Скачать 123.07 Kb.
|
Альбицкая Нина Ефимовна, учитель химии МОУ «Лицей математики и информатики», г. Саратов 11 класс Тема урока: Кто-то теряет, а кто-то находит. (Окислительно-восстановительные реакции) Цель урока: Систематизировать, расширить, углубить и актуализировать знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях на основе межпредметных связей. Задачи урока1) Учебная – расширить и закрепить:
Тип урока: Урок формирования и совершенствования знанийОборудование:
ХОД УРОКА
Здравствуйте ребята. Ваша работоспособность и активность на уроке помогут нам расширить границы знаний, и сделает всех нас более чуткими и внимательными к окружающей нас природе.
Мир вокруг нас велик и многообразен. Жизнь окружает нас повсюду. О ней свидетельствуют жужжание насекомых, щебетанье птиц, шуршание мелких зверьков. Она существует как в ледяных полярных зонах (Слайд №1), так и в раскаленных пустынях (Слайд №2),. Мы встречаем ее повсюду, начиная с освященной солнцем поверхности моря и кончая самыми темными глубинами океана. Под нашими ногами трудится несметное количество микроорганизмов, делая почву плодородной и пригодной для роста растений (Слайд №3), которые, в свою очередь, необходимы другим формам жизни. Земля насыщена в таком изобилии, что это потрясает наше воображение. Одним словом, жизнь это самая большая ценность нашей планеты и ее самая уникальная отличительная особенность. Окружающий нас мир – это гигантская химическая лаборатория, в которой ежесекундно протекают тысячи реакций, в основном – окислительно-восстановительные, и пока они существуют, эти реакции, пока есть условия для их протекания, возможно и все окружающее нас великолепие, возможна сама жизнь. Тема нашего сегодняшнего урока: (Слайд № 4) Кто – то теряет, а кто-то находит (окислительно – восстановительные реакции) Природа – это лучшая и объективная учительница при решении самых трудных вопросов науки. В.В. Докучаев III. Закрепление имеющихся знаний учащихся, расширение и формирование новых. (10 мин)
(при наличии в кабинете интерактивной доски SMART Notebook, фронтальная беседа протекает с ее помощью; функция: вопрос-ответ, штора, если ИАД нет, то при помощи презентации: вопрос и ответ с эффектом анимации)
ОВР это реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные и ковалентно - полярные) состоят только из ионов.
Этот метод основан на сравнении степени окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции.
Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями. Во время реакции они окисляются
Чем ниже степень окисления элемента, чем меньше его электроотрицательность, тем сильнее восстановительные свойства.
Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны называются окислителями. Во время реакции они восстанавливаются 1.8. От чего зависят окислительные свойства? Чем выше степень окисления элемента и больше его электроотрицательность, тем сильнее окислительные свойства. 2. Расширение знаний обучающихся: Учитель: На проявление окислительно-восстановительных свойств влияет такой фактор, как устойчивость молекулы или иона. Чем прочнее частица, тем в меньшей степени она проявляет окислительно-восстановительные свойства. Например, электроотрицательность азота достаточно высока, но в его молекуле тройная связь (N = N), молекула очень устойчива, азот химически пассивен. Или HCLO более сильный окислитель, чем HCLO4, так как хлорноватистая кислота менее устойчивое в растворах соединение, чем хлорная. Для веществ, имеющих атомы элементов в промежуточной степени окисления, возможно проявление как окислительных, так и восстановительных свойств. 3. Закрепление. Экспресс-опрос 3.1. К восстановителям относятся: AL, CL2, HBr, O3, KMnO4, 3.2. К окислителям относятся H2 SO4, O2, H2, Mg, K2MnO4 3.3. И окислительными и восстановительными свойствами могут обладать CO, NaNO3, HNO2, Cu2O, H2SO3 3.4. Более сильными окислителями являются
4. Индивидуальный контроль знаний 4.1. Тестовый контроль имеющихся знаний
4.2. Дифференцированный опрос учащихся у доски (остальные учащиеся в это время работают самостоятельно) Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель в следующих схемах KMnO4 + KOH + K2SO3 K2MnO4 + K2SO4 + H2O KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 MnSO4 + K2SO4 + H2O KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2 SO2 + H2S S + H2O С4Н10 + О2 СН3СООН + Н2О 4.3. Расширение знаний учащихся Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии Можно использовать средние арифметические степени окисления атомов водорода С410/4Н10+1 + О20 С20Н4+1О2-2 + Н2+1О-2 4С10/4 –10 e 4С0 2 - восстановитель О20 +4 e 2О-2 5 - окислитель 5. Введение новых знаний:
Учащиеся, (с помощью учителя) определяют тип тех ОВР, уравнения реакций которых написаны на доске и в тетрадях обучающихся. Различают два типа окислительно-восстановительных реакций: Межмолекулярные ОВР К межмолекулярным ОВР относятся реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в разных веществах. Вопрос: Определите межмолекулярные ОВР? Внутримолекулярные ОВР К внутримолекулярным ОВР относятся реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в одном веществе. Вопрос: Определите внутримолекулярные ОВР? В отдельную группу можно выделить реакции диспропорционирования и компропорционирования К реакциям диспропорционирования относятся внутримолекулярные ОВР, протекание которых сопровождается одновременным повышением и понижением степени окисления атомов одного и того же элемента (по сравнению с первоначальной степенью окисления). Вопрос: Какую из реакций можно отнести к реакциям диспропорционирования? К реакциям компрпорционирования относятся межмолекулярные ОВР, в которых окислителем и восстановителем является атом одного и того же химического элемента, но в разных степенях окисления. Вопрос: Какая из реакций, может быть отнесена к реакциям компропорционирования?
Демонстрационный эксперимент «Влияние среды на условия протекания ОВР» Разлить в 2 колбы раствор перманганата калия. К первому раствору добавить серную кислоту, во вторую - щелочь, затем к каждому раствору добавить сульфит калия и перемешать. Вопрос: Посмотрите внимательно на уравнения реакций и определите, в какой колбе щелочная, а в какой кислая среда? 5.3. Перенос имеющихся знаний в нестандартную ситуацию. Проблемная ситуация: Какая из приведенных схем отражает реально протекающее химическое явление, а какая является ошибочной? (при наличии в кабинете интерактивной доски, проблемная ситуация разрешается с ее помощью) HCLO3 HCLO2 + HCL HCLO3 HCLO4 + HCL Вывод: Возможно протекание второй ОВР, так как здесь есть и окислитель и восстановитель. IV. Оперирование знаниями в новых ситуациях Решение познавательных задач
VI. Значение ОВР Всем известны семь чудес света. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы» Фотосинтез, дыхание, гниение, брожение, коррозия, электролиз, горение. Слайд №5Беседа с учащимися о значении фотосинтеза и его роли в природе Слайд №6Первый крик ребенка, порождает первый вдох, начало новой жизни. Дыхание характерно для большинства живых организмов, оно просто неотделимо от жизни. Слайд №7Благодаря процессам гниения осуществляется круговороты веществ в природе. Гнилостные бактерии, переводя органическое вещество в неорганическое, как бы начинают круговорот жизни. Слайд №8Брожение может осуществляться и под действием дрожжей, о значении которых знает каждый, достаточно остановиться на хлебопечении… Слайд №9О вредном действии коррозии знают все, но нельзя и недооценивать ее значение, я остановлюсь только на одном факте. С глубокой древности известен способ превращения железа в сталь, через ржавление. Черкесы на Кавказе закапывали полосовое железо в землю, а, откопав его через 10-15 лет, выковывали из него свои сабли, которые могли перерубить даже ружейный ствол, щит врага. После выкапывания ржавое железо вместе с органическими веществами нагревали в горнах, ковали, а затем охлаждали водой – закаливали. Слайд №10Золочение предметов известно с давних пор, так как позолоченные изделия очень красивы. Прежде, когда электролиз и гальванотехника не были изобретены, изделия из металлов золотили так: на них наносили тестообразную амальгаму золота (сплав его с ртутью); затем накаливали докрасна; при этом ртуть испарялась, а золото оставалось. Но пары ртути очень ядовиты, так, например, при золочении куполов Исаакиевского собора в Петербурге от отравления ртутью погибло 60 рабочих. Слайды №11, 12, 13 Очень трудно было нашим предкам, тем, кто отвечал за сохранность и поддержание огня всего племени, и тем, кто только, только научился его добывать. С огнем связано очень много: это и тепло родного очага, успокаивающее пламя свечи, приготовление пищи, песни у костра… но с огнем шутить нельзя, необходимо осторожно и бережно обращаться с ним, потому что его сила не только созидающая, но и разрушающая, способная погубить все живое. VII. Определение и разъяснение домашнего задания
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель в следующих схемах 1 уровень: Zn + H2SO4 (конц) ZnSO4 + H2O + S 2 уровень KMnO4 + HCl Cl2 + KCl + MnCl2 + ? 3 уровень FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + ?+ ? + ? C2H4 + KMnO4 + H2O C2H6O2 + MnO2 + ? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Торопливые сборы близстоящих были видны довольно отчетливо; кто отпускал, кто подтягивал стремена, кто подавал ружье или патроны,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовёт…, кто правильнее подчеркнёт или даст определение…, кто образнее опишет…... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ваши убеждения, Вы поймёте возможности Вашей веры: кто-то верит во всемогущество Творца, кто-то рассчитывает только на свои силы,... | Научная конференция по теме «Могущество математики» Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается... | ||
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается... | Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | ||
День открытых дверей Кто-то вспомнит своё школьное детство и сравнит, кто-то лучше начнёт понимать своего ребёнка, кто-то проникается сочувствием к учителям.... | Спецкурсы естественно- естественно-научного цикла (2012 – 2013 учебный год) Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается... | ||
Обычно в нашем сознании понятие "стресс "ассоциируется с чрезвычайно... Книга предназначена и тем, кто находится в состоянии повышенного нервного возбуждения, и тем, кто не может справиться со своими... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Служение свободной личности придает смысл и ценность журналистской деятельности. При этом под личностью будут пониматься и те, кто... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Служение свободной личности придает смысл и ценность журналистской деятельности. При этом под личностью будут пониматься и те, кто... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера!» | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается... | Архив школьных новостей Самый первый урок в новом учебном году был посвящен Семье. Во всех 28 классах школы прошли классные часы. А после официальных мероприятий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческое название урока: “ Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею ” (В. Шекспир) | Учебно-воспитательной работе мбоу сош №159 с углубленным изучением... Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается... |