Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков





НазваниеПсихолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков
страница1/12
Дата публикации08.01.2015
Размер1.89 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования и науки Российской

Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет»

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

На правах рукописи

Ибатулина Лилия Николаевна

Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков.

Специальность 050607 – Педагогика и психология

Дипломная работа

по педагогике

Комсомольск-на-Амуре

2009

Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет».

Научный руководитель – Самодурова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры педагогики.

Рецензент – Шмакова Вера Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

Защита ВКР состоится: «__» _____________200 г. В 8ч.30мин., в аудитории «__» института /факультета .

К защите допускаю:

Научный руководитель Т. В. Самодурова

Заведующий кафедрой педагогики Т. В. Самодурова

Директор ИЗО Г.Н. Сумина


Информационная карта

«Дипломная работа»

  1. Исполнитель работы:_______________________________________

  2. Институт:_______________________________________

  3. Кафедра:__________________________________________________

  4. Научный руководитель:_____________________________________

  5. Рецензент:________________________________________________

  6. Название работы:__________________________________________

  7. Реферат (краткая аннотация работы):_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Цель работы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  9. Методы исследования:_______________________________________

  10. Полученные результаты, новизна:______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Внедрение (школа, вуз, училище)______________________________

13.Область применения (учебно-воспитательный процесс, НИР):___________________

14.Выпускная квалификационная работа выполнена: по плану НИР кафедры, по инициативной тематике, по заказу учреждений, в рамках грантового исследования (ненужное вычеркнуть)

Зав. кафедрой_____________ Самодурова Т.В.

Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические аспекты создания психолого-педагогических условий снижения агрессивности подростков.

1.1.Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема…..

1.2.Писхологические особенности проявления агрессивного поведения подростков…… 14

1.3.Комплекс психолого-педагогических условий, влияющих на снижение агрессивности подростков…………………………………………………..

Выводы по I главе……………………………………………………….…....26

Глава II. Экспериментальное исследование условий агрессивного поведения подростков.

2.1. Диагностика проявления агрессии подростков………………………….

2.2. Проведение работы по снижению агрессивности подростков результаты формирующего эксперимента………………………………………………

Выводы по II главе……………………………………………………….…..35

Заключение……………………………………………………………….…..39

Библиографический список ……………………………………………..…...41

Приложение…………………………………………………………………...42

Введение

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].

Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

1.Психоаналитическое направление представленное З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни и др. определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов психологической защиты человека.

2.Поведенческое направление – эта школа возникла как противопоставление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается как ситуативное.

Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

3.Гуманистическое направление (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз) объясняет, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологической защиты.

4.Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы.

Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».[55,3].

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей.

Проникновение западных музыкальных стилей и направлений (рок, джаз, блюз, компьютерная музыка), обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах.

Насаждение западной культуры привело к культу насилия, наркотиков, сексуальной распущенности среди малолетних. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время выросла молодежная преступность. Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Гипотезы исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.

В нашей работе мы поставили следующие задачи:

1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновению агрессии у подростков.

2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков.

3. Диагностика личностных качеств подростков.

4. Диагностика исходного уровня психологических особенностей агрессивных подростков.

5. Установление зависимости между агрессивным поведением и личностными особенностями подростков.

6. Формирование экспериментальной группы подростков из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.

7. Разработка и реализация коррекционной программы по снижению состояния агрессии у подростков.

8. Контрольно – диагностическое обследование после коррекционной работы.

В своей работе мы опирались на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др.

Методы исследования: наблюдение, беседа, методики, направленные на изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального состояния (опросник Басса – Дарки, FPI).

Исследование проводилось в МОУСОШ № 36 города Тулы.

Выборка испытуемых: учащиеся восьмых классов – 36 человек, среди них 15 мальчиков и 21 девочка.

Глава 1 Теоретический анализ психологических особенностей

личности агрессивных подростков

1.1. Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в

зарубежной и отечественной психологии

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий – «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия.

Почему люди действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии.

В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи проблемой агрессии, имеют ответы.

1. Человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).

2. Агрессия с точки зрения социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.

Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии – негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.

Проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, А. Басс выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: [8,15].

· физическая – вербальная;

· активная – пассивная;

· прямая – непрямая.

Категории агрессии по А. Бассу:

Таблица №1





тип агрессии

примеры

1

ФИЗИЧЕСКАЯ

Активная - прямая

Применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия.

2

Активная - непрямая

Агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо .

3

Пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

4

Пассивная - прямая

Отказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации.

1

ВЕРБАЛЬНАЯ

Активная - прямая

Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека.

2

Активная - непрямая

Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке.

3

Пассивно - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы.

4

Пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения.


Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией.

Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:

АГРЕССИЯ - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [8,18].

Некоторые авторы [8,18] агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.

1. Как объяснить, что агрессор по свободной воле оскорбил жертву, как один человек намерен навредить другому.

2. Намерение – это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы. Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:

1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Агрессия (от лат.aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на экспрессивную (сила проявления эмоций, чувств); враждебную агрессию, которая характеризуется целенаправленностью, осознанным намерением нанесения вреда другим; инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство ее достижения.

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения.[31,416].

Агрессивное поведение (фр. agressif - вызывающей, воинствующей; от лат. aggredior - нападаю) – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим.[38,7]. Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации.[5,27].

Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:

а). Многочисленные отпоры;

б). Отрицательные отзывы и критические замечания;

в). Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;

г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;

д). Оскорбления, упреки обвинения;

е). Угрозы, вымогательства, принуждения.

Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.

Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.

Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:

· Ярость, вспышка гнева;

· Гнев

· Полная пассивность, страх;

· Сознательный уход от деятельности;

· Скука;

· Депрессия – длительно подавленный гнев;

· Сарказм, грубые шутки, унижение другого;

· Эгоцентризм, гордыня.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.

Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconУвр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив
А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconФедеральное агентство по образованию мурманский государственный педагогический...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Психолого-педагогические условия развития креативности обучающихся в контексте реализации фгос основного общего образования
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconМетодические материалы педагогов сош №3 за 2012-2013 уч г. Лухтанова Е. В
«Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности для развития произвольного поведения детей 6-7 лет», публикация...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков icon«Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной...
Психолого-педагогические аспекты оценки учебных достижений в специальной медицинской группе
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПроект психолого-педагогической коррекции детской агрессивности
Рабочая программа составлена Скворцовым Евгением Арсеньевичем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Говоря же об истинной ("злокачественной") агрессивности, мы имеем в виду устойчивые свойства личности, которые выражаются в повышенной...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так,...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПедагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных...
Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПрограмма опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические...
«Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы»
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПубликации
Психолого-педагогические аспекты формирования личности ребёнка средствами сказок
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПервые итоги регистрации российских политических партий в условиях...
...
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПример оформления оглавления
ПСихолого-педагогические аспекты проектирования школьного Web-сайта
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПедагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного...
Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков iconПсихолого-педагогические проблемы дезадаптации первоклассников-шестилеток
Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленка, г. Полтава


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск