Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 147.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер147.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


Региональная научно-практическая конференция педагогов-занковцев «Потенциал системы Л.В. Занкова

в свете новых образовательных стандартов».

Тема: «Формирование универсальных учебных действий

как эффективный способ внедрения ФГОС».


МОУ «Гимназия №1» Калинина Н.В.
г. Воскресенск

26 апреля 2011 год.

Формирование универсальных учебных действий как эффективный способ внедрения ФГОС.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений, навыков к развитию личности учащегося.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
В развивающей системе Л. В. Занкова требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий выполняются уже сегодня.

Примером может послужить урок русского языка в 1 классе по теме: «Большая буква в написании имён собственных».
Цели урока: 1. На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

2. Создать ситуацию для выяснения существенных признаков имён собственных.

3. Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.

4. Активизировать знания о порядке букв в алфавите.

5. Развивать универсальные учебные действия.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 1 класс автор Н.В. Нечаева, таблички со словами, выставка книг.

Ход урока:

I. Самоопределение к действию.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети:

- На улице наступила весна.

- Ярко светит солнышко.

- Что-то интересное ждёт впереди.

Учитель:

- Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Вспомните девиз нашего любого урока:

«Учитесь… открывать!»

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу (коммуникативные и личностные УУД).
II. Постановка учебной проблемы, поиск её решения.

Учитель:

- Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! (Ученица подходит к доске.)

- Извини, я не к тебе обратилась с просьбой! (Ученица садится на своё место).

- А к тебе! (Подходит другая ученица).

- Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?

Дети:

- Нина Васильевна, вы попросили, но не назвали!

Учитель:

- Дети, а что я должна назвать?

Дети:

- Имя или фамилию.

- Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно и фамилию назвать.

Учитель:

- Да, в вашем главном документе, свидетельстве о рождении, записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. А какие имена вы можете назвать? Зачем нужны имена?

Дети:

- Чтобы обратиться к человеку.

- Имя нужно, чтобы написать записку.

- Когда разговариваешь по телефону, нужно имя.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

Учитель:

- «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» - поётся в песенке из знакомого мультфильма.

С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь.

Можно прославить своё имя в веках, а можно покрыть его несмываемым позором. Но ведь и само имя может влиять на своего владельца.
III. Чистописание.

На доске написаны заглавные буквы: К Р В Ф Д А.

Учитель:

- Что вы можете сказать об этих буквах?

Дети:

- Здесь написаны только заглавные буквы.

- Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного звука а.

Учитель:

- Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.

Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.

Учитель:

- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными.

- Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?

Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

Учитель:

- Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).
IV. Физкультминутка.

Дети встают. Называю имена существительные.

Дети хлопают в ладоши, если звучат имена собственные; не хлопают – если другие существительные.

По мере называния имён существительных на доске появляются слова:

собака дежурный Петя котик Лена Шарик

Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).
V. Первичное закрепление нового материала.

Учитель:

- Какую работу вы можете предложить с этими словами? (Работа в парах.)

Дети:

- Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трёхсложные.

- Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.

Учитель:

- Прочитайте слова, которые вы напишите с большой буквы?

Учитель:

- Ребята, какое задание выбираете? (Работа в парах.)

Дети:

- Задание на группировку слов с большой и маленькой буквы. Оно больше подходит к нашему уроку. Мы же говорим об именах собственных.

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД).

Дети выполняют задание: делят слова на два столбика. На доске появляются группы слов:

собака дежурный котик

Петя Лена Шарик

Дети:

- Слово Шарик можно написать и с маленькой, и с большой буквы.

Учитель:

- Составьте предложения со словами Шарик и шарик.

Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме (коммуникативные и познавательные УУД).
VII. Включение новых знаний в систему знаний.

Учитель:

- Ребята, нравится ли вам наш учебник по русскому языку? Чем?

Дети:

- В нём много интересного и нового.

- В учебнике есть иллюстрации.

- Там много загадок и ребусов.

Учитель:

- Кто автор учебника?

Дети:

- Н.В. Нечаева.

Учитель:

- Н.В. – инициалы. А как могут звать автора?

Дети высказывают предположения, владеют монологической и диалогической формами речи (коммуникативные и личностные УУД).

Учитель:

- А где в учебнике можно найти такую информацию?

- Есть предположение посмотреть в конце учебника.

Дети находят и читают: Наталия Васильевна Нечаева.

Учитель:

- Предлагаю вам открыть учебник на странице 59 и найти упражнение 135.

- Давайте прочитаем, какое задание нам предлагает Наталия Васильевна, чтобы мы сегодня стали ещё умнее и находчивее, чем были вчера?

Учащиеся читают задание:

Напиши предложение со своим собственным именем. Какие слова написаны с большой буквой? Почему?

Учитель:

- Всем понятно, что мы сейчас делаем? Выполняйте.

Дети выполняют задание, записывают предложения: Прилежный Олег пишет красиво. Прилежная Наташа пишет красиво.

Учитель:

- Что означает – прилежный ученик? Это хорошо – быть прилежным?

Дети:

- Да, хорошо!

- Прилежный ученик старается, тренируется писать.

-Он много трудится, выводит каждую букву…

Учитель:

- Как вы думаете, кого из наших ребят имели в виду, когда писали второе предложение?

Дети называют имена учениц.

- Но у нас в классе есть и прилежные ученики!

Дети называют имена тех учеников, чьи тетради регулярно попадают на выставку.

Учитель:

- Ребята, а кто тоже хочет писать красиво? Спросите тех, кто, на ваш взгляд, пишет красиво, - как они этого достигли?

Дети:

- Я тщательно вывожу буквы.

- А я стараюсь следить за соединениями, за наклоном.

Учитель:

- Я верю, что каждый станет прилежным, научится красиво, разборчиво писать. Напишите предложение со своим собственным именем.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Учитель:

- Скажите, это только в нашем классе имена пишутся с большой буквы?

Дети:

- Нет, всегда и везде.

Учитель:

- Да, это закон русского языка, а мы с вами законопослушные люди. Давайте точно сформулируем правило.

Дети:

- Имена девочек и мальчиков пишутся с большой буквы.

- Имена людей пишутся с большой буквы.

- Ещё имена животных пишутся с большой буквы.

- А ещё отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

Учитель:

- Где можно проверить, что вы правы?

- Посмотреть в учебнике, какое правило написала нам Наталия Васильевна Нечаева.

Работа в группах с заданиями разного уровня.

1 группа:

Напиши полное имя.

Образец: Володя – Владимир.

Катя, Гена, Валя, Боря, Саша, Дима, Коля, света, Галя, Маша,

Серёжа.

2 группа:

К каждому слову из первого столбика подбери фамилию, имя, отчество из второго.

Космонавт Пётр Ильич Чайковский.

Учёный Иван Владимирович Мичурин.

Поэт Фёдор Иванович Тютчев.

Композитор Юрий Алексеевич Гагарин.

Писатель Сергей Владимирович Михалков.

3 группа:

Прочитай. Выпиши фамилии.

Из истории русских фамилий.

Знаешь ли ты, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда фамилии давали по какому-нибудь признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

4 группа:

Игра «Кто есть кто?»

Прочитайте. Что в стихотворении не так? Расставьте слова правильно.

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкою.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка.

А ещё - два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю. Черных)

Учащиеся планируют учебное сотрудничество, задают вопросы, строят речевое высказывание, согласовывают свои действия с партнёром для достижения общей цели (коммуникативные учебные действия).

VIII. Повторение.

Учитель:

- Исправьте ошибки.

бабушка поля вернулась с поля.

коля арбузов принёс домой пять арбузов.

Учитель:

- Запишите в тетрадь понравившееся предложение. Подчеркните опасные места.

- Проверьте, как вы выполнили задание по эталону. (Самопроверка по эталону.)

На доске:

Бабушка Поля вернулась с поля.

Коля Арбузов принёс домой пять арбузов.

- Оцените свою работу.

Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+»; кто немного сомневается «?»; кто допустил ошибки, и ему надо ещё потренироваться, поставьте «-».

Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
IX. Рефлексия деятельности.

Учитель:

Какое «открытие» вы сегодня сделали на уроке?

Были ли трудности в выполнении задания?

Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв.

Сергей, Максим, Эльдар и Саша,

Никита, Миша, Зульфия, Наташа,

Лиза, Юля, Лирник, Маша,

А ещё Роман, Илья, Марина,

Альфия, Розалия, Эллина,

Владислав, Алина, Екатерина!

- Я большой семьи родитель.

Догадались? Я – учитель.

- Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!

- То, чему я хотела бы вас научить,

Точно яблоня, покрытая листвою.

То, что я при этом знаю, -

Всего лишь веточка в кроне.

То, что я при этом говорю, -

Всего лишь яблоко на ветке,

А то, что у вас остаётся, -

Всего лишь плодовое зёрнышко,

Но из него иногда яблоня вырастает.

Хочется верить, что из каждого вырастет достойный человек, ведь уже сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вам было присуще стремление к познанию, вам нравится учиться.

- Наш с вами урок подошёл к концу. Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям?

- Как вы считаете, хорошо ли поработали сегодня на уроке?

- Кому ещё предстоит потренироваться?

- А как вы думаете, а завтра вы будете умнее, чем сегодня?

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

На уроке русского языка первоклассники выяснили существенные признаки имён собственных, установили причинно-следственные связи, строили умозаключения на основе полученной информации, принимали её или подвергали сомнению, перепроверке. Все задания урока позволили работать над формированием универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).

В конце своего выступления хочется предложить вашему вниманию памятку для учителя по формированию универсальных учебных действий.





Уважаемые коллеги педагоги!

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручения, соблюдайте определенные правила:

  • Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

  • во-вторых. нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия. т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения. наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели:

  • поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

  • конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

  • необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

  • обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

*Режиссерская игра

*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

  • Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

  • взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

  • диспут;

  • заучивание материала наизусть в классе ;

  • «ищу ошибки» ;

  • контрольный опрос на определенную проблему.


Желаем вам терпения и творчества!




Список используемой литературы:
1. А. Г. Асмолов. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М.2008.

2. Нечаева Н. В. Русский язык. Учебник для 1 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

3. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск