Научно-практическая конференция учащихся и педагогов





Скачать 191.28 Kb.
НазваниеНаучно-практическая конференция учащихся и педагогов
Дата публикации08.08.2013
Размер191.28 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат

Научно-практическая конференция учащихся и педагогов


“Первые шаги в науку”

КОНЦЕПТЫ «ЖИЗНЬ» И «СМЕРТЬ»

В «СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ» И.С ТУРГЕНЕВА
Русский язык
Выполнила ученица 10 социально – гуманитарного класса

МБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина»

Божко Дарья Евгеньевна

Научный руководитель - Максименко Надежда Викторовна


Брянск

2013

Содержание:
Введение………………………………………………………………………… ..2
Глава 1. Теоретические основы исследования………………………………….4
Глава 2. Структура и содержание концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ ……. ……5
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………..……………………..15

Введение

Данная работа выполнена в русле лингвокогнитивных исследований. Основной интерес для данного направления лингвистической науки представляет изучение языка «как механизма, играющего роль в кодировании и трансформировании информации»[1].

Настоящее исследование посвящено анализу структуры и содержания концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева, выявляющих особенности осмысления писателем одних из ключевых концептов языковой картины мира.

Актуальность исследования, в первую очередь, видится в том, что работа находится в русле современных направлений языкознания, а именно когнитивной лингвистики. Актуален и вопрос изучения индивидуально – авторского осмысления концептов в творчестве русского мастера слова. Кроме того, актуальность работы обусловлена особым интересом современных исследователей к проблеме отражения концепта ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ в языке.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно развивает положения и методы изучения лексики в русле когнитивного направления изучения языка. Исследование уточняет и дополняет представления о характеристиках концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Также теоретическая значимость состоит в изучении фрагмента уникальной поэтико– философского мировидения И.С .Тургенева.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования выводов и конкретного лингвистического материала исследования в качестве иллюстративного материала при изучении лексикологии. Результаты, представленные в работе, могут использоваться на уроках, посвященных личности и творчеству И.С. Тургенева.

Объектом исследования являются языковые средства представления концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в текстах «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

Предметом исследования является выявление содержания, структуры и отношений концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в текстах «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

Цель исследования – выявить универсальные и индивидуально – авторские признаки концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева и сопоставить их.

В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:

  1. Провести анализ значений ключевых слов, называющих концепты ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ, и выявить признаки, составляющие их общеязыковое содержание.

  2. Выделить периферийные признаки названных концептов, характеризующие особенности индивидуально-авторского осмысления их Тургеневым.

  3. Описать структуру и содержание концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ, представленных в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева, и сопоставить их.

Материалом для исследования послужили факты употребления номинаций концептов в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева, отобранные методом сплошной выборки.

Для достижения поставленных целей были применены следующие методы: метод сплошной выборки единиц исследования из текстов художественных произведений, метод анализа употребления слова в контексте, позволяющий выявить признаки исследуемого концепта. На всех этапах исследования при подсчёте анализируемых единиц и концептуальных признаков использовался количественный метод.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав основного содержания, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования

Когнитивная лингвистика изучает язык как механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации, и представляет собой новый этап в изучении такой важной проблемы языкознания, как соотношение языка и мышления.

Наибольший интерес для современных исследований представляют концепты, которые понимаются как структурные единицы человеческого сознания, хранящие совокупность знаний о явлениях окружающего мира, сопровождающих людей с глубокой древности. [2]

Концепт охватывает не только ряд обобщенных существенных признаков данного явления действительности, но и чувственно-наглядные образы, абстрактные сущности, ментальные представления о нем. В художественном тексте концепт вбирает в себя особенности индивидуальной картины мира писателя, приобретая дополнительные компоненты значения.

Концепт имеет сложную (представленную ядром и обширной периферией) полевую структуру. В настоящей работе предпринята попытка смоделировать концепты ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ и на основе такого моделирования выявить особенности структуры и содержания изучаемого концепта в художественных произведениях И.С.Тургенева.

Глава 2. Структура и содержание концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева

Одними из важнейших в языковой картине мира являются концепты ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ. Ядра концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ представлены базовыми значениями ключевых слов, называющих концепты. О периферийных признаках позволяет судить сочетаемость ключевых слов в художественном тексте. В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева ядро концепта ЖИЗНЬ представлено следующими значениями ключевого слова:

  1. «Физиологическое существование вообще, бытие в движении и развитии, состояние организма в стадии роста, развития и разрушения» [3] «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» [4]

  2. «Время, период существования от рождения до смерти»: «А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере, он теперь не страдает!» [5]


Ядро концепта «СМЕРТЬ» также представлено базовым значением ключевого слова, называющего концепт, и включает следующий компонент:

«Прекращение жизнедеятельности организма»: « — О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает? — Знаю, — отвечает девушка. — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? [6]

Эти компоненты, как уже было сказано, составляют ядра соответствующих концептов и являются микрополями первого уровня в их структуре.

Сопоставляя концепты на этом этапе, можно отметить, что ядро концепта ЖИЗНЬ представлено двумя микрополями первого уровня, а ядро концепта СМЕРТЬ – одним.

Периферию составляют ряд микрополей второго уровня. Так, можно выделить микрополе второго уровня «Уподобление живому существу» (человеку, насекомому, птице, животному).

В «Стихотворениях в прозе» Тургенев уподобляет ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ. Так, смерть в стихотворениях И.С.Тургенева предстает в образе женщиныНо мне почудилось, что не его рука взялась за мою. Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы… Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас. Да… Смерть нас примирила» [7] ; «Я начал вглядываться: облачко стало женщиной, стройной и высокой, в белом платье, с узким светлым поясом вокруг стана <…>Лицо ее было белое… белое, как ее одежда; обнаженные руки висели недвижно. Она вся словно окаменела; всем телом своим, каждой чертою лица своего эта женщина походила на мраморную статую» [8]). Жизнь наделяется человеческим свойством улыбаться: «Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез» [9], прижиматься к кому-л: «…одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» [10].

Кроме того, особенности творческого представления писателя воплощены в образах СМЕРТИ как насекомого («Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету, такого же цвету и плоские жесткие крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки — ярко-красные, точно кровавые. Молодой человек слабо ахнул — и упал мертвым. Страшная муха тотчас улетела… Мы только тогда догадались, что это была за гостья» [11]).

Часто писатель использует образы птиц для отображения противостояния жизни и смерти («А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя<> И пускай надо мной кружит мой ястреб. - Мы еще повоюем, черт возьми!» (смерть воплощается в образе ястреба, жизнь символизирует воробей)[12]. Жизнь наделяется способностью летать, как птица или насекомое: «Я поклонился моей улетевшей жизни» [13]). Об уподоблении ЖИЗНИ птице свидетельствует и следующий пример: «При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков… и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы» [14]. СМЕРТЬ также наделяется таким атрибутом птицы, как крыло: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» [15];

Для изображения ЖИЗНИ и СМЕРТИ писатель использует также образ животного, в частности собаки и куропаток: «Пока собака ее ищет, несчастная куропатка, может быть, тоже думает: «Нас было двадцать таких же, как я… Почему же именно я, я попалась под выстрел и должна умереть? Почему? Чем я это заслужила перед остальными моими сестрами? Это несправедливо!» Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет» [16]).

СМЕРТЬ вселяет необъяснимый ужас в сердца людей, поэтому в стихотворениях используется прием сравнения этого образа с хищником, чудовищем, способным преследовать свою жертву и пожирать ее: «Я толкнул полураскрытую дверь — и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною…»[17] ; «Заплакал я тутотка, сел на избяной пол — да ладонью по земле как хлопну! «Ненасытная, говорю, утроба!.. Сожрала ты ее… сожри ж и меня! Ах, Маша!»[18].

Также в структуре обоих концептов можно выделить микрополя второго уровня «СВОЙСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ». СМЕРТЬ ассоциируется с черным цветом, тьмой, мраком: «Однако я продолжаю идти…Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»[19]; «…мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила черной, льдистой, грохочущей волной! Темнота… темнота вечная! Едва переводя дыхание, я проснулся» [20], «Нет... мне кажется, я буду стараться не думать -- и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди» [21].

В данном микрополе наблюдается контрастность образов: писатель использует и для образа ЖИЗНИ, и для образа СМЕРТИ холодный белый, а также зеленый в различных оттенках («Теперь хорошо, — отвечает Финстерааргорн, — опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь… Везде наш снег, ровный снег и лед..<….> Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей» [22]; «Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет (=свет, мерцание; золотистый, белый, светлый цвет) перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны!» [23]).

Отличительной чертой «Стихотворений в прозе» можно назвать придание образам ЖИЗНИ и СМЕРТИ способности издавать звуки, иметь голос или, напротив, отсутствие таковых. Так, образ смерти связывается с тишиной Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, — туда, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мертвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рев водопадов! Я остановился наконец. Какая страшная тишина! Это царство Смерти» [24]). В другом стихотворении образ СМЕРТИ наделяется способностью издавать звуки: «Всё задрожало вокруг — а там, в этой налетающей громаде, и треск, и гром, и тысячегортанный, железный лай…! Конец всему!»[25]. Образ жизни также наделяется звуковыми характеристиками: «Младенец продолжал кричать — и я благословлял и его, и мать его, и ее мужа… О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!» [26] «Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон — мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни»[27], И снова контрастный образ –«Страшно скоро помчалась жизнь,-- скоро и без шума».[28]

Другие свойства предметов не остаются без внимания: писатель создает картину за счет придания температурной характеристики образу СМЕРТИ, причем ее образ ассоциируется с холодом : «Морозным вихрем несется она, крутится тьмой кромешной <…>мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила черной, льдистой, грохочущей волной!»[29]; «Камни — одни камни кругом, — резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег, — со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени»[30].

Периферии микрополей «Физиологическое существование вообще, бытие в движении и развитии, состояние организма в стадии роста, развития и разрушения» и «Прекращение жизнедеятельности организма» включают, кроме того, достаточно объемные микрополя второго уровня «СРАВНЕНИЕ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ».

В творческом видении писателя ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ предстают в различных материальных образах, связанных с конкретными предметами. Иногда писатель описывает видения косвенно, с помощью характерных признаков, например, способности катиться и колебаться («Так, между этими двумя иностранными словами, между претензией и фразой, так и катится и колеблется наша сложная жизнь»[31]; но чаще предметы названы напрямую. Так, образ ЖИЗНИ ассоциируются у писателя с горящей свечой, а СМЕРТЬ - с потухающей свечой: «Свеча меркнет и гаснет…»[32]; СМЕРТЬ ассоциируется с атрибутами таинственного, почти мистического характера (песочные часы, яма, камень) («Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти <…> Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем…»[33]; «Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!» [34]; «Но вот поперек тропинки показался плоский, широкий камень… Он преградил ей дорогу<…> Медленно, не сгибаясь ни одним членом, отклонилась она назад и опустилась на ту плоскую плиту<…> А я остался неподвижен и нем на могильной моей плите»[35].

Еще одним микрополем второго уровня в структуре обоих исследуемых концептов является «ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С СИЛАМИ СТИХИЙ ПРИРОДЫ». В центре внимания писателя оказываются природные стихии, особенно стихия воды. Её действие И. Тургенев сопоставляет и с ЖИЗНЬЮ, и со СМЕРТЬЮ: «Страшно скоро помчалась жизнь, — скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом <…> Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон — мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни»[36], «Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море. Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя. Куда же деться мне? И не пора ли и мне — упасть в море[37]; «Это — море! — подумалось всем нам в одно и то же мгновение. — Оно сейчас нас всех затопит… Только как же оно может расти и подниматься вверх? На эту кручу?»И, однако, оно растет, растет громадно… Это уже не отдельные бугорки мечутся вдали… Одна сплошная чудовищная волна обхватывает весь круг небосклона»[38]. ЖИЗНЬ ассоциируется не только с водной стихией, но и с огненной, что свидетельствует о контрастности восприятия одного и того же образа: «Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек <…>И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? [39].

Тургенев наделяет образы ЖИЗНИ и СМЕРТИ определенными качествами, характеризующими уникальность художественного осмысления писателем концептов. В связи с этим в структуре каждого из них можно выделить микрополя второго уровня: «Характеристика ЖИЗНИ в разных аспектах» и «Характеристика СМЕРТИ в разных аспектах», включающих непересекающиеся компоненты.

Так, ЖИЗНЬ ассоциируется с приносимой жертвой. Жертвенность как качество концепта ЖИЗНЬ в понимании писателя выступает очень важным признаком: «Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает. Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано. Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» [40]; «— Хорошо. Ты готова на жертву? — Да. — На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!.. »[41].

И.С. Тургенев утверждает ценность жизни, как ее характеристику, понимать которую должен каждый: «И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего!»[42].

Еще одним свойством ЖИЗНИ является ее стремительность, быстротечность: «Страшно скоро промчалась жизнь» »[43].

В противовес характеристике ЖИЗНИ как явления быстротечного, Тургенев наделяет ее характеристиками «бессмертие», «вечность». Появляется как бы промежуточный концепт – загробная жизнь: «Мы спорили обо всем: об искусстве, о религии, о науке, о земной и загробной — особенно о загробной жизни. Он был человек верующий и восторженный. Однажды он сказал мне:— Ты надо всем смеешься; но если я умру прежде тебя, то я явлюсь к тебе с того света… Увидим, засмеешься ли ты тогда?»[44], «Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою. Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.» [45], «Вот она -- открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!»[46].

Для СМЕРТИ характерна стремительность. Несколько раз И. Тургенев использует образ крыла как олицетворение силы и стремительности СМЕРТИ: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» [47].

СМЕРТЬ в художественных текстах Тургенева воспринимается как грозная, страшная сила: «Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом... да и ожидает ли меня там что-нибудь? Нет... мне кажется, я буду стараться не думать -- и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди»[48].

Оригинально представлен образ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ, внутренней дисгармонии и опустошения: «И вдруг — словно по манию волшебного жезла — со всех голов и со всех лиц слетела тонкая шелуха кожи и мгновенно выступила наружу мертвенная белизна черепов, зарябили синеватым оловом обнаженные десны и скулы. С ужасом глядел я, как двигались и шевелились эти десны и скулы, как поворачивались, лоснясь при свете ламп и свечей, эти шишковатые, костяные шары и как вертелись в них другие, меньшие шары — шары обессмысленных глаз» [49]; присутствует также образ смерти - уничтожения собственного эгоистичного «Я» под влиянием чувства любви: «Все говорят: любовь — самое высокое, самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен; ты только теперь зажил, и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть…»[50].

В одном из стихотворений писатель создает абсолютно новый образ – образ природы – властительницы ЖИЗНИ И СМЕРТИ. Этот образ указывает на единство противоположностей: ЖИЗНИ И СМЕРТИ. «Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!»[51].

Заключение

Сопоставив структурные и содержательные признаки концептов, мы выяснили, что у них имеется большое число общих признаков. В ядерной зоне это признаки: Жизнь - «Физиологическое существование вообще, бытие в движении и развитии, состояние организма в стадии роста, развития и разрушения»; Смерть - «Прекращение жизнедеятельности организма». Схожесть характеристик объясняется их связью с древнейшими представлениями человека, общностью ментальных процессов и законов мышления для всех людей.

На периферии находятся такие общие признаки концептов, как:

1.«Уподобление живому существу» (человеку, насекомому, птице, животному),

2.«Наделение свойствами физических объектов» (цветом, способностью издавать звуки или отсутствие таковой, температурной характеристикой).

3. «Сравнение с материальными предметами».

4. «Отождествление со стихиями (водой и огнем)».

Вместе с тем наблюдается и различие в наполнении периферийной зоны концепта конкретными признаками. Помимо названных, в структуру каждого из концептов входят микрополя второго уровня «Характеристика в различных аспектах». Наполнение этих микрополей составляют различные непересекающиеся признаки. ЖИЗНЬ ассоциируется с приносимой жертвой, ценностью, быстротечностью и в тоже время вечностью. СМЕРТЬ наделяется такими качествами, как стремительность, воспринимается как нечто грозное, страшное, появляется понятие духовной смерти.

На границе полей концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ можно выделить признак «властительница ЖИЗНИ И СМЕРТИ – природа», свидетельствующий о единстве концептов.

На заключительном этапе настоящего исследования стало возможным выделить ряд индивидуально – авторских представлений И.С. Тургенева о концепте ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ:

- в творчестве И.С. Тургенева отражено о ЖИЗНИ и СМЕРТИ как о многосторонних понятиях, обладающих свойствами живых существ, материальных объектов, а также сопоставимых со стихиями природы;

-концепты представляются с помощью образов мистической, трагической направленности;

-необычность и яркость представлений часто достигается на основе контраста;

- представленные образы являются плодом многолетних философских и художественных исканий, характеризуют мировосприятие писателя.

Список литературы


  1. Т.В. Жеребило. Когнитивная лингвистика. http://lingvistics_dictionary.academic.ru/когнитивная_лингвистика

  2. Институт Российского Государственного Гуманитарного Университета. Русская антропологическая школа. Глоссарий. http://kogni.narod.ru/concept.htm

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/

  4. Тургенев И.С. Воробей. http://ru.wikisource.org/wiki/Воробей_(Тургенев)

  5. Тургенев И.С. Враг и друг. http://ru.wikisource.org/wiki/Враг и друг_(Тургенев)

  6. Тургенев И.С. Я встал ночью. http://ru.wikisource.org/wiki встал ночью_(Тургенев)

  7. Тургенев И.С. Порог. http://ru.wikisource.org/wiki/Порог _(Тургенев)

  8. Тургенев И.С. Что я буду думать? http://ru.wikisource.org/wiki/Что я буду думать%3F_(Тургенев)

  9. Тургенев И.С. Памяти Ю.П. Вревской. http://ru.wikisource.org/wiki/Ю.П. Вревской _(Тургенев)

  10. Тургенев И.С. Собака. http://ru.wikisource.org/wiki/Собака _(Тургенев, стихотворение в прозе)

  11. Тургенев И.С. Насекомое. http://ru.wikisource.org/wiki/Насекомое_(Тургенев)

  12. Тургенев И.С. Мы еще повоюем! http://ru.wikisource.org/wiki/Мы еще повоюем! _(Тургенев)

  13. Тургенев И.С. Я встал ночью. http://ru.wikisource.org/wiki/Я встал ночью_(Тургенев)

  14. Тургенев И.С. Старик. http://ru.wikisource.org/wiki/Старик _(Тургенев)

  15. Тургенев И.С. Собака. http://ru.wikisource.org/wiki/Собака _(Тургенев, стихотворение в прозе)

  16. Тургенев И.С. Куропатки. http://ru.wikisource.org/wiki/Куропатки _(Тургенев)

  17. Тургенев И.С. «У – а…» http://ru.wikisource.org/wiki/У-а... _(Тургенев)

  18. Тургенев И.С. Маша. http://ru.wikisource.org/wiki/Маша _(Тургенев)

  19. Тургенев И.С. Старуха. http://ru.wikisource.org/wiki/Старуха _(Тургенев)

  20. Тургенев И.С. Что я буду думать? http://ru.wikisource.org/wiki/Что я буду думать%3F_(Тургенев)

  21. Тургенев И.С. Конец света. http://ru.wikisource.org/wiki/Конец света _(Тургенев)

  22. Тургенев И.С. Разговор. http://ru.wikisource.org/wiki/Разговор _(Тургенев)

  23. Тургенев И.С. Старик. http://ru.wikisource.org/wiki/Старик _(Тургенев)

  24. Тургенев И.С. «У – а…» http://ru.wikisource.org/wiki/У-а... _(Тургенев)

  25. Тургенев И.С. Конец света. http://ru.wikisource.org/wiki/Конец света _(Тургенев)

  26. Тургенев И.С. «У – а…» http://ru.wikisource.org/wiki/У-а... _(Тургенев)

  27. Тургенев И.С. Песочные часы. http://ru.wikisource.org/wiki/Песочные часы_(Тургенев)

  28. Тургенев И.С. Песочные часы. http://ru.wikisource.org/wiki/Песочные часы_(Тургенев)

  29. Тургенев И.С. Конец света. http://ru.wikisource.org/wiki/Конец света _(Тургенев)

  30. Тургенев И.С. «У – а…» http://ru.wikisource.org/wiki/У-а..._(Тургенев)

  31. Тургенев И.С. Фраза. http://ru.wikisource.org/wiki/Фраза _(Тургенев)

  32. Тургенев И.С. «Как хороши, как свежи были розы!..» http://ru.wikisource.org/wiki/Как хороши, как свежи были розы_(Тургенев)

  33. Тургенев И.С. Песочные часы. http://ru.wikisource.org/wiki/Песочные часы_(Тургенев)

  34. Тургенев И.С. Старуха. http://ru.wikisource.org/wiki/Старуха _(Тургенев)

  35. Тургенев И.С. Встреча (Сон). http://ru.wikisource.org/wiki/Встреча _(Тургенев)

  36. Тургенев И.С. Песочные часы. http://ru.wikisource.org/wiki/Песочные часы_(Тургенев)

  37. Тургенев И.С. Без гнезда. http://ru.wikisource.org/wiki/Без гнзда _(Тургенев)

  38. Тургенев И.С. Конец света. http://ru.wikisource.org/wiki/Конец света _(Тургенев)

  39. Тургенев И.С. Собака. http://ru.wikisource.org/wiki/Собака _(Тургенев, стихотворение в прозе)

  40. Тургенев И.С. Памяти Ю.П. Вревской. http://ru.wikisource.org/wiki/Ю.П. Вревской _(Тургенев)

  41. Тургенев И.С. Порог. http://ru.wikisource.org/wiki/Порог _(Тургенев)

  42. Тургенев И.С. Завтра, завтра. http://ru.wikisource.org/wiki/Завтра,завтра_(Тургенев)

  43. Тургенев И.С. Песочные часы. http://ru.wikisource.org/wiki/Песочные часы_(Тургенев)

  44. Тургенев И.С. Соперник. http://ru.wikisource.org/wiki/Соперник _(Тургенев)

  45. Тургенев И.С. Когда меня не будет. http://ru.wikisource.org/wiki/Когда меня не будет _(Тургенев)

  46. Тургенев И.С. Стой! http://ru.wikisource.org/wiki/Стой!_(Тургенев)

  47. Тургенев И.С. Собака. http://ru.wikisource.org/wiki/Собака _(Тургенев, стихотворение в прозе)

  48. Тургенев И.С. Что я буду думать? http://ru.wikisource.org/wiki/Что я буду думать%3F_(Тургенев)

  49. Тургенев И.С. Черепа. http://ru.wikisource.org/wiki/Черепа _(Тургенев)

  50. Тургенев И.С. Любовь. http://ru.wikisource.org/wiki/Любовь_(Тургенев)

  51. Тургенев И.С. Природа. http://ru.wikisource.org/wiki/Природа Тургенев)

  52. Стельмах Т.И. Контраст как основной мотив «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?14609

  53. Информационный портал. Литература русская : «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева http://www.e-ng.ru/literatura_russkaya/stixotvoreniya_v_proze_iasaturgeneva.html




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconПоложение о городской научно-практической конференции учащихся, посвященной...
Городская научно-практическая конференция школьников (далее — Конференция) призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconСекция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да»
В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconОбщие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»...
«Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconXvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск»
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconРоссийская федерация
«Основы православной культуры» г. Ангарска проводится областная научно –практическая конференция школьников (4-11 классов) «Кирилло...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconПриложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconПоложение о гуманитарной конференции Окружная научно-практическая конференция по литературе
Гуманитарная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные истоки русской литературы» проходит в базовых школах юао города...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Культура речи один из важнейших показателей уровня культуры человека
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconIi районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Региональная научно-практическая конференция педагогов-занковцев Потенциал системы Л. В. Занкова
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconНаучно-практическая конференция «проблемы развития предприятий и регионов»
Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconНаучно-практическая конференция учащихся и педагогов Татищевского...
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconШкольная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция

Научно-практическая конференция учащихся и педагогов iconНаучно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»
Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск