ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
УДК 658.011.46
№ госрегистрации
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор НИУ ВШЭ
д.э. н., профессор
______________ Л.М. Гохберг
«___» ___________ 2012г.
ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ОЭСР (промежуточный отчет) Государственный контракт от «01» декабря 2012 г. №1202-11-12
Руководитель темы:
директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, к.полит.н.
|
|
Т.А. Мешкова
| Москва 2012
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель работ:
директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, помощник ректора к.полит.н.
| _________________ подпись, дата
|
Мешкова Т.А.
|
директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ
НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Абдрахманова Г.И.
|
Научный сотрудник Института торговой политики НИУ ВШЭ, старший преподаватель Кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Бирюкова О.В.
| Заведующий лабораторией исследований науки и технологий НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Гине Ж.
| Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ, к.ю.н.
| _________________ подпись, дата
|
Гутникова А.С.
| Первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор
| _________________ подпись, дата
|
Гохберг Л.М.
| Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ, профессор Кафедры торговой политики НИУ ВШЭ, д.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Данильцев А.В.
| Заведующий отделом региональных проблем социальной политики Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Жданчиков П.А.
| Научный сотрудник Центра международных проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Зайцев Ю.К.
| Заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования: Институт образования НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор
| _________________ подпись, дата
|
Зуев В.Н.
|
Заместитель директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
| Исаев Н.И.
|
Директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, к.э.н., доцент
| _________________ подпись, дата
| Клименко А.В.
| Старший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
| Ковалева Г.Г.
| директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н
| _________________ подпись, дата
|
Ковалева Н.В.
| Директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, к.э.н
| _________________ подпись, дата
|
Козельцев М.Л.
| Начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ, преподаватель Кафедры государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Конов А.В.
| директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Кузнецова Т.Е.
| Директор Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Ларионова М.В.
| Заместитель заведующего лабораторией исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, PhD
| _________________ подпись, дата
|
Майснер Д.
| Директор Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Маткова И.Н.
| стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Моисеичев Е.Я.
| Директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Московская А.А.
| Доцент Кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
| Островская Е.Я.
| Директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Пономаренко А.Н.
| В.н.с. Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, д.геогр.н.
| _________________ подпись, дата
|
Ретеюм А.Ю.
| Научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Рудь В.А.
| Аналитик Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Сабельникова Е.В.
| зав.отделом исследований интеллектуальной собственности и трансфера технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Сагиева Г.С.
| Заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, к.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Смирнов С.В.
| Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, д.э.н., академик РАЕН
| _________________ подпись, дата
|
Смирнов С.Н.
| зам.директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, директор Международного научно-образовательного Форсайт-центра, к.ф.-м.н
| _________________ подпись, дата
|
Соколов А.В.
| аналитик проектно-учебной лаборатории анализа финансовых рынков факультета экономики НИУ ВШЭ
| _________________ подпись, дата
|
Соколова Т.В.
| Старший научный сотрудник Центра государственного регулирования финансовых рынков Института управления государственными ресурсами, зав. Проектно-учебной лабораторией анализа финансовых рынков, профессор Кафедры фондового рынка и рынка инвестиций, д.э.н.
| _________________ подпись, дата
|
Теплова Т.В.
|
Главный научный сотрудник Института экономики природопользования и экологической политики
| _________________ подпись, дата
|
Терентьев А.А.
|
РЕФЕРАТ
Промежуточный отчет: 813 стр., 2 рис., 3 табл., 359 источников, 1 приложение, 2 тома.
Ключевые слова: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), дорожная карта присоединения России к ОЭСР, правовые инструменты ОЭСР, нормативно-правовая база ОЭСР, меморандум соответствия российского законодательства нормативно-правовой базе ОЭСР, международные инвестиции, борьба с коррупцией, борьба с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок, налогообложение, химические вещества, природопользование, экология, корпоративное управление, финансовые рынки, страхование, пенсионное обеспечение, конкуренция, научно-техническая политика, инновации, занятость, социальные отношения, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), потребление, статистика, внешняя торговля, экспортные кредиты, государственное управление и регулирование, судостроение, морской транспорт, сельское хозяйство, рыболовство, сталелитейная промышленность, содействие международному развитию. Цель НИР - проведение анализа законодательных, финансово-экономических, социальных последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по дальнейшей гармонизации законодательной базы и правоприменительной практики России в соответствии с нормами и требованиями ОЭСР в целях минимизации рисков и максимизации преимуществ от будущего членства России в ОЭСР.
Задачи НИР:
Выявление возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР.
Идентификация чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров.
Проведение оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, расчет возможных финансовых затрат, связанных с членством России в ОЭСР в краткосрочной перспективе (с горизонтом планирования 2-3 года) на основе выбранной методики оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, включая разработку рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества с ОЭСР.
Проведение количественной и/или качественной оценки возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов.
Проведение анализа воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу.
Проведение анализа региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала.
Систематизация и обобщение выявленных преимуществ (выгод) и рисков от присоединения России к ОЭСР и разработка рекомендаций по максимизации преимуществ (выгод) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР.
Подготовка выводов и рекомендаций по итогам НИР, включая рекомендации стратегического характера (определение стратегических направлений политики и отдельных отраслей, где Россия могла получить максимальные преимущества от членства в ОЭСР) и рекомендации операционального характера, направленные по повышение эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных исследовательских организаций, институтов гражданского общества Российской Федерации с ОЭСР.
На первом этапе проекта выполнены следующие работы:
1. Разработка и обоснование методологических подходов к выявлению возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР;
2. Идентификация чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров.
В рамках разработки методологических подходов к выявлению возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР, проведены следующие работы:
Определены и проанализированы основные источники информации;
Сформирован первичный перечень секторов для анализа, в который включены 17 секторов, соответствующих направлениям анализа и дальнейшей гармонизации в соответствии с Начальным меморандумом о позиции РФ в отношении актов ОЭСР, в редакции от 10 июня 2009 г.) (далее – Начальный меморандум), а также с Планом законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР (далее – План законодательной работы);
Актуализирована позиция России по правовым инструментам ОЭСР, в том числе сформулированы рекомендации по российской позиции относительно правовых документов ОЭСР, опубликованных после официального представления Начального меморандума в Совет ОЭСР в 2009 г.
Операционализированы (выявлены и проанализированы) ключевые обязательства России, вытекающие из правовых актов ОЭСР и позиции по ним России, а также из рекомендаций ОЭСР, содержащихся в общеэкономических и отраслевых обзорах, подготовленных в рамках процесса присоединения;
Обязательства выделены в соответствии со следующими критериями:
Актуальность и приоритетность для текущей российской политики
Конкретность
Измеряемость (включая наличие временных рамок)
Анализ и описание обязательств проводилось в соответствии со следующим форматом:
Источники обязательства: названия и номера правовых документов ОЭСР и названия иных документов ОЭСР (страновых докладов, общеэкономических обзоров, стратегических документов ОЭСР), их которых вытекает данное обязательство
Российская позиция по данному обязательству (в соответствии с Начальным меморандумом или экспертными рекомендациями – в случае новых документов)
Структура и характер обязательства (краткое описание составных частей и характера обязательства)
Включенность данного обязательства в План законодательной работы (Включено/Не включено) и экспертная оценка необходимых усилий России по гармонизации законодательной базы и правоприменительной практики в соответствии с данным обязательством
Предварительная экспертная оценка возможных рисков (негативных эффектов) и преимуществ (позитивных эффектов) для экономики и социальной сферы в целом, сектора/отрасли, отдельных регионов и изменения их роли в во внешней торговле и международном движении капталов (приток иностранных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности и т.д.)
Вероятность синергии данного обязательства России с обязательствами в рамках других международных институтов и объединений - указать каких (прежде всего, ВТО, «Группы восьми», «Группы двадцати», БРИКС, АТЭС, Таможенного союза, отраслевых специализированных организаций), и по возможность определить направления и области такой синергии (более глубокий анализ планируется на 2-м этапе исследования)
Возможные источники информации для дальнейшего анализа и мониторинга выполнения данного обязательства, включая российские и международные статистические данные, данные мониторинговых исследований и т.д.
Определены основания для идентификации чувствительных секторов. Для этого использованы следующие критерии:
структура и характер ключевых обязательств, вытекающих из нормативно-правовых документов ОЭСР и рекомендаций общеэкономических и отраслевых обзоров ОЭСР;
позиция России применительно к обязательствам, прежде всего наличие обязательств, применительно к которым Россия сформулировала изъятия и оговорки или позицию полного непринятия документов ОЭСР;
наличие обязательств, а включенных в План законодательной работы и/или оценка экспертная оценка необходимости гармонизации с требованиями ОЭСР;
возможные риски (негативные эффекты) на уровне экономики и социальной сферы в целом, сектора/отрасли, отдельных регионов;
возможные преимущества (позитивные эффекты) на уровне экономики и социальной сферы в целом, сектора/отрасли, отдельных регионов;
возможная синергия с обязательствами в рамках других международных институтов и объединений.
При определении чувствительных секторов во внимание также были приняты достигнутые результаты и ход переговоров по присоединению России к ОЭСР.
С учетом перечисленных критериев проведен детализированный анализ выявленных ключевых обязательств России по каждому из секторов.
Результаты проведенного анализа представлены в обобщенном табличном виде в приложении к отчету.
СОДЕРЖАНИЕ
| ТОМ 1
|
|
| Обозначения и сокращения
| 12
|
| Введение
| 16
| 1.
| Разработка и обоснование методологических подходов к выявлению возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР
| 20
| 2.
| Идентификация чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров
| 34
| 2.1.
| Сельское хозяйство и рыболовство
| 34
| 2.2.
| Борьба с коррупцией
| 62
| 2.3.
| Конкурентная политика и право
| 95
| 2.4.
| Содействие международному развитию
| 124
| 2.5.
| Образование
| 155
| 2.6.
| Потребительская политика
| 167
| 2.7.
| Экология и оборот химических веществ
| 236
| 2.8.
| Финансовые рынки
| 385
| 2.9.
| ИКТ
| 413
|
| ТОМ 2
|
| 2.10.
| Страхование и негосударственное пенсионное обеспечение
| 443
| 2.11.
| Международные инвестиции, многонациональные предприятия и движение капиталов
| 480
| 2.12.
| Энергетика
| 508
| 2.13.
| Государственное управление
| 526
| 2.14.
| Научно-техническая и промышленная политика
| 543
| 2.15.
| Туризм
| 561
| 2.16.
| Торговля
| 634
| 2.17.
| Статистика
| 654
|
| Заключение
| 666
|
| Список использованной литературы
| 673
|
| Приложение A. Таблица идентификации чувствительных секторов
| 697
|
|