Тема № Элементы философской антропологии





Скачать 269.06 Kb.
НазваниеТема № Элементы философской антропологии
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер269.06 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Философия > Литература
  1   2   3
Тема № 8. Элементы философской антропологии

План

1. Бесконечность человеческого сознания

2. Социальные связи

3. Творческая природа человека

4. Любовь и творчество

5. Смысл жизни человека

Литература

Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 608 с.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2008 – 640 с.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 416 с.

Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 440 с.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007 – 828 с.

Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2008. – 320 с.

Бесконечность человеческого сознания

Коснемся далее более подробно оснований своего рода философской антропологии как одного из разделов аксиологии.

Человек, как было описано выше, - достаточно сложное живое существо, которое обладает бесконечными изображениями в своем внутреннем мире. Способность конечных изображений (внутренний мир животных) и бесконечно малые изображения (внутренний мир растений) не исчезают из структуры внутреннего мира человека, но временами возвращаются. Как уже отмечалось, когда человек спит, особенно без сновидений, он достигает растительного состояния сознания. Когда над человеком господствуют страсти, он находится в животном состоянии сознания с конечными изображениями. Но все же главное завовевание человека – бесконечные изображения, которые далее будут рассмотрены несколько более подробнее.

Приведем примеры бесконечных изображений человеческого сознания.

Пример 1. Общие понятия, суждения, умозаключения. Общие понятия – это формы мышления, которые выражаются в именах объектов, процессов, состояний. Например, «человек» - общее понятие, которое выражает любого человека, в том числе любого прошлого, настоящего или будущего человека. В таком смысле это понятие бесконечное, поскольку к нему относится потенциально бесконечно много людей, которых никогда не удастся сосчитать и эмпирически воспринять на основе наших внешних органов чувств. Общее понятие – простейшая форма мышления. Из общих понятий складываются суждения, из суждений – умозаключения. Здесь мера бесконечности может только возрастать. Таким образом, мышление, которое начинается с общих понятий и движется все далее, по степени общности, - это вообще способность оперирования бесконечными изображениями нашего внутреннего мира.

Пример 2. Высшая чувственность. В отличие от животных, человек может испытывать высшие чувства, которые выражают в себе те или иные идеи. Например, можно переживать музыку как прекрасную, как выражающую идеи красоты, гармонии, идею какого-то характера человека, идею той или иной природной стихии и т.д. Искусство взывает не просто к чувствам, но именно к высшим чувствам, которые выражают те или иные идеи. Но каждая идея – это нечто бесконечное. Как поется в одной песне: «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо…». Каждая красивая музыка – это какая-то сторона идеи красоты, но сама идея красоты – это бесконечная полнота всего красивого в бытии, в том числе всех красивых песен и мелодий. Идея красоты – это целое для всех частных видов красоты как своих элементов. Но каждое целое, как уже отмечалось, обладает эмерджентным качеством – новым качеством, отсутствующим у элементов. Таким эмерджентным качеством идеи красоты является красота сама по себе, которая не нуждается ни в чем ином для своей красоты, но сама может быть источником красоты для всего иного – об этом и поется в упомянутой песне. Такое эмерджентное качество идеи красоты относится ко всем частным видам и степеням красоты как бесконечное к конечному – вот почему идея красоты есть нечто бесконечное. То же верно и в отношении к другим великим идеям – идее свободы, истины, добра и т.д. В высшей чувственности искусства художники пытаются теми или иными формами идей выразить сами идеи («только песни нужна красота»), и мы способны пережить идеи на основе их художественных форм только лишь потому, что в нашем внутреннем мире мы способны прикасаться к идеям, выражать их в своей душе. Это возможно, в свою очередь, только благодаря нашей способности строить во внутреннем мире бесконечные изображения, в том числе эмерджентные качества чистых идей.

Пример 3. Самосознание, идея Я. Люди обладают не просто сознанием, но самосознанием, т.е. сознанием своего сознания. Например, человек способен не просто чувствовать нечто, но и одновременно сознавать, что это его чувство, что это он чувствует. Такая способность возникает только благодаря Я. Что такое Я? Это также идея, которая выражается нашим внутренним миром, и, вспоминая, что было написано во втором примере, мы можем сказать, что идея Я бесконечна, она обладает эмерджентностью. По отношению к чему? По отношению ко всем частным проявлениям Я. Например, у меня есть борода, я мужчина, я интроверт, родился в таком-то городе, в таком-то году, вчера видел такой-то сон, учился в такой-то школе и таком-то вузе, защитил такую-то диссертацию, тогда-то женился, имею столько-то детей, люблю то-то, не люблю это… и так далее, до бесконечности! Во мне бесконечно много разных черт, свойств, характеристик, обстоятельств жизни и т.д., - и все это разные частные проявления того высшего единства, которое обнимает все мои свойства, которые уже были, есть и еще будут, и которое я называю этим маленьким, но таким бездонным по смыслу словом «Я»! Итак, Я – это вся полнота меня, всех моих проявлений, как внешне-телесных, так и внутренне-душевных. В этом смысле единство Я выходит за границы только внутреннего мира, но выступает как единство внешнего и внутреннего мира человека. Самосознание может быть теперь определено как сознание отнесенности некоторого моего проявления к Я, причем, такое осознание также является частью Я - вот что самое замечательное! Это значит, что возникают два Я – обозначим их Я1 и Я2, где некоторое мое свойство Х относится к Я1, а сознание этой связи Х и Я1 является частью Я2, так что Я2 выступает более полным Я, частью которого является Я1. Здесь Я1 – это Я-объект, а Я2 – Я-субъект, которое может сознавать Я-объект и отношения с ним его проявлений. Таким образом, самосознание впервые возможно при удвоении Я, при возникновении меньшего Я1 и большего Я2. В отношениях между Я1 и Я2 также существует бесконечность – Я2 бесконечно далеко отстоит от Я1. Можно создавать для Я1 все лучшие приближения к Я2 – Я11, Я12, Я13,…., но само Я2 всегда будет в бесконечности для любого элемента этой последовательности, и оно никогда не сможет быть объективировано (тот факт, что я говорю о Я2 и казалось бы превращаю его в объект, на самом деле выражает лишь тот факт, что это опять некоторая имитация Я2, построенная где-то в промежутке между Я1 и истинным Я2). Достижение Я2 было бы способностью построения бесконечно больших изображений второго порядка, что выражало бы сверхчеловеческую форму жизни, находящуюся в отношении к человеку в том же отношении, в каком человек находится в отношении к животным.

Пример 4. Открытость сознания человека к иному. Обладая в своем внутреннем мире самосознанием (на основе сознания своего Я-объекта), человек может моделировать в своем внутреннем мире и отношения с разного рода неЯ. Иными словами, где появилось изображение Я, там обязательно появляется и парное ему изображение неЯ. Более того, человек может мыслить разные виды неЯ: 1) неЯ как внешний мир, 2) неЯ как неосознаваемое, 3) неЯ как внутренние миры других людей, 4) неЯ как коллективное внутреннее. В итоге Я-объект осознается человеком как соотнесенное с разными видами своего неЯ – как открытое к иному. Благодаря этому, человек в определенной мере открывает внешнему миру свой внутренний мир. Поскольку Я-объект может множиться, как это было описано выше, образуя разные свои степени Я11, Я12, Я13 и т.д., то аналогичные степени могут распространиться и на неЯ. Например, имея первичное отношение образа себя как Я11 и образа внутреннего мира другого субъекта неЯ11, затем можно представить, что в Я11 есть образ себя Я12, и в неЯ11 есть образ себя неЯ12 и образ Я11. И так далее. В итоге могут возникать достаточно сложные рефлексивные Я-позиции, которые придают сознанию человека возможность все большей проницательности, способности открываться на все более рефлексивные внутренние миры других субъектов и на внешний мир. Такая обобщенная открытость к иному, конечно ограничена ресурсами видов Я, лежащих между Я1 и Я2, но и она может быть достаточно глубокой и развитой. Как видим, ее основанием является опять-таки идея Я и сопряженная с нею идея неЯ, т.е. вновь бесконечные изображения внутреннего мира человека.

Назовем способность человека формировать разные виды Я и неЯ, их степени и формы в промежутке между Я1 и Я2, рефлексивной способностью человека. Благодаря рефлексии, человек способен строить социальные отношения и существовать в них.

В общем случае есть два дополнительных преобразования – рефлексия и эмпатия. Попробуем определить их в наиболее общем виде.

Под рефлексией будем понимать переход Я в неЯ, т.е. это переход вида

Я -> неЯ

Благодаря переводу Я в состояние неЯ, происходит осознание такого объективированного Я.

Например, человек увлеченно поет, и в этот момент в его сознании есть только состояние пения как некоторое «поющее Я». Затем его посещает мысль «А ничего я пою, молодец!». Это как раз возникла рефлексия – изображения в его внутреннем мире изменились, и рядом с «поющим Я» возникло его сознание, и одновременно возникла оценка «поющего Я» – дана высокая оценка Х («ничего я пою»).

Для рефлексии может быть определено обратное преобразование – эмпатия (вчувствование, вживание). Под эмпатией можно понимать обратный переход от неЯ к Я, когда некоторое неЯ превращается в Я:

неЯ -> Я.

Например, поющий человек, у которого промелькнула мысль о себе-молодце, затем взял новый аккорд и так замечательно запел, что совершенно увлекся и забыл о чем-либо думать, т.е. в его сознании вновь осталось только «поющее Я», оно опять стало всем его Я. Здесь совершилась эмпатия в свое состояние пения.

Способности рефлексии и эмпатии лежат в основе человеческих социальных связей. В самом деле, чтобы быть осознанно частью социального целого, вступая с его элементами в разного рода отношения и связи, человек должен иметь, по крайней мере, в своем сознании:

1) сознание своего Я (образ моего сознания в моем сознании),

2) сознание сознаний других людей, элементов общего социального целого (образ других сознаний в моем сознании),

3) сознание коллективного сознания (образ коллективного сознания в моем сознании),

4) сознание сознания своего сознания в сознаниях других (образ меня у других в моем сознании),

5) сознание сознания своего сознания в коллективном сознании («мой имидж»),

6) сознание сознания другого сознания в другом сознании (образ другого у другого в моем сознании),

7) сознание сознания коллективного сознания у других (образ «мы» у других в моем сознании).

Таковы минимальные рефлексивные структуры сознания каждого отдельного участника социального целого, только благодаря которым он может быть открытым на других в отдельности, на весь коллектив в целом, соотнося с ними свои собственные интересы и ценности.

Замечу, что внутри каждого индивидуального сознания находится как образ самого этого сознания, так и образ коллективного сознания того или иного сообщества (пункт 3). Такие образы коллективного сознания есть у множества субъектов одной группы, и они могут быть более-менее синхронизированы между собой через внешнее поведение и общение. Это позволяет во многом создать реальный коллективный внутренний мир данного сообщества людей, хотя такой реальный коллективный мир обладает моментом и независимого бытия от своих образов в индивидуальных сознаниях и может прорываться в поведении и внутренних мирах людей непосредственно (феномен своего рода «социальной телепатии»).

Приведу простой пример влияния описанной выше рефлексивной структуры на социальные отношения. Например, в коллектив приходит новый человек А. Он не знает, что собой представлют другие члены коллектива В и С, каковы их отношения между собой, каковы их представления обо всем коллективе АВС. Тем более, ему неизвестно, каковы образы А в сознании В и С. Постепенно все эти неизвестные начинают проявляться и заново определяться, в связи с изменением коллектива. По мере проявления всех неизвестных, пространство отношений начнет меняться, например, становясь все более прозрачным. Если человек А узнает, например, что В ему не доверяет, то отношения в коллективе будут совсем другие, чем если бы В относился к А доверительно. Так каждый из нас оказывается вовлеченным в сложные системы социальных связей, сопровождаемые более-менее сложной рефлексивной структурой сознания каждого участника социального целого.

Рефлексия позволяет открыться на иное и держать в сознании схему целого, в то время как эмпатия позволяет, например, встать на точку зрения другого субъекта. Это возможно, если субъект отождествит себя с другим.

Рефлексия позволяет расширить свое Я, сделав объектами для него то, что ранее выходило за границы осознания. Рефлексия – способность объективации все большего пространства внешне-внутреннего субъект-бытия, в то время как эмпатия, наоборот, позволяет перераспределять свое Я таким образом, чтобы сделать в качестве своего Я то, что ранее было неЯ. В частности, очень важным для бытия общества является способность социальной эмпатии, когда субъект может делать своим Я общественное Мы, т.е. коллективное сознание социального субъекта.

Социальные связи

Социальные связи, в которые может быть погружен человек в социуме, могут иметь самый разный характер, зависящий от социальных целых, в которые вовлечены люди и выполняемых ими деятельностей. Например, репотреру нужно взять интервью у какого-то эксперта, мать звонит домой по телефону, чтобы узнать, поел ли сын, начальник вызывает для отчета подчиненного, спортсмен слушает тренера на тренировке, пытаясь реализовать его советы, ученый выступает на научной конференции с докладом и т.д. Во всех подобных случаях люди вовлекаются во множество социальных связей с дргими людьми, частью определяя собою других людей, частью определяясь ими. В общем случае связи – это вид социальных целых, возникающих на людях, так что социальная связь – это еще один пример социального эмерджентного параметра, который имеет смысл только на множестве элементов социальной системы. Вовлеченность человека во множество связей – другой образ определения человека как элемента множества различных социальных систем, социальных субъектов.

Связи часто выполняются в рамках тех или иных социальных ролей. Таковы роли «начальник - подчиненный», «мать - ребенок», «репортер - эксперт», «спортсмен - тренер», «докладчик - слушатель» и т.д. Здесь каждая роль предполагает комплементарные себе роли, так что в целом весь набор ролей выступает как компоненты некоторого законченного целого. Типичный пример – система семейных ролей «родители - дети», где родители представлены ролями отца и матери. Семья выступает малым социальным целым, в котором есть своя система подсубъектов и множество типичных эгоповышающих деятельностей, за каждой из которых стоит свой эгомер и свое малое Эго-единое семьи. В каждый момент времени есть свои проблемные эгомеры, которые активируются в первую очередь в форме своих эгоповышающих деятельностей. Например, маме нужно накормить ребенка, отцу починить сломанный стул и т.д. Часть эгоповышающих деятельностей должны выполняться отцом, часть – матерью, часть – взрослыми детьми, часть – всеми вместе (например, выход семьи на некоторое общее мероприятие – поход в театр и т.д.). Связи возникают в том случае, когда, например, нужно запустить деятельность (например, сообщить детям, чтобы они шли за стол), чтобы поддерживать деятельность (например, говорить детям, чтобы они шли рядом на улице, чтобы старший сын держал стул, когда папа чинит его), завершить ее. Везде, где нужна коммуникация (передача сигналов, диалог и т.д.), нужны взаимодействия, социальные целые особенно реализуют себя как связи между субъектами. Определенными ролями предполагаются соответствующие виды связей, например, равенство родителей, подчинение детей родителям и т.д. Связи выражаются в ролевых ожиданиях, когда один субъект совершает ролевую активность, ожидая от другого комплементарный на нее ответ в рамках дополнительной роли. Например, адвокат произносит речь в защиту подзащитного, ожидая определенной реакции судьи. Если связи отсутствуют, то может возникать неопределенность, когда на одно действие можно ожидать совершенно разных ответов. Уменьшить такую неопределенность и призваны социальные связи, в частности, в рамках разного рода ролевых моделей взаимодействия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема № Элементы философской антропологии iconГ. В. Плеханова Значение философской антропологии для современной науки
Примерная рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Вахрушева и Ловягина
Тема № Элементы философской антропологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология»
Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика...
Тема № Элементы философской антропологии iconАутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии габриэля марселя
Защита состоится «30» сентября 2009 г в 15. 00 на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в фгоу...
Тема № Элементы философской антропологии iconУчебное пособие по философской антропологии казанский государственный университет
Этот вопрос фундаментален для его сути и для его бытия. «Человек есть тот, кому сказано: узнай себя Постоянно сопровождающий человеческую...
Тема № Элементы философской антропологии iconПринцип соборного единства в истории философской мысли монография
Исторические предпосылки философской разработки понятия о соборном единстве
Тема № Элементы философской антропологии iconТема Предмет политической антропологии
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Тема № Элементы философской антропологии iconУрока Тема урока Типы урока Элементы содержания Требования к уровню
Отрезок. Длина отрезка; Единицы измерения отрез­ков. Треугольник. Элементы треугольника. Многоуголь­ники
Тема № Элементы философской антропологии icon5. реферат обязательно должен иметь содержание, введение, основная...
Целью работы над рефератом является углубленное изучение избранной философской проблемы, предполагающее творческое освоение современной...
Тема № Элементы философской антропологии iconТема: «элементы книги»
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Тема № Элементы философской антропологии iconТема урока Элементы содержания
Председатель мо /Кулигина И. А./ Директор школы /Косач Г. А
Тема № Элементы философской антропологии iconТехнический университет Кафедра философии тема: «Социально-философские взгляды славянофилов»
России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-x гг. ХIX в о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество...
Тема № Элементы философской антропологии iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Тема № Элементы философской антропологии iconТема: «Дизайн студия»
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Тема № Элементы философской антропологии iconУрока: Вспоминаем, повторяем. Элементы содержания
...
Тема № Элементы философской антропологии iconСибирская государственная геодезическая академия
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в дипломную работу по усмотрению...
Тема № Элементы философской антропологии iconИстория зарубежной философии (6 семестр) Составитель: Савенкова Е....
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск