Скачать 311.02 Kb.
|
КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛИАЛ В г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ЕЛИЗОВА Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете 2008 Елизова Т.К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -Набережные Челны, 2008. – 57с. Данное пособие предназначено для студентов и преподавателей английского отделения университета. Основная цель пособия – рассказать о теоретических возможностях использования аудио и видео материалов и практическом их применении на занятиях по практике устной и письменной речи английского языка, а также при самостоятельной работе студентов на втором курсе факультета английской филологии. Составитель: кандидат филологических наук, доцент Елизова Т.К. Рецензенты: Л.Б.Левина , доцент, кандидат филологических наук, зав.кафедрой германской филологии филиала КГУ А.В. Теренин, доцент, кандидат филологических наук, зав.кафедрой английской филологии ЕГПУ Наиболее эффективными средствами обучения иностранному языку, положительно зарекомендовавшими себя на протяжении многих лет, являются, как известно, аудитивные и аудивизуальные средства. Напомним, что при обучении иностранному языку важное значение имеет характеристика памяти: долгосрочная (постоянная) память и краткосрочная (оперативная). В долгосрочной памяти хранится языковой материал, готовый к употреблению в речевой деятельности. Краткосрочная память связана с быстротой и правильностью поступления этого материала в процессе самой речевой деятельности. Краткосрочная или оперативная память – основа речевых действий. Объём ёе зависит в значительной мере от способа подачи и приёма иноязычного материала. Развитие всех видов памяти связано с использованием наглядности, которая в нашем случае может быть слуховой, зрительной или зрительно – слуховой. При обучении практике устной и письменной речи, преподаватель ставит перед собой задачу совершенствования деятельности обучаемых в четырех видах: говорении, аудировании, письме и чтении. Говорение и письмо – продуктивные виды речевой деятельности. Они служат целям коммуникации. Аудирование и чтение – рецептивные виды речевой деятельности. Говорение и аудирование образуют вместе один акт устного общения. Аудирование является производным, вторичным в процессе коммуникации, оно сопровождает говорение. Устная речь имеет две стороны – говорение и аудирование. Говорению невозможно научиться без аудирования. Понимание устной иноязычной речи происходит на основе определенного аналитико–синтетического процесса, который осуществляется с помощью имеющегося опыта. Восприятие иностранной речи зависит от способности удержать в памяти результаты смыслового и семантического анализа в течение некоторого времени, а затем объединить их в одну законченную мысль. Аудирование требует определенных навыков: а) навыков автоматического распознавания грамматических форм речи на морфологическом и синтаксическом уровне; б) навыков непосредственного понимания слов и словосочетаний; в) навыков восприятия звуковой стороны речи (звуковых сочетаний, интонаций и т.д.). Наиболее сложным в процессе аудировния является механизм логического понимания. Для понимания устной речи не требуется многократного воспроизведения одного и того же материала. «Полное понимание речи на слух осуществляется мгновенно и целостно при одноразовом её воспроизведении». (Шатилов С.Ф.) Понимание речи на слух связано с темпом речи. Речь воспринимается определенными ритмическими блоками, смысловыми группами. При искусственно заниженном темпе речи искажается ритмика фразы, нарушаются смысловые связи, восприятие речи затруднено. Поэтому студентов следует приучать с самого начала к восприятию речи в нормальном темпе. Замедлять речь можно за счёт удлинения пауз между ритмическими группами или предложениями, но не за счет замедленного произношения каждого слова. Понимание речи на слух имеет особые трудности. Если цель – проверка понимания, не обязательно требовать реакции в форме проговаривания. Следует разграничивать упражнения в слушании ради говорения и упражнения в слушании ради понимания, то есть аудирование. Слушание ради понимания является первой ступенью в обучении языку, хотя на всех этапах обучения, вплоть до последнего, это одно из самых трудных умений. Самые первые фоноупражнения, на наш взгляд, должны быть нацелены на акустический анализ произношения. Опыт работы на факультете иностранных языков показывает, что даже на среднем этапе обучения (2-3 курс) студенты английского отделения допускают ошибки, связанные с дискриминацией звуков: долгие – краткие;[V] –[W]; [ð] – [S]; [θ] – [ð] и др. Приведем примеры фоноупражнений для самостоятельной работы студентов в лингафонном кабинете:
а) звук [æ ]: bed, bad, mat, met, cat, set, hat, hot. b) долгий звук [i:] : peat, knit, sheet, Jim, pit, meat, live. c) звуки [v] и [w] и скажите сколько раз вы их услышите: ‘A very vivacious and vain villain was walking wearily with a venerable woman.’ d) одинакого звучащие слова: shoe – sue, show – snow, she – see, shun – sun, sum – some . e) звук [θ]; и укажите сколько раз вы его услышите: ‘ A Thatcher of Thatchwood went to Thatchet a–thatching. If the Thatcher of Thatchwood went to Thatchet a–thatching, where is the thatching the thatcher of Thatchwood has thatched? Подобные упражнения широко представлены в курсе обучения английскому языку «Headway pronunciation». В лингафонном курсе «Headway pronunciation, Cassette I, Units 0 - 4» предлагаются упражнения на артикуляцию звуков, интонацию сообщений, выражения просьбы, согласие. «Headway pronunciation, Cassette II» -включает упражнения на восприятие грамматических времен (будущее, прошедшее). «Cassette III» - содержит упражнения на дифференциацию звуков. Задачи на различение и сопоставление фонетических и грамматических форм с целью обучения аудированию постепенно усложняясь, могут быть следующими:
Here is the sentence: “What’s the time”(it is recorded with different intonation) 2) Listen to the sentence: “I can’t eat anything “ pronounced with different intonation. Which of them means “I can eat nothing” and “ I can eat some things”? Популярным видом работы на данном этапе служат фоноупражнения, где нужно выбрать правильный ответ на вопрос или высказывние из двух или трех данных вариантов ответа. См.: Headway “ Upper intermediate.” Cassettes 1,2,3, а также “ Follow me” . Cassette I, (Units 1 -15 ). Аудирование монологической и диалогической речи – связанных общим смыслом отрывков, диалогов, рассказов – является необходимой частью всей работы по развитию навыков и умений устной речи. Тексты для аудирования должны быть типичными для устной речи. Они строятся на изученном языковом материале и могут содержать некоторое количество незнакомой лексики (3,6 – 4%). Небольшое количество незнакомого материала стимулирует развитие языковой догадки. Тексты для начинающих (1 курс) должны быть фабульными, с четко выраженной смысловой связью отдельных частей и длительностью звучания не больше 0,5 – 1 минуты.(см. Тексты и диалоги в учебнике для 1 курса под ред. В.Д. Аракина) С самых первых ступеней обучения полезны для прослушивания диалоги. К диалогу могут быть предложены следующие задания: - прослушать диалог, обращая внимание на интонацию; -записать вопросы, в которых слышится повышение и понижение тона; -повторить за диктором весь диалог; - записать предложения, в которых выражено различное отношение говорящих к событиям. Процесс аудирования связан с говорением и образуют вместе один акт устного общения. Процесс говорения состоит из различных типов высказываний, из монологической и диалогической речи. Монологическая речь может быть реализована в виде сообщения, изложения, доклада, выступления. Диалогическая речь может быть представлена в виде вопросов – ответов, обмена репликами, диалогов и т.д. Процесс говорения включает процесс восприятия и переработку речи и выдачу информации. Процесс восприятия – это умение декодировать услышанное, воспринять речь. Говорение осуществляется при участии мыслительной деятельности, когда мысли переводятся в слышимую речь. В процессе обучения говорению можно выделить несколько этапов: 1) ознакомление и первичное формирование навыков; 2) совершенствование первичных навыков, которое достигается в результате тренировки и многократного повторения; 3) развитие навыков устной речи, творческое использование усвоенного материала в практике речи. Таким образом, процесс говорения можно рассматривать как проговаривание, повторение за диктором, ознакомление с новыми структурами и как свободное, творческое использование речи, направленное на закрепление материала. Овладение иностранным языком предполагает не только осознанное усвоение определенных знаний, но и выработку прочного автоматизма в произношении, употреблении грамматических структур, слов и в использовании их в свободной речи. Занятие с фономатериалами способствует накоплению некоторых языковых явлений, а затем использованию их в речи. Практика овладения иностранной речью предполагает: - предварительное прослушивание текста; - имитацию прослушанного; - использование непроизвольного запоминания; - заучивание наизусть. Фонозаписи могут быть различными по форме. Это могут быть звукозаписи текстов и диалогов учебников, небольшие статьи, рассказы, сказки и стихи. Для студентов 2 курса английского отделения рекомендуем следующие фонозаписи, которые мы расположили в соответствии с изучаемыми разговорными темами на данном курсе.
Во второй части работы предлагаются тексты и диалоги, рекомендуемые для самостоятельной и аудиторной работы студентов . Topic I. Choosing a Career. |
Г. В. Гриненко история философии Елизова Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -набережные Челны, 2008. – 57с | М. А. Холодная (Москва), Э. Г. Гельфман (Томск) Постнеклассическая... Елизова Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -набережные Челны, 2008. – 57с | ||
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный... | Методическое пособие для учителя,2008; Л. А. Александрова. Алгебра... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года. Программа предусматривает в 7 классе обучение в объеме 3 час в неделю, 102 часа в год | ||
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | Методическое пособие для учителей /А. Д. Шукайло. М.: Творческий... Москва, Просвещение 2008 год автор Н. Н. Гара и государственного образовательного стандарта | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А.... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А | Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено профессором кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Щербатовым В. И. и доцентом Хасановой... | Методическое пособие по дисциплине «Социология» Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту... | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено профессором кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий доцентом Хасановой С. А. и ассистентом... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | ||
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах... Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие» | Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г |