Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/19
Дата публикации09.03.2014
Размер2.75 Mb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254, [2] с. — (Библиотека учителя русского языка).


СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………...3
Раздел 1

Использование живописи на уроках русского языка

Искусствоведческий текст как образец при подготовке к высказыванию по картине……….4

Активизация видов речевой деятельности средствами живописи

(система коммуникативных упражнений) …………………………………………..…8

Формирование жанрово-ситуативного стиля речи

с помощью картины (экскурсионная речь) …………………………………………..16

Ориентировочное планирование работы по кар-

тине на уроках развития речи в шестом классе ……………………………………...18
Раздел 2

Методические разработки уроков по картине в 6 классе ……………………………………..20
Тема I

Собирание материала к сочинению по картине.

Описание как тип речи

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………….20

Урок 1

Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона

«Августовский вечер. Последний луч» ………………………………………………21

Урок 2

Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова

«После дождя. Мокрая терраса» ………………………………………………………27

Урок 3

Сочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» …………………………29
Тема II

Описание помещения. Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ……………………………………………………….... 33

Урок 4

Сочинение-описание интерьера по литографии

В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» ………………………………………………….35

Урок 5

Изложение-описание помещения по отрывку

из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» …………………………….41

Урок 6

Сочинение-описание «Лирика усадеб» по картинам

С. Ю. Жуковского в жанре лирической миниатюры ………………………………...44

Урок 7

Сочинение-описание по картине И. Н. Аристова «Спасение знамени» …………………… 49
Тема III

Систематизация материала к сочинению по картине

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………….51

Урок 8

Сочинение-описание картины А. А. Пластова «Первый снег» …………………………….. 52

Урок 9

Сочинение-описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» …………………………..55

Урок 10

Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ………………………………… 58
Тема IV

Сочинение-рассказ по картине. Повествование как тип речи

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………….60

Урок 11

Сочинение-рассказ по картине Ю. М. Ракши «Маленькие купальщики» …………………. 61

Урок 12

Сочинение-рассказ по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» ……………….. 66
Тема V

Сочинение-описание природы. Стили речи

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………. 70

Урок 13

Сочинение-описание картины И. И. Левитана «Март».

Научное и научно-популярное описание …………………………………………… 71

Урок 14

Сочинение-описание природы по картине М. В. Нестерова «Ранняя весна» ……………... 73

Урок 15

Сочинение-описание с элементами повествования

по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» …………………………………… 79

Урок 16

Игра-путешествие «Времена года» по картинам русских художников

как подготовительный этап к сочинению по впечатлениям ………………………. 83
Тема VI

Сочинение-рассуждение по картине.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………. 90

Урок 17

Сочинение-рассуждение с элементами описания

по картине Б. В. Щербакова «Зло мира. Век ХХ» ..................................................... 90

Урок 18

Сочинение-рассуждение по картине Е. А. Зайцева

«Оборона Брестской крепости в 1941 году ………………………………………. 97
Приложение 1 (учебный словарь) …………………………………………………………..101

Приложение 2

(справочные материалы о художниках) …………………………………………………...110

Список репродукций …………………………………………………………………………121

Список литературы …………………………………………………………………………..122


Введение
Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий
Живопись, как и другие виды искусства, являясь отражением окружающей нас жизни, несет нам определенную информацию, выраженную изобразительными средствами (краски, линии, символы), об эпохе, людях, природе, событиях, изображенных на полотне, т. е. обладает коммуникативной функцией и тем самым дает учителю-словеснику реальную возможность обучить учащихся эффективному речевому общению и одновременно «сделать» культуру предметом изучения при обучении русскому языку, расширить культурный кругозор обучаемых; соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

Задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы познакомить учителей-словесников с современным подходом к использованию живописи на уроках русского языка в шестом классе, оказать помощь учителю в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине.

В учебном пособии большое внимание уделяется отбору произведений живописи для развития речи учащихся, устанавливается связь между жанром живописи и типом речевого произведения, между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. В пособии используются произведения русских художников ХIХ—ХХ веков, близкие, понятные детям. При отборе картин учитывались требования программы по развитию связной речи учащихся, возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, формирования культуроведческой компетенции, а также художественная ценность произведения, интерес учащихся к картине.

Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы.

Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.

Сочинение по картине в пособии рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи. Раскрываются приемы обучения созданию высказываний на основе искусствоведческого текста.

Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения словаря учащихся, методика работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание помещения (интерьер), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-рассказ о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание с элементами повествования (элементы различных жанров), сочинение-рассуждение.

Пособие состоит из двух разделов. В первом (теоретическом) раскрываются особенности методики работы по картине на уроках русского языка. Особое внимание уделяется системе коммуникативных упражнений по активизации разных видов речевой деятельности, а также работе с искусствоведческим текстом.

Второй (практический) раздел содержит 18 методических разработок уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине; анализ искусствоведческого текста, варианты домашних заданий, примерные сочинения школьников.

Методические разработки сочинений по картинам построены в виде вопросов учителя и ответов учащихся. Предлагаемые ответы шестиклассников носят ориентировочный характер. В типовой разработке невозможно предусмотреть все ответы учащихся, учесть уровень подготовки различных классов, местные условия и индивидуальные особенности учащихся. Они в основном даны для того, чтобы учитель путем наводящих вопросов мог добиться нужных для выполнения данной обучающей задачи ответов.

Для более эффективной работы с книгой перед каждой темой (их шесть) вводится необходимый методический комментарий, раскрывающий специфику урока по картине, обоснование отбора той или иной картины в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются отличительные особенности предлагаемого урока.

В конце пособия приводится словарь искусствоведческих терминов, а также эмоционально-оценочная, образно-выразительная лексика, употребляемая в искусствоведческих текстах, и список «зрительных» прилагательных, обозначающих цвет. Все эти составляющие помогут при работе с картиной. К тому же в приложении авторы поместили материалы о художниках, которые помогут учителю подготовиться к уроку.

В данном пособии реализуется дифференцированный подход и принцип вариативности: по каждой теме программы «Развитие связной речи» предлагается несколько вариантов уроков по картинам, выполненным водном жанре, с учетом уровня общей и речевой подготовки учащихся. Учитель может выбрать любой вариант урока.

В книге представлены цветные репродукции картин по каждому жанру живописи с учетом тем программы по развитию связной речи. Репродукции картин желательно ксерокопировать, чтобы обеспечить ими учащихся для внимательного рассмотрения. Можно использовать альбомы по искусству и слайды.


Раздел 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В этом разделе рассматриваются основные теоретические проблемы использования произведений живописи (в дальнейшем — картины) на уроках развития речи при изучении русского языка, а также особенности методики работы по картине. Предлагается ориентировочное планирование работы по картине на уроках развития речи в 6 классе.
Искусствоведческий текст как образец

при подготовке к высказыванию по картине

Восприятие обучаемыми произведения живописи, под крепленное рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве образца для сочинения по картине учителя используют отрывки из художественных произведений, лирические отступления, зарисовки, стихотворения, близкие содержанию картины, или сами составляют тексты по картине.

Однако в первом случае часто возникает несоответствие текста изображенному художником, что порождает преграды на пути постижения смысла картины; во втором случае работе мешает обычно невысокое качество текстов, которые вдобавок не всегда правильны с точки зрения искусствоведения.

Поэтому, естественно, возникает мысль в качестве образца при подготовке к сочинению по картине использовать искусствоведческий текст. Под искусствоведческим текстом понимается текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описываются содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника, оцениваются достоинства или критикуются недостатки того или иного произведения. Искусствоведческая литература довольно разнообразна: книги по истории искусства, монографии о творческом пути художника, альбомы репродукций со вступительной статьей и комментариями автора, книги бесед по искусству для детей дошкольного и школьного возраста, для учащихся-иностранцев, для широкой публики, интересующейся искусством; это обзоры выставок произведений искусства в отдельных изданиях газет, журналов, путеводителей по музеям, картинным галереям.

Вместе с тем не каждый искусствоведческий текст пригоден для использования на уроках русского языка. Ведь искусствоведческая литература довольно обширна и адресована разным читателям: узкому кругу специалистов в области искусства, массовому читателю, детям. Для работы на уроках русского языка целесообразно выбирать тексты, ориентированные на детей и массового читателя. Они доступны пониманию учащихся, поскольку не содержат сложной специальной информации. Нежелательно использовать на уроках родного языка тексты, предназначенные для иностранцев, так как они адаптированы, как правило, за счет упрощения синтаксических конструкций, лексических значений прилагательных, причастий, наречий, т. е. слов, необходимых для понимания оттенков описания. Эти тексты обычно обеднены образно-выразительной лексикой и. кроме того, не дают определенных знаний искусствоведческого характера, необходимых для более полного понимания замысла художника.

Проведенный анализ искусствоведческих текстов показывает, что они близки по тематике, структуре и языковому наполнению, т. е. имеют много общего и в плане содержания, и в плане речи.

В качестве примера приведем лингвостилистический анализ искусствоведческого текста.
О. Сопоцинский.

«Конец зимы. Полдень», К. Ф. Юон1

«Гимном свету и воздуху является известная картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (1929). Немного найдется пейзажей, где с таким совершенством передан слепящий солнечный свет и хрустальная прозрачность воздуха в погожий зимний день. Это впечатление создается абсолютной выверенностью тональных отношений, широкой грацией синих и голубых цветов, которые окрашивают лес, стволы берез, тени от деревьев и сугробов и особенно чисто звучат в бездонной, небесной выси. Но, в сущности, в этой картине свет и воздух лишь средство выражения глубокого эмоционального содержания. Юон восхищается волшебством природы, ее животворными силами. Но, славя этот мир света и воздуха, он отвечает реальным чувствам человека, который черпает в природе силы жизни, творческую энергию и бодрость.

Таким образом, внутренний подъем, который испытывает зритель перед картиной, заставляет видеть в ней не просто отлично написанный зимний пейзаж, а средоточие глубоких переживаний и мыслей о жизни. В самом деле, Юон выступает здесь художником страстного жизнеутверждения, которому открыта радость мира, художником-гуманистом, находящим нечто драгоценное в окружающей нас действительности. Именно поэтому картина «Конец зимы. Полдень», как и другие произведения Юона, является важным вкладом в отечественную живопись».

Текст адресован широкой публике, людям, которые интересуются искусством.

Данный текст посвящен описанию картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Его главная идея выражена в предложении: «Таким образом, внутренний подъем, который испытывает зритель перед картиной, заставляет видеть в ней не просто отлично написанный зимний пейзаж, а средоточие глубоких переживаний и мыслей о жизни». Эта тема раскрывается в двух следующих микротемах:

1) описание природы — средство выражения глубокого эмоционального содержания;

2) К. Ф. Юон художник жизнеутверждения, художник гуманист. Этот текст состоит из трех частей:

1) вступление: «Гимном… (1929)»;

2) основная часть: «Немного... действительности»;

3) заключение: «Именно… живопись».

Текст начинается с краткого вступления, где в двух словах представлена картина и указано время ее создания. В основной части передается содержание картины: «слепящий солнечный свет и хрустальная прозрачность воздуха в погожий зимний день»; раскрывается точка зрения художника на изображение картины: «волшебство природы, ее животворные силы»; рассказывается о том, что, славя мир света и воздуха, художник отвечает реальным чувствам человека, который черпает в природе силы жизни, творческую энергию и бодрость. В заключение отмечается, что картина «Конец зимы. Полдень» К. Ф. Юона является важным вкладом в отечественную живопись.

В данном тексте выделяются 2 абзаца.

В тексте автор дает в основном свой, т. е. авторский, план, выражает свое отношение. Однако через него вся панорама картины представлена так четко и ясно, что читатель не чувствует разницы между сюжетным и авторским планами. Для этого автор использует лексику оценочного характера, например: с таким совершенством, абсолютной выверенностью, широкой градацией, особенно чисто, отлично написанный, страстного жизнеутверждения.

А фоновый план состоит лишь из одного предложения, где указывается время создания картины.

По способам ориентации на коммуниканта-читателя или слушателя этот текст является непрерывно фабульным, поскольку развитие темы не прерывается авторским отступлением и минимально обеспечено фоновыми сведениями.

Данный текст целостный, в нем фоновый, сюжетный, авторский планы связаны последовательным способом, т. е. один следует за другим. И эта последовательность дает возможность читателям четко разобраться в смысле текста. Все планы текста логически связаны. Связь между абзацами и предложениями осуществляется:

1) логически (автор сначала суммирует впечатление о картине и затем его констатирует);

2) местоименными замещениями: К. Ф. Юон замещено «он», «природы» — «ее», «картиной» — «в ней»;

3) последовательным способом (т. е. рема одного предложения становится темой следующего предложения, например: рема второго предложения — тема третьего, рема четвертого — тема пятого предложения и т. д. (рема — новое, тема — данное).

Текст представляет описательный тип речи с элементами рассуждения, поскольку автор рассуждает об идее картины, описывая ее. Текст описательный, поэтому в нем преобладают имена прилагательные (солнечный, хрустальная, погожий, зимний, абсолютный, тональный, широкий, слепящий, голубой, синий, дальний, бездонный, небесный, глубокий, эмоциональный, животворный, реальный, творческий, внутренний, драгоценный, окружающий, важный и т. д.) и существительные (картина, пейзаж, цвет, сочетание, совершенство, свет, прозрачность, воздух, впечатление, лес, береза, деревья, сугроб, высь, полотно, средство, выражение, содержание, природа, силы, чувство, энергия, бодрость).

Данный текст можно отнести к научно-популярном стилю речи с элементами художественного, так как текст характеризуется единством эстетических и коммуникативных функций. Автор, рисуя словами картину, интерпретирует ее, передает читателю свои чувства, воздействует на воображение читателя, конкретно-образно описывает картину. Об этом свидетельствуют характерные для научно-популярного и художественного стиля языковые средства:

1) слова с конкретными значениями (картина, стволы берез, лес, дерево, сугроб...);

2) слова эмоционально-оценочные (абсолютный, широкий, особенно, отлично, страстный, драгоценный, важный...);

3) слова со значением признака предметов (слепящий солнечный свет, хрустальная прозрачность, погожий зимний день, дальний лес, бездонная небесная высь, Животворные силы, глубокие переживания).

В своем описании картины Юона «Конец зимы. Полдень» автор создает своеобразный образ. Здесь он выступает как один из зрителей. Любуясь картиной, он высказывает свои мысли, свои впечатления об этой картине.

Вместе с тем в тексте присутствуют элементы научного стиля. Об этом свидетельствует наличие в тексте слов научного характера, профессионализмов, искусствоведческих терминов (пейзаж, тональные отношения, градация цветов, художник-гуманист, реальные чувства, средоточие мыслей, внутренний подъем).

Этот текст содержит 173 слова. В нем девять предложений, самое короткое состоит из 7 слов, а самое длинное — из 32, в среднем 19 слов. Это доказывает, что текст довольно сложный по структуре. Кроме того, в нем присутствует немало слов с абстрактным значением (волшебство природы, творческая энергия и бодрость, глубокие переживания и мысли о жизни, художник страстного жизнеутверждения, художник-гуманист, мироощущение, взгляд на мир).

Этот текст можно рассматривать на уроках по развитию речи в шестом классе, когда требуется показать четкую авторскую позицию, определить стиль текста, тип речи, способы связи между предложениями.

Итак, требования к отбору текстов.

• Объем искусствоведческих текстов не должен превышать в шестом классе 250 слов.

• Текст должен быть ориентирован на детей, массового читателя, широкую публику, и интересующуюся искусством.

• В тексте должны быть ясно отражены тема и основная мысль.

• Текст должен иметь четкую структуру (зачин, основная часть, концовка).

• Характеристика текста должна быть представлена следующими слагаемыми: доступность, интересность, информативность, художественность.

• Изображенное на картине должно соответствовать содержанию текста.

• В тексте должна прослеживаться ярко выраженная авторская позиция, отношение к описываемой картине.

• Синтаксис текста должен быть несложным: в нем не должно быть громоздких, перенасыщенных причастными и деепричастными оборотами предложений.

• Использование речевых «красивостей», штампов должно быть умеренным.

Искусствоведческие тексты, включенные в эту книгу, отобраны с учетом вышеперечисленных требований. Они могут быть использованы в качестве образца при подготовке учащихся к сочинению.

С точки зрения современных лингвистических представлений о тексте, текст это объект изучения, представляющий собой нечто целое — группу предложений, объединенных общим смыслом и структурой, имеющих общие закономерности строения для группы определенных текстов.

Эта особенность текста имеет существенное значение для методики развития речи, поскольку учитель в процессе анализа какого-либо конкретного текста имеет возможность показать учащимся общие закономерности построения определенной группы текстов и, следовательно, на их основе обучать построению собственного речевого произведения того же типа, стиля, структуры и, таким образом, формировать у обучаемых сознательные коммуникативные умения.

Зная особенности построения и языкового оформления искусствоведческого текста-образца, представляющего собой, например, жанр описания с элементами повествования в научно-популярном стиле изложения, учащиеся смогут создать собственное высказывание, соблюдая структуру и стиль данного образца.

Этому помогает предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным речевым жанрам (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

Текст на уроке можно подать различными способами: можно прочитать вслух (но это обязательно делает учитель, так как для учащегося текст незнакомый, он может допустить речевые, интонационные и орфоэпические ошибки), можно записать текст на доске, можно распечатать текст так, чтобы на парте был один лист. Последний способ представляется наиболее эффективным, потому что всякий раз, когда у ученика возникнут какие-либо трудности или если он забудет какой-то факт, он всегда сможет обратиться к листу с напечатанным текстом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск