И воспитание юриста-профессионала





Скачать 283.03 Kb.
НазваниеИ воспитание юриста-профессионала
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер283.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Ю. ДМИТРИЕВ,

доктор юридических наук, профессор,

член-корреспондент Российской академии образования,

Заслуженный деятель науки РФ
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ

И ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА
От качества и продуманности (а также от полученных результатов) юридического образования, обучения и воспитания во многом зависит качество и результативность юридического развития (в течение всей профессиональной жизни) юриста, которое преимущественно он будет осуществлять самостоятельно, в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Чтобы это развитие шло должным образом, юридическое образование обучение и воспитание должны развивать творческое мышление у будущего профессионала-юриста, осуществляться с одновременной нацеленностью на достижение долговременного развивающего эффекта. Необходимы и, как показывает практика подготовки юристов и других профессионалов в сфере юридических наук, возможны, плодотворны, по мнению А.М. Столяренко, «специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.)»1.

Правовая система – часть системы государства (последняя включает систему государственных органов и учреждений и опре­деленную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства). В свою очередь, система государства есть часть более крупной и емкой системы гражданского общества, понимаемой как совокупность исторически сложившейся совмест­ной жизни и деятельности людей на определенной территории, как большая социальная общность, как определенный тип соци­альной системы. Этой системе принадлежит ряд взаимопрони­кающих сфер: экономики, социальной, политической, управления, идеологии, морали, науки, образования и воспитания (педагоги­ческая), права и др.
Педагогическая действительность системна и существует в ви­де основных системных педагогических явлений – образования, обучения, воспитания, развития, о которых говорилось выше. Каждому из них свойственны свои совокупности педагогических фактов, закономерностей и механизмов2.
Педагогическая реальность в правовой сфере представляет со­бой юридико-педагогическую реальность. Общепедагогические явления представлены в ней не в «чистом», а в трансформирован­ном виде, как особенные педагогические явления. Специфика их обусловлена взаимодействием правовых и педагогиче­ских закономерностей, особенностями условий, целей и задач пра­воохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудно­стей, используемых средств и технологий и пр. Находясь вне осознания обществом, правовой системой, со­трудниками правоохранительных органов, юристами, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенство­ваний, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии жизни права, возникнове­нии правопорядка в обществе.

Педагогический процесс – это целостный учебно-воспита­тельный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обуче­ния, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудни­чеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Понятие «формирование личности» имеет общесоциальное и педагогическое содержание. Как социальное понятие, оно обо­значает процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общест­венных отношений. Как педагогическое – близко по значению понятию «воспи­тание» (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения).

Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная де­ятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным его условием, по мнению Г.М. Коджаспировой, является наличие истинного знания о се­бе, правильная самооценка, самосознание целей, идеалов, личност­ных смыслов. Самовоспитание тесно связано с воспитанием как педагогическим явлением3.
По словам К.Д. Ушинского, человек не потому говорит, что обладает рассудком, который есть и у живот­ных, а потому, что обладает самосознанием, т.е. способностью наблю­дать свои собственные душевные явления, чего нет у животных. Эта способность дает человеку дар слова, свободу воли, нравственность, способность к самосовершенствованию и прогрессу.
Самообразование – это специально организованная, самостоя­тельная, систематическая познавательная деятельность, направ­ленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повыше­ние профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу си­стематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Все рассмотренные фундаментальные педагогически понятия и стоящие за ними важнейшие компоненты современной педагогической реальности взаимно дополняют и обогащают друг друга, формируя целостную человеческую личность юриста.

Методология (от греч. methodos – дорога, путь, теория, учение) – теория по­знания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем4; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности5.

Есть и другие определения методологии как «учения о методе научного познания и преобразования мира»6. В современной литературе под методологией понимают методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач7.

В педагогике методология определяется как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности8; совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности9. Междисциплинарное положение юридической педагогики определяет специфику и интегральный характер ее основополагающих подходов к исследованию и объяс­нению проблем, поиску и критериям оценки разрабатываемых практических рекомендаций. В своей как бы юридической части юридическая педагогика исходит из правовых реалий (задач построения правового государства, существующей правовой системы, состояния правопорядка и законности, целей, задач и проблем их совершенствования, нормативно-правовой основы юридической деятельности, организационно-правовых решений и др.), а в «педагогической части» подходит к ним с научно-педагоги­ческих позиций, углубляется в исследование педагогических реа­лий – педагогических фактов, закономерностей и механизмов об­разования, обучения, воспитания и развития будущих юристов, руководствуясь при этом научными достижениями педагогики и адаптируя их к осо­бенностям своих целей и задач. Таким образом, в своих главных характе­ристиках она выступает как педагогическая наука, отрасль педа­гогики, а не «педагогизирующая юриспруденция»10.

Методологически важен подход юридической педагогики к истолкованию своей «педагогической части». В связи с этим возни­кает вопрос о ее соотношении с общей педагогикой. В своих тео­ретических построениях она не может и не должна быть линейным приложением общих положений педагогики к сфере права, ибо тогда это будет в лучшем случае просветительская «педагогика для юристов», а не особая отрасль научного знания – юридиче­ская педагогика, отражающая специфику педагогической реально­сти в сфере права. Было бы неверно отрицать познавательную пользу рассуждений, построенных на юридическом материале с общепедагогическим комментарием к нему.

Но специфика педагогико-юридического исследования и знания, их особая теоретическая и практическая ценность возникает лишь при выявлении особенного в той педагогической реальности, кото­рая включена в сферу права. Это, как верно отмечает А.М. Столяренко, «не научная амбициозность, а гносеологическая, методологическая и теоретическая необходи­мость, практическая целесообразность отражения в особой системе научно-педагогического знания особой реальности – правовой. Юридико-педагогическая реальность – это не реальность обуче­ния детей рисованию или обучения студентов технического вуза, а реальность законности, борьбы с преступностью, действий в опасных для жизни условиях, деятельности профессионалов, педаго­гика решения жизненных проблем и др. Здесь обнаруживаются не только известные общей педагогике, но и новые причинно-следственные педагогические зависимости, закономерности и факты»11.

Обычно выделяют три уровня методологии научного исследования и знания: общую мето­дологию, частную (или специальную) методологию, методы и мето­дику. Они имеются и в юридической педагогике.

Общая методология педагогики – это совокупность основных научных положений, воплощающих главные выводы, уроки опыта познания педагогической реальности. Квинтэссенция их выражена в общих методологических принципах12 педагогической науки – исходных положениях исследования и трактовки явле­ний педагогической реальности. К важнейшим из них в педагогике большинство ученых относят:

1) принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реально­стью, отражать только то, что действительно принадлежит ей, т.е. ее факты, закономерности и механизмы. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на исследование и выводы при­страстий, личных взглядов, предубеждений и низкой подготовлен­ности того (или тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание достоверной картины юридико-педагогической реальности;

2) принцип детерминизма (причинности, каузальности), от­ражающий объективно существующие в мире причинно-следст­венные связи и предписывающий обнаруживать причины тех или иных юридико-педагогических явлений, а также рассматривать их и как причины иных следствий: педагогических и юридических. Установление причин – важнейшее условие разработки конструк­тивных предложений по совершенствованию практики, ориентиро­ванных на создание, изменение или устранение именно причин для достижения нужных следствий;

3) принцип взаимосвязи и взаимодействия, вытекающий из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они находятся в определенных отношениях, характери­зуемых взаимовлияниями. Если изучаемое явление попадает в другую систему взаимоотношений, то оно изменяется под новыми влияниями и, в свою очередь, как-то изменяет их. Это совершенно необходимо учитывать при изучении педагогических явлений и их возможностей достигать нужного в педагогической практике;

4) принцип развития, отражающий факт постоянных измене­ний в окружающем мире и людях. Исследуемые в данный момент юридико-педагогические явления надо рассматривать как срез на пути непрерывного их изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при необходимости способы из­менений. Принцип развития – основа педагогического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессив­ных изменений по восходящей тенденции.

Частная (специальная) методология юридической педагоги­ки отвечает объективной необходимости учитывать качест­венное своеобразие исследуемых педагогических фактов, законо­мерностей и механизмов, присущих правовой сфере общества и относящихся к предмету исследований. Основные и своеобразные юридико-педагогические законо­мерности и их совокупности находят отражение в специальных научных принципах юридической педагогики. На основе проведенных научных исследований А.М. Столяренко выделяет важнейшие из них:

1) принцип педагогической предметности определяет необходи­мость при решении проблем укрепления законности и правопо­рядка целеустремленно исследовать именно педагогические явле­ния. Они есть везде, где есть проявления, влияния, изменения, задачи, меры, связанные с образованием, обучением, воспитанием, и развитием сотрудников и граждан (в связях последних с право­вой сферой и правоохранительной деятельностью). Педагогиче­ский подход, педагогическая предметность выражаются в исследо­вании ученым и уяснении практиком именно этой реальности и путей ее совершенствования13. Но надо понимать, что образование, обучение, воспитание, развитие – явления комплексные и изучаются и другими науками. Специфически педагогическое в них – это педагогические закономерности, т.е. причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и педа­гогическими результатами, способы их учета и оптимизации в ин­тересах укрепления законности и правопорядка. Это деятельность педагогов, других лиц, организаций, организующих педагогиче­ский процесс, оказывающих педагогическое воздействие и объект-субъектов воздействий (воспитуемых, обучаемых и т.д.), обеспе­чивающих достижение нужных результатов в образовании, воспи­тании, обучении и развитии сотрудников правоохранительных ор­ганов и граждан. Правильный учет педагогических закономерно­стей заключается, прежде всего, в разработке и организации педагогических систем разного уровня и масштаба, в достоверном и конструктивном определении их целей, задач, содержания, ор­ганизации (форм), средств, методов, технологий, условий, процес­сов, контроля, результатов, оценок, коррекций. Определяются пути обеспечения их оптимального функционирования в педагоги­ческом процессе, нуждающемся в учете множества причин и усло­вий. При расчете же и обосновании всего этого используются как собственная, педагогическая аргументация, так и данные смежных наук.

Бывает, что исследователи и авторы педагогико-юридических публикаций сбиваются на описание явлений иной модальности (в частности, чисто правовых или психологических) под предлогом «комплексности» педагогики; в результате собственно педагоги­ческая реальность остается должным образом не выявленной, а результат — неконструктивным, не новым для практики. Плохая реализация этого принципа наносит серьезный урон и престижу педагогики в правовой сфере;

2) принцип юридико-педагогической специфики. В сфере пра­ва, в профессиональном образовании, в деятельности персонала проявляются многие общепедагогические закономерности. Выявить их действие в сфере права – значит стать на надежный теоретический и методологический фундамент. Однако в чистом виде подобные закономерности обнаружить в сфере права вряд ли возможно: они меняются под влиянием особенно­стей, специфики правовой сферы;

3) принцип единства образования, воспитания, обучения, раз­вития, деятельности, образа жизни и юридически значимого поведения, действий человека. В юридико-педагогических про­явлениях, изменениях, усовершенствованиях он характеризует наиболее существенные зависимости и влияния, обнаруживающие­ся взаимосвязано на уровнях отдельного человека, групп людей, организационных структур. Системное юридико-педагогическое исследование, объяснение происходящего и принятие мер преду­сматривает раскрытие и усовершенствование их;

4) принцип специфичного и неспецифичного, существенного и опосредующего в юридико-педагогической проблеме (предмете конкретного исследования, понимания, решения). При изучении сложной, многообусловленной юридико-педагогической реально­сти и реализации системного подхода легко сбиться на позицию «все влияет на все», хотя в этом некоторые неопытные педагоги ошибочно усматривают реализацию системного подхода. Бывает непросто в запутанном переплетении зависимостей понять главное, докопаться до сути, отделить «зерно от плевел». Чтобы преодо­леть такую трудность, не допустить ошибок и не свести дело к тривиальным выводам, необходимо отделить в проблеме то, что относится к ее сути, составляет ее ядро, качественное своеоб­разие (то, что отличает ее от всех других, даже очень схожих), структуру, содержание, от того, что ее как бы окружает и образу­ет комплекс влияющих на нее «внешних» причин и условий;

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И воспитание юриста-профессионала iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
И воспитание юриста-профессионала iconПрограмма дисциплины профессиональная этика юриста, специальность...
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического...
И воспитание юриста-профессионала iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цель дисциплины- воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями...
И воспитание юриста-профессионала iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки юриста (специалиста...
Нормативные документы для разработки ооп подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция» (030501 по оксо)
И воспитание юриста-профессионала iconОсновная образовательная программа подготовки юриста предусматривает...
В соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности...
И воспитание юриста-профессионала iconПрограмма дисциплины «Информационно-правовые системы в деятельности юриста»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также студентов специальности 030900. 62 «Юриспруденция»,...
И воспитание юриста-профессионала iconПрограмма мероприятий, посвященных Дню юриста
Мероприятия, посвященные Дню юриста проводятся в рамках реализации распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября...
И воспитание юриста-профессионала iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки юриста (специалиста...
Нормативные документы для разработки ооп подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция» (030501 по оксо)
И воспитание юриста-профессионала iconПсихологические компоненты инновационного потенциала профессионала
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
И воспитание юриста-профессионала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
И воспитание юриста-профессионала iconУчебной дисциплине «Деловая коммуникация в деятельности юриста» для...
...
И воспитание юриста-профессионала iconО. Р. Онищенко Психология профессионального общения юриста

И воспитание юриста-профессионала iconЦель: создание условий для целостной интегральной подготовки конкурентно-способного...
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
И воспитание юриста-профессионала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кадетское образование – одно из важнейших направлений развития профильной школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и...
И воспитание юриста-профессионала iconПреподаватель и студент: сценарии взаимодействия
Нужна другая стратегия: "мы побуждаем студента воспитывать в себе специалиста, профессионала, помогая ему в этом". В-четвертых, в...
И воспитание юриста-профессионала icon«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск