Скачать 424.05 Kb.
|
На правах рукописи Станченко Екатерина Игоревна АУТЕНТИЧНОЕ БЫТИЕ И ОТЧУЖДЕНИЕ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ГАБРИЭЛЯ МАРСЕЛЯ 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону–2009 Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»Научный руководитель: доктор философских наук Розин Михаил Дмитриевич
Защита состоится «30» сентября 2009 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-н/Д, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан «___» __________ 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета М.М. Шульман ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В последние десятилетия произошло более близкое знакомство российской читающей публики с произведениями многих крупнейших зарубежных философов ХХ века, и в их числе – с некоторыми основными работами Г.Марселя, представителя французского католического экзистенциализма. Будучи одним из наиболее значительных явлений философии и культуры недавнего прошлого, экзистенциализм и в настоящее время обладает актуальностью, поскольку его смысловым фокусом является человек и наиболее фундаментальные и непреходящие проблемы человеческого бытия в мире. Это в особенности касается проблем и процессов, связанных со спецификой жизни человека в современном обществе, в частности, происхождения и сущности отчуждения как реалии бытия современного человека. Именно эта проблематика является центральной для всех представителей экзистенциализма, и в том числе для Г. Марселя, стремившегося в своих трудах осуществить сложнейший синтез основных методологических и содержательных посылок экзистенциальной феноменологии и вечных ценностей религиозного сознания. Антропологическая концепция Г. Марселя разрабатывалась им с позиций специфического подхода к пониманию сущности современного общества, формируемого им типа человеческой личности и соответствующих этому типу человека межличностных отношений. Этот подход, который можно определить как религиозно-философский, преимущественно иррационально-мистический, мыслитель использует и применительно к интерпретации сущности социального отчуждения и поиску путей его преодоления, стремясь решать на его основе многие актуальные философско-антропологические проблемы ХХ века, не потерявшие своей остроты и в настоящее время. Речь идет о проблеме восстановления гармонии в отношениях человека с природой, об угрозах, связанных с технократическими тенденциями развития современной цивилизации, о соотношении свободы и автономии и т.д. Своеобразие подхода Марселя позволяет в неожиданном и оригинальном ракурсе взглянуть на проблемы, давно поставленные и до сих пор остающиеся дискуссионными в рационалистически ориентированном дискурсе. Религиозный экзистенциализм ставил перед собой и решал задачу, отличавшую его от неотомизма и других конфессионально ориентированных направлений религиозной философии: задачу обоснования ценностей веры для секуляризованного сознания современного человека. Взяв за отправной пункт основные данности внутреннего опыта сознания, Марсель совершает переход от этих данностей к обоснованию внутренних, психологических мотиваций религиозной веры, а также проводит тонкий сравнительный анализ внутренней реальности верующего и неверующего сознания. Несмотря на явное влияние экзистенциалистского мейнстрима, творчество Марселя обладает философской оригинальностью и значительностью, а тонкость его феноменологического анализа зачастую ставит его выше более знаменитых представителей европейского экзистенциализма. Наиболее оригинальным вкладом мыслителя в развитие последнего является именно его антропология. В условиях современной российской действительности, в обществе, решающем сложную задачу восстановления разрушенных длительным периодом принудительного атеизма мировоззренческих и культурных оснований религиозной веры, изучение и введение в научный оборот философского наследия Марселя, в частности, его антропологии, обладает социальной актуальностью. Значимым фактором, определяющим социальную актуальность исследования антропологии Марселя, является тревожный факт распространения среди россиян потребительских ориентаций и в целом культуры потребления, рост бездуховности и собственнических настроений, устойчивое отчуждение значительной доли населения от высоких духовных ценностей, социальная разобщенность и индифферентность. Напомним, что ранее философское произведение Марселя – «Быть и иметь. Метафизический дневник» - включает в себя глубокий феноменолого-критический анализ обладания как универсальной экзистенциальной позиции. В то же время обращение к исследованию философской антропологии Марселя актуально и с научно-теоретической точки зрения. Это обусловлено сохраняющейся и в настоящее время недостаточной изученностью и культурной освоенностью идей Марселя в России; значимостью его философского наследия в корпусе европейской философии и существенностью влияния его мысли на экзистенциализм и феноменологию в целом; необходимостью возобновления философского диалога России и Запада и полноценной интеграции российского типа философствования в европейский философский дискурс. Степень научной разработанности темы исследования. Сразу необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени существует серьезная диспропорция между исследованностью творчества Г. Марселя в зарубежной и отечественной науке. Она связана, в первую очередь, с тем, что на протяжении всего советского периода идеи Марселя не осмысливались объективно в отечественной философской литературе, подаваясь лишь в контексте «критики современной буржуазной философии» сквозь призму критического анализа, построенного на марксистских методологических основаниях. Работы Марселя не переводились на русский язык и не издавались. Перевод, издание и объективное изучение философского творчества Марселя в России началось лишь в девяностые годы ХХ в. и до сих пор не является интенсивным. Совсем иная ситуация в отношении исследованности философии Марселя наблюдается в Европе и США. Идеи Марселя, будучи органичной частью западной культуры, широко известны и профессиональным исследователям, и широкому читателю1. Так, проблемы интерсубъективности человеческих отношений в творчестве Марселя исследовались М. Димз Холланд; подробные общие исследования творчества Марселя принадлежат перу С. Кейна, который дал также блестящий анализ развитой Марселем теории религиозного опыта. В сравнительном анализе с философией М. Хайдеггера и других классиков экзистенциализма изучает Г. Марселя как философа американская исследовательница М. Грин. Анализ философии Марселя в целом, в том числе его антропологической концепции, дал в своей монографии К. Галлахер. Ф. Бласкес изучает коммуникативные аспекты антропологии Марселя. Особое внимание исследователей привлекает проблематика онтологической тайны в трудах Марселя, а также его интерпретация надежды как психологического феномена; здесь необходимо сослаться на исследования А. Рэндалла, С. Плюрд, К. Хэнли и др. Проблемы понимания аутентичного бытия человека в философии Марселя исследованы С.Кином. Особенности антропологической концепции Марселя затрагивал в своих работах, посвященных истории и сущности экзистенциализма, известный немецкий исследователь Отто фон Больнов. Вклад Марселя в феноменологию и влияние феноменологических предпосылок на творчество Марселя нашли оценку в работах П. Рикера. Возвращаясь к российскому опыту изучения идей и творчества Марселя, приходится констатировать, что он явно недостаточен. Наиболее известным исследователем философии и драматургии Марселя в России, а также переводчиком его наследия является Г. Тавризян. В последние годы вышла также фундаментальная монография В.П. Визгина (2008)2, в которой объединены исследование основных философских проблем, затрагиваемых в творчестве Марселя, в частности, природы онтологического вопрошания, сущности объективации, воплощения как экзистенциального феномена, с анализом влияния на Марселя наиболее крупных представителей экзистенциализма и религиозной философии – Хайдеггера, Мерло-Понти, Бергсона, в том числе и ряда русских мыслителей: Бердяева, Шестова, Франка, Бахтина. Продолжается работа над переводом и введением в оборот отечественной философской мысли произведений Марселя3. Несмотря на очевидное продвижение в изучении наследия Марселя в последние годы, изученность антропологической концепции философа в России остается явно недостаточной, в связи с чем автор настоящей диссертации ставит своей задачей хотя бы начало восполнения существующего пробела. Цель исследования заключается в осуществлении реконструкции концепции аутентичного бытия и отчуждения в религиозно-философской антропологии Г. Марселя. Для реализации указанной цели необходимо последовательное решение следующих промежуточных исследовательских задач: - на основе сравнительного анализа методологических принципов, используемых Марселем, и основных принципов экзистенциальной феноменологии выявить методологическую специфику экзистенциализма Марселя; - дать характеристику основных модусов человеческого существования в философии Г.Марселя; - выявить содержание концепта «проблематический человек», введенного Марселем для обозначения человеческого типа, возникающего в результате реификации; - исследовать развитую Г.Марселем концепцию техники как фактора реификации человеческого бытия; - выяснить связь онтологической тайны и аутентичного человеческого бытия в антропологической концепции Марселя; - рассмотреть роль опыта Присутствия в достижении аутентичности индивидуального бытия. Теоретико-методологическая основа исследования определяется указанными выше целью и задачами. Поскольку философское наследие Г.Марселя отличается специфической формой изложения – представлено главным образом в виде фрагментарных дневниковых записей, литературных произведений и статей, в качестве основного метода исследования нами был выбран метод текстуальной историко-философской реконструкции, позволяющий воссоздать антропологическую концепцию философа как целостность. В то же время исследование антропологии Марселя с необходимостью предполагает вхождение в ее понятийную структуру, оперирование основными концептами и методологическими средствами, используемыми самим Марселем и другими классиками экзистенциализма. Имеется в виду прежде всего экзистенциально-феноменологическая методология, созданная М.Хайдеггером и Ж.-П.Сартром на базе творческой переработки основных положений феноменологии Э.Гуссерля. К основным методологическим принципам экзистенциальной феноменологии относятся: примат дескриптивного подхода по отношению к объяснительному; внимание к непосредственному эмоционально-психологическому опыту личности и превращение его в основу онтологии; акцентирование понимания человека как онтологически свободного существа, свободно осуществляющего проектирование и выбор в рамках «человеческой ситуации». Исследование проблемы бытия человека в рамках экзистенциализма осуществляется в парадигме противопоставления «отчужденного» и «аутентичного» человеческого бытия, что имеет существенное значение для адекватной реконструкции философских взглядов Марселя на сущность и назначение человека. Объектом настоящего диссертационного исследования является антропология Г. Марселя. Предмет исследования составляет основные методологические и содержательные аспекты концепции аутентичного бытия и отчуждения в философско-религиозной антропологии Г. Марселя. В ходе работы над диссертацией были получены результаты, содержащие следующие положения научной новизны: - показано, что методологической базой антропологии Марселя является экзистенциальная феноменология, модифицированная им в духе религиозного экзистенциализма; - установлено, что антропологическая концепция Марселя представлена как феноменология двух модусов человеческого существования, противопоставляемых друг другу по критерию аутентичности, причем модус обладания является искаженной копией модуса бытия и представляет собой онтологическую базу отчуждения; - показано, что в трактовке Г. Марселя отчуждение рассматривается сквозь призму феноменологии проявляющих его культурных и ментальных характеристик внутренней организации личности, через идеальный конструкт «проблематического человека», репрезентирующий результаты деформации в современном обществе основных бытийных предпосылок культуры; - обосновано, что в представлениях Марселя доминирование техники и проблематического мышления в современном мире выступает фактором реификации: выводя технику за рамки контроля человеческого разума и духа, стимулируя абсолютизацию проблематически-инструментального уровня рациональности, способствуя редукции человеческой ситуации к серии технически решаемых проблем и тем самым отчуждая от человека его подлинное бытие; - установлено, что в понимании Марселя аутентичное бытие представляет собой трансцендентную по отношению к физическому миру реальность, некатегоризируемую и недоказуемую рациональными средствами, сферу онтологической тайны; аутентичное бытие человека составляет бытие в единении с Присутствием, восприятие Другого во всей полноте его субъектности, сохранение подлинных сущностных сил человека – потенциала любви, надежды и веры; - выяснено, что Марсель рассматривает опыт непосредственного переживания онтологической тайны как ключевую структуру доступа человека к аутентичному бытию. Данные элементы новизны нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту: 1. В философском творчестве Г.Марселя прослеживаются специфические черты, общие для всех представителей экзистенциализма и восходящие к европейской философской традиции в целом. Это прежде всего понимание человеческого бытия как особой реальности, выпадающей из детерминированного порядка природы и тождественной свободе. Отсюда вытекает представление о человеческой экзистенции как о свободной. Такая трактовка выводит человека в его бытии из сферы натурализма и реализма в сферу экзистенциального поиска и свободного конституирования личностью духовной вселенной. Из сравнительного анализа экзистенциализма Г.Марселя с миропониманием других классиков экзистенциальной философии очевидно, что Марсель использует методологические средства как феноменологии в целом, так и экзистенциальной феноменологии. 2. Антропология Марселя представлена как феноменология двух модусов человеческой экзистенции: «быть» (аутентичное бытие) и «иметь» (реифицированное, деформированное бытие). Модус обладания является как бы искаженной копией модуса бытия, а его экзистенциалы – деформированными, «уплощенными» подобиями экзистенциалов последнего. С точки зрения Марселя, аутентичное бытие человека определяется причастностью человеческого духа умопостигаемому свету. В этом контексте теоцентризм является аутентичной позицией сознания. Философская конструкция Марселя оптична, имея в виду то, что мера причастности умопостигаемому свету, согласно философу, определяет меру реальности и аутентичности индивидуального бытия человека. В этой конструкции отчуждение человеческой сущности индивида выглядит не просто как разрыв связей между «Я» и «Другими», как одиночество и заброшенность, а как оскудение доступного личности умопостигаемого света, замыкание ее внутреннего пространства, изоляция человека от Присутствия. Соответственно этому, тут же происходит и изоляция его от Другого. В конечном счете для Марселя причиной реификации является «метафизический изъян», присущий человеку вследствие нарушения полноценного контакта с Присутствием. 3. С точки зрения Марселя европейская культура и мыслительная традиция поражены системной деформацией, отразившейся, в свою очередь, и на организации внутреннего мира каждой отдельной личности, и заключющейся в сложившемся примате аналитического мышления и гносеологизма картезианского типа, основными признаками которого являются: превращение мышления как аналитической способности в универсальный критерий и основу существования; скептицизм в отношении всего, что не поддается аналитической проверке и рациональному доказательству; разрушение способности к вере в Бога и религиозному опыту; сведение экзистенции Другого к объекту, противополагаемому субъекту-эго; абсолютизация проблемно-практического мышления и отношения к миру, утрата интуиции онтологической тайны; ориентация на общезначимость и универсальность рацио, обесценивание индивидуально-личностного опыта. Это приводит к тому, что подавляющее большинство людей воплощают в себе антропологический тип «проблематического человека» – эгоистичного рационалиста, поглощенного своими практическими интересами и объектами обладания. Ставя и решая конечные практические или теоретико-практические проблемы, «проблематический человек» теряет каналы восприятия умопостигаемого света – чувство таинственности и неисчерпаемости бытия, все, что есть аутентично-бытийного в человеческой личности. Утрата этого чувства, через которое человеку доступен «зов бытия», и есть, согласно Марселю, суть реификации. 4. Как и для Хайдеггера, так и для Марселя техника выступает агентом укрепления экзистенциальной иллюзии. С точки зрения Марселя негативная роль техники определяется прежде всего тем, что она стимулирует абсолютизацию проблематически-инструментального уровня рациональности. Такая абсолютизация, доведенная до логического конца, приводит, во-первых, к утрате контроля человеческого разума и духа над техническими средствами контроля за окружающей средой, в результате чего эти средства, воплощающие отчужденные силы человеческого разума, становятся угрозой для физического выживания человечества; во-вторых, абсолютизация проблематического уровня и возможностей техники способствует развитию «наступательного антропоцентризма» как специфического универсального бездуховного мировоззрения. В-третьих, согласно Марселю, абсолютизация проблематики и техники влечет за собой редукционизм в понимании фундаментальной ситуации человека в мире, которая в действительности не может быть сведена к комплексу решаемых рационально с помощью технических средств и методов проблем. Таким образом, редукция онтологической драмы человека к серии решаемых проблем приводит к отключению сознания от рефлексии по поводу онтологии, к забвению человеком своего бытия и отчуждению от него. Подход Марселя к пониманию роли техники в современном мире оппозиционен технократическому оптимизму и прогрессизму, будь то материалистический вариант (марксизм), технико-ориентированный футурологический оптимизм (тейярдизм), сектантскому отрицанию техники (гандизм). 5. Согласно Марселю аутентичное бытие человека есть свобода и открывается ему в ответ на его свободный выбор: открыть свое существо Богу или изолироваться от него. Самосознание как рациональное и эгоистическое начало в структуре экзистенции играет незначительную роль, находится в статусе «субэкзистенции». Если у Хайдеггера аутентичное бытие заключается в переживании неизбежности собственной смерти и соответствующей трансформации личности, приобретающей стоическую ответственность за себя и окружающих, причем переход к аутентичности изолирует Эго в осознании смертности, то для Марселя аутентичность, напротив, заключается в преодолении эгоистического изоляционизма, осознании и переживании любви к Другому как важнейшего аспекта бытия личности. Любовь преобразует отношения «Я-ОН», свойственные эгоцентрику, в отношения «Я-ТЫ». 6. Опыт Присутствия, согласно Марселю, есть опыт раскрытия личностью своего аутентичного бытия, и, следовательно, человек в самом широком – родовом – смысле обладает внутренними экзистенциальными структурами, делающими возможным такой опыт. Концепция опыта Присутствия, развитая Марселем, в целом построена на философии Хайдеггера, рассматривавшего в качестве прототипа аутентичного опыта Бытия мистический опыт философов-досократиков, сводившийся к «слушанию Бытия». Религиозный опыт понимается Марселем в расширенном контексте экзистенциального опыта Присутствия. Несмотря на католическое вероисповедание философа, несомненную связь его концепции Бога с католическим мистицизмом, его трактовка опыта Присутствия не несет на себе отчетливых черт конфессиональной принадлежности. Переживание Присутствия, согласно Марселю, проявляется во всех без исключения разновидностях экзистенциального опыта, если они связаны с преодолением психологии обладания. Это не только непосредственно религиозный опыт в его конфессиональном выражении, но и переживание общения с Другими в аспекте метафизики туизма, а также любой творческий акт. |
Г. В. Плеханова Значение философской антропологии для современной науки Примерная рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Вахрушева и Ловягина | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение(2часа) Цель: дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике,»эстетической... | Тема № Элементы философской антропологии Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | ||
Xvi в. О святых иконах. Максим Грек. XVII в. Вопросы и ответы по... Атрибуты печатного издания: Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ ред и предисл. Н. К. Гаврюшина.... | Учебное пособие по философской антропологии казанский государственный университет Этот вопрос фундаментален для его сути и для его бытия. «Человек есть тот, кому сказано: узнай себя Постоянно сопровождающий человеческую... | ||
Принцип соборного единства в истории философской мысли монография Исторические предпосылки философской разработки понятия о соборном единстве | Реферат по философии Бытие и небытие в философии В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в... | ||
Мацко Н. В. Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» Мифотворчество в пространстве романа габриэля гарсиа маркеса «любовь во время чумы» | Государственный департамент интелектуальной собственности Прошу зарегистрировать авторский договор о передаче (отчуждение) имущественных прав на произведение | ||
5. реферат обязательно должен иметь содержание, введение, основная... Целью работы над рефератом является углубленное изучение избранной философской проблемы, предполагающее творческое освоение современной... | М. Хайдеггера, Г. Марселя, К. Ясперса и других теоретиков этого философского течения ... | ||
Информация о проведении Первого звонка «Урок семьи и семейных ценностей» Абдразакова Х. М. – бабушка Абдразаковых Заура и Таштимира, Котлыбаева Р. Ш. – многодетная мама и бабушка Котлыбаева Марселя | Бытие эскейпизма в культуре Работа выполнена в Педагогическом институте фгоу впо южного Федерального университета | ||
Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический Воронцов Н. П. Хахатаника: познавательный книгожурнал для школьников и их родителей | Тема Предмет политической антропологии Определение прецедентности в лексико-графическом материале |