Скачать 80.24 Kb.
|
Глава 1 Поэма «Мертвые души» 1. Характеристика губернского города 30-х годов XIX века.
2. Знакомство с Павлом Ивановичем Чичиковым.
3. Лирическое отступление о «тонких» и «толстых». (Принцип деления: почему Чичиков присоединился к «толстым»?) Галерея образов помещиков - Что общего вы отметили в композиции помещичьих глав? - Какие общие черты вы заметили в композиции «помещичьих» глав? Составить таблицу
- Для чего, по вашему мнению, Гоголь строит 2—6-ю главы примерно по одному плану? 1. Как вы думаете, почему эта глава долго не получалась у писателя? 2. Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым? 3. Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним? Чтение фрагмента: «Дом господский одиночкой стоял на юру...») 4. Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему? 5. Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова? (Чтение фрагментов: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало...» 6. Что подчеркивают имена детей Манилова? 7. Какие черты составляют «ядро» характера Манилова? Обратить внимание на материал I, II и VII глав. 8. Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? III глава. Коробочка 1. Расскажите, как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу, с которым познакомился в городе? 2. В чем смысл романтического начала главы о Коробочке (ночь, гром, дождь)? 3. Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки? 4. Как Гоголь подчеркивает типичность Коробочки? (Чтение отрывка от слов: «Минуту спустя вошла хозяйка... одна из тех матушек, небольших помещиц...») 5. Прочитать и сравнить два портрета Коробочки. 6. Исследовав текст главы, расскажите о том, какие черты составляют «ядро» характера Коробочки. 7. Прочитать сцену торга Коробочки с Чичиковым по ролям. Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ? 8. В чем смысл фамилии Коробочки? 9. Сравните поведение Чичикова во II и III главах. Что нового открывается нам в герое? IV глава. Ноздрев. 1. Как происходит встреча Чичикова с Ноздревым и его зятем? Какова роль этого персонажа? 2. Прочитайте описание внешности Ноздрева («Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец...») и детали его характеристики. («Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю...») Что в герое, несмотря на здоровый вид, выдает мертвенность его души? 3. Почему Гоголь называет Ноздрева «историческим человеком»? 4. Назовите отличительные черты характера Ноздрева, которые проявляются в отношении Чичикова. 5. Можно ли сопоставить Ноздрева с Хлестаковым? Если можно, то что у них общего? В чем разница? 6. Прочитайте описание кабинета Ноздрева от слов «Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах...» Какие детали описания особенно ярко оттеняют «ядро» образа? 7. Назовите черты «ядра» характера Ноздрева, о которых читатель узнает не только из IV главы. 8. Из каких же побуждений он действует? 9. Как ведет себя Ноздрев во время разговора о мертвых душах? 10. В чем смысл появления капитана-исправника у Ноздрева? 11. Каково отношение к Ноздреву в обществе? V глава. Собакевич. 1. Как Гоголь подготавливает встречу читателей с Собакевичем? 2.Чем отличается он от других помещиков? 3. Что настораживает читателей в описании крепкого хозяйства Собакевича? 4. Какие детали внешности подчеркивают мертвенность Собакевича? 5. Какова роль описания деталей быта при раскрытии образа Собакевича? 6. Подготовьте комментированное чтение сцены торга. Почему Собакевич расхваливает мертвых крестьян? VI глава. Плюшкин. 1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? 2. Прочитаем описание дома и сада Плюшкина со слов: «Частями стал выказы ваться господский дом...» до слов: «...ибо в железной петле висел замок-исполин». Обратим внимание на детали, сопровождающие это описание. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком? 3. Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного...» 4. Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? 5. Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...» Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? 6. Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? 7. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя. 8. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина 9. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»? Чтение со слов: «Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он, вытаращив глаза, долго смотрел на него...» 10. Почему после такого приема Чичиков был «в самом веселом расположении духа»? 11. Зачем, по-вашему, на страницах, посвященных Плюшкину, появляется образ помещика, кутящего, как говорится, «насквозь жизнь»? Что роднит этого помещика и Плюшкина при всей разнице их характеров и образа жизни? Изображение жизни чиновников губернского города
2. В чем проявляется ирония? 3. Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в тексте VII главы? 4. Какие приемы создания комического эффекта мы находим в описании мира чиновников? 5. Как относятся чиновники к службе? 6. Чтение текста со слов: «Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера...» 7. Что добавляет анализ VIII главы для характеристики мира чиновников? (Чтение текста со слов: «Многие были не без образования...») 8. Какую роль играет дамское общество города в дальнейших событиях? 9. Почему же умер прокурор? Что хотел Гоголь показать этой смертью? «Повесть о капитане Копейкине»
2. Что подсказало Гоголю сюжет «Повести о капитане Копейкине?» 3. Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина? Почему рассказ о герое Н.В.Гоголь поместил в последнюю, 11 главу I тома? 1. Зачем Чичиков скупал мертвые души? 2. Почему Гоголь называет его «приобретателем»? В чем его отличие от таких «накопителей», как Собакевич, Коробочка, Плюшкин? 3. Что роднит Чичикова с помещиками? В чем заключается «ядро» этого образа? 4. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются? Почему Чичиков потерпел неудачу в торге с Ноздревым? 5. Что заинтересовало Гоголя в Чичикове, почему он сделал его героем? 6. Что сформировало характер героя? Через какие этапы развития прошел Чичиков? Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: 7. Почему рассказ о Чичикове Н.В.Гоголь поместил в последнюю главу? Какова роль XI главы в композиции поэмы? 8. Видел ли Гоголь ту силу, которая принесет спасение России? Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» 1. 1 глава. Чтение сцены с «двумя русскими мужиками», рассуждающими насчет крепости чичиковского колеса.Какое чувство у читателя вызывают эти герои? 2. Приведите примеры «идиотизма», к которому приводит бесправие. 3. Попытайтесь объяснить, почему чичиковские слуги названы Селифаном и Петрушкой. 4. Какова роль сцены с дядей Миняем и дядей Митяем? 5. Часто рассказу о жизни народа у Гоголя сопутствуют пейзажные зарисовки. Русская природа как бы живет, творит и страдает вместе с народом, а помещикам до нее дела мало. Найдем подтверждение этой мысли. I глава (чтение со слов: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь да дичь...»); деревня Манилова... «Попадались вытянутые по шнурку деревни... Несколько мужиков, по обыкновению, зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах... Словом, виды известные...» 6. Темы народа и русской природы пронизаны самым высоким лирическим пафосом, например, в XI главе. (Чтение со слов: «Русь! Русь! вижу тебя...») 7. Любовь Гоголя к народу проявляется и в концовке V главы, где говорится о русской народной речи — чтение со слов: «Выражается сильно русский народ...» 8. Чтение фрагмента VII главы со слов: «Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши, произнес...» до слов: «Там-то вы наработаетесь, бурлаки!..» Какими чувствами окрашено это раздумье? Что означает гоголевский образ дороги? (по книге: Манн Ю. Смелость изобретения) Конспект статьи В.Г. Белинского о поэме «Мертвые души» |
Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном... Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное... | Города как сквозной образ в русской литературе XIX века». В данном... Миронова Любовь Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, Областное государственное бюджетное образовательное... | ||
Юдина Наталья Васильевна Ликвидация задолженностей письменных и устных... ... | Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом» | ||
Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | По итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие... А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого... | ||
Реферат-размышление на тему: «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг... «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг ii-ой том поэмы «Мёртвые души»? (мнения пользователей сети Internet)» | Тематическое планирование в 10 классе Введение. Характеристика периода 60-90-х годов XIX в. Историческая обстановка. Декаданс | ||
План урока литературы в 9 классе Тема: «Деталь как средство создания... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Московский Ленинского района Московской... | В опере родиона щедрина «мертвые души» содержание: введение Ноздрев стр. 10 | ||
1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.) | М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Раскрывая «историю души человеческой», Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе... | ||
Реферата: конец XIX начало XX века Благотворительность безвозмездная деятельность, направленная на общественную пользу. И тема моей работы: Развитие Благотворительности... | «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Сатирические средства изображения помещиков и чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | ||
Учитель Жирнова Н. В Читать поэму "Мёртвые души", подготовить сообщение об одном из помещиков ( Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин) | Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... |