Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 104.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.01.2014
Размер104.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Цели курса:

-формирование у студентов знаний об основных периодизациях развития в онтогенезе;

-выявить особенности критических и сензитивных периодов;

-дать представление об основных психологических особенностях возрастных новообразований.

Задачи курса:

-овладение понятийным аппаратом психологии возрастных кризисов;

-формирование у студентов представлений о проблеме периодизации в психологии;

-овладение диагностическими методиками исследования возрастных кризисов.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- категориальный аппарат психологии возрастных кризисов;

- основные периодизации развития;

- психологические особенности возрастных новообразований;

- содержание и структуру возрастных кризисов;

- методы и методики диагностики возрастных кризисов.

Студент должен уметь:

- анализировать возрастные кризисы, определять их содержание и структуру;

-разрабатывать практические рекомендации по разрешению трудностей, возникающих в критические периоды развития.
Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

вар1/

вар2

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии

-составить сравнительную таблицу критериев периодизации

7/7

Проверка таблицы

2

Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии

-составить сравнительную таблицу оснований классификации

7/7

Проверка таблицы

3

Проблема возраста

-описать составляющие психологического возраст;

-описать фазы возрастного кризиса

5/5

Проверка конспекта

4

Возраст и его определение в культурно-исторической теории

-составить конспект «Возраст как динамическое образование»

5/5

Проверка конспекта

5

Возраст и его определение в теории деятельности

-составить таблицу «Общее и отличия интериоризации и экстериоризации»

5/5

Проверка таблицы

6

Новые направления в исследованиях онтогенеза

-перечислить особенности современных исследований онтогенеза в отечественной и зарубежной психологии

5/5

Проверка конспектов

7

Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемости

-перечислите возможности коррекции особенностей поведения в критические периоды

5/5

Проверка конспектов


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тема 1. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Проблема периодизации в отечественной психологии.

2.Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать развитие (в отличие от роста или эволюции)?
Задания для самостоятельной работы:

1.Опишите феномен «развития» в психологии.

2.Приведите примеры периодизаций онтогенеза.
Основная литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

2.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

3.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

5.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

Тема 2. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Что такое «задача развития»?

2.Какие не изучавшиеся отечественной психологией характеристики перехода можно почерпнуть из анализа западных исследований?
Задания для самостоятельной работы:

1.Определите общее и различное для зарубежных теорий развития.

2.Выделить общее и отличное в отечественных и зарубежных теориях психического развития.
Основная литература:

1.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

2.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Дополнительная литература:

1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.. 1967.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

4.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Тема 3. Проблема возраста
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какие возраста Вы знаете?

2.Основные характеристики возраста.

3.Закон динамики возраста.
Задания для самостоятельной работы:

1.Проанализируйте психологические особенности сензитивных и литических периодов развития.

2. Механизм психологических закономерностей движения в зонах кризиса.
Основная литература:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб., 2007.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

5.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Дополнительная литература:

1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.. 1967.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Тема 4. Возраст и его определение в культурно-исторической теории
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Перечислите и объясните основные характеристики возраста в культурно-исторической теории.

2. Социальная ситуация развития в культурно-исторической теории.
Задания для самостоятельной работы:

1.Составить конспект « Возраст целостное динамическое образование».
Основная литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

2.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

3.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

3.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
Тема 5. Возраст и его определение в теории деятельности
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Перечислите и объясните основные характеристики возраста в теории деятельности.

2.Роль ведущей деятельности в психическом развитии.

Задания для самостоятельной работы:

1.Приведите примеры экстериоризации.

2.Приведите примеры интериоризации.
Основная литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

2.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

3.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

3.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

4.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
Тема 6. Новые направления в исследованиях онтогенеза
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какое господствующее в западной психологии отношение к регулярности онтогенеза?

2.Приведите примеры инкантации.
Задания для самостоятельной работы:

1.Перечислить особенности современных исследований онтогенеза в отечественной и зарубежной психологии
Основная литература:

1.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

2.Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

3.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

3.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

4.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Тема 7. Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемости
Вопросы для коллективного обсуждения

1.Каково происхождение современных периодов детства?

2.Кризис и проблема трудновоспитуемости: каково соотношение этих явлений?
Задания для самостоятельной работы:

1.Перечислите депривация каких потребностей ребенка может привести к трудновоспитуемости.

2.Какие пути коррекции трудновоспитуемости Вы знаете?
Основная литература:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб., 2007.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1992. - № 1.

4.Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

5.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

6.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Дополнительная литература:

1.Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

4.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

5.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

6.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб., 2007.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1992. - № 1.

4.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

6.Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

7.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

8.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

9.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

10.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
Дополнительная:

1.Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997.

2.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.,1967.

3.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

4.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

5.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

6.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

7.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

8.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

9.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.

10.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Словарь терминов
Активность – всеобщая характеристика живых существ, являющаяся источником поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Биологический возраст – определяется состоянием обмена веществ и функций организма.

Ведущая деятельность – деятельность, развитие которой определяет главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития.

Возраст (возрастной период) – целостная динамическая структура, определяющая судьбу и значение каждой функции; культурно-историческая категория, имеющая несколько систем отсчёта – индивидуальное развитие, социальные процессы и социально-демографическую структуру общества.

Дисгармонический инфантилизм – результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.

Критический период – период резких изменений и перехода к следующему стабильному периоду.

Литический (стабильный) период – период медленных изменений, идущих «подземным» путём.

Неперефромированное развитие – то, которое трудно предвидеть в его результате.

Паспортный возраст – показывает, сколько времени прошло с момента рождения человека.

Преформированное развитие – ограниченное рамками возможного, предсказуемое.

Психический возраст – определяется через соотнесение со среднестатистическим комплексом развития и включает в себя интеллектуальный, эмоциональный, субъективный возраст.

Сензитивный период – время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно.

Социальный возраст – показатель способности человека к правовым действиям; связан с правовой системой общества и паспортным возрастом, фиксируется в правовых документах.

Фактический возраст – период времени, прошедший с момента зачатия.

Формирование – внешне детерминированное изменение. Которое предполагает наличие модели и не обязательно основано на внутреннем импульсе субъекта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск