Скачать 416.84 Kb.
|
Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013 I направление - конкурс методических разработок Образовательная программа «Исследователи природы» кружка по физике для обучающихся седьмых, восьмых и девятых классов на три года обучения. Автор: Адамова Лариса Валерьевна, учитель физики БОУ г. Омска «Гимназия №12», педагога дополнительного образования БОУ ДОД ЦДО «Эврика». Аннотация: Образовательная программа «Исследователи природы» предназначена для обучающихся 7-9 классов общеобразовательного учреждения и имеет естественно - научную направленность. В результате изучения курса, обучающиеся знакомятся с физическими методами исследования, широко применяемыми и в биологии и медицине, методами мониторинга окружающей среды и борьбы с различными загрязнениями. Для занятий используется обширный материал, описывающий биофизические явления. Практическая часть программы реализуется через самостоятельную подготовку обучающихся к конференциям, участие в проектах, самостоятельное выполнение практических работ и решению задач. Пояснительная записка Образовательная программа «Исследователи природы» предназначена для обучающихся 7-9 классов общеобразовательного учреждения и имеет естественно - научную направленность . Актуальность программы: программа позволяет формировать учебно - познавательные, коммуникативные, исследовательские компетенции обучающихся в процессе выполнения творческих заданий, исследовательских работ, решении задач, что является необходимым при формировании конкурентоспособного, критически мыслящего, мобильного выпускника. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности обучающихся, организацией их самостоятельной работы, потребностями к саморазвитию и самосовершенствованию. Вид программы: модифицированная. Разработана на основе авторской программы Н. И. Зорина «Элементы биофизики», материалов для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию Г.А. Фадеева, В.А. Попова «Физика и экология». А также на основе базовой программы по физике для образовательных учреждений А.В. Перышкина, Е. М. Гутник и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения. Новизна программы: предметная интеграция трех предметов естественно - научного цикла (физики, биологии и экологии), как в теоретическом изучении (явления природы, которые объясняют и физики и биологи, достижения научно- технического прогресса и его экологические последствия), так и в практическом использовании (экспериментальные задания исследовательского характера, решение нестандартных задач). Формирование у обучающихся представлений о единстве природы и наук о ней, представлении о том, что физические законы лежат в основе химических, биологических, экологических методов исследования, медицинской практике. Отличительной особенностью данной образовательной программы от типовой является ее межпредметный характер. Это позволяет расширить представления обучающихся о применимости физических законов и понятий . Цель программы: формирование учебно-познавательных, коммуникационных, исследовательских компетенций обучающихся. Задачи:
Содержание программы «Исследователи природы» базируется на материале курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике. В результате изучения курса, обучающиеся знакомятся с физическими методами исследования, широко применяемыми и в биологии и медицине, методами мониторинга окружающей среды и борьбы с различными загрязнениями. Для занятий используется обширный материал, описывающий биофизические явления. Практическая часть программы реализуется через самостоятельную подготовку обучающихся к конференциям, самостоятельное выполнение практических работ и решению задач. С помощью решения задач, сообщаются знания об окружающем мире, конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники. А также формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость и аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются творческие способности. В данной образовательной программе большая часть времени отводится на решение различных видов задач, в том числе и нестандартных, и экспериментальных заданий. Программа рассчитана на 216 занятий, 576 часов (2 раз в неделю, по 2 часа первый год обучения, по 3 часа во второй и третий год обучения ) на три года обучения. Формы и режим занятий: занятия проводятся в форме кружка, по 12-15 человек, как в традиционной форме, так и нетрадиционной (игры, конференции, викторины, физико-биологические турниры). Предусмотрены групповая и индивидуальная формы работы. Ожидаемые результаты и способы их проверки: За первый год обучения по образовательной программе «Исследователи природы» формируются научные понятия по механике, алгоритм исследования, с подсказкой учителя обучающиеся проводят исследования (ставят цель, составляют план эксперимента, формулируют выводы), пытаются выстроить диалог и научиться слушать ответы, частично формируются интеллектуальные навыки. За второй год обучения по образовательной программе «Исследователи природы» формируются научные понятия по молекулярной физике и термодинамике, электричеству с большей самостоятельностью обучающиеся проводят исследования, формулируют выводы, умеют задавать вопросы, слушать ответы собеседника, умеют поддержать диалог, частично формируются интеллектуальные навыки. За третий год обучения по образовательной программе «Исследователи природы» формируются научные понятия по электромагнетизму, оптике и физике атомного ядра большая часть обучающихся проводят исследование (ставит цель, составляет план эксперимента, формулирует выводы), умеют выстроить диалог с собеседником, частично формируются интеллектуальные навыки (умение выделять главное , классифицировать и систематизировать полученную информацию, обобщать, анализировать ) Из группы 90% обучающихся повысят свой уровень знаний и умений по физике, биологии и экологии. В рамках освоения содержания программы обучающиеся примут участие в различных интеллектуально-творческих мероприятиях по физике и биологии: в олимпиадах; проведут учебные исследования и представят их на научно-практических конференциях; выполнят творческие задания конкурсов, дистанционных интеллектуальных игр. Итогом реализации программы являются итоги тестирования по темам, результаты участия в олимпиадах, дистанционных интеллектуальных играх, итоги диагностики сформированности учебно- познавательных, исследовательский и коммуникативных компетенций обучающихся. Содержание дополнительной образовательной программы Введение (2часа) Знакомство с целями и задачами программы кружка, его структурой, формой и организацией занятий, расписанием работы кружка, литературой, анализом результатов олимпиад и структурой ГИА прошлых лет, результатами обучения. Раздел 1. Механика (102 часа) Движение и силы. Масса тела. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Силы упругости. Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми машинами. Давление жидкостей и газов. Давление тяжелой техники. Атмосферное давление. Сообщающиеся сосуды. Система орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Архимедова сила. Плавание судов и воздухоплавание. Разрушение озонового слоя атмосферы. Закона Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Работа и мощность человека. Равноускоренное движение, движение по окружности, свободное падение, движение тел под углом к горизонту, движение тел под действием нескольких сил, законы сохранения. Механическая энергия. Перспектива использования безотходных и возобновляемых источников энергии (энергия рек, ветра, солнца). Обучающиеся должны знать: основные понятия: механическое движение, равномерное, равноускоренное движение, свободное падение, сила тяжести, упругости, трения, вес, выталкивающая сила, давление, деформация, механическая работа и мощность. законы: законы Ньютона, закон Архимеда, законы сохранения. Обучающиеся должны уметь: решать расчетные и графические задачи на равномерное, равноускоренное движение, законы Ньютона, закон Архимеда, законы сохранения энергии и импульса. Рассчитывать работу и мощность человека. Практические работы:
Конференция:
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук (40 часов) Механические колебания. Виды колебательных систем. Характеристики колебаний. Колебания в живой природе. Механические волны и их характеристики. Естественные и искусственные источники звука. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма. Роль вибрации в технике. Резонанс. Шум. Борьба с технической, водной и ветровой эрозией почвы. Обучающиеся должны знать: основные понятия: механические колебания, волны, звук, шум, резонанс. Обучающиеся должны уметь: решать расчетные и графические задачи на механические колебания и волны. Практические работы:
Экологический проект:
Конференции:
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика (129 часов) Первоначальные сведения о строение вещества. Процессы диффузии в живой природе. Влияние вредных выбросов предприятий и автомобилей на окружающую среду. Капиллярные явления. Смачиваемость. Влияние нефтяной пленки на поверхности водоема на живые организмы. Изменение внутренней энергии, расчёта количества теплоты при нагревании и охлаждении, плавлении и отвердевании, парообразовании и конденсации, сгорании топлива, способы теплопередачи Теплоизоляция в жизни животного мира. Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. Роль процессов испарения для животных организмов. Испарения в жизни растений. Влажность воздуха. Закон сохранения и превращения энергии. Диапазон температур в природе, влияние температуры на биосферу, климат. Тепловые двигатели. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива. Обучающиеся должны знать: основные понятия: температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, строение теплового двигателя и принцип работы, диффузия, капиллярные явления, смачиваемость. законы: сохранения внутренней энергии, уравнение теплового баланса. Обучающиеся должны уметь: применять формулы при решении задач на расчет количества теплоты, уравнение теплового баланса, читать и строить графики нагревания вещества, плавления, парообразования. Практические работы:
Экологические проекты:
Конференции:
Раздел 4. Электричество (87часов) Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрации. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Закон Ома для участка цепи, соединение проводников, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, Закон сохранения электрического заряда Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы. Очистка воды от загрязнений. Ионизация воздуха. Обучающиеся должны знать: основные понятия: электризация, электрический заряд, электрическое поле, электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, биопотенциалы, радиометрия, электромагнитные волны; законы: сохранения электрического заряда, законы последовательного и параллельного соединения, закон Джоуля – Ленца, закон Ома. Обучающиеся должны уметь: решать качественные и расчетные задачи, чертить схемы различных соединений. Практические работы:
Экологические проекты: 1. Проблема утилизации гальванических элементов и аккумуляторов и методы ее решения. Конференции:
Раздел 5. Электромагнитное поле (78 часов) Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Влияние магнитного поля на биологические объекты. «Магнитная » очитка воды от примесей - магнитная сепарация. Экологические аспекты добычи железной руды открытым способом. Электродвигатель. Перспективы его развития как экологически чистого двигателя. Закон электромагнитной индукции, сила Ампера , сила Лоренца, применение силы Ампера и Лоренца. Явление самоиндукции. Электромагнитные волны. Конденсатор. Трансформатор. Электромагнетизм и новые технологии. Принципы радиосвязи и телевидения. Основные понятия: Магнитное поле, индукция магнитного поля, сила Ампера , сила Лоренца, Законы: Закон электромагнитной индукции Воспитанники должны знать: понятие магнитное поле, сила Ампера , сила Лоренца, закон электромагнитной индукции. Воспитанники должны уметь: Решать расчетные задачи на силу Ампера , силу Лоренца, закон электромагнитной индукции. Практические работы:
Экологический проект:
Конференции:
|
I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных... Непосредственно – образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы» (экологическое воспитание) | Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | ||
Конкурс «Страна Безопасности» Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка... | ||
Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:... Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» | ||
План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Двадцать лет, которые потрясли россию Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | Конкурс методических разработок Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема: «Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции» Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Тема: «Отечественная война 1812 года» Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |