Скачать 42.96 Kb.
|
МБОУ лицей №1 п.НахабиноПлан-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч)учителя Котовой О.А. Тема урока: «Сюжетно-художественное содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Цель урока: методом анализа художественного содержания сказки научить видеть нравственный урок автора: осуждение паразитизма генералов и покор –ности мужика. Противопоставление неумению господ работать сметливость и трудолюбие мужика. Теория литературы: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск, гипербола, несоответствие, аллегория. Ход урока.
Вы прочитали сказку до конца. Давайте поразмышляем над ее содержанием.
(генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны)
Почему у каждого орден на шее?
появления сказки, тоже рассказывает о судьбе человека, попавшего на необитаемый остров? (роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
- Расскажите о блужданиях генералов в поисках сторон света и еды. Найдите этот отрывок в тексте.
(Перемешаны стили речи: «ваше превосходительство» – и просторечные слова: «ежели, теперича» – неуместные в высоком стиле. Создается несоответствие положения генералов и их речи, кроме того, используются канцелярские обороты, есть даже целый циркуляр: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север…». Нелепые выражения (искать севера, перепробовали все стороны света) создают языковый винегрет, который использует Салтыков-Щедрин с сатирической целью: разоблачить глупость, невежество, тупость героев). Ироническое повествование сознательно ведется автором в неторопливой манере, чтобы затем резче обозначить неожиданность попытки генералов съесть друг друга.
Чтение сцены «озверения» генералов. Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном генерал откусывал у другого палец, в другом – ухо и, наконец, орден.
Зачитайте этот момент по ролям. - Как называется момент наивысшего напряжения в развитии сюжета? (кульминация) - Можно считать появление мужика кульминационным моментом в «Повести…» ? - Чем отличается от генералов мужик? (в отличие от генералов, мужик спокоен - он отдыхает от трудов. Но даже его отдых воспринимается генералами как вина, негодованию генералов нет предела. Усиливая эффект, Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют)
Перескажите, чем закончилась сказка. Развязка сказки выдержана в фольклорной манере. Герой награжден за добрые дела. Традиция соблюдена формально, но сколько здесь сарказма! - Что такое сарказм? (злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии)
- Как вы считаете, что роднит два произведения: «Повесть о том, как…» Салтыкова-Щедрина и сказ Лескова «Левша»? (С одной стороны, гордость авторов за русский народ, обладающий смекалкой, талантом, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия)
Домашнее задание: прочесть сказку «Дикий помещик», подумать над вопросом: каков нравственный урок в этой сказке. |
План-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | ||
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |