«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»





Скачать 310.53 Kb.
Название«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
страница1/3
Дата публикации08.07.2014
Размер310.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а, прежде всего,

воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою актуальность. Одним из средств, развивающих духовную сферу учащихся, является музыкальное искусство.

В соответствии с концепцией художественного образования, разработанной Министерством культуры РФ в области художественного воспитания на период до 2025 г., целью современного образования является «повышение значимости культуры и искусства в общем образовании». В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства на основе дифференцированного подхода к различным группам учащихся.

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащегося, постижения взаимосвязей музыки и жизни, сопоставления музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром и кино.

Практическая реализация немыслима без обновления содержания, форм и методов музыкальной работы. Эффективной формой обучения является беседа в виде свободного диалога учителя с учениками, диалога между учеником и произведением, а, следовательно, и автором произведения, диалог между школьниками, выступающими в роли исполнителей и слушателей, макродиалог между культурами. В ходе диалога учащиеся осознают многообразие связей разных видов искусства.

В первой части работы рассматриваются условия интеграции разных видов искусства и многочисленных содержательных связей с предметами, главные способы интеграции.

Во второй части обобщается методический и педагогический опыт работы автора по использованию взаимодействия музыки с различными дисциплинами.

В заключительной главе делаются выводы о значимости идеи интеграции.

К работе прилагаются методические разработки интегрированных уроков.
Глава I
Сущность и способы интеграции
Интеграция, в отличие от межпредметных связей, предполагающих периодические контакты между предметами, устанавливает связь глубинную, концептуальную, поскольку опирается на общие для нескольких предметов научные идеи, преломляющиеся в предметных циклах. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Появились уроки, которые проводят учителя-предметники. Цель таких уроков – «погружение» в определённую культурную эпоху, «диалог» с ней, постижение её духовных ценностей в знаках, символах.

Авторы программы «Образовательная модель «Логика природы» В. Ильиченко и К. Гуз дают определение интеграции, как «объединение знаний на основе общих закономерностей, свёртывание и уплотнение информации без механистического её уменьшения или увеличения».

«Интеграция в системе российского образования – это не только и не столько изменение фактического содержания изучаемого в школе учебного материала, сколько существенное изменение в методах и организационных формах самого процесса обучения», считает Е. Африна в своей статье «Об интеграции…». Учителю приходиться изменять методы и формы работы, возникает необходимость технологизации (освоение техники групповой работы, преподавание с учётом индивидуальных учебных стилей, информационно-коммуникативные технологии, учебный дизайн и т.д.)

Авторский коллектив под руководством О.В. Вербицкой выделяет несколько уровней интеграции.

Первый уровень – осуществления интеграции на основании общности структурных элементов содержания образования, а также общности понятий, идей, концепций в изложении отдельных разделов учебных программ.

Второй уровень интеграции представляет собой дидактический синтез, который осуществляется как на уровне содержания, так и на уровне приёмов, методов, форм проведения учебных занятий. Интеграция может осуществляться в данном случае при использовании разных организационных форм занятий: интегрированный урок, лекция, практическое занятие, семинар, читательская конференция, концерт, урок-диалог и т.д.

Высший уровень интеграции связан с созданием нового учебного курса, школьной дисциплины. Интегративные курсы представляют собой учебные предметы с высоким уровнем целостности содержания, общности понятий, идей, законов, явлений, сущностей, образов мира и человека.

Эти три уровня обеспечивают интеграцию на уроке, в рамках учебного курса, между учебными курсами, но самое главное – они способствуют формированию системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся, их взглядах на мир, культуру и её ценности.

В качестве главных методов программы «Музыка» избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л.Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – авторы программы «Музыка», считают более точным употребление термина дисциплина, выражающего самостоятельную отрасль науки. В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».

В рамках программы для начальной школы метод междисциплинарного взаимодействия проявляет себя в «создании художественного контекста» - поэтического, изобразительного; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью; в обозначении жанровых параллелей между музыкой и живописью. В 5-8 классах расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.

Возможны различные способы интеграции учебных планов уроков:

Слияние: части учебного плана урока представляют собой новое неразрывное единство, образуя новый учебный курс

Вставка: часть курса по одному из учебных предметов вставляется в учебный план другого.

Корреляция: установление соотношений достигается за счёт синхронизации процесса обучения и выявления связей между отдельными его элементами.

Гармонизация: несоизмеримые компоненты превращают в сопоставимые, это осуществляется таким образом, чтобы освоение одного компонента облегчало усвоение другого. Ставятся общие для разных предметов цели.

Таким образом, идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. В педагогической теории происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов, создание интегративных программ, разработка разных типов интегрированных уроков.


Глава II
Мой педагогический опыт

по реализации способов интеграции на уроках музыки
Я считаю, что уроки музыки могут и должны внести свой вклад в развитие культуры восприятия. Искусство может и должно помочь обратить ребёнка внутрь себя, в глубину своих размышлений, в то, что он носит в своём сердце.

Значительно усилят и продлят атмосферу общения с музыкой «выходы» за её пределы: в поэзию, в живопись, в литературу, а также в природу, в мир человека, в жизнь. Метод междисциплинарного взаимодействия позволяет мне находить такие способы подачи материала, которые вызывают у ребят диалог-размышление, поиск, диалог – отношение, диалог – выявление личностного смысла. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищем художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.

В организации общения на уроке важно чувствовать, когда можно и нужно говорить, а когда – нет, когда «говорить» будет сама музыка.

В своей педагогической практике на уроках использую несколько интегративных связей.
1.Простейшим из них является последовательный тип интеграции. Урок этого типа подчинён тематическому планированию одной предметной области, а «интердисциплинарные» связи решают поставленные на нём цели и задачи.

Материал, относящийся к разным вилам искусств, организую в своеобразные блоки. Например: музыка – литература - изобразительное искусство.

Схема №1


Литература

ИЗО


Музыка


По такой схеме я разработала урок в 5 классе по теме «Славянская музыка», урок-путешествие, который включает в себя несколько направлений:

  • музыкальное наследие трёх славянских народов;

  • историко-литературные сведения о народах;

  • декоративно-прикладное искусство, национальные костюмы.

Взаимопроникновение блоков осуществляется через логику понимания, эмоциональное восприятие предложенного материала.

(См. «Приложение к «Методическому сборнику», стр. 5)



РОССИЯ

С музыкальной культурой России мы знакомились в первой четверти.

Какую русскую народную песню вы могли бы исполнить ?

Какая это русская народная песня ?( Хороводная .)

Исполнение песни в хороводе под "Живые нотки ".

Что вы можете сказать о мелодии этой песни ?(напевная,плавная,...)

Теперь обратимся к выставке русского народа,подойдите поближе.

Ваши знания - ваше богатство.Вы мне знания - я вам товар.

(За правильный ответ - леденец.)

Кто может начать исследование ?

Что здесь главное ?(Флаг.)

Что означают цвета флага ?(Белый-благородство,совершенство;

синий-небо,верность; красный- отвага,мужество,героизм.)

Как называется национальная русская одежда,представленная на выставке? (Сарафан,платок.)

Какое национальное блюдо? (Каша.)

Ребята приготовили домашие задания, присядем на свои места и послушаем сообщения о "русской национальной одежде"и "русской национальной кухне".

Как называется русский народный инструмент,что находится на выставке? (Балалайка.)

Во всём мире Россию узнают по сувенирам : матрёшка, медведь, балалайка.

Послушаем как звучит балалайка.

Впереди ещё два торгово-выставочных ряда -украинский и белорусский.

Выбирайте,куда мы отправимся ?


УКРАИНА

Своё название эта народность получила от месторасположения, а располагалась она на окраине Древней Руси. Окраина-Украина. Закарпатье,Буковина,Черниговщина-территории Украины. Современные города-Львов,Харьков,Брест.Реки-Днепр, Днестр-река Карпатских гор.Курорты Чёрного моря-Крым,Ялта,Одесса,Евпатория.Города герои:Севастополь, Семфирополь.

Популярная украинская народная песня-"Веснянка".

Веснянка-украинское слово,с каким русским словом оно созвучно ?

(Весна.)

Закликают (зовут) весну на Украине вот какими словами:"Выйди, выйди Иванку,спой Иванку нам веснянку.Всю-то зиму лишь метели за окошком пели".

Какое украинское слово вы ещё услышали ?(Иванку.)

Как будет по русски ?

Близка ли украинская и русская речь ?

Послушайте какая мелодия этой песни.Исполняю.

Учим первый куплет.

Если сравнить с русской народной песней "Как под наши ворота", чем похожи и в чём разница между ними ?

(Схожи напевностью,плавностью.Разница в ритме.)

Прошу вас к выставке,к знаниям и за товаром.

(За правильный ответ- леденец.)

Кто будет исследователем ?

Что означают цвета флага Украины ?(Голубой-чистое небо,жёлтый-богатые хлебные поля.) Какой национальный украинский костюм ?(Вышитая блуза,головной убор-венок,широкие штаны,......)

Что значит вышивка на блузах,как называются широкие штаны, зачем к венку крепят ленты и др.

Кто возьмёт домашнее задание приготовить небольшое сообщение ?

Так же нужно приготовить сообщение о национальной кухне украины.А на выставке любимая национальная еда украинцев-сало.

А вы употребляете сало ?

А на костюме русском вышивка присутствует ?

А венки из цветов делаем ?

Близки мы с украинским народом ?

Давайте присядем на места и послушаем, как звучит украинский народный инструмент -бандура.

Несколько инструментов сразу- ансамбль бандуристов исполнит украинскую песню-Ревёт и стонет Днепр широкий.

Что можно сказать о мелодии ?

Сравнить с русской народной песней.


БЕЛОРУССИЯ

Осталась последняя выставка- Беларусь.

Белой Русью назвали этот народ ,потому что здесь раньше других утвердилось христианство. Некоторые учёные считают,что название связано с белыми одеждами,которые носили местные жители.

Белорусь- страна лесов.Вы слышали название -Беловежская пуща-заповедные леса с ценными породами деревьев.Минск,Витебск-современные города белоруссии.Хатынь,её героическое место.

Народная песня белоруссии -"Перепёлочка".

Кто это ?(Птичка.)

Послушайте и найдите белорусское слово .

Исполняю.

Учим первый куплет.

(Родная,а по русски родная.)

Близка ли нам белорусская речь ?

А мелодия ? Какая она ?(Близка русской и украинской мелодиям .)

Белорусь приглашает вас к своей выставке за знаниями и за гостинцами.

Кто начнёт здесь исследования ?

Что означают цвета флага ?

Национальный костюм ,найти сходства с русским и украинским.

Необходимо приготовить сообщение о белорусской национальной одежде и еде,есть желающие ?

Что тут в сетке ?( Картошка.)

Бульба по белорусски ,на следующем уроке мы будем учить песню с таким названием -"Бульба".

Картошка -это и у русских ,и у украинцев ,распространённая еда.

И опять мы с вами приходим к выводу - как близки эти три народа.

Осталось послушать белорусский народный инструмент -цимбалы.

Присядем на свои места.

Звучит ансамбль цимбал,что за песня ?

Слушание "Перепёлочки".

Даже на инструменте написано название этой песни.

В чём схожесть инструментов трёх стран?(Струнные.)
Кажущиеся несоизмеримыми компоненты учебных программ: математики и музыки, интегрирую последовательно, способом гармонизации - музыкальную тему: «Нотная грамота» и тему математики: «Устный счёт»:

И другой пример. Последовательное интегрирование осуществляю в нетрадиционном уроке 7 класса «Идея музыки в фильме «Титаник»». (Приложение: Методический сборник стр. 11)

По методике интегрирования А.Черемисиной (учитель музыки г. Железногорска), разделяю урок на блоки – кино и музыка, работаю с лейтмотивом и фрагментами фильма.
Первый фрагмент

У. Тогда давайте вспоминать фрагменты, в которых звучит лейтмотив песни.

И так, где первый раз мы услышали знакомую нам мелодию?

Д. Когда Джек и Роуз встречаются на носу корабля.

У. И что просит её Джек?

Д. Закрыть глаза, подняться на ступеньки на носу корабля, расправить руки в стороны, а потом раскрыть глаза.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма школьного музея «История школы»
«Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconУрок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи»
Воспитание экологической культуры, в ходе изучения значения мхов и влияния хозяйственной деятельности человека на мохообразных; воспитание...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconВоспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание
Анализ работы бдо центра образования №1403 показал, что приоритетными направлениями данной работы стали
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconДоклад на тему: «Методика обучения бумагопластике в системе урочной и внеурочной деятельности»
Искусство--это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconОрганизация внеурочной деятельности моу сош №14 на 2011-2012 учебный год
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Искусство--это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconМодель: «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам...
...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» icon«Что такое воспитание?», пытаясь ответить на этот вопрос вспомним,...
Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»)
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который...
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconРабочая программа «Музыка» 1 к ласс умк «Перспективная начальная школа»
Музыкальное воспитание детей одно из звеньев общей системы воспитания ребенка, музыкальное искусство обращено к духовному
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconНаправления Мероприятия Сроки Классы Ответственные
Воспитание гражданственности (правовое, нравственное, гражданско-патриотическое, воспитание толерантности)
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconВоспитание детей в нашей семье Ответы на вопросы От
О родительской ответственности за воспитание ребенка и о бережном отношении к нему
«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма курса «Изобразительное искусство»
Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. Начинается это воспитание еще до школы, в семье, в про­цессе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск