А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия»





Скачать 49.55 Kb.
НазваниеА. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия»
Дата публикации03.07.2013
Размер49.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ИСКУССТВО ЯПОНСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ

А.А. Субботина

Е.В. Юшкова, научный руководитель, кандидат искусствоведения, доцент

НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», филиал в г. Вологде

Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Но этот вид изобразительного искусства, помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.

Соотношение простого и изящного – ваби-саби – один из основных принципов восточной эстетики ясно отражается в каллиграфических работах. В восточной каллиграфии нет ничего случайного: для каждой линии и точки важно начало, направление, форма и окончание, важен баланс между элементами, и даже пустое пространство говорит о многом. Иероглифы гармоничны, пропорциональны, сбалансированы. Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Каждая линия имеет смысл, каждое движение кисти каллиграфа создает нечто прекрасное.

Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь — женское и мужское начала.

«Путь каллиграфии» (Сёдо) «протянулся» в Японию из Китая. Столь непростой вид письменности развился в Древнем Китае к середине II тысячелетия до н.э. из пиктограмм — схематических изображений различных предметов и явлений. Архаичные, сложные, тяжеловесные знаки постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания, и к началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой, которая слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек. Со временем оформилось несколько стилевых направлений, разделяемых по форме написания на устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись.

История японской каллиграфии начала свой отсчет примерно с V века н.э., когда в островную страну стали проникать с континента первые образцы китайского иероглифического письма. Заимствование китайской письменности было впрямую связано с распространением буддизма. Постепенно японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке.

В написании японских иероглифов очень важен порядок начертания линий, как правило, основной принцип — это слева направо, сверху вниз. Т.е. любой иероглиф начинается с верхнего правого угла и заканчивается нижним левым.

Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.

Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение — усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста. Существо же заключалось в том, что произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком:

исторические трактаты — уставом, стихотворные сборники — тонкой, вытянутой в длину строкой скорописи, пьесы дзёрури - причудливо закрученной, плотной скорописью, растянутой в ширину и «приплюснутой» по вертикали.

Все иероглифы, в том числе и самые сложные из них, состоят из набора совершенно определенных элементов. Число этих элементов не так уж и велико. При этом каждый из них, в свою очередь, состоит из первичных составляющих — черт. Далее, существует строгая последовательность написания элементов из черт и иероглифов из элементов.

Каллиграфия — наука, основанная на традициях, в ней не происходит изменений. Японская письменность, поскольку она оперирует при помощи китайских иероглифов и японских силлабических азбук «катакана» и «хирагана», всецело основывается на правилах, принятых китайскими каллиграфами, хотя и не лишённых чисто японской обработки и дальнейшего развития.

Дальневосточная каллиграфия — не просто своеобразная система письменности, это один из ведущих видов искусства, обладающий глубоким философским смыслом.

Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия.

Искусство каллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзен-буддизма.

Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае — это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности. Не случайно термин «бокусэки» («след туши»), как называли в Японии каллиграфию, с XV века использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению.

Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции и на их основе создает и развивает новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в этой области. Ежегодно данная организация устраивает выставки в трех вариантах: на одной демонстрируются копии старинных образцов, другая представляет работы современных мастеров широкого круга, на третьей осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса.

Укрупненные, обобщенные образы, написанные в динамичной манере, представляют одно из направлений «поиска новых изобразительных решений», объявленного представителями ассоциации. Это оригинальное направление (шаг к авангарду) использовало многое из традиционного багажа, в частности принцип сокращения иероглифов в полускорописи и скорописи, выделение одного-двух иероглифов, а также принцип артистической «игры кистью и тушью», который стал характерной особенностью японской каллиграфии ХХ в.

Уже в начале 1950-х гг. появилось абстрактное направление, в котором иероглифы практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс свободной, экспрессивной импровизации.

В XXI веке в Японии под влиянием извне, а также внутренних японских культурных инноваций все чаще в каллиграфию начинают проникать авангардистские приемы, абстрактные и декоративные мотивы, трансформирующие традиционные представления и эстетические стереотипы восприятия этого традиционно японского вида изобразительного искусства. Современная японская каллиграфия, вышедшая из первых образцов китайского иероглифического письма, развивается и совершенствуется, как и любое другое искусство, став сегодня неким авангардным направлением художественного творчества, где мастера смело экспериментируют с символами, все больше и больше вкладывая собственное творческое видение и вдохновение в сочетание традиционных символов и элементов письменных знаков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconСтоличная финансово-гуманитарная академия положение о вступительных испытаниях в ноу впо «сфга»
Вступительный экзамен по магистерской программе «Фундаментальные основы информационных технологий» (фоит) включает разделы
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» icon«столичная финансово-гуманитарная академия» факультет государственной службы и финансов
Государственное образовательное бюджетное учреждение профессионального образования
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconПоявление электричества в Тобольске
Научный Валитов Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания истории фгбоу...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconНекоторые вопросы теории и практики киев «мистецтво» 1980 Рецензенты:...
Ракитина Е. Б., кандидат искусствоведения; Лидер Д. Д., заслуженный художник усср, лауреат Государственной премии СССР
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconНекоторые вопросы теории и практики киев «мистецтво» 1980 Рецензенты:...
Ракитина Е. Б., кандидат искусствоведения; Лидер Д. Д., заслуженный художник усср, лауреат Государственной премии СССР
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconВысшего профессионального образования современная гуманитарная академия (начоу впо сга)
Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconНоу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор...
Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconВ. В. Крутова кандидат психологических наук, доцент
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconАктуальные проблемы в сфере защиты законных прав беременных женщин...
Научный Горбунова С. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента гоу впо «Югорский государственный университет»,...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconИз истории развития немецкой газеты
Научный Л. М. Сидорова, доцент кафедры ипк, кандидат филологических наук
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconМетодические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины...
Составитель: доцент кафедры менеджмента и маркетинговых коммуникаций, кандидат искусствоведения Гольдман И. Л
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» icon«московский финансово-правовой институт» «moscow institute of finance and law»
Ноу впо "Московский финансово-правовой институт" (далее институт), порядок приема на работу и увольнения работников, основные права...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconФгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconБезопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008
Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга...
А. А. Субботина Е. В. Юшкова, научный кандидат искусствоведения, доцент ноу впо «Столичная финансово-гуманитарная академия» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск