Скачать 2.23 Mb.
|
Анализ системы управления образовательным учреждением. Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии на полноценное образование. Управление школой осуществляется на основе закона РФ "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы и локальных актов. Цель управления школой заключается в формировании демократического учреждения, воспитывающего всесторонне развитую, социально адаптированную личность. Образование, как и любой процесс в социально-экономической системе, не может и не должен формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и от эффективности управления зависит и качество обучения, и жизнеспособность школы, и ее конкурентноспособность. СХЕМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки Удмуртской Республики Управление образования Администрации г.Ижевска Педсовет Директор Общешкольный МОУ «СОШ № 16» родительский комитет, Совет старшеклассников Заместители директора (УВР, НМР, ВР, АХР, охране труда) Педагогический коллектив Управление школой невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации. Управление в нашей школе осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов. Коллегиальными органами управления в школе являются Педагогический совет и Собрание трудового коллектива. Педсовет функционирует в целях организации, развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении, повышения профессионального мастерства педагогических работников. Функция Педсовета - разработка, принятие, реализация и педагогическое сопровождение образовательной программы Учреждения. Педагогический совет проводится не реже 4 раз в год.
Собрание трудового коллектива является коллегиальным органом самоуправления и функционирует в целях реализации законного права работников учреждения на участие в управлении школой, регулирования трудовых отношений между работниками и работодателем (директором) школы. Собрания трудового коллектива проводятся не реже 1 раза в год. Локальные акты школы отражают работу образовательного учреждения по трем направлениям:
В процессе управления директор осуществляет ряд конкретных функций:
Организаторская функция осуществляется посредством создания системы управления в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 16», где высшим органом управления является педагогический совет во главе с директором школы Таранниковой Жанной Владимировной. Еженедельно проводятся совещания при директоре, где обсуждаются основные текущие вопросы деятельности школы. Кроме того, проводятся совещания при заместителях директора по учебно – воспитательной части, один раз в месяц – заседания научно – методического совета. Проводятся заседания следующих комиссий: медико – психолого – педагогической, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по охране труда. Кроме того, один раз в полугодие проводится заседание общешкольного родительского комитета, на котором совместно с родителями обсуждаются вопросы взаимодействия педагогического коллектива и родителей. Еженедельно проводятся совещания с педагогическим коллективом по основным вопросам. Функция планирования реализуется путем составления программы развития школы на пять лет, которая предполагает формирование образовательного пространства, основанного на принципах гуманизма и создания социально эффективной школы. Годовой план работы школы составляется на основе анализа итогов прошлого года, решения итогового педагогического совета, где анализируются вопросы учебно – воспитательной, методической работы, административно – хозяйственной деятельности, определяются цели и задачи. Планирование осуществляется по каждому направлению на основе выявленных проблем по итогам года. Работа школы строится на основе принятого плана, в который вносятся коррективы, связанные с реформированием системы образования, приказами Министерства образования и науки, органами Управления образования. Функция мотивирования участников образовательного процесса предполагает стимулирование внутреннего ресурса педагогического коллектива, администрации и осуществляется за счет материального и морального вознаграждения, а именно:
Мотивирование осуществлять достаточно трудно, так как существуют материальные затруднения у школы и недостаточен фонд заработной платы. Одной из важнейшей функций является контроль управленческой деятельности. Она предполагает умение выявить недостатки, отклонения от реализации стратегической и тактической целей и вовремя скорректировать работу школы. В МОУ «СОШ № 16» создана система контроля: директор зам. директора по УВР, НМР, ВР, АХР, охраны труда педагоги, классные руководители. Формы контроля:
Административный аппарат школы отличают деловые коммуникации, высокий профессионализм, понимание роли науки в современных условиях, уровень культуры, честность, решительность характера и в то же время рассудительность, способность быть во всех отношениях образцом для окружающих, устанавливать контакты с партнерами и властями, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты. Единство взглядов руководителей на совместно решаемые учебно-воспитательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и в оценке деятельности учителей – все это обеспечивает правильную организацию учебно-воспитательным процессом в школе. Четкое распределение административных обязанностей на основе знания директором школы индивидуальных особенностей каждого заместителя позволило умело сформировать управленческий коллектив и эффективно организовывать его деятельность. Совместное планирование деятельности, организация контроля за деятельностью заместителей и постоянная оценка ее результативности, анализ и оценка деятельности учителей и самооценка личной деятельности, участие заместителей в тех видах деятельности, которые проводятся директором; обмен опытом работы и взаимной информацией о трудностях в организации личного труда и труда педагогического коллектива; совместный поиск оптимально верного пути их преодоления способствует успеху деятельности аппарата управления школы. Эффективное управление образовательным процессом в школе облегчает достижение образовательных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует негативные эффекты, носит прогностический, оперативно-предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, информационную, кадровую поддержку. Управляющая система школы реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности. Делопроизводство в школе ведется на основе «Инструкции по делопроизводству в МОУ «СОШ № 16», которая закреплена в общем положении. Установлена единая система, порядок подготовки, оформления и контроля за исполнением служебных документов. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» в своей деятельности по организации работы в области охраны труда руководствуется Законами РФ, отраслевыми стандартами, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки УР, Положением об охране труда, а также планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников и обучающихся. В школе имеется номенклатура дел по охране труда. Вся документация оформлена согласно номенклатуре дел. Работа строится согласно нормативным документам и годовому плану. Ежегодно приказом директора назначается ответственный за охрану труда и комиссия по охране труда. В школе ежегодно заключается соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом школы. Ведется учет педагогов, прошедших обучение по охране труда и технике безопасности.
Из представленных данных видно, что количество педагогов, прошедших обучение с каждым годом становится все больше. Проверка знаний по охране труда в образовательном учреждении осуществлена 30.01.2009 г. в объеме 6 часов. Обучение прошли 36 работников школы (45 %). За последние пять лет в школе разработаны программы и тексты вводного инструктажа и повторного инструктажа на рабочем месте. Все инструктажи проводятся в соответствии с нормативными документами, имеются записи в журналах проведения инструктажей с подписями. Оформлен стенд по охране труда, который ежегодно обновляется. Во всех кабинетах повышенной опасности (физики, химии, информатики и т.д.) имеются уголки по охране труда. Вопросы охраны труда рассматриваются на совещаниях при директоре, на собраниях трудового коллектива, индивидуально, а также в рамках проведения единых дней по охране труда. На совещаниях сотрудники школы знакомятся с нормативно – правовыми документами, с правилами пользования огнетушителями, сигнальной кнопкой, с правилами оказания первой доврачебной помощи. Четыре раза в год проводится учебная тревога с эвакуацией обучающихся и сотрудников школы. Проводятся рейды по кабинетам с целью проверки санитарно – гигиенического состояния, освещения и соблюдения норм противопожарной безопасности. В течение каждого учебного года проводятся классные часы, беседы, конкурсы, тестирование на различные темы по охране труда. На общих линейках проводится анализ травматизма в школе:
Приведенные данные показывают, что благодаря проведению профилактической работы количество травматизма в школе снижается. Разъяснительная работа ведется с учащимися по правилам поведения в перемену, в столовой, в общественных местах, в транспорте. Ежегодно, три раза в год, с обучающимися проводятся инструктажи по правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, личной безопасности. Для родителей (законных представителей) проводятся родительские собрания, до их сведения доводятся результаты медицинского обследования обучающихся. В образовательном учреждении каждую последнюю пятницу месяца проводятся «Дни охраны труда». На заседаниях комиссии по охране труда, на административных советах заслушиваются преподаватели начальных классов, классные руководители, преподаватели физической культуры об организации и проведении перемен, уроков, внеклассных и спортивных мероприятий. Под особым контролем находится здоровье педагогических работников школы (по графику проходится медицинский осмотр). В целом, система управления, созданная в общеобразовательном учреждении, соответствует заявленным целям и задачам работы школы. Имеются определенные результаты работы, одобренные Педагогическим советом школы. В настоящее время система управления школы в плане перспективного развития и повышения качества образования продолжает работать в следующих направлениях: 1. подготовка новой редакции Устава школы, где отражаются основные вопросы жизнедеятельности образовательного учреждения; 2. приведение локальных актов в соответствие с новой редакцией Устава; 3. создание Попечительского совета школы. .Анализ организации учебного процесса образовательного процесса. При организации учебного процесса в 2010-11 учебном году администрацией и коллективом учителей ОУ поставлены следующая цель и задачи: |
Методическое пособие по охране труда в вопросах и ответах Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда | Экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда. Билет... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 | ||
Методические рекомендации по возложению обязанностей по охране труда... Перечень основных задач, обязанностей работодателя (администрации) и организационных мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых... | Организационно-распорядительная документация по охране труда Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда) | ||
Экзаменационные билеты по охране труда билет №1 Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда | Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда | ||
Протокол заседания Управляющего Совета Приглашенные: Колосова В. С., заместитель директора по увр; Коробец В. А., заместитель директора по вр; Шлык А. А., заместитель директора... | Экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда. Папка «Обучение по от» Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда) | ||
27 февраля в мбоу «Гимназия №17» прошел городской семинар для заместителей... В мбоу «Гимназия №17» прошел городской семинар для заместителей директоров по увр и нмр на тему : «Системно-деятельностный подход... | Инструкция по охране труда при уборке помещений Общие требования охраны труда К работе по уборке помещений допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр... | ||
Учебно методические рекомендации выпускная письменная экзаменационная... Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда | Основная цель Программы: качественная подготовка, организация и проведение... Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда | ||
Положение об организации работы по охране труда в организации Учебный план по обучению и проверке по охране труда педагогических работников учреждения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа с инспектором по охране труда. Обсудить регламент проведения Дня охраны труда. Утвердить положение. Сроки проведения обучения... | ||
Кафедра нормальной физиологии тестовые задания по дисциплине: «Нормальная... Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда | Государственная (итоговая) аттестация выпускников специальных (коррекционных)... Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда |