Скачать 310.53 Kb.
|
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В.А. Сухомлинский ВВЕДЕНИЕ Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою актуальность. Одним из средств, развивающих духовную сферу учащихся, является музыкальное искусство. В соответствии с концепцией художественного образования, разработанной Министерством культуры РФ в области художественного воспитания на период до 2025 г., целью современного образования является «повышение значимости культуры и искусства в общем образовании». В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства на основе дифференцированного подхода к различным группам учащихся. Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащегося, постижения взаимосвязей музыки и жизни, сопоставления музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром и кино. Практическая реализация немыслима без обновления содержания, форм и методов музыкальной работы. Эффективной формой обучения является беседа в виде свободного диалога учителя с учениками, диалога между учеником и произведением, а, следовательно, и автором произведения, диалог между школьниками, выступающими в роли исполнителей и слушателей, макродиалог между культурами. В ходе диалога учащиеся осознают многообразие связей разных видов искусства. В первой части работы рассматриваются условия интеграции разных видов искусства и многочисленных содержательных связей с предметами, главные способы интеграции. Во второй части обобщается методический и педагогический опыт работы автора по использованию взаимодействия музыки с различными дисциплинами. В заключительной главе делаются выводы о значимости идеи интеграции. К работе прилагаются методические разработки интегрированных уроков. Глава I Сущность и способы интеграции Интеграция, в отличие от межпредметных связей, предполагающих периодические контакты между предметами, устанавливает связь глубинную, концептуальную, поскольку опирается на общие для нескольких предметов научные идеи, преломляющиеся в предметных циклах. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Появились уроки, которые проводят учителя-предметники. Цель таких уроков – «погружение» в определённую культурную эпоху, «диалог» с ней, постижение её духовных ценностей в знаках, символах. Авторы программы «Образовательная модель «Логика природы» В. Ильиченко и К. Гуз дают определение интеграции, как «объединение знаний на основе общих закономерностей, свёртывание и уплотнение информации без механистического её уменьшения или увеличения». «Интеграция в системе российского образования – это не только и не столько изменение фактического содержания изучаемого в школе учебного материала, сколько существенное изменение в методах и организационных формах самого процесса обучения», считает Е. Африна в своей статье «Об интеграции…». Учителю приходиться изменять методы и формы работы, возникает необходимость технологизации (освоение техники групповой работы, преподавание с учётом индивидуальных учебных стилей, информационно-коммуникативные технологии, учебный дизайн и т.д.) Авторский коллектив под руководством О.В. Вербицкой выделяет несколько уровней интеграции. Первый уровень – осуществления интеграции на основании общности структурных элементов содержания образования, а также общности понятий, идей, концепций в изложении отдельных разделов учебных программ. Второй уровень интеграции представляет собой дидактический синтез, который осуществляется как на уровне содержания, так и на уровне приёмов, методов, форм проведения учебных занятий. Интеграция может осуществляться в данном случае при использовании разных организационных форм занятий: интегрированный урок, лекция, практическое занятие, семинар, читательская конференция, концерт, урок-диалог и т.д. Высший уровень интеграции связан с созданием нового учебного курса, школьной дисциплины. Интегративные курсы представляют собой учебные предметы с высоким уровнем целостности содержания, общности понятий, идей, законов, явлений, сущностей, образов мира и человека. Эти три уровня обеспечивают интеграцию на уроке, в рамках учебного курса, между учебными курсами, но самое главное – они способствуют формированию системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся, их взглядах на мир, культуру и её ценности. В качестве главных методов программы «Музыка» избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л.Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему. Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики. В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – авторы программы «Музыка», считают более точным употребление термина дисциплина, выражающего самостоятельную отрасль науки. В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство». В рамках программы для начальной школы метод междисциплинарного взаимодействия проявляет себя в «создании художественного контекста» - поэтического, изобразительного; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью; в обозначении жанровых параллелей между музыкой и живописью. В 5-8 классах расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение. Возможны различные способы интеграции учебных планов уроков: Слияние: части учебного плана урока представляют собой новое неразрывное единство, образуя новый учебный курс Вставка: часть курса по одному из учебных предметов вставляется в учебный план другого. Корреляция: установление соотношений достигается за счёт синхронизации процесса обучения и выявления связей между отдельными его элементами. Гармонизация: несоизмеримые компоненты превращают в сопоставимые, это осуществляется таким образом, чтобы освоение одного компонента облегчало усвоение другого. Ставятся общие для разных предметов цели. Таким образом, идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. В педагогической теории происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов, создание интегративных программ, разработка разных типов интегрированных уроков. Глава II Мой педагогический опыт по реализации способов интеграции на уроках музыки Я считаю, что уроки музыки могут и должны внести свой вклад в развитие культуры восприятия. Искусство может и должно помочь обратить ребёнка внутрь себя, в глубину своих размышлений, в то, что он носит в своём сердце. Значительно усилят и продлят атмосферу общения с музыкой «выходы» за её пределы: в поэзию, в живопись, в литературу, а также в природу, в мир человека, в жизнь. Метод междисциплинарного взаимодействия позволяет мне находить такие способы подачи материала, которые вызывают у ребят диалог-размышление, поиск, диалог – отношение, диалог – выявление личностного смысла. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищем художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. В организации общения на уроке важно чувствовать, когда можно и нужно говорить, а когда – нет, когда «говорить» будет сама музыка. В своей педагогической практике на уроках использую несколько интегративных связей. 1.Простейшим из них является последовательный тип интеграции. Урок этого типа подчинён тематическому планированию одной предметной области, а «интердисциплинарные» связи решают поставленные на нём цели и задачи. Материал, относящийся к разным вилам искусств, организую в своеобразные блоки. Например: музыка – литература - изобразительное искусство. Схема №1 Литература ИЗО Музыка По такой схеме я разработала урок в 5 классе по теме «Славянская музыка», урок-путешествие, который включает в себя несколько направлений:
Взаимопроникновение блоков осуществляется через логику понимания, эмоциональное восприятие предложенного материала. (См. «Приложение к «Методическому сборнику», стр. 5) РОССИЯ С музыкальной культурой России мы знакомились в первой четверти. Какую русскую народную песню вы могли бы исполнить ? Какая это русская народная песня ?( Хороводная .) Исполнение песни в хороводе под "Живые нотки ". Что вы можете сказать о мелодии этой песни ?(напевная,плавная,...) Теперь обратимся к выставке русского народа,подойдите поближе. Ваши знания - ваше богатство.Вы мне знания - я вам товар. (За правильный ответ - леденец.) Кто может начать исследование ? Что здесь главное ?(Флаг.) Что означают цвета флага ?(Белый-благородство,совершенство; синий-небо,верность; красный- отвага,мужество,героизм.) Как называется национальная русская одежда,представленная на выставке? (Сарафан,платок.) Какое национальное блюдо? (Каша.) Ребята приготовили домашие задания, присядем на свои места и послушаем сообщения о "русской национальной одежде"и "русской национальной кухне". Как называется русский народный инструмент,что находится на выставке? (Балалайка.) Во всём мире Россию узнают по сувенирам : матрёшка, медведь, балалайка. Послушаем как звучит балалайка. Впереди ещё два торгово-выставочных ряда -украинский и белорусский. Выбирайте,куда мы отправимся ? УКРАИНА Своё название эта народность получила от месторасположения, а располагалась она на окраине Древней Руси. Окраина-Украина. Закарпатье,Буковина,Черниговщина-территории Украины. Современные города-Львов,Харьков,Брест.Реки-Днепр, Днестр-река Карпатских гор.Курорты Чёрного моря-Крым,Ялта,Одесса,Евпатория.Города герои:Севастополь, Семфирополь. Популярная украинская народная песня-"Веснянка". Веснянка-украинское слово,с каким русским словом оно созвучно ? (Весна.) Закликают (зовут) весну на Украине вот какими словами:"Выйди, выйди Иванку,спой Иванку нам веснянку.Всю-то зиму лишь метели за окошком пели". Какое украинское слово вы ещё услышали ?(Иванку.) Как будет по русски ? Близка ли украинская и русская речь ? Послушайте какая мелодия этой песни.Исполняю. Учим первый куплет. Если сравнить с русской народной песней "Как под наши ворота", чем похожи и в чём разница между ними ? (Схожи напевностью,плавностью.Разница в ритме.) Прошу вас к выставке,к знаниям и за товаром. (За правильный ответ- леденец.) Кто будет исследователем ? Что означают цвета флага Украины ?(Голубой-чистое небо,жёлтый-богатые хлебные поля.) Какой национальный украинский костюм ?(Вышитая блуза,головной убор-венок,широкие штаны,......) Что значит вышивка на блузах,как называются широкие штаны, зачем к венку крепят ленты и др. Кто возьмёт домашнее задание приготовить небольшое сообщение ? Так же нужно приготовить сообщение о национальной кухне украины.А на выставке любимая национальная еда украинцев-сало. А вы употребляете сало ? А на костюме русском вышивка присутствует ? А венки из цветов делаем ? Близки мы с украинским народом ? Давайте присядем на места и послушаем, как звучит украинский народный инструмент -бандура. Несколько инструментов сразу- ансамбль бандуристов исполнит украинскую песню-Ревёт и стонет Днепр широкий. Что можно сказать о мелодии ? Сравнить с русской народной песней. БЕЛОРУССИЯ Осталась последняя выставка- Беларусь. Белой Русью назвали этот народ ,потому что здесь раньше других утвердилось христианство. Некоторые учёные считают,что название связано с белыми одеждами,которые носили местные жители. Белорусь- страна лесов.Вы слышали название -Беловежская пуща-заповедные леса с ценными породами деревьев.Минск,Витебск-современные города белоруссии.Хатынь,её героическое место. Народная песня белоруссии -"Перепёлочка". Кто это ?(Птичка.) Послушайте и найдите белорусское слово . Исполняю. Учим первый куплет. (Родная,а по русски родная.) Близка ли нам белорусская речь ? А мелодия ? Какая она ?(Близка русской и украинской мелодиям .) Белорусь приглашает вас к своей выставке за знаниями и за гостинцами. Кто начнёт здесь исследования ? Что означают цвета флага ? Национальный костюм ,найти сходства с русским и украинским. Необходимо приготовить сообщение о белорусской национальной одежде и еде,есть желающие ? Что тут в сетке ?( Картошка.) Бульба по белорусски ,на следующем уроке мы будем учить песню с таким названием -"Бульба". Картошка -это и у русских ,и у украинцев ,распространённая еда. И опять мы с вами приходим к выводу - как близки эти три народа. Осталось послушать белорусский народный инструмент -цимбалы. Присядем на свои места. Звучит ансамбль цимбал,что за песня ? Слушание "Перепёлочки". Даже на инструменте написано название этой песни. В чём схожесть инструментов трёх стран?(Струнные.) Кажущиеся несоизмеримыми компоненты учебных программ: математики и музыки, интегрирую последовательно, способом гармонизации - музыкальную тему: «Нотная грамота» и тему математики: «Устный счёт»: И другой пример. Последовательное интегрирование осуществляю в нетрадиционном уроке 7 класса «Идея музыки в фильме «Титаник»». (Приложение: Методический сборник стр. 11) По методике интегрирования А.Черемисиной (учитель музыки г. Железногорска), разделяю урок на блоки – кино и музыка, работаю с лейтмотивом и фрагментами фильма. Первый фрагмент У. Тогда давайте вспоминать фрагменты, в которых звучит лейтмотив песни. И так, где первый раз мы услышали знакомую нам мелодию? Д. Когда Джек и Роуз встречаются на носу корабля. У. И что просит её Джек? Д. Закрыть глаза, подняться на ступеньки на носу корабля, расправить руки в стороны, а потом раскрыть глаза. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной... | ||
Программа школьного музея «История школы» «Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед... | Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» Воспитание экологической культуры, в ходе изучения значения мхов и влияния хозяйственной деятельности человека на мохообразных; воспитание... | ||
Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание Анализ работы бдо центра образования №1403 показал, что приоритетными направлениями данной работы стали | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это... | ||
Доклад на тему: «Методика обучения бумагопластике в системе урочной и внеурочной деятельности» Искусство--это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует... | Организация внеурочной деятельности моу сош №14 на 2011-2012 учебный год Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Искусство--это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует... | Модель: «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам... ... | ||
«Что такое воспитание?», пытаясь ответить на этот вопрос вспомним,... Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который... | ||
Рабочая программа «Музыка» 1 к ласс умк «Перспективная начальная школа» Музыкальное воспитание детей одно из звеньев общей системы воспитания ребенка, музыкальное искусство обращено к духовному | Направления Мероприятия Сроки Классы Ответственные Воспитание гражданственности (правовое, нравственное, гражданско-патриотическое, воспитание толерантности) | ||
Воспитание детей в нашей семье Ответы на вопросы От О родительской ответственности за воспитание ребенка и о бережном отношении к нему | Программа курса «Изобразительное искусство» Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. Начинается это воспитание еще до школы, в семье, в процессе... |