Скачать 53.78 Kb.
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ-ШЕСТИЛЕТОК А.В.Пасичниченко, Н.В.Ковалевская Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленка, г.Полтава Начало обучения ребенка в первом классе - это сложный и ответственный период, качественно новый этап в его жизни, который сопровождается значительными изменениями и необходимостью адаптации к ним. Исследователи адаптации считают, что это явление закономерное, естественное, зависит от многих факторов, и, прежде всего, от уровня психологической готовности дошкольника к обучению. Как показали исследование Н.И.Гуткиной, среди детей, которые идут в школу с 6 лет меньше половины (около 40 %) имеют внутреннюю позицию школьника. Что касается первого этапа школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. В некоторых появляются вялость, плаксивость, ухудшаются сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными, а усталость приводит к срывам в поведении, к капризам. Если первокласснику в течение первого полугодия обучения не удается успешно приспособиться к школе, то у него диагностируют проблему начальной школьной дезадаптации - замедленное и осложненное приспособления первоклассника к условиям школьного обучения, большей частью вызванное низким уровнем школьной зрелости ребенка. Учёные отмечают, что школьную дезадаптацию можно рассматривать как процесс, как проявление и как результат. Для дезадаптации как процесса характерно снижение адаптивных возможностей ребёнка в условиях школы. Дезадаптация как проявление - это характеристика нетипичного поведения, эмоционально-психологического состояния ученика в школе и вне нее. Дезадаптация как результат является свидетельством того, что поведение, отношения и результативность обучения ребёнка не отвечают соответствующим для него (его сверстников) нормам в данных условиях жизнедеятельности. [6] Маринушкина О. [4] указывает, что большинство исследователей выделяют школьную дезадаптацию в «самостоятельный феномен», который возникает в результате несоответствия социально-психологического статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации, т.е. ситуации школьного обучения. С точки зрения Петрюк И. [6] дезадаптоваными можно назвать тех учеников, которые по разным причинам не могут наравне со сверстниками приспособиться к условиям среды образовательного учреждения, что существенно сказывается на их развитии, обучении, воспитании. Проблема школьной дезадаптации ребёнка 6-летнего возраста тесно коррелирует с низкой степенью школьной зрелости. Однако, возникновение этой проблемы можно объяснить и действием целого ряда внешних и внутренних факторов. Внешними детерминантами является несоответствие условий обучения шестилеток их психофизиологическим особенностям; отрицательное отношение учителя к ученикам; несовершенная методика обучения шестилеток; отсутствие контроля родителей за обучением ребёнка. К внутренним факторам принадлежит отрицательная мотивация, низкий уровень интеллектуальной готовности, несформированность волевой готовности к школьному обучению, недостаточный уровень социальной готовности. Лупанина С. [2] выделяет такие особенности школьной дезадаптации младших школьников: школьная дезадаптация связана с невозможностью овладеть, прежде всего, операционной стороной учебной деятельности; трудности в обучении и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя; причины возникновения школьной дезадаптации часто связаны с отношением в семье к ребёнку и его учёбе. Мельник Н. [5] отмечает, что проблема снижения успеваемости младших школьников и нарушение поведения часто рассматривают с точки зрения несформированности эмоционально-волевой сферы и когнитивных процессов, педагогической запушенности, и т.п. Однако важным аспектом дезадаптации является система взаимоотношений «ребёнок-родители-учитель». Несогласованность ожиданий и потенциала членов системы, неудовлетворенность при взаимодействии внутри системы ведёт к росту напряжения, изоляции и фрустрации самого слабого члена системы. В ходе проведения педагогической диагностики выявлено, что показателями школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте являются отклонения в психосоматическом развитии и здоровье; недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе; неспособность усвоить роль ученика, осознать требования и нормы школьной жизни; отрицательное отношение к учёбе; несформированность психофизиологических и психологических основ учебной деятельности; интеллектуальная пассивность; трудности в усвоении учебного материала, сниженная способность учиться, отставание в темпе деятельности; сниженная трудоспособность, высокая утомляемость. [6] Обобщая результаты исследований Веленко А. [1] отмечает, что причины дезадаптации могут быть такими: 1. Особенности методов воспитания в семье: завышенные ожидания относительно успеваемости ребёнка, любая неудача воспринимается неадекватно; разговоры о недостатках школы или учителя вместо акцентирования на приятных моментах; частые конфликты по поводу обучения ребёнка, после чего все, что связано со школой, теряет привлекательность; воспитание ребёнка по типу "кумир семьи"; равнодушное отношение родителей к обучению. 2. Нарушение в системе отношений в школе: влияние на ребёнка самого процесса обучения; некорректное отношение учителя к ученику; слияние методов обучения и индивидуальной чувствительности центральной нервной системы ребёнка; нарушение отношений с одноклассниками; объективная критика недостатков ученика со стороны учителя. 3. Индивидуальные особенности психического развития ребёнка: несформированность мотивации ученика; невысокий интеллектуальный потенциал; задержка психического развития; гиперактивность; трудности в волевой регуляции поведения, внимания, учебной деятельности; чувствительность к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; завышенная самооценка и уровень притязаний ребёнка или родителей; повышенная чувствительность нервной системы; повышенный уровень тревожности; агрессивность, замкнутость; инертность нервных процессов; хронические заболевания, ослабление организма; отсутствие психологической подготовки к школе. Для успешной коррекции проблемы начальной дезадаптации, как подчеркивает Мальцева Т. [3], необходимо учитывать ее симптоматику (признаки): трудности в обучении, стойкая неуспеваемость; нарушение взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителем; нежелание посещать школу; соматические проявления (головная боль, нарушение сна, аппетита, боль в животе); подавленное расположение духа, повышенная утомляемость, глубокий спад трудоспособности в конце дня, недели; повышенная тревожность, плаксивость, неумение строить отношения со взрослыми, детьми; отставание в учебе; эмоциональные нарушения; проявления дефицита внимания, неготовность к продолжительному общению. Итак, поступление ребёнка в школу является переломным моментом его жизни. Резкое изменение обычных её форм вызывает, прежде всего, нервно-психическое напряжение, которое не всегда проходит без осложнений, а иногда сопровождается эмоциональными перегрузками, что неизбежно ведет к школьной дезадаптации. Явление школьной дезадаптации достаточно распространено в последние годы. Ошибочная оценка характера и причин трудностей, которые возникают в учеников в начале обучения в школе, запоздалое выявление детей не готовых к учебной деятельности, порождает сложные проблемы, которые становятся основой для разнообразных отклонений в психосоциальном развитии на следующих этапах онтогенеза. Литература:
|
Увр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии... | I. теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса Психолого-педагогические основы современной теории интереса | ||
Федеральное агенство по науке и инновациям Юга России» и школу-семинар для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические... | ||
Реферат подготовила преподаватель 1 квалификационной категории моудод «Детская школа искусств» Адаптация первоклассников как психолого-педагогическая проблема | Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих... Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить... | ||
Публикации Психолого-педагогические аспекты формирования личности ребёнка средствами сказок | Пример оформления оглавления ПСихолого-педагогические аспекты проектирования школьного Web-сайта | ||
Л. В. Абдрахманова формирование профессиональных коммуникативных умений Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2007. №1(7) | По специальности 0303 «Иностранный язык» Руководители: Яссак Р. В. Седова Н. Н Психолого-педагогические основы внеклассной работы по иностранному языку | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогические аспекты подготовки учителя к уроку | Реферат Тема: «психология детей младшего школьного возраста» Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учетом особенностей темперамента младших школьников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья «Организационные и психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогические особенности организации и структура обучения дисциплинам художественного цикла | ||
Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... |