Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет





Скачать 221.81 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет
Дата публикации09.07.2013
Размер221.81 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Математика > Образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кивать

Кузоватовского района Ульяновской области
Дополнительная

образовательная программа

«Омега»
Возраст учащихся: 13-15 лет

Срок реализации: 1 года

Программу разработала

Лютина В.Н.

учитель математики

МОУ СОШ с. Кивать

Кузоватовского района

Ульяновской области

с. Кивать 2013 г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Омега» относится к научно-техническому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель программы:
Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:

Обучающие задачи


  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

  • учить быть критичными слушателями;

  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

  • демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

  • достигать более высоких показателей в основной учебе;

  • синтезировать знания.

Развивающие задачи


- повысить интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи

- воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развить пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Омега» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:

Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, успешная сдача ГИА.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Ожидаемые результаты программы и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование,

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

4) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) пользоваться изученными математическими формулами;

3) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

4) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

5) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса;

6) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.


Структура занятия математического кружка

- доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).

- решение задач, в том числе и повышенной сложности.

- решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

- ответы на разные вопросы учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Учебный план


Наименование тем

Всего часов

В том числе


лекция

П/ р

С/ р

1. Подготовка к олимпиаде по математике.

9

1

6

2

2. Из истории математики

6







6

3. Занимательные задачи.

10

1

8

1

4. Старинные задачи.

4




4




5. Прикладная математика.

5

1

4




Итого

34

3

22

9


Тематическое планирование

Но-мер

заня-

тия



Тема занятия

часов


Дата

проведения

все-го

лек-ция

П/ р

С/ р

по плану

по факту

Подготовка к олимпиаде по математике. 9 часов.

1-3

Сложные задачи на проценты.

3

1

1

1







4-7

Текстовые задачи.

4




3

1







8-9

Задачи районной олимпиады.

2




2










Из истории математики. 6 часов.

10

Гений 18 века – Леонард Эйлер.

1







1







11

Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.

1







1







12

Трагическая судьба Эвариста Галуа.

1







1







13

Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.

1







1







14

«Принцесса науки» С. В. Ковалевская.

1







1







15

В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.

1







1







Занимательные задачи. 10 часов.

16

Задачи на перекладывание спичек.

1




1










17

Расшифровка текстов.

1




1










18

Расшифровка ребусов.

1




1










19

Математические софизмы.

1




1










20-21

Задачи на взвешивания.

2




2










22-25

Логические задачи.

4

1

2

1







Старинные задачи. 4 часа.

26

Задачи из «Арифметики

Л. Н. Толстого».

1




1










27

Задачи С. А. Рачинского.

1




1










28

Индийские старинные задачи.

1




1










29

Греческие, китайские старинные задачи.

1




1










Прикладная математика. 5 часов.

30

Математические фокусы.

1

1













31

Кулинарные рецепты.

1




1










32

Азбука Морзе.

1




1










33

Не отрывая карандаш от бумаги.

1




1










34

Быстрый счёт без калькулят.

1




1










итого




34

3

22

9









Основное содержание программы

Программа включает в себя несколько блоков.

Первый блок«Подготовка к олимпиаде по математике».

Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.

Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.

Второй блок«Из истории математики».

В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.

Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.

Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Третий блок«Занимательные задачи».

В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.

Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Четвёртый блок«Старинные задачи».

В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.

Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

Пятый блок«Прикладная математика».

Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

Формы: развивающие игры, лекции, оригами.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

1. форм занятий, планируемых по разделам или темам

лекции, мозговые штурмы, эвристические беседы, конференции, экскурсии в прошлое, развивающие игры, викторины, работа с энциклопедией в Интернете, сообщения учащихся, мини-рефераты.
2. формы приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса (способы передачи содержания образования и способы организации детской деятельности).

а) методы по источнику познания:

-словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия );

-практический (занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки );

-наглядный (демонстрация, иллюстрирование);

-работа с книгой;

-видеометод.

б) по характеру познавательной деятельности:

-объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);

-репродуктивный (работа по образцам);

-проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

-частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

в) на основе структуры личности:

-методы формирования сознания, понятий, взглядов (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа );

-методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра);

-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).

Материально-техническое оснащение
Учебный класс с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, 12 столов и 24стула для обучающихся, доска, мел, чертёжные инструменты, наглядные пособия (таблицы, геометрические фигуры), компьютер, проектор, интерактивная доска, слайд-проектор.


Литература

1. Петрарков И.С. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
2. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс,2005.
3. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Мухаметзянова Ф.С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. — 104 с.
6. Педогогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Математика/ авт.-сост. Ф.С. Мухаметзянова; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск : УИПКПРО, 2007.
7. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Список литературы,

рекомендуемый детям.
1. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. ср. шк.- М.: Просвещение,1990.

2. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1986.

3. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6 – 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989.

4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1988.

5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconПрограмма по хореографии Возраст: 7-11 лет
Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconПрезентация, книги о птицах, фотографии птиц Забайкалья, рисунки учащихся
Мероприятие разработано для учащихся 1 – 4 классов, рекомендуемый возраст 8 – 10 лет
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconЭкспериментальная программа для учащихся 1-4 классов общеэстетического...
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconПсихолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков
Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconДополнительная образовательная программа отделения хореографии «История...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 8 до 11 лет (2 4 классы)
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconУчебно-тематический план по программе «Основы программирования» (2...
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconРеферат по химии на тему: “ Химия в хозяйстве ”
Считают, что жизнь на ней зародилась 800—1000 тыс лет назад. Ученые обнаружили следы деятельности первобытного человека, возраст...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа курса «Альфа и омега» разработана для учащихся 5-х классов, с целью обогащения знаний учащихся в области культуры, истории...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconОбразовательная программа Автор-составитель: Ананичева Л. В., преподаватель...
Программа «Слушание музыки 1 класс» адресована учащимся музыкального и хореографического отделении Очерской детской школы искусств...
Образовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет iconОбразовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск