МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Нижневартовский филиал
НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»
Утверждено
на заседании кафедры ОП и СД
(протокол № ____от «_____» ________________)
Зав. кафедрой
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИНСТИТУТЫ»
направление «МЕНЕДЖМЕНТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАЗРАБОТАН:
Бескровная Светлана Владимировна
Старший преподаватель кафедры ОП и СД
2012
по направлению «Менеджмент»
Б 3.Б.13
| «Финансовые рынки и институты»
Характеристика финансового рынка и его элементов. Особенности кредитного рынка финансов кредитных организаций. Особенности рынка ценных бумаг и финансов его профессиональных участников. Страховой рынок и особенности финансов страховых организации. Валютный рынок и его особенности. Финансовые компании и финансовые институты коллективного инвестирования.
|
Формируемые компетенции (ОК, ПК)
ПК – 30, 42, 46
Методические рекомендации для преподавателя, ведущего учебную дисциплину «Финансовые рынки и институты»
Изучение учебной дисциплины «Финансовые рынки и институты» предполагает овладение материалами лекций, учебника, программы, работы студентов в ходе проведения семинарных занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов, выполнение заданий из соответствующего практикума.
Учитывая дискуссионность многих вопросов изучаемой дисциплины, студенты должны регулярно знакомиться с новой монографической литературой, с периодическими изданиями, где обсуждаются актуальные вопросы.
Часть источников, по рекомендации преподавателя, должна быть законспектирована и проработана, часть – отрецензирована, часть должна быть вынесена для обсуждения на семинарских занятиях.
Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и обладающих профессиональными компетенциями в области информационно-аналитической деятельности.
На семинарских занятиях все студенты должны принимать активное участие в обсуждении дискуссионных вопросов, уметь раскрывать их практическую значимость. При выступлении студентам необходимо аргументированно излагать свои позиции по обсуждаемым проблемам, подкреплять ее конкретными юридическими, статистическими и другими материалами, уметь обобщать, аргументировать и систематизировать с точки зрения менеджеров.
Учебная задача
Формировать у студентов целостного представления о функционировании финансовых рынков, знаний о видах и практическом применении финансовых инструментов, механизме принятия инвестиционных решений, портфельном инвестировании, ознакомление с основными способами управления финансовыми рисками. Выяснение экономической сущности финансовых рынков, их места в финансовой системе и влияния на ход экономических процессов, а так же сущности ценных бумаг и производных финансовых инструментов, рассмотрение особенностей конкретных видов ценных бумаг, условий их выпуска и обращения, возможностей использования в хозяйственной практике экономических субъектов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Финансовые рынки и институты» студент должен владеть необходимыми знаниями для целостного представления о функционировании финансовых рынков, знаний о видах и практическом применении финансовых инструментов, механизме принятия инвестиционных решений, портфельном инвестировании, ознакомление с основными способами управления финансовыми рисками.
Знать:
- основные виды финансовых инструментов и их характеристики;
- участников финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия;
- методы инвестиционного анализа и оценки финансовых рисков;
- порядок и особенности выпуска и обращение ценных бумаг и финансовых инструментов;
- основные методы стоимостной оценки финансовых инструментов;
- принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков;
- основные положения законодательства в области функционирования рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Уметь:
- использовать знания по теории финансовых рынков для принятия инвестиционных решений;
- формулировать перспективы и тенденции развития финансовых рынков;
- проводить самостоятельный инвестиционный анализ и принимать инвестиционные решения;
- управлять финансовыми рисками по сформированному инвестиционному портфелю;
- объяснять основные принципы финансирования финансовых рынков лицам, незнакомым с этими проблемами.
Владеть:
системным представлением о структуре и тенденциях развития Российских и международных финансовых рынков;
навыками анализа экономических процессов происходящих на финансовых рынках;
владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
методами и программными средствами обработки деловой информации;
навыками свободно взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.
Методы проведения аудиторных занятий
Изучение дисциплины «Финансовые рынки и институты» предусматривает чтение лекций, проведение семинаров, самостоятельное изучение специальной литературы по вопросам программы, подготовка докладов и выступлений, а также выполнение заданий из соответствующего практикума.
На лекциях изучаются методологические и методические основы дисциплины, излагаются необходимые сведения, направленные на формирование основных понятий дисциплины.
Лекционный материал преподносится в интерактивной и визуальной формах. Визуальная форма подачи лекционного материала предусматривает использование средств мультимедийной техники. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или анализа традиционных и современных точек зрения.
Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.
На семинарских занятиях рассматриваются не только теоретический, нормативный и статистический материал, но и практические задания и примеры, анализ которых позволяет студентам овладеть методическими и практическими навыками изучения дисциплины.
Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, происходит не только в традиционной форме контроля текущих знаний, сложных вопросов в ходе обсуждения, но и обсуждение строится в форме дискуссий, с учетом выполнения самостоятельной работы.
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия.
Семинарские и практические занятия направлены на расширение и детализацию знаний, выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности.
Методические указания (рекомендации) к выполнению лабораторных (практических) работ
Семинарские и практические занятия направлены на расширение и детализацию знаний, выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. В процессе подготовки к семинарским занятиям студент значительное время должен уделить работе с источниками и литературой. При необходимости во время индивидуальных консультаций студент может получить квалифицированную помощь преподавателя по организации самостоятельной работы. В процессе преподавания дисциплины используются следующие виды практических работ: дискуссии, решение задач и тестовых заданий.
Формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Финансовые рынки и институты» является неотъемлемым элементом учебного процесса.
При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента.
Самостоятельная работа студентов включает: изучение монографий, законов Российской Федерации, инструкций и положений; оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование.
Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.
Часть источников, по рекомендации преподавателя, должна быть законспектирована и проработана, часть – отрецензирована, часть должна быть вынесена для обсуждения на семинарских занятиях.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменной форме. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также их обсуждение, презентацию полученных результатов на семинарских занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию.
Внеаудиторное время студенты используют для подготовки к семинарским занятиям: изучают рекомендованную и дополнительную литературу, решают задачи, изучают проблемные вопросы.
Все эти задания представлены в виде контрольного задания, которое готовится индивидуально каждым студентом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Нижневартовский филиал
негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Институт бизнеса и права» Утверждено
на заседании кафедры ОП и СД
|