Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.02.2014
Размер353 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3



Содержание


  1. АННОТАЦИЯ ……………………………………………………………………………… 3

  2. КАК НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ? УЧИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ ……………………… 4




    1. УСИЛИТЬ «Д» РЫЧАГИ УЧИТЕЛЬСКОЙ НАСТОЙЧИВОСТИ

1.2 КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ «К» И АРТИСТИЧНОСТЬ?

1.3 О РАБОЧЕМ ШУМЕ И ПРАВИЛАХ


  1. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ……………………………………. 13




  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ……………………………………………………………………………………………………... 19


Аннотация

Молодой учитель. Кто он такой? Молодой человек, окончивший институт?

Вооружившись знанием методических приёмов, спроектировав учебные задания, продумав задание на социализацию обучения и изначально будучи специалистом в своем предмете, учитель заходит в класс и… встречает молчаливый отпор или шумное нежелание работать на уроке. В чём проблема? Что взволновало ваших учеников или что вызвало недоверие? Особенно важным является первый урок — урок вашего знакомства с будущими учениками.

Возникает множество вопросов, на которые трудно ответить молодому специалисту без посторонней помощи.

В школьном коллективе решающими являются отношения между учителем и учениками, именно от них во многом зависят результаты всей учебно-воспитательной работы. В тесном контакте с молодыми учителями работают опытные педагоги. Они передают начинающим учителям свои знания, умения и навыки, помогают стать настоящими мастерами своего дела.

Безусловно, одним и условий проведения урока является качественная подготовка учителя к уроку. Во время подготовки к уроку учитель должен помнить, что каждое занятие предполагает его готовность удивлять и удивляться. Увлекает добросовестная и всесторонняя подготовленность к уроку, эмоциональная искренность учителя, его увлеченность. Поскольку педагог будет общаться с детьми, то в случае отсутствия взаимодействия с ними непременно возникнет психологический барьер, который превратит урок в тяжелое испытание. Учитель может дать блестящий урок, но конкретный ученик не достигнет никакого результата.

Поэтому в первый сборник вошли самые необходимые для начинающего учителя статьи, которые помогут ему достаточно точно себя оценить, а значит и определить, что стоит в себе изменить, преодолеть, развить.

КАК НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ?

УЧИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ

Садкина В. И.
Наиболее важным для учителя является первый урок — урок вашего знакомства с будущими учениками. Как задать деловой тон в общении? Как построить отношения с классом так, чтобы, не впадая в крайности (от муштры и солдафонств до «мне сели на шею»), создать атмосферу сотрудничества? Как найти ту золотую середину между ролями «дрессировщика», «клоуна» и «рабочего коня», что является триединой составляющей понятия «опытный учитель»?
В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика,

клоуна и циркового коня, которого год за годом гоняют по кругу.

Максим Звонарёв, российский журналист
«Дрессировщик». Первые ассоциации, приходящие на ум при слове «дрессировщик», — это стройная, сильная личность, которая кнутом и пряником заставляет подчиняться своей воле самых непокорных и своевольных представителей фауны. «Ап… клацанье кнута» — львы и тигры падают к ногам, превращаясь в ласковых кошечек, и попутно выпускают коготочки, надеясь при первой благоприятной возможности пустить их в ход.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод: спиной поворачиваться к этим «кошечкам» нельзя, а то жди обратного «Ап!». Переводя этот опус на учительский язык, получаем следующее.

«Дрессировщик» — это дисциплина и управляемость. Наладить взаимоотношения с классом, базируясь исключительно на средствах «дрессировщика», довольно сложно. Что может служить рабочим «инструментом дрессировщика»? Прежде всего, голос, точнее сила, интонации голоса.

«Клоун». Давайте сразу всё поставим на свои места: ничего смешного или обидного в этой учительской роли нет. Клоун вызывает смех, но смеются не над ним, а над той ролью, которую он играет. Клоун — весёлый добряк, которого любят, обожествляют, аплодируют, им восторгаются. Он яркий и выразительный. Он артист! Кто не согласен, что роль учителя на уроке — это тоже роль артиста? 45 минут длится спектакль, урок удачный, ты так вошел в роль, что видишь обожествление и восторг. Учитель виртуоз! Очень жаль, что у нас не принято благодарить учителя за прекрасно проведенный урок аплодисментами. Это было бы более чем уместно! На учительском языке «клоун» — яркость, выразительность, артистизм, эмоциональность! Средствами работы «клоуна» являются его артистизм, юмор, откровенность и доброжелательность. Дети очень любят, когда учитель ведёт себя на уроке свободно, настолько уверен в себе, что может решить все проблемы шутя. Не все рождаются актёрами, но артистизм можно развивать, пользуясь несложными приёмами.
Уча других, мы учимся сами. ��

Сенека, римский государственный деятель
«Рабочая лошадка». Работа учителя — это не прерывная работа на протяжении всей педагогической деятельности. Вначале, только выходя из студенческих рядов, ты думаешь: «Чем я их буду занимать целых 45 минут? Как долго тянутся эти минуты!» Потом проходит лет пять, и с удивлением понимаешь, что 45 минут тебе мало, значит, уже есть что предложить ученикам. Еще через 10 лет ты неспешно выбираешь из своего арсенала педагогические приёмы, технологии, дополнительные материалы и осознаёшь, что эту 45-минутную тему ты можешь легко растянуть и на три урока. Всё это нарабатывается со временем.

Всё это называется педагогическим профессионализмом. Но ничего не падает с неба просто так.

Даже нынешнее большое количество методической литературы принципиально не спасает. Это чужая работа, а надо пропустить её через себя. Пока на практике, на своем уроке, ты не воспользуешься тем или иным методическим приёмом, — как можно понять его эффективность? Соответствует ли он твоему темпераменту, учитывает ли он особенности класса, с которым работаешь? Работать учителем — это постоянно учиться самому. Таким образом, «рабочая лошадка» — это профессионализм, безупречное знание предмета и методики преподавания. Составляющими профессионализма является и общение с более опытными коллегами, самообразование, чтение и тщательная обработка специальной педагогической и методической литературы и пр.

Учитель, перестающий работать над собой, перестаёт быть интересным как учитель. Казалось бы, ну что нового можно найти в географии? Все материки давно открыты, все уголки природы описаны, всё учтено и сбалансировано. Учебник географии знаешь лучше семейного альбома… Но природа живёт и развивается, она не стоит на месте. Без толку приводить пример о цунами в Тихом океане, которое обрушилось на Чили в 1961 году, если подобное явление имело место в 2004 году в Индий ском океане! Печать заполнена описаниями очевидцев этого природного явления, телевидение и Интернет показывают документальные кадры этого бедствия, а учитель, как и 10 лет тому назад, пересказывает текст учебников с устаревшими примерами?! И, конечно, учебник не для учителя — это литература для ученика. Для учителя существует масса других источников информации. Широчайший спектр — периодика: от научно-методических изданий, предназначенных специально для учителей, до роскошных иллюстрированных журналов, в которых умный учитель найдёт немало полезной для работы информации. А книги? Благодаря системе «Книга — по почте» можно заказать любую книгу и по методике преподавания, и по педагогике, было бы желание. Ну, хорошо, теорему Пифагора иначе не рассказать, но провести урок, воспользовавшись новыми методическими приёмами, можно. Но для этого надо быть «рабочей лошадкой» и преданно тянуть свою учительскую телегу. Дети сейчас очень активные, мобильные, «интернетные», они все замечают, и учительское незнание или непрофессионализм прежде всего становится мишенью и больным местом, куда могут ударить.

Учиться никогда не поздно. ��

Сократ, древнегреческий философ
Как достичь гармонии между этими учительскими ролями? Как оценить себя и определить, какую роль играешь в учительской жизни? Соотношение этих трёх ролей (попробуем обобщить с помощью математики) у всех разное, но оно не остаётся неизменным в течение учительской карьеры. Вспоминая себя в роли начинающего учителя и критически оценивая, можно сознаться, что тогда это было так — 15Д : 65К : 20РЛ — особой дисциплины и профессионализма на уроках не было, но артистизм и эмоциональность зашкаливали. Это меня держало на плаву, это то, что присуще молодости, это то, за что любят молодых учителей. Прошло более двадцати лет работы в школе, и сейчас для меня важнее другое — 35Д : 20К : 45РЛ. Сейчас у меня нет проблем с дисциплиной на уроке, но я понимаю, что даже высокий профессионализм бывает суховат, и усилием воли подключаю эмоциональную волну, поскольку эмоции, образность, выразительность так же важны, как и знание предмета и методики. Можно быть суперпрофессионалом, но при этом дети не будут любить твой предмет, тогда и профессионализм развеивается как призрачное облачко, в нём просто нет смысла. Работа учителя — это работа с детьми, а не с машинами, если учитель не получает признания детей, то его работа теряет какой-либо смысл. К сожалению, нет формулы, которая опишет триединую составляющую понятия «опытный учитель», и соотношение 33Д : 33К : 33РЛ — не идеальное. Каждый учитель сам определяет для себя роли,

и если это необходимо, то может усилить и «Д», и развить в себе качества «К», а над «РЛ» надо просто кропотливо работать.
УСИЛИТЬ «Д» РЫЧАГИ УЧИТЕЛЬСКОЙ НАСТОЙЧИВОСТИ

Во время общения одни люди более настойчивы, другие — менее. Но в настойчивости как самых скромных, так и самых уверенных можно уловить некоторые общие закономерности, общие способы действия. В теории действий П. М. Ершова (1910–1994) эти общие способы поведения именуются средствами, или рычагами, настойчивости, поскольку позволяют преодолевать даже мощное сопротивление оппонента.
Кого боги хотят подвергнуть наказанию, того они делают педагогом.

Сенека, римский государственный деятель

Умение поучать состоит из владения, прежде всего, рычагами настойчивости. Первый из них — мобилизованность. В мобилизованности можно различить физическую и психическую стороны, которые взаимосвязаны. Собранность внимания видна во взгляде, дыхании, общей подтянутости мускулатуры тела, в частности спины, позвоночника. Чем больше подтянутость, тем выше степень мобилизованности, которая особенно выразительна у человека перед осуществлением прямолинейного наступления на собеседника.
Очень немного людей, и притом лишь исключительных,

способны просто и откровенно сказать: ≪Не знаю≫.

Дмитрий Писарев, русский публицист

Успешность многих дел, в том числе и настолько непривлекательного, как вычитывание, во многом зависит от предварительной телесной мобилизации учителя. Недаром много педагогов буквально врываются в громкий класс, что само по себе уже успокаивает учеников: чем больше шума в классе, тем большая мобилизованность должна быть у педагога. Тогда ученики ощущают непреодолимое препятствие в лице педагога, и просто нет смысла всё время натыкаться и получать шишки от этого препятствия.

��Мобилизованность

��Умение повышать и усиливать голос в начале каждой следующей фразы

��Манипулирование голосом

��Укрупнение речевых блоков

В мобилизации большое значение имеет умение задать тон. Учитель задаёт тон упругим, энергичным голосом, собранностью движений; гамма оттенков при этом может быть разной — от суходеловой (более уместна и полезна на уроке, чем вражески-деловая) до доброжелательно-деловой (высший пилотаж учительской мобилизации). Второй рычаг педагогической настойчивости заключается в умении повышать и усиливать голос в начале каждой дальнейшей фразы, по сравнению с предыдущей. Во время общения, обращая на себя внимание, отбирая инициативу или удерживая её, люди обычно повышают и усиливают голос. Поэтому борьба за инициативу часто выражается в стремлении перекричать друг друга. При этом громкость сама по себе не главна, важнее её «прирост». Фразы могут произноситься и не очень громко, но так, чтобы каждая следующая звучала сильнее предыдущей. Если всю энергию вложить в первые слова, то произнести громче другие фразы уже просто невозможно. Поэтому такая громкость вместо эффекта настойчивости оборачивается бессилием, неубедительностью и возрастающей раздражительностью учителя. Для того чтобы увеличить эффект от каждой последующей фразы, используется не только громкость, но и повышение звука. Выходит своеобразная комбинация: впечатление прироста силы произношения возникает благодаря то повышению голоса, то его усилению. Третий рычаг обеспечивает бесконечность подобного учительского действия и заключается в манипулировании голосом. Когда голос дошёл до верхних нот звучания и запас громкости исчерпан, то он будто прыгает назад на исходные позиции, и следующая фраза выговаривается на басах и довольно тихо. Это ярко контрастирует с высоким и громким выговариванием предыдущей фразы, и у учителя снова появляется возможность достигать прироста настойчивости и демонстрировать её неисчерпаемость.

Такие контрастные прыжки позволяют создать впечатление лавины, которая неудержимо усиливается и сметает всё на своем пути. Контрасты в силе и высоте голоса часто успешно маскируют отсутствие изобретательности в подборе аргументов или даже заполняют это отсутствие. Изменение одного рычага на другой создает впечатление изменения аргументации, и тогда уже высказанные претензии начинают выглядеть как новые, хотя и не являются таковыми.

Ещё один рычаг настойчивости — это укрупнение языка, которое возникает во время растягивания громких (прежде всего ударных) с параллельным включением сочных верхов и низов в голосе. Учитель, не прерывая объяснения, изменяет свою речь: громкие становятся длинными и большими. Припомните классическую страшилку: «Нет, вы у меня потанцуете!» Кстати, на уроках физкультуры этот рычаг настойчивости действует безотказно, давно и преданно. «На старт! Внимание… марш!» Вы видели, чтобы кто-то остался на старте после такой подачи команды? Представьте, что эта команда подана без приёмов укрупнения. Спортивного азарта она точно не вызовет. Но… если громкие звуки постоянно удлинять, то содержание речи утрачивается. Поэтому необходимо воздержание в использовании данного рычага и его объединение с манипуляцией контрастами.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск