Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп





Скачать 382.47 Kb.
НазваниеНоу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп
страница1/4
Дата публикации26.10.2015
Размер382.47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Рязанский филиал
НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Рязанского филиала

НОУ ВПО МАЭП

_________ Комогоркин В.А.

23 января 2008г

Ермаков А.А.
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭТИКА

по специальности

030501.65 – «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Рязань 2008

Рецензент:

Кошелев М.И., доктор философских наук, профессор


Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой

Гуманитарных дисциплин Рязанского филиала НОУ ВПО МАЭП

(Протокол № 3 от 18.01.2008 г.)

Рассмотрено и одобрено

Советом Рязанского филиала НОУ ВПО МАЭП

Протокол № 3 от 22. 01. 2008 г.


Ермаков А.А.

Рязанский филиал НОУ ВПО 2008

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………….4

I.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……...........................5

I.1.1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..5

I.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………...6

I.1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….…8

I.1.4. Содержание тем дисциплины.………………………………………9

I.1.5. Тематика рефератов и контрольных работ…..…………………...12

I.1.6. Вопросы итогового контроля………………………………………14

I.1.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………22

I.1.8. Глоссарий……………………………………………………………21

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………28

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….30

III.1. Планы семинарских занятий…………………………………………32

III.2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ.33

III.3. Тестовый контроль знаний……………….……………………..........35

































I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ЭТИКА


по направлению:

030500.62 – «Юриспруденция»

Ι.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Ι.1.1. Цели и задачи дисциплины

Умение владеть страстями и желание направить их на добрые дела принято считать зрелостью характера. Что определяет поступки человека? Почему одного окружающие считают хорошим, добрым, порядочным, а другой человек всегда огорчает родных и знакомых своим дурным поведением? Можно ли научить человека добру и что такое вообще добро? И разве возможно быть добрым для всех, одинаково всем быть приятным? Что такое порок и добродетель? Что такое милосердие? Можно ли организовать жизнь на началах справедливости? Как преодолеть стремление к удовольствию, пренебрегая пользой? Что такое счастье и достижимо ли оно? Какое значение в жизни человека имеет совесть? Все эти и многие другие подобные вопросы, которые связаны с нравственной жизнью человека, изучает специальная наука - этика. Познакомиться с основными идеями и понятиями этики, которая возникла в глубокой древности, поразмыслить над нравственными вопросами современного общества и своей собственной внутренней душевной жизни - такова задача краткого курса этики.

Данная программа предназначена для студентов дневного, вечернего и заочного отделений юридического и экономического институтов Московской академии экономики и права. Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает: тематический план лекционного курса, планы семинарских занятий, тематику рефератов (контрольных работ) и методические указания по их подготовке, учебно-методическое обеспечение дисциплины (основную и дополнительную литературу, глоссарий, тестовый контроль), методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины, методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.
1.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Приступая к изучению этики, студенту предстоит узнать, что этика – одна из самых древних и увлекательных человековедческих наук. Она возникла более двух тысячелетий назад. Термин «этику» ввел древнегреческий философ Аристотель как название учения о нравственности.

Необходимость изучения этики как научной дисциплины состоит в том, что этика является важным элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, учит благородству и добропорядочности, формирует гражданственность личности, вкус и хорошие манеры. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни и к ней причастны все люди. Этические размышления не являются уделом узкого круга специалистов. В этике речь идет о чем-то всем известном – этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека, вторгается в область самых сокровенных чувств, переживаний, эмоций человека. Каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, где честь и где бесчестье, для чего рождается человек, в чем смысл жизни, что такое добро и что такое зло. Правда, у каждого человека есть свои представления о добре и зле. В свое время немецкий философ Иммануил Кант не без иронии говорил: если у готтентота будет спрошено, что такое добро и зло, он ответит: добро – если я украду жену соседа, а зло – если сосед украдет жену у меня. Можно ли проникнуть в глубину нравственных переживаний человека, моно ли помочь человеку ориентироваться в разных жите2ских ситуациях? Кто я такой? Как я должен себя вести, что я должен делать? Подобные вопросы возникают перед человеком постоянно как практические проблемы – какую выбрать профессию. Как поступить в конфликтной ситуации – защитить друга или убежать домой. Выходить замуж или вначале окончить институт. Рожать ребенка или вначале накопить денег на квартиру, мебель и проч.

Особенность этики как науки состоит в том, что она в отличие от обычного житейского понимания стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, в рациональном выборе средств при заданной цели.

1.1.3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



Формы обучения

Объем часов

Форма отчетности

Всего

Аудиторные занятия

Индивидуальные занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Очная форма обучения

50

18

-

зачет


Тематический план



п/п


Наименование темы

Из них по видам занятий

(кол-во часов)

лекции

семинарские

сам.

работа

1

2

3

4

5

1.

Этика как философская наука

2

-

4

2.

Учителя человечества (Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед)


2


2


4

3

Моральные идеи от античности до наших дней

-

2

4

4

Структура морали. Принципы морали. Моральные нормы


2


4


4

5

Общие моральные понятия. Добро и зло. Совесть. Смысл жизни и счастье


2


-


4

6

Профессиональная этика. Этикет

-

2

4

7

Культура повседневности (Культура общения. Вкус. Мода. Имидж)


-


-


6

8

Этика юриста

-

-

2




Итого

8

10

32


1.1.4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Этика как философская наука
Предмет и задачи этики. Этика как учение о морали, о природе моральных ценностей, о человеке. Этика как «практическая философия». Этика в системе гуманитарного знания.

Происхождение, сущность и функции морали. Мораль как мера господства человека над самим собой, способность поступать по-человечески и как совокупность общественных предписаний, которые регулируют поведение человека. Мораль как учение о должном и нравы, нравственность как сущее, реально складывающиеся взаимоотношения людей. Многообразие форм морали, исторически меняющийся характер взаимоотношений людей и правил поведения. Общечеловеческое в морали. Духовно-нравственный опыт человечества, отраженный в светской морали. Мораль и общечеловеческие ценности.

Мораль в жизни человека. Моральные нормы. Простые нормы нравственности. Золотое правило нравственности.
Тема 2. Учителя человечества

Вопрос о том, как достойно жить в учении Конфуция. Программа добродетельной жизни: «жень». Категория «ли»: ритуал. Концепция исправления имен. Благородный муж.

Будда. Практическое культивирование нравственных принципов в буддизме. Четыре благородные истины как основные положения учения Будды. Самосовершенствование через самоотречение.

Моисей как первый пророк Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной). Десять заповедей Моисея. Особенности Декалога как нормативной системы.

Иисус Христос. Основные положения учения Иисуса Христа. Христианские добродетели: смирение, вера, надежда. Любовь.

Мухаммед – основатель новой монотеистической религии ислама. Коран – книга откровений. Конкретные нормы нравственности.
Тема 3. Моральные идеи от античности до наших дней

Важнейшие моральные и этические учения в античности. Зарождение этики в античности. Поиски «истинного блага» (Сократ), толкование справедливости (Платон), учение о добродетели (Аристотель), понимание счастья Эпикур). Этические учения средневековья. Моральное поведение и свобода в учении Фомы Аквинского. Идея нравственного самосовершенствования личности – от Эпикура до Льва Толстого и Альберта Швейцера.
Тема 4. Структура морали. Принципы морали. Моральные нормы

Нравственное сознание, нравственные отношения, Нравственная практика. Принципы морали: индивидуализм, гуманизм, патриотизм, интернационализм, толерантность, коллективизм, законопослушность. Моральная норма как представление о подобающем, правило, носящее общий характер и распространяющееся на множество одинаковых поступков.
Тема 5. Общие моральные понятия

Добро и зло: а) природа и содержание добра и зла; б) идея добра как абсолютного в морали; в) проблема взаимодействия добра и зла. Добро и зло как фундаментальные этические ценности. Идея конструктивной роли зла в истории.

Смысл жизни и счастье: а) проблема смысла жизни и обретение счастья в истории этики; б) счастье как эмоциональное переживание; в) взаимосвязь счастья с возможностью самореализации личности.

Честь и достоинство как этические категории и как добродетели повседневной жизни. Честь и достоинство нации, общества, личности. Проблема насилия в современном мире. Диалектика цели и средств к ее достижению. Насилие в семье. Подросток и насилие. Насилие и государство. Этика о философии ненасилия.

Совесть и ее значение для нравственного бытия личности. Совесть как нравственная интуиция.

Понятия “муки совести”, ”стыд”, “чистая совесть” и их отражение в классической художественной литературе. Угрызения совести и лицемерие.

Нравственное содержание категории « справедливость». Аристотель о справедливости. Понимание идеи справедливости в истории этики.

Исторически конкретное содержание справедливости в каждую эпоху. Справедливость как элемент правовой и моральной культуры общества и личности. Справедливость и отношения взаимного воздаяния, правило талиона.

Нравственная свобода и ответственность. Нравственный выбор. Диалектика свободы и необходимости: нравственные аспекты. Свобода как величайшая нравственная ценность. Свобода как своеволие, моральная ценность самообладания. Нравственная ответственность и гражданственность личности. Нравственный выбор и свобода духа. Человек в ХХ веке.

Тема 6. Профессиональная этика. Этикет

Профессиональная этика и профессиональная мораль. Прикладная этика в ХХ1 веке. Этика юриста. Этика бизнеса. Биоэтика как этика гражданского взаимодействия. Эвтаназия. Достоинство смерти.

Этикет как правила учтивости.
Тема 7. Культура повседневности.

(Культура общения. Вкус. Мода. Имидж)

Понятие культуры повседневности. Современные нравы. Морально-правовая культура. Этикет. Современные представления об этикете.

Кодекс чести современного молодого человека. Кодекс «правильного поведения». Понятия «вкус», мода, имидж.

Средства массовой информации в духовной атмосфере современной России.

I.1.5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Этика как наука о морали.

2. Мораль в жизни современного человека.

3. Добро и зло как важнейшие моральные понятия.

4. Совесть как категория этики; терзания нечистой совести, муки совести,

чувство стыда в классической художественной литературе.

5. Моральная свобода и добродетели повседневной жизни.

6. Добродетель и порок. Этика общественных отношений.

7. Что такое счастье. Счастье как добродетель и добродетель как счастье.

8. Проблема самосовершенствования. Религиозное и светское понимание.

9. Милосердие. Христианские заповеди милосердия.

10. Понятие справедливости. Справедливость как элемент моральной и правовой культуры общества и личности.

11. Этика Аристотеля. Понимание нравственной жизни и гражданских добродетелей у Аристотеля.

12. Учение Сократа о морали, о мудрости и благоразумии.

13. Учение Эпикура о счастье как безмятежности; идеи эвдемонизма.

14. Категорический императив И.Канта, учение об абсолютности морали и

доброй воле.

15. Моральный нигилизм Ницше, учение о “сверхчеловеке”.

16. Нравственная философия Л.Толстого, непротивление злу насилием как основное требование толстовской программы достойной жизни.

17. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера.

18. Простые нормы нравственности.

19. “Золотое правило нравственности”.

20. Моральные заповеди христианства.

21. Своеобразие этики Корана.

22. Моральное учение Конфуция.

23. Моральное учение Будды.

24. Учение о справедливости Моисея.

25. Жизнь Иисуса Христа.

26. Идеалы и ценности в современном российском обществе.

27. Нравственные коллизии ХХ века.

28. Эвтаназия как фундаментальная проблема биоэтики.

29. Смертная казнь. Современные дискуссии о проблеме.

30. Благотворительность в современном российском обществе.

31. Учение В.С.Соловьева о добродетелях.

32. Мораль современного российского общества.

33. Этикет в современном обществе. Добродетель и правила учтивости.

34. Профессиональная этика. Основные понятия и специфика.

35. Профессиональная этика юриста в современном демократическом обществе.

36. Смысл жизни. Жизнь и смерть как нравственные представления.

37. Семейная и половая мораль. Современные взгляды.

38. Дружба как нравственная ценность.

39. Высшие нравственные ценности.

40. Основные проблемы теории морали.

41. Этические искания в русской философии (В.Соловьев, Л.Толстой,

Ф.Достоевский).

42. Развитие моральной рефлексии в античной философии.

43. Этические воззрения в эпоху средневековья.

44. Этическая рефлексия Нового времени.

45. Этика Б.Спинозы, учение о благе и стремлении к совершенству.

46. Предпринимательская этика. Основные понятия и принципы.

47. Моральный кодекс делового человека, этика предпринимателя.

48. Нравственная культура современного общества: основные понятия, аспекты и проблемы.

49. Мораль и экологическая культура, понятие экологического сознания.

50. Понятие “мораль” и способы его определения в этике прошлого.

51. Взаимодействие морали и права. Современные проблемы.

52. Мораль как классический регулятор поведения.

53. Экономика и мораль. Частный интерес и моральная дисциплина,

философия потребительства.

54. Честь и достоинство как нравственные понятия.

55. Многообразие этических систем и принципы этики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconОтчет о результатах самообследования Филиала ноу впо «Санкт-Петербургский...
Филиала ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconПояснительная записка место дисциплины в структуре ооп согласно фгос...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области, кандидат юридических наук,...
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «Уголовно-процессуальное право»
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconПояснительная записка 1 Место дисциплины в структуре ооп программа...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconМеждународная научно-практическая конференция, посвящённая вопросам...
Рязанского института экономики ноу впо санкт-Петербургского университета управления и экономики
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconУчебно-методический комплекс / авт сост к с. н\ Грачева Г. В филиал...
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconНоу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,...
Ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconУчебно-методический комплекс по курсу «Административное право» включает...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconУчебно-методический комплекс по курсу «Конституционное право» включает...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconУчебно-методический комплекс по курсу «Теория государства и права»...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconПрофессиональная этика
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconТеория аргументации
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconПротокол № от 2012г. Председатель совета Багреева Е. Г. Кафедра Национальной...
Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" в г. Дзержинске
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconРабочая программа Финансы
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешеэкономических связей, экономики и права»
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор Рязанского филиала ноу впо маэп iconРабочая программа Бухгалтерское дело
Ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск