Скачать 34.01 Kb.
|
Конспект урока развития речи в 6классе . Тема : «Творческая работа с текстом. Структурирование текста» Цель : перевод художественного описания в научное рассуждение Задачи: -повторить понятие о тексте, типах речи, стилях речи - учить изменять структуру текста - находить в тексте композиционные элементы рассуждения - работать над изменением лексического состава в связи с изменением стиля речи Ход урока. 1. Объявление темы и целей урока. Сегодня на уроке развития речи мы вновь работаем с текстом. Мы будем учиться определять не только стиль, тип текста, но и изменять структуру текста. 2. Перед вами текст Ю.Захарова. Прочитайте его. Докажем, что это текст. Для этого вспомним определение текста, признаки текста. ( уч-ся смотрят в теор. часть тетр по р/р ) Работа с текстом. 1. Тематическое единство. Какова тема текста? 2. Основная мысль (выражена в одном из предложений текста) 3. Наличие грамматической связи между частями (связь предложений цепная; доказать) 4. Текст делится на абзацы и обладает смысловой законченностью. 5. Тип речи (вспомнить , какие типы речи знаем) Тип данного текста – описание. Почему? Вспомним цель описания (см. тетр по р/р). Основной вопрос описания какой? Образ, возникающий в нашем воображении, статичен , можно применить приём фотографирования. 6. В каком стиле написан текст. Докажите.(см. таблицу) Автор описывает северную птичку, используя разные средства выразительности. Эпитеты: хрупка, нежна, красавица. Метафора: пернатая роза Олицетворение при описании внешнего вида птички. Как автор относится к птичке. Какие слова помогают это понять? (с ум.-ласк. суффиксами) 3. Итак, перед нами художественное описание. Теперь вам предстоит интересная, но сложная работа. Необходимо изменить текст таким образом, чтобы вместо худож. описания получилось рассуждение в худож. стиле. Вспомним структуру рассуждения. (уч-ся смотрят в тетр.по р/р) Учитель пишет схему на доске. - какое из предложений данного текста может быть тезисом ( утверждением), который нужно доказать, объяснить, прочитав который можно задать вопрос почему? «Эта пернатая «роза» - удивительное украшение нашего Севера» (почему?) -какие слова в тезисе будут ключевыми? ( украшение, Север) - опираясь на текст, подберите аргументы, которые докажут, что птичка – украшение - как введём первый аргумент в текст? (украшением её называют потому, что наряд у неё яркий, необычный. На шейке чёрный ободок, словно ожерелье ……) - есть ещё одно доказательство ( место обитания: встречается эта красавица…..) ( Обратим внимание, что в качестве аргумента выступает текст-описание. Раскрывая внешние особенности птички, мы доказываем, почему она является украшением Севера) - подумаем о том, какой вывод мы можем сделать.( эта птичка невелика, нежна на вид, хрупка, а вот приспособилась к суровым условиям вечного холода) Делаем вывод об использовании рассуждения в худож. стиле речи. 4. Но мы с вами так и не узнали, что же это за птичка. Для этого мы должны воспользоваться научным стилем речи. Вспомним особенности научного стиля речи .(см тетр. по р/р) - итак, мы будем создавать текст-рассуждение в научном стиле, такой текст ,который вы читаете в ваших учебниках, детских энциклопедиях. Работа над созданием текста (параллельно записываем в тетрадь) 1. Подобрать тезис ( исключаем большое кол-во ср-в выразит.) Наша цель – информация, а не создание образа, через который автор воздействует на чувства. Эта птица – украшение Севера.(почему)( Обсуждение ведётся устно, письменно дети работают самостоятельно) Какие слова будем использовать для связи тезиса и основной части рассуждения ( во-первых, во-вторых и т.д см.тетр по р/р) Такие слова характерны именно для научного стиля речи ( во-первых, обитает……) - во-вторых, ..внешние особенности 2. Посмотрим, какие слова не будем использовать при создании научного описания: 1) слова с ум.-ласкат. суффиксами. 2) оперенье белое с розовым оттенком 3) чёрная полоска вокруг шеи 4) часть спины окрашена в пепельно-серый цвет 5) маленькая голова с чёрным клювом, вокруг глаз – ярко-красные ободки 6) хвост клиновидный, лапки красные 3. Вывод. Какие слова будем использовать для связи вывода и аргументов ? (итак, таким образом, вот почему ) Эта птица хорошо приспособилась к суровым условиям Севера. 5.Итог урока. Учащиеся при помощи наводящих вопросов учителя делают выводы о том, что нового узнали на уроке, чему научились. 6. Домашнее задание. Итак, ребята, перед вами по-прежнему текст-загадка. К следующему уроку вы должны узнать, что же это за птичка, о которой мы сегодня так много говорили. Желаю успехов. |
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | Пояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена... Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов... | ||
Конспект урока что мы знаем об имени прилагательном? (Тема урока)... Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка | Литература Тема урока: Комплексная работа с текстом ... | ||
Конспект урока развития творческих способностей в 4 классе по теме Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, творческая работа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная... | Конспект урока по географии учителя Алфёровой Н. В., Гбоу сош №1740... Осмысление (активное получение, осмысление новой информации: маркировка текста, работа с таблицей, просмотр слайдов и графические... | ||
Урок развития речи. Работа с текстом. 6 класс. Автор: Никулина Г.... Психологический настрой на восприятие материала. Игровая ситуация. Работа в группах | Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: «Подробное изложение... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | ||
Конспект урока русского языка "Признаки текста" Тема урока: Признаки текста Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | Элективный курс «Творческая работа с текстом» Этому способствуют элективные курсы разной лингвистической и филологической направленности | ||
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики... Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Тема урока Цели и задачи ... | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Конспект урока развития речи в 5 классе по 8 виду Тема урока «В мире волшебных слов» Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1 |