Задачами курса являются





НазваниеЗадачами курса являются
страница1/6
Дата публикации20.03.2015
Размер1.03 Mb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Финансы > Задача
  1   2   3   4   5   6







Содержание


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью учебной дисциплины «Финансы и кредит» является освоение теоретических знаний в области финансов и кредита, а также в практике совершенствования финансово-кредитных отношений как на макро-, так и на микроуровне, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых в профессиональной деятельности компетенций.

Задачами курса являются:

  • свободное владение финансово-кредитной терминологией;

  • изучение законодательно-нормативной базы государственного регулирования финансово-кредитных отношений;

  • освоение методов формирования, распределения и использования финансовых и кредитных ресурсов государства и хозяйствующих субъектов;

  • изучение современной финансово-кредитной политики государства;

  • формирование целостной системы знаний о роли финансов и кредита в расширенном воспроизводственном процессе, в решении социально-экономических проблем России и в развитии международных экономических отношений.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Финансы и кредит» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) ООП бакалавриата. Ее рекомендуется изучать в 4 семестре.

Дисциплина Финансы и кредит базируется на дисциплинах гуманитарного, социального и экономического (Б.1), математического и естественнонаучного циклов: Экономическая теория, Математика, Информатика и программирование, Правововедение (Б.2). Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются:

Знание:

  • основных экономических категорий, законов и теорий, показателей, их классификации и способов определения;

  • общей характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, средств их реализации, программного обеспечения и технологии программирования;

  • анализа и оценки эффективности финансовой деятельности;

  • нормативно-правовой базы государственных и муниципальных финансов;

  • основных принципов функций и методов бухгалтерского учета;

  • организационно-правовых форм юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Умение:

  • применять экономические термины, законы и теории, определять экономические показатели социально-экономической деятельности государства и хозяйствующих субъектов;

  • производить расчеты математических величин;

  • осуществлять процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, пользоваться локальными и глобальными сетями ЭВМ;

  • применять статистические методы обработки данных;

  • применять законодательную базу, работать с нормативными документами финансово-кредитного характера;

  • ориентироваться в вопросах государственного управления финансами и кредита.


Владение:

  • методами макро- и микроэкономики;

  • методами математического анализа и моделирования, математического аппарата при решении проблем в области финансов и кредита;

  • средствами реализации информационных процессов и применения их при изучении финансово-кредитной деятельности;

  • экономическими методами регулирования социально-экономических процессов;

  • опытом работы с действующими федеральными законами и нормативными документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, заключения договоров и контролем их исполнения.


Освоение дисциплины Финансы и кредит необходимо как предшествующее для дисциплин математического и естественно-научного цикла, вариативной части – Бухгалтерский управленческий учет, Информационная безопасность, Информационно-правовые системы в экономической деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    - способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

    - способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

    - способность использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • общую теорию финансов и кредита, их роль в условиях рыночной экономики;

  • основы организации и функционирования финансово-кредитной системы страны в целом и отдельных ее сфер и звеньев;

  • основы управления финансами и кредитом, задачи и систему финансового и кредитного контроля;

  • механизм функционирования государственных и муниципальных финансов;

  • основы организации финансов хозяйствующих субъектов;

  • роль финансов в развитии международных экономических отношений;

  • принципы кредитных отношений;

  • формы и виды кредита;

  • основы функционирования банковской системы РФ.

Уметь:

  • ориентироваться в действующем финансово-кредитном законодательстве Российской Федерации;

  • анализировать происходящие финансовые и кредитные процессы, давать им объективную оценку;

  • принимать решения финансово-кредитного характера, адекватные экономической ситуации в стране;

  • вырабатывать предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма с целью повышения эффективности государственной финансово-кредитной политики;

  • самостоятельно излагать собственную позицию по финансовым вопросам, аргументировано ее отстаивать.

Владеть:

  • финансовой и кредитной терминологией;

  • аналитическими методами работы для оценки целесообразности и эффективности финансовой и кредитной деятельности государства и хозяйствующих субъектов;

  • опытом работы с действующими федеральными законами, нормативными документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности;

  • методами управления государственными и муниципальными финансами;

  • методологией проведения финансового контроля.

  • правилами осуществления денежных расчетов и кредитования.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

4










Аудиторные занятия (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

22

22










Практические занятия (ПЗ)

-

-










Семинары (С)

32

32










Самостоятельная работа (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Тесты для проверки освоения теоретических знаний

30

30










Доклад

10

10










Реферат

14

14










Вид промежуточной аттестации (экзамен),

36

36










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

144










4,0

4,0










5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание модулей и тем дисциплины
Модуль 1. Понятие о финансах и управлении ими
Тема 1. Сущность финансов. Финансовая система

Экономическая сущность финансов, их объективная необходимость. Функции финансов как проявление их сущности. Взаимосвязь контрольной и распределительной функции финансов. Финансы и расширенное воспроизводство.

Понятие финансовых ресурсов. Фонды денежных средств как материальная основа функционирования финансов. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, источники их формирования.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Модуль 2. Государственные финансы

Тема 2. Бюджет и бюджетная система

Определение понятия «бюджет». Функции бюджета. Роль бюджета в перераспределении национального дохода. Уровни бюджетной системы. Сущность и трактовка понятия «консолидированный бюджет». Принципы построения бюджетной системы РФ.

Система межбюджетных отношений. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Сущность бюджетного процесса и его стадии.

Система органов, обладающих бюджетными полномочиями. Участники бюджетного процесса.

Составление проектов бюджетов.

Рассмотрение и утверждение бюджетов.

Исполнение бюджетов. Казначейская система исполнения бюджета.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Классификация доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы. Безвозвозмездные поступления. Налоги как основной источник бюджетных доходов. Основные проблемы в формировании доход­ной части бюджетов.

Экономическое и социальное содержание бюджетных расходов. Классификация расходов бюджета. Приоритеты в направлениях расходования бюджетных средств в современных условиях.

Сбалансированность бюджетов. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита в России. Бюджетный профицит.

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: источники их формирования, направления расходования средств.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Тема 3. Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды и их социально-экономическое значение. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ. Современные проблемы функционирования внебюджетных фондов.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Тема 4. Государственный кредит

Необходимость и экономическая сущность государственного кредита. Формы государственного кредита.

Государственный внутренний и внешний долг РФ. Формы долговых обязательств. Предельные объемы государственного и муниципального долга. Программы государственных внешних и внутренних заимствований, гарантий Российской Федерации.

Несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Принципы и методы управления государственным долгом.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Тема 5. Страхование

Экономическая сущность и задачи страхования. Необходимость развития и усиления роли страхования в рыночной экономике.

Основные понятия и термины в области страхования. Формы и виды страхования. Виды обязательного страхования. Современные проблемы страхования в России.

Государственные страховые фонды и резервы.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Модуль 3. Финансы хозяйствующих субъектов

Тема 6. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов

Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субъектов. Роль финансов хозяйствующих субъектов в финансовой системе страны.

Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.

Понятия об активах и капитале, доходах, расходах, прибыли и рентабельности хозяйствующих субъектов.

Особенности финансов организаций (предприятий) различных организационно-правовых форм.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Модуль 4. Кредитная и банковская системы

Тема 7. Кредит: сущность, функции, роль. Виды кредитных отношений.

Сущность, функции и роль кредита. Состав ссудного фонда страны.

Разграничение кредитных и бюджетных ресурсов. Функции кредита.

Виды кредитных отношений.

Особенности и виды банковского кредита.

Коммерческий кредит, его отличия от банковского кредита, преимущества и недостатки по сравнению с последним, значение для сбалансированности товарной и денежной массы в обращении. Роль вексельного обращения в рыночной экономике.

Государственный кредит, его сущность и назначение. Формы государственного кредита. Государственный внутренний долг. Формы долговых обязательств. Управление государственным внутренним долгом. Государство – кредитор: отрасли, условия кредитования, государственные гарантии.

Потребительский кредит, его денежная и товарная формы. Тенденции развития и проблемы.

Ипотечный кредит: проблемы и перспективы.

Ломбардный кредит, его роль в кредитно-денежной политике.

Международный кредит. Целесообразность и эффективность международного кредитования. Формы международного кредита. Динамика и структура государственного внешнего долга. Отношения с международными кредитными организациями, зарубежными юридическими и физическими инвесторами. Проблемы отношений России со странами – должниками. Совокупный национальный долг.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Тема 8. Банковская система

Банковская система РФ: принципы ее организации.

Центральный Банк России, его задачи и функции. Роль в регулирова­нии денежно - кредитной системы. Методы регулирования. Международные резервы ЦБР. Взаимодействие ЦБР с бюджетной системой РФ, коммер­ческими банками.

Система коммерческих банков, формы их деятельности, основные функции. «Банковская продукция», два ее основных класса: услуги по пас­сивным операциям, услуги по активным операциям.

Доходы коммерческих банков, их прибыль, система налогообложе­ния. Регулирование банковской деятельности.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Модуль 5. Рынок ценных бумаг

Тема 9. Финансовый рынок и рынок ценных бумаг

Понятие и сегменты финансового рынка. Финансовый рынок а Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капита­лов. Основные понятия рынка ценных бумаг. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Корпоративные ценные бумаги. Структурные элементы рынка ценных бумаг. Организация рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Ры­ночный надзор. Формирование единой инфраструктуры рынка ценных бу­маг. Перспективы развития российского рынка ценных бумаг.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

Модуль 6. Международные финансово-кредитные отношения

Тема 10. Международные финансы: структура, организация, институты

Тенденции развития мирового хозяйства. Роль финансов в развитии международных экономических отношений. Финансовая глобализация. Международные валютные отношения. Международные кредитно-финансовые организации. Платежный баланс с Российской Федерации.

Компетенции ОК-1; ОК-2; ПК-1.

5.2 Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Бухгалтерский управленческий учет







+










2.

Информационная безопасность




+

+

+

+




3.

Информационно-правовые системы в экономической деятельности

+

+

+










5.3. Модули и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование модуля дисциплины

Лекции

Семин.


СРС

Всего

Модуль 1. Понятие о финансах и управление ими













1.

Сущность финансов. Финансовая система

2

2

4

8

Модуль 2. Государственные финансы













2.

Бюджет и бюджетная система

2

6

8

16

3.

Государственные внебюджетные фонды

2

2

4

8

4.

Государственный кредит

2

2

4

8

5.

Страхование

2

2

4

8

Модуль 3. Финансы хозяйствующих субъектов













6.

Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов

4

4

8

16

Модуль 4. Кредитная и банковская системы













7.

Кредит: сущность, функции, роль. Виды кредитных отношений

2

2

4

8

8.

Банковская система

2

4

6

12

Модуль 5. Рынок ценных бумаг













9.

Финансовый рынок и рынок ценных бумаг

2

4

6

12

Модуль 6. Международные финансово-кредитные отношения













10.

Международные финансы: структура, организация, институты

2

4

6

12

Итого

22

32

54

108

6. Перечень семинарских занятий

№ п/п

№ модуля и темы дисциплины

Наименование практических занятий

Трудоемкость

(часы)

Оценочные средства

Формируемые компетенции

1

2

3

4

5

6




Модуль 1

Понятие о финансах и управления ими










1

Тема

Сущность финансов. Финансовая система

2

Дискуссии, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1




Модуль 2

Государственные финансы







ОК-1; ОК-2; ПК-1

2

Тема 2

Бюджет и бюджетная система

6

Дискуссии, доклад, тесты, реферат

ОК-1; ОК-2; ПК-1

3

Тема 3

Государственные внебюджетные фонды

2

Дискуссии, реферат, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1

4

Тема 4

Государственный кредит

2

Дискуссии, доклад, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1

5

Тема 5

Страхование

2

Доклад, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1




Модуль 3

Финансы хозяйствующих субъектов










6

Тема 6

Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов

4

Реферат, доклад, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1

Модуль 4. Кредитная и банковская системы

7.

Тема 7

Кредит: сущность, функции, роль. Виды кредитных отношений

2

Дискуссии, доклад, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1,

8.

Тема 8

Банковская система

4

Доклад, реферат, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1

Модуль 5. Рынок ценных бумаг

9.

Тема 9

Финансовый рынок и рынок ценных бумаг

4

Доклад, реферат, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1

Модуль 6. Международные финансово-кредитные отношения

10

Тема 10

Международные финансы: структура, организация, институты

4

Реферат, дискуссии, тесты

ОК-1; ОК-2; ПК-1




Итого




32







7. Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению

Общие указания по выполнению контрольных работ

В соответствии с учебным планом по курсу «Финансы и кредит» студент выполняет одну контрольную работу. Цель работы – привить навыки самостоятельного изучения дисциплины, научить студента убедительно аргументировать свою точку зрения.

Контрольная работа является в значительной степени заключительным этапом в изучении курса. В ней студент выявляет своё понимание не только той темы, которой посвящена работа, но и её места во всем курсе с другими темами. Ее выполнение помогает студенту собирать и обрабатывать материал, последовательно излагать свои мысли, критически анализировать опубликованные по теме статьи и другие работы.

Основные требования, предъявляемые к контрольным работам:

  1. Тема работы (номер задания) должна соответствовать начальной букве фамилии студента: работа, выполненная на другую тему не засчитывается.

  2. Ответ на каждый вопрос должен быть конкретным и четким в объеме до 2-х страниц.

  3. Почерк должен быть разборчивым.

  4. Работа должна быть аккуратно оформлена, небрежно оформленная работа кафедрой не принимается.

  5. Страницы необходимо пронумеровать и оставить поля для замечаний рецензента.

  6. Слова сокращать недопустимо.

  7. Список литературы составлять в соответствии с библиографическими правилами.

  8. Студенты, имеющие задолженность, выполняют контрольную работу по заданию из тематики текущего учебного года.

Список рекомендованной литературы содержит основные монографии и учебники по курсу. К сожалению, ответы на некоторые вопросы нельзя найти в указанных источниках, т.к. учебники не могут отразить многие реальности в финансово-кредитной сфере: жизнь изменяется слишком быстро. Потому студент должен изучать проблему, искать ответы на вопросы в периодических изданиях.

Контрольные работы распределены следующим образом:


Начальная буква фамилии

Номер задания

А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е, Ё, Ж

6

З, И

7

К

8

Л

9

М

10

Н

11

О

12

П

13

Р

14

С

15

У, Ф

16

Х, Ц, Ч

17

Ш, Щ

18

Э, Ю, Я

19
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачами курса являются iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено...
План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса. Лекции...
Задачами курса являются iconЗадачами изучения курса являются
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах социальной психологии, его месте в системе...
Задачами курса являются iconЗадачами курса являются
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами курса являются iconЗадачами изучения курса «Конституционное право» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами курса являются iconЗадачами изучения курса «Актуальные проблемы конституционного права» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами курса являются iconЗадачами изучения курса «Адвокатура: организация и практика деятельности» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами курса являются iconЗадачами курса
Результаты аналитической функции маркетинга являются основой для разработки рекомендаций о товаре и услугах его сопровождающих с...
Задачами курса являются iconЗадачами освоения дисциплины являются
Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются
Задачами курса являются iconОсновными задачами данного курса являются
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Задачами курса являются iconКультурология
Задачами курса являются понимание студентами специфики культурологии как междисциплинарной области знания, её места в системе общественных...
Задачами курса являются iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Задачами курса являются, во-первых, усвоение и закрепление студентами основных теоретических воззрений на государство и право; во-вторых,...
Задачами курса являются iconРабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации»
Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории...
Задачами курса являются iconЗадачами школьного кабинета русского языка и литературы являются
Состояние кабинета русского языка и литературы и его работа являются важным показателем постановки преподавания предмета
Задачами курса являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16
Задачами курса являются iconРеферат по отдельным темам
Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются
Задачами курса являются iconЗадачами практики являются: овладение
«Электроснабжение железных дорог» по методам технической эксплуатации устройств электроснабжения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск