Скачать 221.81 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области Дополнительная образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 года Программу разработала Лютина В.Н. учитель математики МОУ СОШ с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области с. Кивать 2013 г. Пояснительная записка Программа кружка «Омега» относится к научно-техническому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС). Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. Цель программы: Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников. Задачи: Обучающие задачи
Развивающие задачи- повысить интерес к математике; - развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; - развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы; - развивать эмоциональную отзывчивость - развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции. Воспитательные задачи- воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения; - воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи; - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления; развить пространственное воображение; - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания; - воспитать трудолюбие; - формировать систему нравственных межличностных отношений; - формировать доброе отношение друг к другу. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Омега» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа. Принципы программы: Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, успешная сдача ГИА. Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия. Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Формы и режим занятий Занятия проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы. Ожидаемые результаты программы и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 1) ответственное отношение к учению; 2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию; 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; 6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; у учащихся могут быть сформированы: 1) представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметными результатами изучения курса являются: регулятивные учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; 4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий; 6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; познавательные учащиеся научатся: 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 4) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; учащиеся получат возможность научиться: 1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; коммуникативные учащиеся научатся: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: 1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию; 2) пользоваться изученными математическими формулами; 3) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; 4) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; 5) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса; 6) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Проверка результатов проходит в форме:
Структура занятия математического кружка - доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.). - решение задач, в том числе и повышенной сложности. - решение задач занимательного характера и задач на смекалку. - ответы на разные вопросы учащихся. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Учебный план
Тематическое планирование
Основное содержание программы Программа включает в себя несколько блоков. Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике». Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление. Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике. Формы: мозговой штурм, эвристические беседы. Второй блок – «Из истории математики». В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса. Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами. Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое. Третий блок – «Занимательные задачи». В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д. Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике. Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. Четвёртый блок – «Старинные задачи». В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие. Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами. Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты. Пятый блок – «Прикладная математика». Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты. Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта. Формы: развивающие игры, лекции, оригами. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей 1. форм занятий, планируемых по разделам или темам лекции, мозговые штурмы, эвристические беседы, конференции, экскурсии в прошлое, развивающие игры, викторины, работа с энциклопедией в Интернете, сообщения учащихся, мини-рефераты. 2. формы приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса (способы передачи содержания образования и способы организации детской деятельности). а) методы по источнику познания: -словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия ); -практический (занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки ); -наглядный (демонстрация, иллюстрирование); -работа с книгой; -видеометод. б) по характеру познавательной деятельности: -объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации); -репродуктивный (работа по образцам); -проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение); -частично-поисковый (выполнение вариантных заданий); -исследовательский (самостоятельная творческая работа). в) на основе структуры личности: -методы формирования сознания, понятий, взглядов (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа ); -методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра); -методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.). Материально-техническое оснащение Учебный класс с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, 12 столов и 24стула для обучающихся, доска, мел, чертёжные инструменты, наглядные пособия (таблицы, геометрические фигуры), компьютер, проектор, интерактивная доска, слайд-проектор. Литература 1. Петрарков И.С. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 2. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс,2005. 3. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 4. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Мухаметзянова Ф.С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. — 104 с. 6. Педогогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Математика/ авт.-сост. Ф.С. Мухаметзянова; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск : УИПКПРО, 2007. 7. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Список литературы, рекомендуемый детям. 1. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. ср. шк.- М.: Просвещение,1990. 2. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1986. 3. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6 – 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989. 4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1988. 5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988. |
Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | ||
Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | Программа по хореографии Возраст: 7-11 лет Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности | ||
Презентация, книги о птицах, фотографии птиц Забайкалья, рисунки учащихся Мероприятие разработано для учащихся 1 – 4 классов, рекомендуемый возраст 8 – 10 лет | Экспериментальная программа для учащихся 1-4 классов общеэстетического... Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном... | ||
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс... | Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 8 до 11 лет (2 4 классы) | ||
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Учебно-тематический план по программе «Основы программирования» (2... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | ||
Реферат по химии на тему: “ Химия в хозяйстве ” Считают, что жизнь на ней зародилась 800—1000 тыс лет назад. Ученые обнаружили следы деятельности первобытного человека, возраст... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа курса «Альфа и омега» разработана для учащихся 5-х классов, с целью обогащения знаний учащихся в области культуры, истории... | ||
Образовательная программа Автор-составитель: Ананичева Л. В., преподаватель... Программа «Слушание музыки 1 класс» адресована учащимся музыкального и хореографического отделении Очерской детской школы искусств... | Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы |