Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины





Скачать 193.56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дата публикации19.08.2013
Размер193.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Финансы > Методические рекомендации


Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)


----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ


Учебно-методические материалы для студентов

по дисциплине «Деловая этика»
для студентов направлений:

080200.62 Менеджмент,

080100.62 Экономика,

230700.62 Прикладная информатика

профили подготовки:

«Финансовый менеджмент,

«Финансы и кредит»,

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Прикладная информатика в экономике»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Ярославль

филиал «Института управления»

2012

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Самостоятельная работа студентов………………………………….

3

2. Методические рекомендации для студентов………………………..

5

2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины………

5

2.2. Материалы для самоконтроля……………………………………

5

3. Рекомендуемая литература……………………………………………

6

4. Примерная тематика сообщений (презентаций)…………………….

7

5. Программные вопросы для подготовки к зачету……………………

7

6. Примерные варианты тестов по дисциплине………………………..

9

1. Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу по направлениям подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» отводится 87,03 % учебного времени, «Финансы и кредит» и «Менеджмент» – 80,55% , «Прикладная информатика» – 83,33%; на базе высшего и среднего специального образования: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит», «Прикладная информатика» – 83,3% учебного времени, «Менеджмент» – 80,55% учебного времени.

Самостоятельная работа представляет собой внеаудиторную учебную деятельность студента, предполагает изучение программного учебного материала и направлена на подготовку к лекционным и практическим занятиям, выполнение рефератов, анализа литературы по установленной тематике, а также иных учебных заданий. Самостоятельная работа включает также подготовку студента к зачету, тестированию и др.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: аннотирование научной литературы; сбор и анализ практического материала в периодике, средствах СМИ или Интернете; выполнение тематических творческих заданий, рефератов. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению самого студента.

Применяемые формы организации самостоятельной работы.

1. Фронтальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: общее для всех студентов задание; общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

2. Индивидуальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения; появление возможности сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

3. Групповая самостоятельная работа – эта форма работы используется для совместной проработке материала учебника, документа и др.; подготовке к практическое занятиеским занятиям с использованием элементов игрового метода, когда студенты готовятся в составе групп (ролевых групп, оппонентных групп, обсуждение гипотетических сценариев развития ситуации и др.).

Самостоятельная работа студентов направлена на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения, отраженные в пункте 4 «Структура и содержание дисциплины (модуля» рабочей программы дисциплины.

В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

  • подготовка к лекциям и другим видам занятий;

  • самостоятельная работа студентов по изучению тем (разделов) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

  • подготовка к сдаче зачета.


2. Методические рекомендации для студентов
2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Учебная дисциплина «деловая этика» обеспечивает формирование у студентов системы теоретических знаний и практических умений, связанных не только с их профессиональной компетентностью в сфере распознавания субъективной и объективной природы конфликтов, предвидения их последствий, но и способность управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления.

Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы практических занятий.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить весь учебный курс дисциплины «Деловая этика». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.5., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины.

В ходе изучения курса будут проведены практические занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике психологии и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным к обсуждению темам.

После изучения материала по определенной теме студентам предлагается выполнить задания и подготовиться к практическому занятию. При возникновении затруднений в подготовке к практическим занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания.
2.2. Материалы для самоконтроля


  1. Сущность и основные принципы деловой этики.

  2. Этика и социальная ответственность организаций.

  3. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе.

  4. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем.

  5. Сущность стиля делового общения. Факторы, определяющие стиль общения.

  6. Этика использования средств выразительности в деловой речи.

  7. Правила деловых отношений.

  8. Этикет в деловом общении.

  9. Культура делового письма.

  10. Правила проведения собеседования.

  11. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами

  12. Имидж делового человека.

  13. Этикет деловых приемов.

  14. Особенности делового этикета в общении с иностранными партнерами.



3. Рекомендуемая литература
а) основная литература

1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанова, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 424 с.

2. Кузнецова, И.Н. Деловое общение: учебное пособие / И.Н. Кузнецова. – 5 изд. – М.: Дашков и К, 2012. – 528 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 415 с.

4. Катаева, О.В. Этика делового общения: учебный практикум / О.В. Катаева, М.А. Лощилина, Н.М. Мамедова, И.Л. Руденко, Е.С. Ткаченко. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 134 с.
б) дополнительная литература:

1. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие / сост. И.Н. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 431 с.

2. Коган, С. Н. Этика деловых отношений: уч. пособие. – Архангельск: Изд-во МИУ, 1999. – 94 с.

3. Рогач, О.П. Практикум по деловому общению: уч. пособие / О.П. Рогач. – М.- Архангельск: Институт управления, 2010. – 164 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Гуманитарные дисциплины. Деловое общение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. twirpx.com/failes/humanitarian/ido.

2. Образовательный ресурсый центр «Этика». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iph. ras.ru/page27756321.htm.

3. Речевая коммуникация в бизнесе / под общ. ред. Л.В. Минаевой. – М.: Изд-во МУ, 2011. – 152 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КнигаФонд.

4. Примерная тематика сообщений (презентаций)
1. Этика деятельности организаций.

2. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе.

3. Управление стрессом.

4. Коммуникативная культура в деловом общении.

5. Культура дискуссии.

6.Основы невербального общения.

7. Этические принципы дистанционного делового общения.

8. Технологические позиции создания имиджа.


5. Программные вопросы для подготовки к зачету:


  1. Сущность и содержание деловой этики.

  2. Принципы этики деловых отношений.

  3. Этические нормы в деятельности организаций.

  4. Требования к руководителю.

  5. Стили управления руководителей.

  6. Характеристика демократического стиля руководства коллективом.

  7. Проблема выбора стиля управления коллективом.

  8. Секреты умелого руководителя.

  9. Критика и ее роль в выполнении служебных обязанностей.

  10. Стрессы. Управление стрессом.

  11. Природа конфликта в организации. Последствия конфликта.

  12. Управление конфликтной ситуацией. Поведение руководи­теля в конфликтной ситуации.

  13. Особенности делового общения. Правила и приемы делово­го общения.

  14. Роль невербальных средств в процессе общения.

  15. Правила эффективного слушания.

  16. Виды делового общения.

  17. Факторы, вызывающие трудности в общении людей друг с другом.

  18. Характеристика манипуляций в общении.

  19. Приемы, стимулирующие общение.

  20. Голос и его влияние на деловое общение.

  21. Первое впечатление и его основные компоненты.

  22. Как завоевать уважение в процессе общения с подчиненными и коллега ми.

  23. Деловые вечеринки. Правила делового этикета.

  24. Правила представления собеседника.

  25. Деловое общение по телефону. Особые возможности телефона и этикет

  26. Телефонные разговоры с секретарем.

  27. Правила ведения телефонного разговора с недовольными клиентами.

  28. Деловая беседа. Этапы подготовки и проведения.

  29. Психологические основы деловой беседы.

  30. Деловые переговоры. Этапы и тактика ведения переговоров.

  31. Правила проведения переговоров и встреч за обеденным столом.

  32. Организация деловой беседы

  33. Как справиться с волнением перед деловой встречей, презентацией.

  34. Письменное деловое общение.

  35. Требования к оформлению резюме.

  36. Деловой этикет. Правила делового этикета.

  37. Этикет деловых приемов.

  38. Обращения, представления и приветствия в деловом обще­нии.

  39. Визитная карточка, ее роль и функции в деловой жизни.

  40. Сувениры и подарки в деловой сфере.

  41. Деловой стиль. Понятия имиджа. Одежда для успеха.

  42. Деловая одежда как элемент бизнес-культуры.

  43. Что такое имидж? Способы его создания.

  44. Внешний вид делового мужчины.

  45. Внешний вид деловой женщины.

  46. Роль презентации в деятельности современных организаций.

  47. Основные принципы поведения, внешнего вида и речи на презентации.

  48. Культура дискуссии.

  49. Культура речи в деловом общении.

  50. Управление деловым общением.

  51. Искусство комплимента.

  52. Национальные особенности делового общения.


6. Примерные варианты тестов по дисциплине


ВАРИАНТ 1.

1. Система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе собственной жизни:

а) этика

б) культура

в) дисциплина

г) этикет

2. Первоначально этика развивалась как часть:

а) психологии

б) педагогики

в) философии

г) социологии

3. Сколько этапов в своем развитии прошла этика как наука?

а) два

б) три

в) четыре

г) пять

4. Совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений:

а) деловой этикет

б) деловая этика

в) профессиональная этика

г) этика делового общения

5. Дословный перевод с французского слова этикет:

а) норма

б) правило

в) ярлык

г) образец

6. Принцип деловой этики, требующий осознавать партнера как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, национальности, привычек:

а) свободы

б) тактичности

в) справедливости

г) обязательности

7. Какой стиль управления характерен для начальника, если он неуверен, непринципиален, непоследователен, легко поддается влиянию окружающих?

а) демократический

б) директивный

в) авторитарный

г) либеральный

8. Найдите «лишнее» правило критики:

а) обязательно наедине

б) с улыбкой на лице

в) начать с позитивного аспекта в работе

г) без обобщений

9. Определите ошибочное поведение в ситуации, когда Вас критикуют:

а) возразить и оправдаться

б) принять ответственность за случившееся

в) выразить сожаление о случившемся

г) выразить готовность исправить недостатки

10. Наиболее распространенный стиль конфликтного поведения, характеризующийся стремлением выиграть, удовлетворить свои интересы без учета интересов других людей:

а) сотрудничество

б) приспособление

в) компромисс

г) конфронтация

11. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации предполагает учет интересов всех сторон?

а) сотрудничество

б) приспособление

в) уклонение

г) компромисс

12. Место расположения даты в деловом письме:

а) правый верхний угол

б) правый нижний угол

в) внизу по центру строки

г) нижний левый угол

13. Конфликты, способствующие принятию решений и развитию взаимоотношений:

а) конструктивные

б) эффективные

в) удачные

г) деструктивные

14. Чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды:

а) стресс

б) аффект

в) дистресс

г) страх

15. Процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения:

а) переговоры

б) общение

в) взаимодействие

г) компромисс

16. Устный контакт между партнерами, связанными отношением дела:

а) деловое взаимодействие

б) деловые переговоры

в) деловое общение

г) деловой этикет

17. Какой фактор является определяющим при выборе главы делегации?

а) возраст

б) умение вести переговоры

в) опыт работы, должность

г) внешний вид

18. Какая надпись делается на приглашении, если гости приглашаются во фраках:

а) Black tie

б) White tie

в) Black tails

г) Black and white

19. О чем сигнализируют следующие жесты: постукивание пальцами, ерзанье на стуле, покачивание ногой?

а) о желании закончить разговор

б) о желании утаить что-то

в) об эмоциональном дискомфорте

г) о сомнении собеседника

20. Согласно правилам делового этикета кто дарит подарки при первой встрече?

а) хозяева

б) гости

в) никто

г) обе стороны

21. На визитной карточке какого вида обязательно указывается домашний адрес и телефон?

а) комбинированная

б) семейная

в) деловая

г) личная

22. Найди ошибку. Правильно представляют:

а) мужчину - женщине

б) начальника - подчиненному

в) младшего – старшему

23. Как следует отвечать на деловой телефонный звонок?

а) алло

б) здравствуйте, я вас слушаю

в) поприветствовать, назвать учреждение и свою фамилию

г) представиться, назвав фамилию, имя, отчество

24. Общение с помощью мимики, жестов, визуальных контактов и т. д.:

а) творческое

б) вербальное

в) невербальное

г) психологическое

25. Из скольких частей состоит деловая презентация?

а) двух

б) трех

в) четырех

г) шести
2 ВАРИАНТ
1. Наука, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения:

а) эстетика

б) этика

в) этикет

г) менталитет

2. Какую функцию выполняет мораль в обществе?

а) регулирования

б) контроля

в) организации

г) воспитания

3. Этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности:

а) профессиональная этика

б) деловой этикет

в) этика делового общения

г) культура

4. Найдите лишнее. «Вечные» моральные дилеммы, перед которыми стоят субъекты деловых отношений:

а) соотношение целей и средств их достижения

б) соотношение личного и общественного

в) соотношение материального и духовного

г) соотношение цены и качества

5. Этический принцип, который в некоторых странах не является нормой:

а) доброжелательность

б) пунктуальность

в) тактичность

г) грамотность

6. Какой принцип бизнес – этикета требует всегда излучать открытое и доброжелательное отношение к коллегам и клиентам?

а) уместности

б) нравственности

в) предсказуемости

г) позитивности

7. При каком стиле управления сотрудники рассматриваются как партнеры:

а) демократический

б) либеральный

в) авторитарный

г) попустительский

8. Определите заключительный этап в ситуации критики:

а) похвала

б) постановка задачи

в) оскорбление

г) сообщение похвально-поучающего характера

9. Укажите требование к деловому комплименту?

а) публичность

б) сравнение с другими работниками

в) преувеличение

г) лесть

10. Жест «расстегивание пиджака» в деловом общении свидетельствует:

а) о расположении к общению

б) о подозрительности к партнеру

в) о размышлении

г) о равнодушии к теме беседы

11. Какой стиль конфликтного поведения характеризуется изменением своей позиции, желанием смягчить конфликтную ситуацию?

а) приспособление

б) уклонение

в) конфронтация

г) сотрудничество

12. Стратегия выхода из конфликта путем взаимных уступок:

а) конфронтация

б) сотрудничество

в) компромисс

г) приспособление

13. Высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил:

а) разногласие

б) непонимание

в) спор

г) конфликт

14. Напряжение организма в ответ на любое предъявляемое ему требование, сопровождающееся мобилизацией защитных сил:

а) агрессия

б) стресс

в) аффект

г) дистресс

15. Речевое общение между собеседниками, которые имеют полномочия от своих организаций для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем:

а) деловая беседа

б) деловые переговоры

в) деловая этика

г) деловой этикет

16. Какой тип собеседника соответствует следующему описанию: «Не выносит критики - ни прямо, ни косвенной. Ведет себя как человек, обладающий большим самомнением»?

а) всезнайка

б) вздорный человек

в) болтун

г) «важная птица»

17. Как называется подготовка к деловым переговорам, которая предполагает определение места и времени встречи, формирование делегации?

а) содержательная

б) организационная

в) основная

г) предварительная

18. Какая надпись делается на приглашении, если гости приглашаются в смокингах:

а) Black tie

б) White tie

в) Black tails

г) Black and white

19. Какое выражение неуместно в деловой переписке?

а) «Уважаемый господин»

б) «Искренне Ваш…»

в) «С уважением…»

г) «Не откажите в любезности…»

20. Какой подарок не соответствует правилам делового этикета?

а) цветы

б) книги

в) парфюмерия

21. Какая информация не должна содержаться на деловой визитной карточке:

а) фамилия, имя, отчество

б) название фирмы, должность

в) домашний адрес, телефон

г) адрес фирмы, телефон

22. По правилам делового этикета при рукопожатии первым протягивает руку:

а) руководитель - подчиненному

б) младший - старшему

в) подчиненный – руководителю

23. Какая фраза в разговоре по телефону не уместна?

а) «Доброе утро, банк «Русь»

б) «К сожалению, Иван Иванович еще обедает»

в) «Заведующая вышла, ей что-нибудь передать?»

г) «Рад вашему звонку, как у вас дела?»

24. Определите жест принятия решений:

а) почесывание шеи

б) поглаживание подбородка

в) собирание ворсинок

г) постукивание пальцами

25. В какой части деловой презентации важно выразить эмоциональное отношение к аудитории, сообщить регламент?

а) вступление

б) основная часть

в) заключение



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск