Скачать 118.68 Kb.
|
Учитель физики МОУ «Гимназия № 79» г. Барнаула Алтайского края Каптелова Наталья Владимировна Развивающее обучение (система Эльконина-Давыдова) Психодидактическая технология творческого развития Тема «Взаимодействие молекул», 7 кл (Урок постановки и решения учебной задачи) Цели: Дидактическая – сформировать понятие «Взаимодействие молекул» Психологическая – сформировать приём умственной деятельности по определению «Взаимодействие молекул» Воспитательная – продолжить формирование естественно- научных представлений по изучаемой теме I.Ориентировочно-мотивационный этап: 1. Актуализация знаний о молекулах, выравнивание стартовых позиций. 2. Создание ситуации успеха. 3. Проблемная ситуация, постановка учебной задачи. II.Операционально-исполнительский этап: Задание 1. Обнаружение притяжения молекул. Задание 2. Обнаружение особенности проявления притяжения молекул. Задание 3. Моделирование притяжения молекул. Задание 4. Обнаружение отталкивания молекул. Задание 5. Моделирование отталкивания молекул. Задание 6. Обнаружение одновременности действия притяжения и отталкивания молекул. Задание 7. Моделирование взаимодействия молекул. Задание 8. Наблюдение явления смачивания и несмачивания. Задание 9. Моделирование явлений смачивания и несмачивания, выявления причин этих явлений. III. Рефлексивно-оценочный этап:
2 уровень – 10 примеров смачивания и несмачивания (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы или наблюдений) 3 уровень – творческая работа (2 и 3 уровни – по желанию) Оборудование: 1) для фронтальной работы: резиновая лента, стакан с водой, полоска бумаги, 2 кусочка мела, 2 кусочка пластилина, свеча, каучуковый мячик (в лотках на каждом столе) 2) для демонстраций: демонстрационный столик, стакан химический, стеклянная пластинка, вода, пружина, мячик, изолента, скотч, клей. Литература: Г. Остер «Физика» Содержание урока
*Информация, сообщённая учителем. Комментарий к уроку Урок разработан по психодидактической технологии творческого развития (система Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В.), разработанной в Уфимской лаборатории педагогической психологии, возглавляемой проф. Рахимовым А.З. Данный урок – третий урок в теме «Строение вещества». Тип урока – урок постановки и решения учебной задачи. Учебная задача – это ситуация, в которой ученик не владеет ни знанием, ни способом, ни конкретно-практическим результатом; это проблемная задача наивысшего уровня проблемности. Она направлена на открытие нового знания, на выделение на его основе нового способа деятельности и получение конкретно-практического результата. Только учебная задача вносит существенный вклад в развитие ребёнка. Обучение учащихся организовано учителем на деятельностной основе. Учащиеся на основе проблемной ситуации и осознания нехватки знаний сами формулируют учебную задачу урока, сами открывают новое свойство молекул через «квазиисследовательскую» деятельность (учитель в данном уроке только вводит термины «смачивание» и «несмачивание» и уточняет, что притяжение молекул «заметно лишь на расстояниях, сравнимых с размером молекулы»), сами делают и формулируют выводы. Учитель лишь организует учебную деятельность и фиксирует на доске учебную задачу и выводы, сформулированные учащимися. Учебная задача урока разбита на несколько подзадач, после решения которых обязательна самооценка успешности собственной деятельности (её помогут сделать детям вопросы типа: смог ли я…, затруднился – в чём, почему?, не смог – почему? в чём причина?, доволен собой – почему?, недоволен – почему? и т.д.). Это позволяет ученику отслеживать собственное продвижение в решении учебной задачи, в саморазвитии. Знания, открытые учащимися в собственной познавательной деятельности, глубоко осознаны и прочно усвоены. Результативность обучения очень высока, гарантирована данной технологией. Формы организации учебной деятельности на уроке (работа в группе, в паре, коллективное обсуждение, проговаривание вслух, проведение опытов и наблюдений, эмоционально комфортная обстановка общения единомышленников, учитель – сотрудник) способствуют усилению учебной мотивации, способствует сохранению психического и физического здоровья школьников. Урок признан лучшим в конкурсе «Я иду на урок» методической газеты для учителей «Физика» Издательского Дома «1 сентября» (Москва) в 2008 году. Автор урока – Каптелова Н.В. – награждена Дипломом победителя конкурса. |
Библиотека сайтов и электронных книг Компьютерная литература, методички, право, электроника, физика, художественная литература | В каких мероприятиях участвовали? ... | ||
Литература для учителя и учащихся Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс:... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика... | ||
Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык... «Физика», магистерские программы «Техническая физика в нефтегазовых технологиях», «Физика наноструктур и наносистем» | Программа «Живая физика», Институт новых технологий cd «Репетитор» «Открытая физика. Версия 2,5», «Физикон» сd «Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11», «Физикон» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика... | ||
Физика Магистерская программа 011200 07. 68 – "Физика наносистем и наноэлектроника" Области профессиональной деятельности: являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур, в том... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Физика. Магистерская программа «Техническая физика в нефтегазовых технологиях», «Физика наноструктур и наносистем» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 Физика: оптика;... ... | Литература Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1 | Основная образовательная программа магистратуры (далее магистерская... Общая характеристика магистерской программы «Физика конденсированного состояния» по направлению подготовки 03. 04. 02 «Физика» | ||
Касьянов В. А м.: Дрофа, 2004 рабочая программа реализуется через... Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089, Сборника нормативных документов. Физика / Сост. Программы для... | Содержание программы. Введение. Актуальность компетентностного подхода... Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм,... |