Скачать 255.46 Kb.
|
Чепуренко А.Ю., д.э.н ( ГУ – ВШЭ /РНИСиНП)Воспроизводство научной элиты и международная мобильность российских ученых1Важнейшую роль в генерировании новых знаний играет научная элита. По аналогии с общераспространенными определениями элит как таковых в качестве научной элиты условно может быть определена та часть исследовательского сообщества, которая:
Все эти отличительные черты, характерные для представителей научной элиты, описаны и исследованы в России2, а потому их можно считать конвенциональными. Однако понятие научной элиты не используется ни в международной науковедческой практике, ни в российской статистике3. Среди критериев присуждения степени доктора наук большое значение имеют исследовательская, педагогическая, организаторская практика соискателя. Все это, в принципе, может рассматриваться в качестве слагаемых понятия научной элиты. Исходя из такого весьма приблизительного определения, можно отнести к этому социальному слою около 22 тыс. человек4, т.е. оценить его как примерно равный по численности количеству докторов наук. В условиях структурного кризиса российской науки к числу критериев, по-видимому, можно было бы добавить и еще два – во-первых, критерий дохода (точнее, определенного сочетания уровня и основного источника доходов). В нынешних условиях, как представляется, только элита российской науки может обеспечивать себе и своей семье за счет доходов от научной деятельности приемлемый уровень дохода, достаточный для воспроизводства жизненных возможностей на уровне, нормальном для российского среднего класса. Во-вторых, с учетом важности международного сотрудничества (в научном, репутационном и ресурсном отношении) важным критерием принадлежности к элите может быть степень включенности в международное сотрудничество. Используя типологию Е. Мирской5, можно подразделить ученых на группу А – лидеров международного взаимодействия, Б – очень активных специалистов международного сотрудничества, В – уверенных в себе профессионалов-исполнителей, Г – ученых с высоким, но невостребованным потенциалом международного сотрудничества, Д – совсем не имеющих международных контактов низко профессионально подготовленных. Очевидно, к научной элите в российских сегодняшних условиях однозначно можно отнести представителей группы А и Б, с оговорками – группы В. Недостаток обоих этих критериев – отсутствие соответствующих статистических данных. Изменения нститутов и этапов воспроизводства научной элитыТрадиционно в СССР социализация научной элиты осуществлялась по цепочке: элитная советская школа – элитный советский вуз – ведущее исследовательское учреждение в СССР или кафедра вуза. Маркерами стадий этого отбора выступали аттестат – диплом с отличием – кандидатская – докторская степени. Механизм отбора предполагал, прежде всего, выдвижение в число ведущих специалистов в своем научном учреждении или учебном заведении и получение определенных административных функций (о чем свидетельствовало получение полномочий заведующего структурным подразделением учреждения - сектором, лабораторией, отделом и т.п.)6, а затем - избрание в Академию Наук СССР, окончательно придававшее человеку высокий научный статус. Что происходит в этом отношении в России в последнее десятилетие?
Исследовательская элита – о путях и возможностях сохранения научного потенциала страныКак сами представители научной элиты оценивают состояние в российской науке, свои возможности, какими им видятся их научные и профессиональные стратегии? И что думают о своем выборе в пользу невозвращения в Россию те, кто закрепился за рубежом, следят ли они за состоянием российской науки, видят ли возможность возвращения? Эти и ряд др. вопросов рассматривались в рамках поддержданного Московским общественным научным фондом проекта «Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов (на примере Фонда им. А.Гумбольдта)”. В ходе проекта были, в частности, проведены анкетный опрос бывших стипендиатов этого крупного немецкого фонда, вернувшихся по завершении стажировки в Россию (из 660 чел., представляющих генеральную совокупность, ответы прислали примерно 190 чел.), а также глубокие интервью с теми из них (в совокупности – примерно 250 чел.), кто предпочел остаться на длительный срок или на постоянное место жительства в Германии (21 интервью). Данные опросаРезультаты опроса показали следующее. Программы Фонда Гумбольдта, на первый вгляд, направленные на содействие сугубо индивидуальным обменам, на деле являются весьма эффективным инструментом формирования локальных научных сообществ вокруг немецких университетов и исследовательских центров: свыше 3/4 стипендиатов так или иначе продолжают поддерживать интенсивные научные контакты со своими бывшими кураторами и их институтами. Подавляющее большинство бывших гумбольдтианцев становятся мультипликаторами информации о Германии. Свыше 80 % - знакомят своих студентов и аспирантов с программами Фонда Гумбольдта и др. зарубежных фондов, т.е. в полной мере выполняют функцию «научных послов» Германии. В этом – дополнительный эффект для Германии и немецкой (и европейской вообще) науки от участия российских ученых в программах Фонда. В то же время не западные фонды «виноваты» в происходящей «утечке мозгов». Способствует настроениям на эмиграцию, прежде всего, оценка представителями научной элиты состояния российской науки вообще и своего направления научных исследований – в частности, а также динамики и направленности наблюдаемых изменений. При оценке уровня фундаментальных исследований в России мнения разделились с некоторым перевесом в позитивную сторону: 54% опрошенных оценивают уровень российских исследований в своей области науки не ниже мирового (из них 15% считают, что он даже выше) и 41% считают, что он ниже мирового. Гораздо ниже оценен уровень прикладных исследований: 70% опрошенных ставят такие исследования в своей области науки в России ниже мирового уровня и только каждый десятый – на тот же уровень или даже выше. Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «В последние годы положение дел в Вашей области науки в России улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» (в процентах)
Оценка динамики ситуации в отечественной науке – скорее, пессимистичная. Так, при ответе на вопрос: «В последние годы положение дел в Вашей области науки в России улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» (см. табл. 1) улучшение наблюдал только каждый пятый эксперт, тогда как каждый третий отметил ухудшение. В большей мере это характерно для ученых-естественников, а также представителей средних научных возрастов. В территориальном разрезе картина является весьма неожиданной: по оценкам респондентов, в провинциальных центрах наука вовсе не стагнирует, - напротив, положение здесь в последние годы стали меняться в лучшую сторону более зримо, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы полагаете, возможные меры по реформированию усилят или ослабят российскую науку?» (в процентах)
Представители научной элиты проявили высокое единство в оценке ряда мер по реформированию российской науки (табл. 2) – это касается позитивной оценки обсуждаемых мер по более тесному соединению науки и высшего образования (почти 3/4 высказались «за» и примерно 1/6 «против»). Столь же высокое единодушие проявлено и в осуждении двух др. обсуждаемых мер – разгосударствления академической науки в виде акционирования и возможной приватизации институтов РАН (примерно 3/4 «против» и только 6% «за»), и сосредоточения бюджетных средств на приоритетных научных направлениях (почти 2/3 «против» и только 1/5 «за»). Гораздо меньше единства проявлено в оценке таких двух групп, как переход к грантовому финансированию фундаментальных исследований через проектные коллективы, а не институты – число сторонников такого перехода оказалось почти половина, а противников более трети. Вопреки распространенному мнению, российская научная элита вовсе не изолирована от инновационных процессов, а ее научные идеи применяются на практике: почти по 1/5 опрошенных отметили, что их технологии/разработки используются как в стране, так и за рубежом, и этот результат свидетельствует, что говорить об оторванности российских высококвалифицированных ученых от потребностей практики неверно. Низкий процент стремящихся коммерциализировать свои разработки, создать для этого соответствующий бизнес свидетельствует, скорее, об отсутствии соответствующей инфраструктуры и спроса со стороны экономики. Тремя наиболее полезными результатами пребывания на стажировке для всех категорий опрошенных оказались в их оценке возможность контактов с коллегами, доступ к научной литературе, архивам и т.п., общекультурные впечатления. Лишь 5 % участников гумбольдтовских программ по итогам не смогли в той или иной форме повысить свой научный уровень, статус в науке или перейти на следующую должностную позицию. Остальные же смогли использовать их для впечатляющего профессионального и отчасти карьерного роста (см. табл. 3 и 4). Таким образом, участие в программах Фонда нужно оценить как весьма важный фактор увеличения человеческого капитала, роста профессиональной компетентности российских ученых. Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что стажировка способствовала (или дала возможность) для следующего?»
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, изменилось ли что-нибудь в Вашей научной деятельности в результате участия в программах зарубежных фондов?»
С др. стороны, участие в гумбольдтовских программах, способствуя повышению научного потенциала российских ученых, зачастую усиливает несоответствие между их возросшими возможностями и материально-статусными условиями для продолжения научной работы на родине. В результате, даже возвращаясь в Россию, представители научной элиты в значительной мере тяготеют к зарубежным исследовательским центрам и в значительной мере идентифицируют себя скорее как представители международного научного сообщества, чем как сотрудники российских НИИ и вузов. При этом наиболее типичными являются следующие стратегии: молодые исследователи, в особенности из нестоличных регионов, по итогам стажировок зачастую превращаются в научных фриленсеров, которые, находясь в России, не участвуют в совместных проектах, но ожидают возможности получить контракт для работы за рубежом (как правило, на несколько лет). Другая, распространенная главным образом в пожилых группах, форма участия в международном научном разделении труда - практика выполнения научно-исследовательских работ по заказу зарубежных партнеров без выезда за рубеж, т.е. участие в своеобразном аутсорсинге. Третья форма, больше распространеная среди представителей среднего поколения, – своего рода «научное отходничество»: когда российские ученые периодически на относительно короткий срок выезжают на Запад, чтобы закончить эксперимент, поработать на лучшем оборудовании, подзаработать чтением лекций и т.п. В структуре мотивов взаимоотношений с западными партнерами ориентации на длительный выезд из России занимают очень незначительное место, основной же мотив – эпизодическая работа за рубежом в конкретных проектах: свыше 80% опрошенных выбрали вариант «эпизодические выезды на Запад для работы в конкретных проектах с целью продвижения в своей области знания». Почти 1/3 предпочитает поддерживать научные связи без выезда из России. Каждый седьмой планирует переезд на Запад на длительный срок или навсегда (причем из них никто не хотел бы менять сферу деятельности), и еще столько же утверждают, что ни при каких обстоятельствах не уехали бы из России. Ответы на вопрос, из-за чего респонденты все же уехали бы из России, выявили четыре основных причины возможной эмиграции: материальные трудности, отсутствие необходимых условий для работы, ситуация в России и невостребованность науки со стороны государства. Дифференциация ориентаций на эмиграцию наблюдается в зависимости от состава семьи, возраста и места проживания ученых на момент опроса. Более сильные ориентации – у респондентов, имеющих детей (почти троекратное превышение доли ориентированных на переезд наблюдается среди ученых, имеющих семью с тремя и более детьми, по сравнению с бездетными), молодых ученых до 35 лет (каждый третий из них ориентирован на переезд, тогда как в возрасте 36-50 лет только каждый шестой, а в более старших возрастных группах такого ответа не дал никто) и работающих на момент опроса за рубежом (почти половина из них). Не обнаруживается значимой связи между установкой на выезд на постоянное место жительства за рубеж у ряда респондентов и интенсивностью их включенности в программы Фонда. Более того: выяснилось, что, чем выше активность в области международных научных контактов, тем больше позитивных оценок о закреплении научной молодежи и меньше негативных оценок в направлении выезда (по всем параметрам, кроме самих научных контактов и свободы передвижения). То есть активные международные контакты компенсируют остальные негативные факторы и способствуют закреплению молодежи в отечественной науке. Выступая экспертами по оценке ущерба «утечки умов» в своей области науки, респонденты выразили особое беспокойство по поводу выезда из России перспективной научной молодежи и угрозы разрыва поколений – почти половина опрошенных отметили данный факт. Российская научная диаспора в Германии: возможность возвращенияСреди участников интервью абсолютно преобладали «оппортунисты» – т.е. люди, которые не планировали остаться в Германии, но, оценивая динамику ситуации в российской науке и увидев шанс для продолжения работы по избранной научной специальности за рубежом, на основании сопоставления издержек и выгод предпочли в итоге остаться в ФРГ. Возраст (38 - 48 лет), квалификация, опыт научной и научно-организационной работы, связи в научном сообществе и прочее позволяют характеризовать подавляющее большинство участников интервью как представителей научной элиты, реэмиграция которой могла бы стать важной предпосылкой возрождения науки при обеспечении преемственности поколений и ориентации на инновационный вектор развития в России. Оценка ими состояния российской науки – от умеренного оптимизма до алармизма. Как правило, самые мрачные оценки высказывают те, кто уезжал «по идейнвм мотивам» (видимо, присутствует элемент самооправдания). Поскольку подавляющее большинство из «оппортунистов» не испытывало и не испытывает предубеждений в отношении возможности возвращения в Россию, связывая его лишь с наличием относительно благоприятных условий для продолжения работы по специальности и получением некоторого социального пакета в старости, представляется, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе реэмиграция российской научной элиты возможна при наличии некоторых институциональных условий и проведении целенаправленной работы по следующим направлениям:
В числе мер ближайшего порядка следует назвать организацию крупными исследовательскими центрами и университетами России летних школ с обязательным приглашением – в том числе, с использованием средств РФФИ, частных фондов – российских ученых, постоянно работающих за границей, для чтения лекций и обмена опытом научно-организационной работы (включая фандрейзинг и т.п.). Такие контакты были бы взаимно полезными: с одной стороны, приезжающие в Россию коллеги могли бы присмотреться к потенциальным докторантам для привлечения их на грантовой основе к работе в своих исследовательских центрах за рубежом, с другой стороны, такие контакты могли бы способствовать преодолению у них известного предубеждения в отношении возможности ведения научно-исследовательской и преподавательской деятельности в России. Кадровая политика может быть успешной лишь при необходимой инфраструктуре для работы в науке. Как показали интервью, критически важным для принятия решения о возвращении для многих представителей научной элиты является наличие необходимого лабораторного оборудования, а также доступа к международным изданиям по профилю их научной деятельности. Данная задача гораздо более затратна, нежели создание стипендиально-грантового фонда для содействия реэмиграции научной элиты в Россию. Очевидно, даже при весьма жестких бюджетных ограничениях и здесь многого можно было бы добиться (в том числе, при вовлечении в эти процессы бывших гумбольдтианцев, которые располагают возможностью прибегнуть к содействию Фонда в рамках соответствующих программ «пожизненного контакта») путем:
1 Настоящий доклад написан по материалам итогового отчета по гранту МОНФ 10/04-01 исследовательского коллектива в составе: Гохберг Л.М. (ИСИЭЗ ГУ - ВШЭ), Иларионова Т.С. (РАГС), Шувалова О.Р., Соколов А.В., Городникова Н.В., Ковалева Н.В. (все – ИСИЭЗ ГУ – ВШЭ), Обыдённова Т.Б. (РНИСиНП). 2 См., напр.: Ломовицкая В.М., Петрова Т.А. Научная школа как механизм саморегуляции интеллектуальной элиты // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. IX. Под ред. С.А.Кугеля. – Санкт-Петербург: изд-во СПбГТУ, 1995.- С. 85. 3 Cм., напр.: Наука России в цифрах: 2002. Стат. сборник. – М.: ЦИСН, 2003. 4 Оценка: ЦИСН (2002), ИСИЭЗ ГУ ВШЭ (2004). Cм., напр.: Наука России в цифрах: 2002. Стат. сборник. – М.: ЦИСН, 2003. 5 Мирская Е. Российские академические ученые в зеркале социологии науки // Отечественные записки, 2002, № 7, с. 354. К сожалению, приводя указанную типологию, автор не дает перечня количественно наблюдаемых признаков, которые позволили бы производить отнесение конкретных респондентов к каждой из указанных категорий. 6 Механизм отбора также предполагал утверждение кандидата партийными органами данного учреждения и более высоких уровней, поэтому в числе критериев были также участие в деятельности коммунистической партии (и, соответственно, лояльное к ней отношение) и высокие моральные качества. 7 Егерев С. Болевые точки науки. М, 1998, с. 43-44. 8 По данным масштабного обследования ЦИСН в 1996 г. из общего числа выехавших на работу за рубеж 39% работали по персональным приглашениям, еще 18% - по индивидуальным контрактам, тогда как доля выехавших в рамках обмена между научными учреждениями составляла всего 10%. Данные 2001 г. по работающим в сфере информационных технологий – еще более красноречивы: почти все контакты основываются на приглашениях со стороны зарубежных партнеров (55,0 %) или на самостоятельно полученных контрактах (39,4%) (см.: Гохберг Л.М. Цит. соч.,- С.350, 351). 9 По данным того же обследования ЦИСН в 1996 г. за рубежом работали около 4,1 тыс. российских исследователей (2,6% их общей численности), однако состав выехавших отличался значительно более высоким квалификационным уровнем, чем это имеет место в среднем по России: 20% - доктора наук, 50% - кандидаты наук (см. Гохберг Л.М. Цит. соч., с.350). См. также табл. 3 ниже. 10 См. Егерев С. Диалоги с диаспорой // Отечественные записки, 2002, № 7, с. 285. 11 В настоящее время в России практически не работает закрепленный в подавляющем большинстве грантовых соглашений пункт о том, что оборудование, получаемое отдельными проектными коллективами или отдельными исследователями, должно быть доступно всему научному учреждению, в рамках которого они работают. Здесь существует большое поле для деятельности как юридического управления, так и хозяйственных служб РАН. |
Екатерина Кузнецова (гу-вшэ) Сравнительный анализ программ политология в гу-вшэ (Москва) и Свободном Университете (Берлин): ects-фокус | Программа общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ преподаватель Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии ниу-вшэ | ||
Хроника кафедры Кафедра экономической теории ниу вшэ спб период:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чепуренко Александр Юльевич:,, тел. (495)1520361 сл., (495)1241053 д., 7645129 м | ||
Программа дисциплины «социология предпринимательства» Авторы программы: проф., доктор экономических наук Чепуренко Александр Юльевич, доц., кандидат экономических наук Алимова Татьяна... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат... | ||
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики»... Информационно-координационного центра по взаимодействию с оэср института статистических исследований и экономики знаний ниу вшэ,... | Методические рекомендации по написанию реферата Санкт-Петербург Умо спб филиала гу-вшэ на основе нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации по высшему образованию, а также... | ||
Ясин Настоящая «Новая жилищная стратегия» А. С. Пузанов к г н., заведующий кафедры экономики города и муниципального управления вшэ, старший научный сотрудник Лаборатории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ниу вшэ татьяне Всеволодовне Абанкиной, научному сотруднику Центра прикладных экономических исследований ниу вшэ ирине Владимировне... | ||
Концепция преподавания китайского языка Концепция преподавания китайского... Ниу вшэ основывается на требованиях к профессиональной подготовке студентов-бакалавров по направлению 032100. 62 "Востоковедение... | Ниу вшэ нижний Новгород. 603000, г. Н. Новгород, ул. Родионова, д.... Кафедра общей социологии и социальной работы ннгу им. Лобачевского, кафедра общего и стратегического менеджмента ниу вшэ – Нижний... | ||
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании... Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы программы: профессор кафедры уголовного права факультета права гу-вшэ, доктор юридических наук, профессор Е. Г. Самовичев,... | ||
Методические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации... Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию... | Образовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы... Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного... |