В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой





Скачать 281.26 Kb.
НазваниеВ психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер281.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
ЛЮБОВЬ…

В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора (не путать с речевой метафорой!), переносящая чужой, не опробованный и не инспектированный нами набор альтернатив в собственное распоряжение. Она и осложняется раз от разу нарастающей утратой опыта альтернативного структурирования действительности, то есть восприятия бесконечно сложной среды, через конечный набор альтернативных образов.

Воля – это, прежде всего, способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. По Э. В. Ильенкову "интеллектуальные планы есть внешнее проявление внутренней свободы воли человека".

Вера, как правило, базируется не на доказательствах, а на отдельных примерах. То есть вера представляет собой незрелое знание, плохо аргументированное и суммированное в систему на основе внутренней логики, часто слабо коррелированной с логикой внешних беспощадных обстоятельств. Поэтому с отступниками от веры не спорят, а уничтожают, как носителей сомнений, то есть контрпримеров. А в науке контрпримеры являются зачастую источником новых знаний и новых обобщений. И это, пожалуй, коренное отличие веры от научных знаний - отношение к источникам контрпримеров.

Главная черта времени - небывалый темп изменения личной жизни. Но загадочным контрастом выделяется нечто застывшее - наше мировоззрение. Оно остановилось два-три столетия назад. Его здание давно стало необитаемым для нашего духа. Мы чувствуем это. Тем не менее все еще продолжаем провозглашать его последним достижением мысли.

Наша картина мира не нравится нам, но мы ленимся искать нечто более правильное, а ведь мы играем с огнем. Сидя на хромой лошади нельзя быть готовым к решительным действиям. А наша философия не только хрома, но еще и слепа на один глаз - тот, который обращен к духовным явлениям.

Нам запретили смотреть на эти явления и потребовали замечать только то, что улавливается внешними рецепторами наших органов чувств. Огромная часть Бытия осталась вне кадра внимания.

Чтобы снова увидеть, не нужно обладать особой зоркостью. Эта часть Бытия всегда перед нами. Нужно только понять нелепость запрета. В самом деле, чем показания органов чувств предпочтительнее показаний органов души, сильных и узнаваемых как и первые?

Дискриминация привела к появлению ущербной философии. Она отрицает объективную находящуюся вне нас реальность, которая стоит за мощным потоком психических явлений, сотрясающих нас куда сильнее любого перцепируемого сигнала.

Не время ли серьезно задуматься над проблемами Бытия и своего места в нем, устранить однобокость нашего взгляда на мир и понять, что за внутренними сигналами нашей души стоит данность другого рода, без которой не было бы человека ?

Этот вывод в наш дикий век многим покажется странным. Поэтому его надо обосновать и извлечь нужные для жизни следствия.

Встала необходимость для удачного начала выбрать явление, которое всем было бы хорошо известно и смогло бы помочь приоткрыть дверь в ту половину Бытия, которая три столетия была отгорожена от нас.

Была избрана любовь.

Что такое любовь?

Вопрос кажется схоластическим. Незачем теоретизирование по поводу ясных вещей. Но мнения сильно расходятся. Имеет смысл обдумать вопрос заново. Однако принесет ли это пользу? Если природа любви будет выяснена, то что это даст?

Мы сумеем достичь истинного, а не иллюзорного понимания существа дела. Мы убедимся, что проблема имеет решение, которое пообещает стать ниточкой, ведущей к глубочайшим тайнам мироздания... Но далек путь: нам предстоит создать понятийный аппарат, вывести проблему на уровень, на котором можно рассчитывать найти ответы на серьезные вопросы Бытия.

Выясним, что понимают под любовью взрослые люди.

Одни не смогут ответить ничего вразумительного, поскольку не задумывались. Другие скажут: "Чтобы понять, что такое любовь, надо испытать ее". Третьи выскажут сомнение в самом существовании любви. Четвертые обратятся к примеру Ромео и Джульетты. Короче, наметится разнобой суждений. Однако,- существенная деталь, - мнения будут исходить от людей неученых.

Те же, кто принадлежит к "интеллектуальной элите" выразят убеждение, что любовь есть идеальное отражение полового влечения, то есть сублимация секса. Замечательно следующее: чем уровень образованности выше, чем утонченнее человек, тем категоричнее он будет отстаивать ту или иную версию фрейдистской трактовки феномена любви.

Большой соблазн довериться профессионалам, которые лечат людей от неврозов, получая гонорары. Покойно на душе у того, кто пользуется готовыми (наглядными!) суждениями психоаналитика!

Однако во фрейдистской кулинарии, которой питается сейчас почти весь мир, есть не очень аппетитный ингредиент. Разговаривая с психологом, вы замечаете удивительнейшую вещь: ваш собеседник знает о том, что делается в вашей душе, лучше вас самих. Это вызывает восхищение! Вы с энтузиазмом начинаете вглядываться в себя, чтобы найти подтверждение положениям психоанализа. Однако почему-то не находите. Возникает сомнение. Вы деликатно делитесь им с вашим собеседником. Вы говорите ему: "Но у меня никогда не было в детстве желания убить своего отца и жить со своей матерью."

Собеседник смотрит на вас с состраданием, которое всегда испытывает монопольный владелец истины к блуждающему в потемках, и отвечает: "Вы испытывали, вы просто забыли об этом". Эта реплика обескураживает, но затем вызывает чувство протеста: "Позвольте - говорите вы, но если я и сам забыл, то откуда же тогда наука знает, что у меня в детстве было это чувство, если меня никто не спрашивал и не наблюдал, если никаких следов этого чувства не сохранилось?" Снова снисходительно улыбнувшись, интеллектуал расскажет вам, с помощью какой методики были сделаны открытия психоанализа, постоянно произнося "Фрейд", "Юнг", "Адлер","Эрикссон","Мелания Клейн", что конечно же должно внушить священный трепет. Прямо он на ваш вопрос так и не ответит, но виражами психоаналитической мысли постепенно «укатает».

Дальше два продолжения. Если вы боитесь выглядеть некультурным, вы этот трепет почувствуете и сомнения ваши рассеются. Но если вы имеете потребность доходить до всего собственным разумением, перевешивающей страх потерять репутацию образованного человека, имеете привычку думать, то жизнь ваша начнет осложняться. Разъяснения только усилят ваш протест.

И вот! Вы беретесь за литературу!

Вы начинаете с основоположников, а кончите современными авторами, преисполненными такого интеллектуализма, что по сравнению с ними Зигмунд Фрейд и Фритц Адлер кажутся неотесанными самоучками.

По мере того, как объем прочитанного будет расти, начнет обретать реальную опору и ваше чувство протеста. Когда вы разговаривали с интеллектуалом, вы основывались на здравом смысле, на интуиции. Вы не имели фактов, не могли говорить уверенно, ибо боялись возвести на психоанализ напраслину. Теперь же вы убедитесь, что в нем действительно есть этот "невкусный" ингредиент - догматизм суждений. Вы начинаете чувствовать, что вам трудно принять фрейдовскую концепцию психики примерно как какое-нибудь суеверие.

Размышляя об этом, вы почувствуете, что слово "суеверие" есть нечто большее, чем удачное сравнение. "Суеверие" ... - это "вера всуе", "ложная вера". Нельзя спрашивать математика, верит ли он в теорему Пифагора, или химика - верит ли он в таблицу Менделеева. "Суеверие", вырвавшееся в данном случае как-то естественно, не воспринимается как иносказание. Не должно ли это натолкнуть на мысль, что фрейдизм – не научная теория, а нечто другое. Если это не наука, то вопрос о вере приобретает прямое значение.

Но как отличить науку от других форм мыследеятельности? По аргументации. Для наук установлен минимум строгости выводов, граница, которую пересекать недопустимо. Нетрудно убедиться, что все доводы, на которых построен психоанализ, лежат гораздо ниже допустимой границы строгости. Когда замечаешь это, испытываешь изумление. Чувство становится еще сильнее, когда собираешь приемы доказательств психоанализа.

Вот главные:

1. Выдвижение глобальных утверждений на основании частного случая.

Обнаруженные у конкретных индивидов частные особенности психики почему-то провозглашаются фундаментальными, в то время как другие особенности, гораздо более распространенные, полностью игнорируются, либо объявляются вторичными. Одного примера, притом сомнительно интерпретированного, достаточно, чтобы провозгласить общее положение (, против которого, конечно же, никто не осмеливается возражать).

2. Толкование сновидений.

Их произвольность бросается в глаза. В статье "Детские неврозы и их лечение" описано, как Фрейд и Адлер заставляли сынишку Адлера методом интроспекции исследовать свои сны. За "удачный", то есть подкрепляющий психоаналитическую теорию ответ мальчик получал лакомство. Он быстро понял, что ему делать, как себя вести: "Сегодня я видел во сне кусающую меня белую лошадь; это был мой отец, которого я хотел убить".

Проделки остроумного ребенка легли в основу целой науки! И все приговаривали: "Да, ничего не поделаешь, это факты."

3. Ссылки на художественную литературу.

Применяют известный трюк. Для "подтверждения" положений психоанализа привлекают вскормленную на нем же "фрейдистскую литературу", вызванную к жизни самим же психоанализом. Возникает недопустимый в науке порочный круг. Но фрейдистской теории этот трюк почему-то сходит с рук. Никто не настаивает, чтобы иллюстрации брались из нейтральных авторов или же писателей прошлого, которые, кстати, очень подробно описывали свои детские ощущения. Если бы такое требование соблюдалось, психоанализ едва бы наскреб две-три цитаты.

У Эдипа в трагедии Софокла "эдипова комплекса" не было, что признают и сами фрейдисты.

4. Эволюционистские аргументы.

Вся концепция вытеснения основана на представлении, что когда-то люди не сдерживали своих порывов и делали все, что им хотелось, и лишь со временем "общественная цензура" загнала многие побуждения внутрь, создав таким образом ядро "подсознания". На вскидку мы бы сказали, что ссылки на древность не имеют научной ценности, ибо никто точно не знает, как жили люди в то время. Но теперь мы можем выразиться сильнее, зная работы Б.Ф.Поршнева. Мы знаем, что никакого "дикого" поведения в первобытных обществах не наблюдалось. Уже в палеолите люди подчинялись установлениям куда более строгим, чем те, что царят в нашем сегодняшнем обществе.

Эволюционистские доводы фрейдистов, таким образом, представляют собой грубую подтасовку.

5. Запугивание оппонентов и разные формы давления на них.

Психоанализ пользовался средством давления, апробированными всеми псевдонауками, представляющими на деле чисто идеологические построения. Этим средством является угроза обвинения в реакционности. Фрейд очень любил обвинять противников в отстаивании "оккультизма". Ученые капитулировали перед психоанализом без сражения. Помимо угрозы прилепить ярлык, употреблялись средства более грубые. Фрейд писал, что он знал нескольких специалистов, не признающих психоанализа, но у всех у них были "неполадки в половой сфере".

6. Создание впечатления, будто психоанализ открыл феномен "бессознательного" и уже потому является огромным достижением.

На эту удочку ловятся многие.

Тезис о том, что наше "я" не исчерпывается его сознательными проявлениями не просто подразумевался, а и был выражен в явной форме, например, в учении Гераклита о Логосе, незаметно входящем в нас и делающем нас разумными; в теории Платона о знании как припоминании и т.п. Современный не сведущий интеллектуал игнорирует это духовное наследие, полагая, что первым человеком, научившимся мыслить был Френсис Бэкон, поэтому он и считает великим открытием фрейдовское исследование "подсознания" и "сверх-Я", которое надо бы называть даже не упрощенным переизложением прежнего учения о душе, а карикатурой на него.

Достаточно.

Мы видим, что психоанализ вряд ли можно считать наукой. Но что он тогда такое? Скорее всего он - мировоззрение. Недаром Фрейда называют философом. Современный фрейдизм, хотя и изменившийся по сравнению с исходным учением, но сохранивший все его мировоззренческие элементы, есть идеологическая установка. Установка, по-видимому, полностью отвечающая требованиям общества, иначе она не могла бы удерживаться так долго, несмотря на слабость аргументации. Одна из причин прочности этой установки заключается в том, что на ее основе возникает нужное поведение людей.

Становится понятным, почему для его утверждения понадобился человек с незаурядными публицистическим и литературным талантом, каким был Фрейд. Понятно и то, почему этот человек называл себя продолжателем дела Коперника и Дарвина. Коперник отверг идею исключительности Земли в Космосе. Дарвин отверг идею исключительности человеческого рода, произведя его от обезьяны. Оставался еще внутренний мир человека, хранивший некое обаяние "души". Его необходимо было развенчать, сведя его к игре мотивов.

Фрейд и его последователи изобрели способ такого сведения души к игре мотивов. Он вначале вызвал немало возражений, произвел отталкивающее впечатление своей "циничностью". Постепенно все убедились, что если не отказываться от фундаментального тезиса эпохи, что человек есть автомат, то он является самым верным способом. Вряд ли есть основания предпочесть ему что-либо другое.

Господствующее мировоззрение имеет принудительную силу, охватывает мир подобно эпидемии; делает людей слепыми и глухими к несообразностям, заставляет воспринимать все возражения со злобой и устранять их посредством травли их авторов. Когда идея овладевает миром, она становится всесильной как теория относительности - в этом сомневаться не приходится.

Но если мы хотим достичь истины, мы должны сразу же решительно сказать, что теория любви как сублимации секса, санкционированная авторитетом психоанализа, не становится для нас убедительной только лишь в силу такового санкционирования.

В истории было много сменивших друг друга всесильных мировоззрений, а истина одна. Страшно даже подумать, как наивно будут выглядеть через 10 000 лет сегодняшние "истины"!

Взгляд на любовь диктуется фрейдовской концепцией, а она как мы выяснили есть лишь возможное - мировоззрение. Поэтому никакой достоверности этому взгляду не сообщает. (Конечно, она не сообщает ему и заведомой ложности!)

Мы не будем основывать наши выводы о любви на положениях психоанализа, но и не будем заранее считать их неверными. По мере получения собственных выводов мы будем сравнивать их с фрейдистскими тезисами.

Это позволит постепенно разобраться.

Покинув храм науки, ни от кого не добьешься ничего вразумительного. Слово любовь перестает быть термином. А кроется ли за этим словом какое-то содержание?

Сравним две фразы "Татьяна любила Онегина" и "Таня любила маму". Может быть здесь мы встречаемся с омонимами? Может быть, использование одного и того же слова обязано слишком большой дифференцированности естественного языка? Не следует ли нам сузить диапазон значений слова "любовь" настолько, чтобы оно относилось лишь к эмоции, возникающей между противоположными полами?

Нет, делать этого нельзя. Во-первых, в корне неправильно производить уточнение чувства не по внутренним его характеристикам, а по объекту, на который оно направленно. Во-вторых, любовь и половое влечение суть вещи совершенно разной природы, не имеющие никакой внутренней связи и сочетаемые друг с другом при помощи внешнего по отношению к ним механизма.

Наше утверждение может показаться не только спорным, но и явно нелепым. Нам скажут:"Нельзя же отрицать целесообразности, стремления живых существ к воспроизведению себя в потомстве! Если любовь не есть идеальное отражение этого пронизывающего живой мир стремления, то зачем же она нужна, чему она служит и каковы ее реальные корни?"

Проявите терпение.

Глубинная природа любовного чувства будет нами в дальнейшем проанализирована - в этом главная цель. Но для начала нам необходимо произвести "расслоение" любви и полового влечения, чтобы было что анализировать. Для этого недостаточны те средства, которыми пользовался Фрейд; здесь понадобятся орудия более тонкие и разнообразные.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconУчебно-методическое обеспечение: Л. Г. Петерсон, математика 3 класс изд-во «Просвещение»
Есть учащиеся, которые не достаточно трудолюбивы, усидчивы, они умеют сравнивать и сопоставлять, но им присущи отсутствие непроизвольного...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать развитие (в отличие от роста или эволюции)?
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой icon5. интервью Установите соответствие
Базовыми характеристиками гуманитарной парадигмы в психологических исследованиях являются
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconРефератов по эргономике № тема психология труда человека-оператора: содержание, характер, режим
Проблема резервов человеческой психики. Улучшение собственных качеств: внимания, памяти, воли
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconИ воспитание юриста-профессионала
А. М. Столяренко, «специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconУ вас есть какие-то вопросы?
Эти вопросы к Генплану никакого отношения не имеют
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прошли годы. Выросло новое поколение детей, которые почти ничего не знают о войне в Афганистане. Но есть стихи и песни, рожденные...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах». (Иак. 2: 18)
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconБрязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях
Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Состояния внимания и невнимания. Виды рассеянности. Эффекты, функции и критерии...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconРаботы актуальна потому, что проявление воли (точнее было бы — «силы...
«Понятие воли. Структура волевых действий» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Больше внимания уделяется на передачу зунов, а меньше на развитие познавательной сферы
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconФормирование волевых качеств в период адаптации первоклассника к школе
Проблеме готовности к школьному обучению уделяется значительное внимание в методологических, теоретических, экспериментальных и прикладных...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconРеферат Психологические проявления лжи в общение людей
Оговорка, говорил он становится своеобразным «орудием которым выражаешь то, чего не хотелось сказать, которым выдаешь самого себя»....
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconРеферат на тему: «Речевой этикет у русских»
...
В психологических исследованиях вере не уделяется почти никакого внимания, в отличие от феномена воли. Вера, по сути, есть некритическая метафора не путать с речевой метафорой iconКурсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право»
В связи со всем перечисленным понятно, почему теме гражданско-правовых договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск