Литература: Г. Остер «Физика»





Скачать 118.68 Kb.
НазваниеЛитература: Г. Остер «Физика»
Дата публикации08.07.2014
Размер118.68 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Физика > Литература

Учитель физики МОУ «Гимназия № 79» г. Барнаула Алтайского края

Каптелова Наталья Владимировна



Развивающее обучение (система Эльконина-Давыдова)

Психодидактическая технология творческого развития
Тема «Взаимодействие молекул», 7 кл

(Урок постановки и решения учебной задачи)
Цели:

Дидактическая – сформировать понятие «Взаимодействие молекул»

Психологическая – сформировать приём умственной деятельности по определению «Взаимодействие молекул»

Воспитательная – продолжить формирование естественно- научных представлений по изучаемой теме
I.Ориентировочно-мотивационный этап:

1. Актуализация знаний о молекулах, выравнивание стартовых позиций.

2. Создание ситуации успеха.

3. Проблемная ситуация, постановка учебной задачи.

II.Операционально-исполнительский этап:

Задание 1. Обнаружение притяжения молекул.

Задание 2. Обнаружение особенности проявления притяжения молекул.

Задание 3. Моделирование притяжения молекул.

Задание 4. Обнаружение отталкивания молекул.

Задание 5. Моделирование отталкивания молекул.

Задание 6. Обнаружение одновременности действия притяжения и отталкивания молекул.

Задание 7. Моделирование взаимодействия молекул.

Задание 8. Наблюдение явления смачивания и несмачивания.

Задание 9. Моделирование явлений смачивания и несмачивания, выявления причин этих явлений.

III. Рефлексивно-оценочный этап:

  1. Обобщение темы урока, решение проблемных задач.

  2. Итоговая самооценка.

  3. Домашнее задание: 1 уровень – §10 (Перышкин А.В. «Физика-7»)

2 уровень – 10 примеров смачивания и несмачивания (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы или наблюдений)

3 уровень – творческая работа

(2 и 3 уровни – по желанию)
Оборудование: 1) для фронтальной работы: резиновая лента, стакан с водой, полоска бумаги, 2 кусочка мела, 2 кусочка пластилина, свеча, каучуковый мячик (в лотках на каждом столе)

2) для демонстраций: демонстрационный столик, стакан химический, стеклянная пластинка, вода, пружина, мячик, изолента, скотч, клей.
Литература: Г. Остер «Физика»


Содержание урока


№ этапа


Действия учителя

Действия учеников, их предполагаемые ответы




I.Ориентировочно-мотивационный этап




1.


2.

3.

II.

III.

Ответьте на вопросы:

  1. Что вы знаете о строении вещества?

  2. Как называются частицы, из которых состоит вещество?

  3. Как расположены частицы в веществе?

  4. Что такое молекула?

  5. Почему молекула является мельчайшей частицей вещества?

  6. Что можно сказать о молекулах одного и того же вещества? разных веществ?

  7. Что такое модель молекулы?

  8. Зачем придумали модель молекулы?

  9. Что такое диффузия?

  10. Что доказывает диффузия?

  11. Может ли прекратиться движение молекул?

  12. Выделите 2 основных свойства молекул.


(учитель фиксирует на доске 2 свойства молекул, предложенные детьми)
Основываясь на этих свойствах, решите следующие задачи (Г.Остер «Физика»)

  1. На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку?

  2. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?

  3. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принёс домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?

  4. Набившись в бочку, словно у них там час пик, селёдки требуют побольше соли и сразу закрывают за собой крышку бочки. Попробуй проникнуть внутренним взором в бочку к селёдкам и скажи, чем там с ними соль занимается?

  5. 4-летняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся?



  1. Что мешает Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?




  1. Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?

Сформулируйте учебную задачу.
Что конкретно вы хотите узнать о новом свойстве молекул?

(Учитель фиксирует УЗ, предложенную детьми, на доске «Обнаружить новое свойство молекул, т.е. узнать термин, признаки, особенности, применение)

Запишите тему урока «Новое свойство молекул»

(фиксирует на доске)
Как в науке обнаруживают новые свойства действительности?
Давайте и мы из наблюдений и опытов обнаружим новое свойство молекул
Операционально-исполнительский этап

Задание 1.

Опыт 1.Растяните резиновую ленточку. Отпустите. Что произошло? Загляните мысленным взором внутрь резинки. Что можно представить? Что происходит с молекулами?

Опыт 2. Опустите лист бумаги в воду, достаньте, рассмотрите его. Что произошло с бумагой? Как можно объяснить это на уровне молекул?
Сделайте вывод.

(учитель фиксирует вывод на доске)
Задание 2.

Опыт 1. Приложите 2 кусочка пластилина, прижмите их. То же проделайте с кусочками мела. Что наблюдаете? Как объяснить? (если затрудняются, подсказать исследовать расстояние между телами)
Сделайте вывод.

(учитель уточняет: на расстоянии сравнимом с размером молекулы)*

Опыт 2. Померяйтесь силами с молекулами – растяните карандаш. Что мешает?
Опыт 3. (демонстрационный) Блюдце не притягивается сухим мылом и притягивается мокрым.

Стеклянная пластинка не притягивается донышком сухого стакана и притягивается мокрым.

Смочить предметный столик водой, положить на него стеклянную пластинку – мокрым стаканом её уже не поднять.

Как объяснить наблюдаемые явления?
Опыт 4. Действие скотча, клея, изоленты. Объяснить.
Задание 3. Предложите модель притяжения молекул.


Задание 4.

Если молекулы притягиваются, то они должны притянуться вплотную и между ними не должно быть промежутков, а промежутки между молекулами, как мы знаем, всегда есть. Как же объяснить этот факт?

Опыт 1. Сдавите крышку стола. Что мешает придвинуть вплотную молекулы стола?

Опыт 2. Сожмите каучуковый шарик. Отпустите. Каким свойством молекул можно объяснить восстановление формы шарика?
Сделайте вывод.

(учитель фиксирует вывод на доске)
Задание 5. Предложите модель отталкивания молекул.

Задание 6. Наблюдаем пружину на столике.

Как вы думаете, как взаимодействуют сейчас молекулы пружины – притяжением или отталкиванием?

Сделайте вывод.

(учитель фиксирует вывод на доске)

Задание 7.Предложите модель взаимодействия молекул

А можно ли сделать притяжение молекул больше отталкивания? меньше отталкивания?
Как это используется на практике?
Задание 8.

Опыт: опустите бумагу и свечу в воду. Достаньте. Рассмотрите. Что наблюдаете? Как это можно объяснить.

Эти явления называются смачивание и несмачивание*.

Приведите примеры этих явлений из окружающей жизни.

Задание 9. Предложите модель этих явлений

С помощью модели объясните механизм смачивания и несмачивания.
Рефлексивно-оценочный этап.

Подведём итоги наших исследований.

  1. Какова была цель урока?

  2. Почему она возникла?

  3. Какое новое свойство молекул открыли?

  4. Каковы признаки этого свойства?

  5. Каковы особенности взаимодействия молекул?

6.Что мешает Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

7.Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?

8.Тётя Уля упала в речку вместе с жирным гусем. Гусь вышел на берег сухим, а тётя Уля выползла мокрая. Почему?

9. Капля воды растекается лужицей на стекле, а капля ртути находится в виде шарика. Почему?

10. Сделайте итоговую самооценку.

11. Домашнее задание.
Спасибо за работу на уроке!

До свидания!


(Возможные варианты:

  1. Фронтальный опрос

  2. Проговаривание друг другу в парах (в этом случае вопросы распечатаны на листках для каждой пары))


Отвечают


Основные свойства молекул:

  1. Имеют промежутки между собой.

  2. Непрерывно движутся


Отвечают без затруднения на основе известных свойств молекул.

Затруднение, пытаются решить на основе известных свойств молекул, но не могут
Затруднение

(Ситуация всеобщего неуспеха)

Высказывают гипотезу о том, что, видимо, не знают ещё какого-то свойства молекул.

Осознают недостаток знаний.
УЗ: Узнать новое свойство молекул.

Узнать термин, признаки, особенности. Научиться узнавать его в окружающей природе и применять его для решения задач.

(Самооценка)
Записывают тему урока.

Из наблюдений, опытов.


Работают в парах. Выполняют опыты. Предлагают варианты объяснений результатов. Через совместный поиск выходят на свойство молекул – притяжение.

Вывод: молекулы притягивают друг друга.

(Самооценка)

Из обсуждения выходят на зависимость притяжения от расстояния между молекулами

Вывод: Притяжение молекул заметно лишь на малых расстояниях (сравнимом с размером молекулы)
Притяжение молекул.

Обсуждение в парах Объяснение опытов.

Работа в парах.



Модель: молекулы – шарики, стрелки – притяжение.

(Самооценка)
Выдвигают гипотезы.
Обсуждение в парах. Коллективное обсуждение.

Вывод: Молекулы отталкиваются.

(Самооценка)
Работа в парах.



(Самооценка)
Из обсуждений

…и притяжением, и отталкиванием.

Вывод: Молекулы взаимодействуют притяжением и отталкиванием одновременно.

(Самооценка)


Работа в парах.



(Самооценка)
При растяжении, сжатии, изменении формы тела.
Приводят примеры из практики.

Бумага мокрая, свеча сухая.


Приводят примеры.

Работа в парах. (Лучшую модель защищает ученик у доски)

(Самооценка)

Проговаривают в паре, соотносят свои ответы с ответами других учащихся.

Самооценка:

- насколько успешно решена учебная задача урока?

- насколько я успешен в решении задачи?

- доволен собой, знаю ответы на все вопросы, тему понял;

- не очень доволен, затруднялся ответить на некоторые вопросы (какие конкретно?), кое-что осталось не ясным (что именно?), в чём причина?

- не доволен собой (в чём причина?)

(Учащиеся могут выставить на полях тетради самооценку в виде отметки за работу на уроке – по самочувствию)


*Информация, сообщённая учителем.

Комментарий к уроку
Урок разработан по психодидактической технологии творческого развития (система Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В.), разработанной в Уфимской лаборатории педагогической психологии, возглавляемой проф. Рахимовым А.З.

Данный урок – третий урок в теме «Строение вещества».

Тип урока – урок постановки и решения учебной задачи. Учебная задача – это ситуация, в которой ученик не владеет ни знанием, ни способом, ни конкретно-практическим результатом; это проблемная задача наивысшего уровня проблемности. Она направлена на открытие нового знания, на выделение на его основе нового способа деятельности и получение конкретно-практического результата. Только учебная задача вносит существенный вклад в развитие ребёнка.

Обучение учащихся организовано учителем на деятельностной основе. Учащиеся на основе проблемной ситуации и осознания нехватки знаний сами формулируют учебную задачу урока, сами открывают новое свойство молекул через «квазиисследовательскую» деятельность (учитель в данном уроке только вводит термины «смачивание» и «несмачивание» и уточняет, что притяжение молекул «заметно лишь на расстояниях, сравнимых с размером молекулы»), сами делают и формулируют выводы. Учитель лишь организует учебную деятельность и фиксирует на доске учебную задачу и выводы, сформулированные учащимися.

Учебная задача урока разбита на несколько подзадач, после решения которых обязательна самооценка успешности собственной деятельности (её помогут сделать детям вопросы типа: смог ли я…, затруднился – в чём, почему?, не смог – почему? в чём причина?, доволен собой – почему?, недоволен – почему? и т.д.). Это позволяет ученику отслеживать собственное продвижение в решении учебной задачи, в саморазвитии.

Знания, открытые учащимися в собственной познавательной деятельности, глубоко осознаны и прочно усвоены. Результативность обучения очень высока, гарантирована данной технологией.

Формы организации учебной деятельности на уроке (работа в группе, в паре, коллективное обсуждение, проговаривание вслух, проведение опытов и наблюдений, эмоционально комфортная обстановка общения единомышленников, учитель – сотрудник) способствуют усилению учебной мотивации, способствует сохранению психического и физического здоровья школьников.
Урок признан лучшим в конкурсе «Я иду на урок» методической газеты для учителей «Физика» Издательского Дома «1 сентября» (Москва) в 2008 году. Автор урока – Каптелова Н.В. – награждена Дипломом победителя конкурса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Г. Остер «Физика» iconБиблиотека сайтов и электронных книг
Компьютерная литература, методички, право, электроника, физика, художественная литература
Литература: Г. Остер «Физика» iconВ каких мероприятиях участвовали?
...
Литература: Г. Остер «Физика» iconЛитература для учителя и учащихся Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс:...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образова­ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень)
Литература: Г. Остер «Физика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика...
Литература: Г. Остер «Физика» iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
«Физика», магистерские программы «Техническая физика в нефтегазовых технологиях», «Физика наноструктур и наносистем»
Литература: Г. Остер «Физика» iconПрограмма «Живая физика», Институт новых технологий cd «Репетитор»
«Открытая физика. Версия 2,5», «Физикон» сd «Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11», «Физикон»
Литература: Г. Остер «Физика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
Литература: Г. Остер «Физика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
Литература: Г. Остер «Физика» iconФизика Магистерская программа 011200 07. 68 – "Физика наносистем и наноэлектроника"
Области профессиональной деятельности: являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур, в том...
Литература: Г. Остер «Физика» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Физика. Магистерская программа «Техническая физика в нефтегазовых технологиях», «Физика наноструктур и наносистем»
Литература: Г. Остер «Физика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 Физика: оптика;...
...
Литература: Г. Остер «Физика» iconЛитература
Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению...
Литература: Г. Остер «Физика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1
Литература: Г. Остер «Физика» iconОсновная образовательная программа магистратуры (далее магистерская...
Общая характеристика магистерской программы «Физика конденсированного состояния» по направлению подготовки 03. 04. 02 «Физика»
Литература: Г. Остер «Физика» iconКасьянов В. А м.: Дрофа, 2004 рабочая программа реализуется через...
Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089, Сборника нормативных документов. Физика / Сост. Программы для...
Литература: Г. Остер «Физика» iconСодержание программы. Введение. Актуальность компетентностного подхода...
Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск