Бог.
Парадигма (от греч. пример, образец) – модель науки, включающая совокупность процедур, методов, принципов исследования, необходимых для получения нового знания.
Патристика (от лат. отец) – философия и теология отцов церкви в эпоху Средневековья.
Перцепция (лат.) – восприятие как акт.
Пиетет (от лат. благочестие) – у римлян дружеские отношения между богами и людьми.
Пневма (от греч. дыхание) – душа, жизненная сила, дух.
Примат (лат.) – первенство, господство.
Пролегомены (греч.) – предварительные замечания, введение в науку.
Пропедевтика – подготовка, предварительное упражнение.
Редукция (от лат. отодвигать назад, возвращать) – методологический прием сведения данных к исходным началам.
Реинкарнация (лат.) – перевоплощение, возрождение.
Рефлексия (от лат. обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, а в узком смысле самопознание.
Ригоризм (от лат. непреклонность, строгость) – строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли без всяких компромиссов.
Семантика (от греч. знак) – учение о значении, об отношениях между знаками.
Семиотика – учение о знаках и о рядах знаковых форм.
Силлогизм (от греч. подытоживание) – выведение, умозаключение от общего к частному.
Симбиоз (от греч. сожительство) – жизненная общность.
Синкретизм (от греч. соединение) – сочетание разнородных воззрений, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.
Сублимация (от лат. возносить) – утончение, одухотворение, в психоанализе Фрейда преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность.
Субстрат (от лат. подкладка) – основа, носитель.
Тавтология (от греч. говорить то же самое) – излишнее, ненужное, но иногда и необходимое повторение какого-нибудь выражения.
Танатология (от. греч. смерть) – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках.
Теодицея (от греч. Бог и справедливость) – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле.
Теология – богословие.
Теософия – божественная мудрость.
Топика – со времен Аристотеля учение о местах, общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы.
Трансцендентный (от лат. переступать) – выходящий за пределы человеческого сознания.
Универсалии (от лат. общий) – в схоластике общие понятия, идеи, которые существуют до вещей.
Утилитаризм (от греч. польза, выгода) – этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу.
Фатум (лат.) – судьба, слепая необходимость природы.
Филогенез – биологическое развитие всех органических форм (родовое развитие).
Фрустрация (от лат. обман, расстройство) – психическое состояние тревожности, чувства безысходности и отчаяния.
Харизма (от лат. милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.
Хилиазм (от греч. тысяча) – вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира.
Холизм (от греч. целое) – учение о целостности.
Эвдемонизм (от греч. блаженство) – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений.
Эврика (от греч. «я нашел») – так якобы воскликнул Архимед, когда во время купания открыл гидростатический закон.
Эвристика – искусство изобретения.
Эвфемизм – более мягкое выражение вместо грубого.
Эзотерический (от греч. направленный во внутрь) – предназначенный только для избранных и понятый только им.
Экзотерический (от греч. направленный вовне) – доступный и понятный также тем, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам.
Экспликация (от лат. разъяснение) – объяснение, разъяснение.
Экстериоризация (от. лат. внешний) – процесс внешних психических проявлений человека (действий, высказываний).
Экстравертивный (от лат. поворачиваю, обращаю) – обращенный вовне; понятие психологии, восходящее к К.Г. Юнгу, который различал экстравертивные и интровертивные типы личности.
Эмпатия - способность представить себя на месте другого человека и понять его.
Эндогенный (от греч. внутри и происхождение) – возникший в результате внутренних причин.
Энтропия (от греч. поворот, превращение) – часть внутренней энергии замкнутой системы или энергетической совокупности Вселенной, которая не может быть использована.
Эпигенез (от греч. после и возникновение) – развитие, совершающееся через следующие одно за другим новообразования, дифференциацию частей.
Эпифеномен – сопутствующее явление.
Эристика - искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам (Шопенгауэр).
Эмплицитно – скрытно, неявно. |