Скачать 191.28 Kb.
|
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов“Первые шаги в науку” КОНЦЕПТЫ «ЖИЗНЬ» И «СМЕРТЬ» В «СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ» И.С ТУРГЕНЕВА Русский язык Выполнила ученица 10 социально – гуманитарного класса МБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» Божко Дарья Евгеньевна Научный руководитель - Максименко Надежда Викторовна Брянск 2013 Содержание: Введение………………………………………………………………………… ..2 Глава 1. Теоретические основы исследования………………………………….4 Глава 2. Структура и содержание концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ ……. ……5 Заключение……………………………………………………………………….13 Список литературы………………………………………..……………………..15 Введение Данная работа выполнена в русле лингвокогнитивных исследований. Основной интерес для данного направления лингвистической науки представляет изучение языка «как механизма, играющего роль в кодировании и трансформировании информации»[1]. Настоящее исследование посвящено анализу структуры и содержания концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева, выявляющих особенности осмысления писателем одних из ключевых концептов языковой картины мира. Актуальность исследования, в первую очередь, видится в том, что работа находится в русле современных направлений языкознания, а именно когнитивной лингвистики. Актуален и вопрос изучения индивидуально – авторского осмысления концептов в творчестве русского мастера слова. Кроме того, актуальность работы обусловлена особым интересом современных исследователей к проблеме отражения концепта ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ в языке. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно развивает положения и методы изучения лексики в русле когнитивного направления изучения языка. Исследование уточняет и дополняет представления о характеристиках концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Также теоретическая значимость состоит в изучении фрагмента уникальной поэтико– философского мировидения И.С .Тургенева. Практическая значимость работы определяется возможностью использования выводов и конкретного лингвистического материала исследования в качестве иллюстративного материала при изучении лексикологии. Результаты, представленные в работе, могут использоваться на уроках, посвященных личности и творчеству И.С. Тургенева. Объектом исследования являются языковые средства представления концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в текстах «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. Предметом исследования является выявление содержания, структуры и отношений концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в текстах «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. Цель исследования – выявить универсальные и индивидуально – авторские признаки концептов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева и сопоставить их. В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
Материалом для исследования послужили факты употребления номинаций концептов в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева, отобранные методом сплошной выборки. Для достижения поставленных целей были применены следующие методы: метод сплошной выборки единиц исследования из текстов художественных произведений, метод анализа употребления слова в контексте, позволяющий выявить признаки исследуемого концепта. На всех этапах исследования при подсчёте анализируемых единиц и концептуальных признаков использовался количественный метод. Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав основного содержания, заключения, списка литературы. Глава 1. Теоретические основы исследования Когнитивная лингвистика изучает язык как механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации, и представляет собой новый этап в изучении такой важной проблемы языкознания, как соотношение языка и мышления. Наибольший интерес для современных исследований представляют концепты, которые понимаются как структурные единицы человеческого сознания, хранящие совокупность знаний о явлениях окружающего мира, сопровождающих людей с глубокой древности. [2] Концепт охватывает не только ряд обобщенных существенных признаков данного явления действительности, но и чувственно-наглядные образы, абстрактные сущности, ментальные представления о нем. В художественном тексте концепт вбирает в себя особенности индивидуальной картины мира писателя, приобретая дополнительные компоненты значения. Концепт имеет сложную (представленную ядром и обширной периферией) полевую структуру. В настоящей работе предпринята попытка смоделировать концепты ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ и на основе такого моделирования выявить особенности структуры и содержания изучаемого концепта в художественных произведениях И.С.Тургенева. Глава 2. Структура и содержание концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева Одними из важнейших в языковой картине мира являются концепты ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ. Ядра концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ представлены базовыми значениями ключевых слов, называющих концепты. О периферийных признаках позволяет судить сочетаемость ключевых слов в художественном тексте. В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева ядро концепта ЖИЗНЬ представлено следующими значениями ключевого слова:
Ядро концепта «СМЕРТЬ» также представлено базовым значением ключевого слова, называющего концепт, и включает следующий компонент: «Прекращение жизнедеятельности организма»: « — О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает? — Знаю, — отвечает девушка. — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? [6] Эти компоненты, как уже было сказано, составляют ядра соответствующих концептов и являются микрополями первого уровня в их структуре. Сопоставляя концепты на этом этапе, можно отметить, что ядро концепта ЖИЗНЬ представлено двумя микрополями первого уровня, а ядро концепта СМЕРТЬ – одним. Периферию составляют ряд микрополей второго уровня. Так, можно выделить микрополе второго уровня «Уподобление живому существу» (человеку, насекомому, птице, животному). В «Стихотворениях в прозе» Тургенев уподобляет ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ. Так, смерть в стихотворениях И.С.Тургенева предстает в образе женщины («Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою. Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы… Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас. Да… Смерть нас примирила» [7] ; «Я начал вглядываться: облачко стало женщиной, стройной и высокой, в белом платье, с узким светлым поясом вокруг стана <…>Лицо ее было белое… белое, как ее одежда; обнаженные руки висели недвижно. Она вся словно окаменела; всем телом своим, каждой чертою лица своего эта женщина походила на мраморную статую» [8]). Жизнь наделяется человеческим свойством улыбаться: «Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез» [9], прижиматься к кому-л: «…одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» [10]. Кроме того, особенности творческого представления писателя воплощены в образах СМЕРТИ как насекомого («Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету, такого же цвету и плоские жесткие крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки — ярко-красные, точно кровавые. Молодой человек слабо ахнул — и упал мертвым. Страшная муха тотчас улетела… Мы только тогда догадались, что это была за гостья» [11]). Часто писатель использует образы птиц для отображения противостояния жизни и смерти («А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя<…> И пускай надо мной кружит мой ястреб. - Мы еще повоюем, черт возьми!» (смерть воплощается в образе ястреба, жизнь символизирует воробей)[12]. Жизнь наделяется способностью летать, как птица или насекомое: «Я поклонился моей улетевшей жизни» [13]). Об уподоблении ЖИЗНИ птице свидетельствует и следующий пример: «При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков… и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы» [14]. СМЕРТЬ также наделяется таким атрибутом птицы, как крыло: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» [15]; Для изображения ЖИЗНИ и СМЕРТИ писатель использует также образ животного, в частности собаки и куропаток: «Пока собака ее ищет, несчастная куропатка, может быть, тоже думает: «Нас было двадцать таких же, как я… Почему же именно я, я попалась под выстрел и должна умереть? Почему? Чем я это заслужила перед остальными моими сестрами? Это несправедливо!» Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет» [16]). СМЕРТЬ вселяет необъяснимый ужас в сердца людей, поэтому в стихотворениях используется прием сравнения этого образа с хищником, чудовищем, способным преследовать свою жертву и пожирать ее: «Я толкнул полураскрытую дверь — и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною…»[17] ; «Заплакал я тутотка, сел на избяной пол — да ладонью по земле как хлопну! «Ненасытная, говорю, утроба!.. Сожрала ты ее… сожри ж и меня! Ах, Маша!»[18]. Также в структуре обоих концептов можно выделить микрополя второго уровня «СВОЙСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ». СМЕРТЬ ассоциируется с черным цветом, тьмой, мраком: «Однако я продолжаю идти…Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»[19]; «…мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила черной, льдистой, грохочущей волной! Темнота… темнота вечная! Едва переводя дыхание, я проснулся» [20], «Нет... мне кажется, я буду стараться не думать -- и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди» [21]. В данном микрополе наблюдается контрастность образов: писатель использует и для образа ЖИЗНИ, и для образа СМЕРТИ холодный белый, а также зеленый в различных оттенках («Теперь хорошо, — отвечает Финстерааргорн, — опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь… Везде наш снег, ровный снег и лед..<….> Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей» [22]; «Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет (=свет, мерцание; золотистый, белый, светлый цвет) перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны!» [23]). Отличительной чертой «Стихотворений в прозе» можно назвать придание образам ЖИЗНИ и СМЕРТИ способности издавать звуки, иметь голос или, напротив, отсутствие таковых. Так, образ смерти связывается с тишиной («Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, — туда, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мертвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рев водопадов! Я остановился наконец. Какая страшная тишина! Это царство Смерти» [24]). В другом стихотворении образ СМЕРТИ наделяется способностью издавать звуки: «Всё задрожало вокруг — а там, в этой налетающей громаде, и треск, и гром, и тысячегортанный, железный лай…! Конец всему!»[25]. Образ жизни также наделяется звуковыми характеристиками: «Младенец продолжал кричать — и я благословлял и его, и мать его, и ее мужа… О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!» [26] «Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон — мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни»[27], И снова контрастный образ –«Страшно скоро помчалась жизнь,-- скоро и без шума».[28] Другие свойства предметов не остаются без внимания: писатель создает картину за счет придания температурной характеристики образу СМЕРТИ, причем ее образ ассоциируется с холодом : «Морозным вихрем несется она, крутится тьмой кромешной <…> …мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила черной, льдистой, грохочущей волной!»[29]; «Камни — одни камни кругом, — резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег, — со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени»[30]. Периферии микрополей «Физиологическое существование вообще, бытие в движении и развитии, состояние организма в стадии роста, развития и разрушения» и «Прекращение жизнедеятельности организма» включают, кроме того, достаточно объемные микрополя второго уровня «СРАВНЕНИЕ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ». В творческом видении писателя ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ предстают в различных материальных образах, связанных с конкретными предметами. Иногда писатель описывает видения косвенно, с помощью характерных признаков, например, способности катиться и колебаться («Так, между этими двумя иностранными словами, между претензией и фразой, так и катится и колеблется наша сложная жизнь»[31]; но чаще предметы названы напрямую. Так, образ ЖИЗНИ ассоциируются у писателя с горящей свечой, а СМЕРТЬ - с потухающей свечой: «Свеча меркнет и гаснет…»[32]; СМЕРТЬ ассоциируется с атрибутами таинственного, почти мистического характера (песочные часы, яма, камень) («Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти <…> Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем…»[33]; «Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!» [34]; «Но вот поперек тропинки показался плоский, широкий камень… Он преградил ей дорогу<…> Медленно, не сгибаясь ни одним членом, отклонилась она назад и опустилась на ту плоскую плиту<…> А я остался неподвижен и нем на могильной моей плите»[35]. Еще одним микрополем второго уровня в структуре обоих исследуемых концептов является «ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С СИЛАМИ СТИХИЙ ПРИРОДЫ». В центре внимания писателя оказываются природные стихии, особенно стихия воды. Её действие И. Тургенев сопоставляет и с ЖИЗНЬЮ, и со СМЕРТЬЮ: «Страшно скоро помчалась жизнь, — скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом <…> Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон — мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни»[36], «Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море. Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя. Куда же деться мне? И не пора ли и мне — упасть в море?»[37]; «Это — море! — подумалось всем нам в одно и то же мгновение. — Оно сейчас нас всех затопит… Только как же оно может расти и подниматься вверх? На эту кручу?»И, однако, оно растет, растет громадно… Это уже не отдельные бугорки мечутся вдали… Одна сплошная чудовищная волна обхватывает весь круг небосклона»[38]. ЖИЗНЬ ассоциируется не только с водной стихией, но и с огненной, что свидетельствует о контрастности восприятия одного и того же образа: «Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек <…>И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? [39]. Тургенев наделяет образы ЖИЗНИ и СМЕРТИ определенными качествами, характеризующими уникальность художественного осмысления писателем концептов. В связи с этим в структуре каждого из них можно выделить микрополя второго уровня: «Характеристика ЖИЗНИ в разных аспектах» и «Характеристика СМЕРТИ в разных аспектах», включающих непересекающиеся компоненты. Так, ЖИЗНЬ ассоциируется с приносимой жертвой. Жертвенность как качество концепта ЖИЗНЬ в понимании писателя выступает очень важным признаком: «Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает. Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано. Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» [40]; «— Хорошо. Ты готова на жертву? — Да. — На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!.. »[41]. И.С. Тургенев утверждает ценность жизни, как ее характеристику, понимать которую должен каждый: «И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего!»[42]. Еще одним свойством ЖИЗНИ является ее стремительность, быстротечность: «Страшно скоро промчалась жизнь» »[43]. В противовес характеристике ЖИЗНИ как явления быстротечного, Тургенев наделяет ее характеристиками «бессмертие», «вечность». Появляется как бы промежуточный концепт – загробная жизнь: «Мы спорили обо всем: об искусстве, о религии, о науке, о земной и загробной — особенно о загробной жизни. Он был человек верующий и восторженный. Однажды он сказал мне:— Ты надо всем смеешься; но если я умру прежде тебя, то я явлюсь к тебе с того света… Увидим, засмеешься ли ты тогда?»[44], «Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою. Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.» [45], «Вот она -- открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!»[46]. Для СМЕРТИ характерна стремительность. Несколько раз И. Тургенев использует образ крыла как олицетворение силы и стремительности СМЕРТИ: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» [47]. СМЕРТЬ в художественных текстах Тургенева воспринимается как грозная, страшная сила: «Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом... да и ожидает ли меня там что-нибудь? Нет... мне кажется, я буду стараться не думать -- и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди»[48]. Оригинально представлен образ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ, внутренней дисгармонии и опустошения: «И вдруг — словно по манию волшебного жезла — со всех голов и со всех лиц слетела тонкая шелуха кожи и мгновенно выступила наружу мертвенная белизна черепов, зарябили синеватым оловом обнаженные десны и скулы. С ужасом глядел я, как двигались и шевелились эти десны и скулы, как поворачивались, лоснясь при свете ламп и свечей, эти шишковатые, костяные шары и как вертелись в них другие, меньшие шары — шары обессмысленных глаз» [49]; присутствует также образ смерти - уничтожения собственного эгоистичного «Я» под влиянием чувства любви: «Все говорят: любовь — самое высокое, самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен; ты только теперь зажил, и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть…»[50]. В одном из стихотворений писатель создает абсолютно новый образ – образ природы – властительницы ЖИЗНИ И СМЕРТИ. Этот образ указывает на единство противоположностей: ЖИЗНИ И СМЕРТИ. «Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!»[51]. Заключение Сопоставив структурные и содержательные признаки концептов, мы выяснили, что у них имеется большое число общих признаков. В ядерной зоне это признаки: Жизнь - «Физиологическое существование вообще, бытие в движении и развитии, состояние организма в стадии роста, развития и разрушения»; Смерть - «Прекращение жизнедеятельности организма». Схожесть характеристик объясняется их связью с древнейшими представлениями человека, общностью ментальных процессов и законов мышления для всех людей. На периферии находятся такие общие признаки концептов, как: 1.«Уподобление живому существу» (человеку, насекомому, птице, животному), 2.«Наделение свойствами физических объектов» (цветом, способностью издавать звуки или отсутствие таковой, температурной характеристикой). 3. «Сравнение с материальными предметами». 4. «Отождествление со стихиями (водой и огнем)». Вместе с тем наблюдается и различие в наполнении периферийной зоны концепта конкретными признаками. Помимо названных, в структуру каждого из концептов входят микрополя второго уровня «Характеристика в различных аспектах». Наполнение этих микрополей составляют различные непересекающиеся признаки. ЖИЗНЬ ассоциируется с приносимой жертвой, ценностью, быстротечностью и в тоже время вечностью. СМЕРТЬ наделяется такими качествами, как стремительность, воспринимается как нечто грозное, страшное, появляется понятие духовной смерти. На границе полей концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ можно выделить признак «властительница ЖИЗНИ И СМЕРТИ – природа», свидетельствующий о единстве концептов. На заключительном этапе настоящего исследования стало возможным выделить ряд индивидуально – авторских представлений И.С. Тургенева о концепте ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ: - в творчестве И.С. Тургенева отражено о ЖИЗНИ и СМЕРТИ как о многосторонних понятиях, обладающих свойствами живых существ, материальных объектов, а также сопоставимых со стихиями природы; -концепты представляются с помощью образов мистической, трагической направленности; -необычность и яркость представлений часто достигается на основе контраста; - представленные образы являются плодом многолетних философских и художественных исканий, характеризуют мировосприятие писателя. Список литературы
|
Положение о городской научно-практической конференции учащихся, посвященной... Городская научно-практическая конференция школьников (далее — Конференция) призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний... | Секция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да» В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром... | ||
Общие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»... «Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию... | Xvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск» Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной... | ||
Российская федерация «Основы православной культуры» г. Ангарска проводится областная научно –практическая конференция школьников (4-11 классов) «Кирилло... | Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция... Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля... | ||
Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция... Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля... | Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских... Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа | ||
Положение о гуманитарной конференции Окружная научно-практическая конференция по литературе Гуманитарная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные истоки русской литературы» проходит в базовых школах юао города... | Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Культура речи один из важнейших показателей уровня культуры человека | ||
Ii районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность... Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Региональная научно-практическая конференция педагогов-занковцев Потенциал системы Л. В. Занкова | ||
Научно-практическая конференция «проблемы развития предприятий и регионов» Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу... | Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Татищевского... Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося... | ||
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция | Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса» Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в... |