Скачать 259.52 Kb.
|
Отдел образования администрации Шахунского района АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка раздела учебной программы Алгебра 7 класс Раздел 3 «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» Работу выполнила учитель Кошкина А.А. МОУ Черновская основная общеобразовательная школа г. Шахунья 2010 г Содержание
Учебная программа базового курса «Алгебра» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года. Программа предусматривает в 7 классе обучение в объеме 3 час в неделю, 102 часа в год. Преподавание курса «Алгебра» ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:
А.Г.Мордковича),2008;
Тема «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» занимает третье место в содержании программы. На первом месте находится тема «Математический язык Математическая модель» (13 часов), в которой, повторяя материал курса математики 5-6 классов, вводятся новые термины: математический язык, математическая модель, а также понятие о трех этапах математического моделирования. У учащихся сформированы умения применять знания о математическом моделировании на практике для решения задач. Для понимания учащимися курса алгебры в целом важно, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функции). Значит, нужно организовать их деятельность по изучению функции так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную математическую модель – функцию) системно, с разных сторон, в разных ситуациях Линейная функция, что с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам – основная тема 7-го класса, которая является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. «Линейная функция» занимает второе место в программе При изучении темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» происходит формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, изучение функций сопровождается рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры. Все это говорит об актуальности выбранной мною темы, о ее значимости для курса алгебры. Хочется также сказать о методических особенностях концепции изучения функций, заложенных в учебнике «Алгебра 7» А. Г. Мордковича, так как они отличаются от традиционных, используемых, в частности, в учебнике Ш.А.Алимова. Во-первых, в 7 классе автор учебника отказывается от формулировки определения функции, ограничивается описанием, не требующим заучивания. Во-вторых, начиная с 7 класса, учащиеся оперируют такими терминами, как «непрерывность функции», «наибольшее и наименьшее значения функции», без знания строгих математических определений этих понятий. В дальнейшем учащиеся приобретают знания и вырабатывают умения, которые необходимы в дальнейшем при изучении функций в 8-11 классах, а также при изучении других разделов математики и смежных дисциплин (физики, химии, экономики, географии)
«СИСТЕМЫ ДВУХ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» Цели раздела:
Основные задачи при изучении учебного материала темы:
Возраст учащихся 7 класса относится к подростковому. В это время отмечается мощный подъем жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Происходит формирование личности, переход от детства к юности. Семиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, развитием познавательных интересов. Подростки способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям. Внимание и память приобретают характер организованных и управляемых процессов. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. Мышление подростка приобретает способность строить логичные рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Волевые проявления у подростков имеют свои особенности: резко возрастает смелость, но снижается выдержка и самообладание, настойчивость проявляется только в интересной работе, снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства. Основным в этот период развития личности является становление самостоятельности. Подростки начинают ощущать способность ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. Происходит развитие самосознания и самооценки, возникновение интереса к себе, к своим качествам, потребность сравнивать себя с другими. С развитием самосознания возникает стремление к самовоспитанию. Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активную познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Эмоциональное состояние подростка связанно с эмоциональным климатом всего коллектива. Занятия раскрывают привлекательность совместной деятельности, осознание понятия «мы», развивают чувство долга, ответственности перед товарищами, веру в свои силы. При проведении уроков в 7 классе следует использовать парную и групповую работу, дав, тем самым возможность учащимся общаться друг с другом, научиться слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, совместно находить оригинальное решение поставленной задачи. Содержание главы позволяет предлагать учащимся задания на развитие понятийного мышления, развитие способности строить логичные рассуждения, мысленно решать задачи.
Учащиеся 7 класса должны: Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ При изучении алгебры в 7 классе использую различные методы и средства обучения, а также различные формы организации учебной деятельности. На уроках главы 3 «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» используются такие методы, как:
Каждый метод рассматриваю как определенную систему приемов. Использую приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (приемы слушания, наблюдения, планирования работы с учебником, компьютером, пересказа информации, самоконтроля, организации домашней работы) и приемы познавательной (внутренней) деятельности (приемы внимания, запоминания, приемы словесного описания, объяснения, приемы постановки вопросов и проблем, приемы рефлексии, приемы оперирования образами, суждениями, понятиями). На уроке алгебры при изучении темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» использую различные формы организации учебной деятельности учащихся:
В поурочное планирование включаю четыре вида занятий:
Предметные знания: двух линейное уравнение с двумя переменными (ах+bх+с = 0); решение двух линейного уравнения с двумя переменными; метод подстановки, алгебраический метод сложения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций Система деятельности по главе: 1. Познавательная деятельность: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их доказательство. 2. Преобразующая деятельность: способы самообразования, способы поиска новых путей решения, проблем, действия в ситуации неопределенности. 3. Общеучебная деятельность: саморазвитие и самосовершенствование, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, взаимообучение, взаимооценка. 4. Самоорганизующая деятельность: целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи, планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, самоконтроль, самооценка, волевая саморегуляция.
Контроль – составная часть процесса обучения, он призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания и умения учеников. Контроль должен выявлять уровень развития учащихся. Основная функция контроля – проверить и оценить знания. При изучении главы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» использую текущий и периодический контроль. Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, практическая работа. При изучении главы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» используются:
- «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основные понятия»; - «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Метод подстановки»; - «Метод алгебраического сложения» - «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций».
- «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».
- «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»;
Содержание раздела 3 «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» (12 ч).
|
Методическое пособие для учителя. 10 класс/ Под ред проф. Н. В. Макаровой.... Информатика и икт. 10 класс. Базовый уровень. /Под ред. Н. В. Макаровой. Спб.: Питер, 2008 | Методическое пособие по дисциплине «Социология» Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту... | ||
Учебник для вузов / А. В. Завгородний, В. В. Коробченко, А. В. Кузьменко;... Трудовое право России: учебник / под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – М.: Норма, 2008. 704 с | Тематическое планирование по алгебре в 9 классе Ю. П. Дудницын, Е. Е тульчинская; (под редакцией А. Г. Мордковича. М.: Мнемозин, 2009г); самостоятельные работы Л. А. Александрова... | ||
Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете 2008 Елизова... Елизова Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -набережные Челны, 2008. – 57с | Тематическое планирование факультатива «История мировых религий» в 10 классе 34 часа История религий: Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Ооо «тид «Русское... | ||
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный... | Ход урока Деятельность учителя Преподавание алгебры в 7 классе ведётся по умк «Алгебра 7 класс» под редакцией А. Г. Мордковича. Учебное пособие для изучения курса... | ||
Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика... Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:... | ||
Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник Алгебра и начала анализа: учеб для 10-11 кл общеобразоват учреждений/ А. Н. Колмогоров, ап. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа ориентирована на умк под редакцией А. Г. Мордковича для 7-11 классов. Учебник «Алгебра и начала математического... | Г. В. Гриненко история философии Елизова Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -набережные Челны, 2008. – 57с | ||
Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина... КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического... | Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... |