Скачать 283.03 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Ю. ДМИТРИЕВ, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА От качества и продуманности (а также от полученных результатов) юридического образования, обучения и воспитания во многом зависит качество и результативность юридического развития (в течение всей профессиональной жизни) юриста, которое преимущественно он будет осуществлять самостоятельно, в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Чтобы это развитие шло должным образом, юридическое образование обучение и воспитание должны развивать творческое мышление у будущего профессионала-юриста, осуществляться с одновременной нацеленностью на достижение долговременного развивающего эффекта. Необходимы и, как показывает практика подготовки юристов и других профессионалов в сфере юридических наук, возможны, плодотворны, по мнению А.М. Столяренко, «специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.)»1. Правовая система – часть системы государства (последняя включает систему государственных органов и учреждений и определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства). В свою очередь, система государства есть часть более крупной и емкой системы гражданского общества, понимаемой как совокупность исторически сложившейся совместной жизни и деятельности людей на определенной территории, как большая социальная общность, как определенный тип социальной системы. Этой системе принадлежит ряд взаимопроникающих сфер: экономики, социальной, политической, управления, идеологии, морали, науки, образования и воспитания (педагогическая), права и др. Педагогическая действительность системна и существует в виде основных системных педагогических явлений – образования, обучения, воспитания, развития, о которых говорилось выше. Каждому из них свойственны свои совокупности педагогических фактов, закономерностей и механизмов2. Педагогическая реальность в правовой сфере представляет собой юридико-педагогическую реальность. Общепедагогические явления представлены в ней не в «чистом», а в трансформированном виде, как особенные педагогические явления. Специфика их обусловлена взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудностей, используемых средств и технологий и пр. Находясь вне осознания обществом, правовой системой, сотрудниками правоохранительных органов, юристами, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии жизни права, возникновении правопорядка в обществе. Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Понятие «формирование личности» имеет общесоциальное и педагогическое содержание. Как социальное понятие, оно обозначает процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Как педагогическое – близко по значению понятию «воспитание» (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения). Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным его условием, по мнению Г.М. Коджаспировой, является наличие истинного знания о себе, правильная самооценка, самосознание целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание тесно связано с воспитанием как педагогическим явлением3. По словам К.Д. Ушинского, человек не потому говорит, что обладает рассудком, который есть и у животных, а потому, что обладает самосознанием, т.е. способностью наблюдать свои собственные душевные явления, чего нет у животных. Эта способность дает человеку дар слова, свободу воли, нравственность, способность к самосовершенствованию и прогрессу. Самообразование – это специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. Все рассмотренные фундаментальные педагогически понятия и стоящие за ними важнейшие компоненты современной педагогической реальности взаимно дополняют и обогащают друг друга, формируя целостную человеческую личность юриста. Методология (от греч. methodos – дорога, путь, теория, учение) – теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем4; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности5. Есть и другие определения методологии как «учения о методе научного познания и преобразования мира»6. В современной литературе под методологией понимают методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач7. В педагогике методология определяется как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности8; совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности9. Междисциплинарное положение юридической педагогики определяет специфику и интегральный характер ее основополагающих подходов к исследованию и объяснению проблем, поиску и критериям оценки разрабатываемых практических рекомендаций. В своей как бы юридической части юридическая педагогика исходит из правовых реалий (задач построения правового государства, существующей правовой системы, состояния правопорядка и законности, целей, задач и проблем их совершенствования, нормативно-правовой основы юридической деятельности, организационно-правовых решений и др.), а в «педагогической части» подходит к ним с научно-педагогических позиций, углубляется в исследование педагогических реалий – педагогических фактов, закономерностей и механизмов образования, обучения, воспитания и развития будущих юристов, руководствуясь при этом научными достижениями педагогики и адаптируя их к особенностям своих целей и задач. Таким образом, в своих главных характеристиках она выступает как педагогическая наука, отрасль педагогики, а не «педагогизирующая юриспруденция»10. Методологически важен подход юридической педагогики к истолкованию своей «педагогической части». В связи с этим возникает вопрос о ее соотношении с общей педагогикой. В своих теоретических построениях она не может и не должна быть линейным приложением общих положений педагогики к сфере права, ибо тогда это будет в лучшем случае просветительская «педагогика для юристов», а не особая отрасль научного знания – юридическая педагогика, отражающая специфику педагогической реальности в сфере права. Было бы неверно отрицать познавательную пользу рассуждений, построенных на юридическом материале с общепедагогическим комментарием к нему. Но специфика педагогико-юридического исследования и знания, их особая теоретическая и практическая ценность возникает лишь при выявлении особенного в той педагогической реальности, которая включена в сферу права. Это, как верно отмечает А.М. Столяренко, «не научная амбициозность, а гносеологическая, методологическая и теоретическая необходимость, практическая целесообразность отражения в особой системе научно-педагогического знания особой реальности – правовой. Юридико-педагогическая реальность – это не реальность обучения детей рисованию или обучения студентов технического вуза, а реальность законности, борьбы с преступностью, действий в опасных для жизни условиях, деятельности профессионалов, педагогика решения жизненных проблем и др. Здесь обнаруживаются не только известные общей педагогике, но и новые причинно-следственные педагогические зависимости, закономерности и факты»11. Обычно выделяют три уровня методологии научного исследования и знания: общую методологию, частную (или специальную) методологию, методы и методику. Они имеются и в юридической педагогике. Общая методология педагогики – это совокупность основных научных положений, воплощающих главные выводы, уроки опыта познания педагогической реальности. Квинтэссенция их выражена в общих методологических принципах12 педагогической науки – исходных положениях исследования и трактовки явлений педагогической реальности. К важнейшим из них в педагогике большинство ученых относят: 1) принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать только то, что действительно принадлежит ей, т.е. ее факты, закономерности и механизмы. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на исследование и выводы пристрастий, личных взглядов, предубеждений и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание достоверной картины юридико-педагогической реальности; 2) принцип детерминизма (причинности, каузальности), отражающий объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающий обнаруживать причины тех или иных юридико-педагогических явлений, а также рассматривать их и как причины иных следствий: педагогических и юридических. Установление причин – важнейшее условие разработки конструктивных предложений по совершенствованию практики, ориентированных на создание, изменение или устранение именно причин для достижения нужных следствий; 3) принцип взаимосвязи и взаимодействия, вытекающий из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они находятся в определенных отношениях, характеризуемых взаимовлияниями. Если изучаемое явление попадает в другую систему взаимоотношений, то оно изменяется под новыми влияниями и, в свою очередь, как-то изменяет их. Это совершенно необходимо учитывать при изучении педагогических явлений и их возможностей достигать нужного в педагогической практике; 4) принцип развития, отражающий факт постоянных изменений в окружающем мире и людях. Исследуемые в данный момент юридико-педагогические явления надо рассматривать как срез на пути непрерывного их изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при необходимости способы изменений. Принцип развития – основа педагогического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений по восходящей тенденции. Частная (специальная) методология юридической педагогики отвечает объективной необходимости учитывать качественное своеобразие исследуемых педагогических фактов, закономерностей и механизмов, присущих правовой сфере общества и относящихся к предмету исследований. Основные и своеобразные юридико-педагогические закономерности и их совокупности находят отражение в специальных научных принципах юридической педагогики. На основе проведенных научных исследований А.М. Столяренко выделяет важнейшие из них: 1) принцип педагогической предметности определяет необходимость при решении проблем укрепления законности и правопорядка целеустремленно исследовать именно педагогические явления. Они есть везде, где есть проявления, влияния, изменения, задачи, меры, связанные с образованием, обучением, воспитанием, и развитием сотрудников и граждан (в связях последних с правовой сферой и правоохранительной деятельностью). Педагогический подход, педагогическая предметность выражаются в исследовании ученым и уяснении практиком именно этой реальности и путей ее совершенствования13. Но надо понимать, что образование, обучение, воспитание, развитие – явления комплексные и изучаются и другими науками. Специфически педагогическое в них – это педагогические закономерности, т.е. причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и педагогическими результатами, способы их учета и оптимизации в интересах укрепления законности и правопорядка. Это деятельность педагогов, других лиц, организаций, организующих педагогический процесс, оказывающих педагогическое воздействие и объект-субъектов воздействий (воспитуемых, обучаемых и т.д.), обеспечивающих достижение нужных результатов в образовании, воспитании, обучении и развитии сотрудников правоохранительных органов и граждан. Правильный учет педагогических закономерностей заключается, прежде всего, в разработке и организации педагогических систем разного уровня и масштаба, в достоверном и конструктивном определении их целей, задач, содержания, организации (форм), средств, методов, технологий, условий, процессов, контроля, результатов, оценок, коррекций. Определяются пути обеспечения их оптимального функционирования в педагогическом процессе, нуждающемся в учете множества причин и условий. При расчете же и обосновании всего этого используются как собственная, педагогическая аргументация, так и данные смежных наук. Бывает, что исследователи и авторы педагогико-юридических публикаций сбиваются на описание явлений иной модальности (в частности, чисто правовых или психологических) под предлогом «комплексности» педагогики; в результате собственно педагогическая реальность остается должным образом не выявленной, а результат — неконструктивным, не новым для практики. Плохая реализация этого принципа наносит серьезный урон и престижу педагогики в правовой сфере; 2) принцип юридико-педагогической специфики. В сфере права, в профессиональном образовании, в деятельности персонала проявляются многие общепедагогические закономерности. Выявить их действие в сфере права – значит стать на надежный теоретический и методологический фундамент. Однако в чистом виде подобные закономерности обнаружить в сфере права вряд ли возможно: они меняются под влиянием особенностей, специфики правовой сферы; 3) принцип единства образования, воспитания, обучения, развития, деятельности, образа жизни и юридически значимого поведения, действий человека. В юридико-педагогических проявлениях, изменениях, усовершенствованиях он характеризует наиболее существенные зависимости и влияния, обнаруживающиеся взаимосвязано на уровнях отдельного человека, групп людей, организационных структур. Системное юридико-педагогическое исследование, объяснение происходящего и принятие мер предусматривает раскрытие и усовершенствование их; 4) принцип специфичного и неспецифичного, существенного и опосредующего в юридико-педагогической проблеме (предмете конкретного исследования, понимания, решения). При изучении сложной, многообусловленной юридико-педагогической реальности и реализации системного подхода легко сбиться на позицию «все влияет на все», хотя в этом некоторые неопытные педагоги ошибочно усматривают реализацию системного подхода. Бывает непросто в запутанном переплетении зависимостей понять главное, докопаться до сути, отделить «зерно от плевел». Чтобы преодолеть такую трудность, не допустить ошибок и не свести дело к тривиальным выводам, необходимо отделить в проблеме то, что относится к ее сути, составляет ее ядро, качественное своеобразие (то, что отличает ее от всех других, даже очень схожих), структуру, содержание, от того, что ее как бы окружает и образует комплекс влияющих на нее «внешних» причин и условий; |
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | Программа дисциплины профессиональная этика юриста, специальность... Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями... | Основная образовательная программа (ооп) подготовки юриста (специалиста... Нормативные документы для разработки ооп подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция» (030501 по оксо) | ||
Основная образовательная программа подготовки юриста предусматривает... В соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности... | Программа дисциплины «Информационно-правовые системы в деятельности юриста» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также студентов специальности 030900. 62 «Юриспруденция»,... | ||
Программа мероприятий, посвященных Дню юриста Мероприятия, посвященные Дню юриста проводятся в рамках реализации распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября... | Основная образовательная программа (ооп) подготовки юриста (специалиста... Нормативные документы для разработки ооп подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция» (030501 по оксо) | ||
Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека | ||
Учебной дисциплине «Деловая коммуникация в деятельности юриста» для... ... | О. Р. Онищенко Психология профессионального общения юриста | ||
Цель: создание условий для целостной интегральной подготовки конкурентно-способного... Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кадетское образование – одно из важнейших направлений развития профильной школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и... | ||
Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия Нужна другая стратегия: "мы побуждаем студента воспитывать в себе специалиста, профессионала, помогая ему в этом". В-четвертых, в... | «Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала... |